Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 19:30, курсовая работа
В данной работе будут рассмотрены виды пластиковых карт, организация расчетов по картам, а также некоторые особенности системы безналичных расчетов с помощью карт и их защита. Подводя итоги, будет рассмотрен вопрос о функционировании карт в России и проблемы их развития
Введени 3
Глава 1. Классификация пластиковых карточек 6
1.1 Классификация по способу занесения информации на карту 6
1.2 Классификация по категории клиентуры 9
Глава 2. Зарплатные карты 11
Глава 3. Организация расчетов с помощью банковских карт 18
3.1 Платежные схемы 18
3.2 Особенности кредита, выданного по Кредитной карте 22
3.3 Рейтинг банков по количеству банкоматов 25
3.4 Безопасность использования пластиковых карт 29
Заключение 32
Список литературы 35
Кредитная схема предусматривает нулевой исходный остаток на карточном счете. Все операции с карточкой записываются на кредит, который держатель карточки должен погашать на определенных условиях. Стандартная кредитная схема предусматривает следующие: В течение льготного периода ("grace period") - периода в 25 календарных дней до направления клиенту ежемесячной выписки по карточному счету проценты на сумму кредита не начисляются, но необходимо обязательно погасить 10 %-ов суммы кредита. По окончанию льготного периода ежедневно начисляются проценты на непогашенную часть кредита из расчета в 20 %- ов годовых, которые составляют основные доходы банка от карточек. Банк также взимает 2% за каждое получение наличных и годовую комиссию в 25 USD за пользование карточкой. Американские специалисты считают серьезной проблемой то, что многие держатели кредитных карт оплачивают свой долг полностью в течение 25 дней, то есть до начала начисления по нему процентов, лишая банк запланированных доходов.
Для магазинов, ориентирующихся на туристов, работа по кредитным карточкам (Credit card), оказалась особенно выгодной с точки зрения привлечения покупателей. Хотя ставки дисконта, взимаемые банком по торговым счетам различны в зависимости от вида и суммы операций, но в среднем по Соединенным Штатам они равны 3,5%. это значительно ниже расходов, связанных с содержанием торговой фирмой специального кредитного отдела, которые, по оценкам, составляют в среднем 5—6% суммы продаж.
Расчетная
схема предполагает оплату всей суммы
кредита в течение
Порядок
проведения расчетов
с использованием
пластиковых карт2.
Схема № 1
5. В
случае успешного завершения процедуры
авторизации POS -
терминал или банкомат списывает сумму
сделки с банковской карты и
выдает держателю карты слип (который
он, как правило, должен подписать);
владелец карты получает товар, услуги
или наличные деньги; банковская
карта возвращается владельцу карты.
6.
В конце каждого рабочего дня
ПОС. передает в банк-эквайрер
слипы, которые служат
7. Банк-эквайрер осуществляет расчеты с ПОС. по предоставленным слипам, зачисляя их общую сумму на банковский счет ПОС.
2-
Информация главы №3 и
Схема составлена по источнику:
«Правовое регулирование
11. Банк-эмитент и владелец карты осуществляют между собой расчеты по операциям по пластиковой карте, принадлежащей владельцу карты:
— по расчетной (дебетовой) карте банк-эмитент списывает денежные средства с банковского счета владельца карты;
— по кредитной карте владелец карты погашает предоставленный ему кредит и уплачивает проценты по нему (это происходит с определенной периодичностью, как правило, один раз в месяц).
Следует особо отметить, что средства, списанные со специального банковского счета юридического лица, чаще всего считаются выданными под отчет держателю корпоративной карты. При этом последний должен отчитаться об их использовании и/или осуществить возврат неизрасходованных средств. Запрещается использование корпоративных карт для выплаты заработной платы и других социальных выплат.
В заключение хотелось бы остановиться на вопросе прибыли, которую получают платежная система, процессинговый центр и участники расчетов. Эта прибыль состоит из комиссии, которую они получают за организацию и проведение расчетов по операциям с использованием пластиковых (банковских) карт. В зарубежных странах плательщиками данной комиссии являются предприятия торговли и сферы услуг (ПОСы), так как они заинтересованы в росте торговых оборотов, что наблюдается при использовании пластиковых карт при расчетах с клиентами. ПОСы уплачивают комиссию в виде торговой скидки, которую они перечисляют банку-эквайреру, а тот распределяет ее между остальными участниками. В России подобные преимущества расчета пластиковыми картами у предприятий торговли и сферы услуг пока не наблюдаются, поэтому плательщиками данной комиссии являются владельцы карт.
