Валютное регулирование и внешняя торговля в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является настоящей работы является комплексное исследование валютного регулирования и внешней торговли Японии, методы их осуществления; выявление и анализ проблем в данной области. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать общие положения валютного регулирования;
-изучить историю развития валютного регулирования Японии и ее валютную политику на современном этапе;
-проанализировать и дать характеристику внешней торговле Японии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие валютного регулирования и история его развития
в Японии…………………………………………………………………6
1.1. Сущность понятия валютного регулирования……………………….6
1.2. История развития валютного регулирования в Японии…………...10
1.3. Валютное регулирование в Японии на современном этапе…. …...17
Глава 2. Анализ внешней торговли Японии…………………………………..20
Динамика внешней торговли Японии ……………………................20
Географическое распределение внешней торговли Японии……….26
Структура внешней торговли Японии ……………………………...29
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников……………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

валют.курсовая.docx

— 77.87 Кб (Скачать файл)

          Контроль за валютными и внешнеторговыми операциями осуществляют в основном Министерство финансов, Министерство внешней торговли и промышленности (МИТИ) и Банк Японии как агент правительства. Основную роль в проведении расчетов играют уполномоченные банки. Контроль за экспортно-импортными операциями возложен на МИТИ.

           Платежи во все страны и поступления из-за границы осуществляются в любой валюте, включая иену. Нерезидентам открываются счета в иенах в любых уполномоченных банках Японии. Отсутствуют ограничения по операциям, проводимым по таким счетам и остатки свободно конвертируются. Однако во избежание резких колебаний курса иены могут быть ограничены выплаты процентов по указанным счетам. 
       Импорт товаров в Японии осуществляется свободно за исключением ввоза запрещенных товаров или импорта из некоторых стран. В Японии ограничен ввоз товаров 77 наименований, подпадающих под систему импортных ограничений и связанных с монополией государственной торговли, национальной безопасностью, здравоохранением и т.п. Для ввоза этих товаров в Японию импортеры получают сертификат импортной квоты, что позволяет им приобрести импортную лицензию у уполномоченного валютного банка автоматически при предоставлении заявления.   
        Ограничения по экспорту вводятся в соответствии с Законом об экспортных и импортных операциях и Распоряжением о контроле над экспортом, изданным в соответствии с Законом о контроле над иностранной валютой и внешней торговлей. Такие ограничения могут вводиться в целом для всех стран или в отношении определенных государств и включают в себя ограничения по объему экспорта, по экспортным ценам и т.п. В конце 1993 г. добровольные ограничения были введены на экспорт из Японии в США и ЕС ряда текстильных товаров, на экспорт в США легковых автомобилей и грузовых автомобилей в страны ЕС. Кроме того, контролируется экспорт в страны ЕС некоторых марок и видеомагнитофонов. 
          На конец 1993 г. в Японии в соответствии с Законом об экспортных и импортных операциях действовали 27 экспортных картелей. Товары 228 наименований подлежали лицензированию в соответствии с Законом о контроле над иностранной валютой и внешней торговлей, для контроля за их экспертом в некоторые страны, в связи с нехваткой на внутреннем рынке (например, никель) или затем, чтобы определить введение импортных ограничений другими странами на ввоз ими некоторых видов текстильной продукции. Требуется одобрение МИТИ для экспорта товаров на переработку или на экспорт тех товаров, расчеты по которым осуществляются по формам, указанным выше.

         Индивидуальному