3.2. Особенности кредита выдаваемого по кредитной карте
Финансовые
учреждения (банки, кредитные компании
и ассоциации) создают свои программы
использования пластиковых
— операционные расходы значительно выше. Небольшая часть операций с крупными суммами требует телефонного звонка в центр авторизации для выяснения, имеет ли владелец карточки кредит, достаточный для проведения соответствующей операции. Для этого не требуется наличия электронных терминалов в магазинах и отделениях, если конечно, речь не идет об иностранном клиенте.
Основной источник дохода банка от кредитных карточек - проценты, взимаемые с владельцев карточек за кредиты и доходы от использования средств на счетах клиентов. Операции на основе кредитных карточек создают задолженность в финансовых учреждениях, которая начинает приносить проценты после достижения определенных условий. Для расчета процентов банки используют метод среднего дневного остатка на счете.
В 80-е годы прибыльность кредитных карточек для банков снизилась. Это было вызвано следующими причинами:
Торговцы, которые принимают кредитные карточки, подписывают соглашение с финансовым учреждением. На счет торговца поступает сумма, равная номинальной стоимости товара, купленного у него с помощью кредитной карточки, за вычетом комиссионных, выплачиваемых торговцем банку за акцепт чека. Эти комиссионные составляют от 1 до 5 %-ов, в среднем около 2,5 %. На эту величину, в конечном счете, уменьшается доход торговца от продажи товаров, оплачиваемых кредитными карточками. Однако, принимая кредитные карточки, магазины, отели, рестораны и другие предприятия расширяют круг своих клиентов, увеличивают сбыт. Поэтому подобные расчеты выгодны торговцам. Чтобы успешно конкурировать на рынке банковских услуг с другими банками, принимающими кредитные карточки того же типа, отделение банка должно предоставлять всем своим торговцам и расчетные услуги. Торговец, принимая кредитные карточки, может избежать продажи товаров в кредит неплатежеспособным клиентам, а также подделки, возникающих при оплате покупок чеками. Для этого используется определенная схема прохождения платежей. Переведя деньги на счет торговца, его банк связывается с банком владельца карточки, который снимает соответствующую сумму со счета владельца карточки и переводит ее в банк торговца. За это банк торговца выплачивает банку владельца карточки комиссионные, которые можно рассматривать как плату, за вклад учреждения, выдавшего карточку, в совершение покупки. Те банки, которые имеют широкую и прочную клиентуру среди торговцев, могут получать доход от учета торговых чеков. Норма этого дохода в США обычно изменяется в пределах от 1 до 5 %-ов. В этой области существует весьма жесткая ценовая конкуренция между банками. В ряде случаев комиссионные, получаемые от торговцев за прием их чеков, оказываются меньше, чем комиссионные, выплачиваемые учреждению, выпускающему карточки. Очень важно, чтобы финансовое учреждение точно оценивало прибыли и издержки, связанные с обслуживанием торговцев. Если оно не обладает достаточной устойчивостью, оно вряд ли сможет успешно конкурировать в этой области. Вопросы предоставления кредита тесно связаны с вопросами маркетинга финансовых услуг. Последние играют ключевую роль в тех случаях, когда владельцы карточек выражают желание и имеют возможность расширить лимит кредитования.
Кредит, основанный на кредитных карточках, хотя и близок к обычным формам, но имеет ряд существенных отличий. Он доступен для клиента во всем мире и 24 часа в сутки. Кроме того, клиент может превысить лимиты кредитования таким образом, что финансовое учреждение не будет об этом знать немедленно. Поэтому чрезвычайно важно управлять лимитами кредитования, в особенности для тех клиентов, о которых мало что известно. Финансовые учреждения обычно устанавливают более низкие лимиты кредитования и выдают карточки на более короткие сроки менее знакомым клиентам.
Операции по предоставлению кредита включают:
1)анализ
списка клиентов для
2)
согласие или отказ на выдачу
кредитной карточки и
3)указание
о выпуске карточек об
4)
сообщение необходимой
5)анализ
и реакцию на сообщения о
покупках и платежах
6)увеличение
лимитов кредитования; оно может
производиться в режиме
3.3. Рейтинг банков по количеству банкоматов
По данным ЦБ на 01.01. 2007 года, рынок пластиковых карт достиг объёма в 74,7 млн. шт., а 93% всех операций по ним на 01.01.2006 году приходилось на снятие наличных денежных средств. Рост количества пользователей пластиковых карт не возможен без развития инфраструктуры их обслуживания, а столь большой объём обналичивания средств не может не стимулировать банки к расширению своих сетей банкоматов.
И
для банков, и для государства
рост числа пользователей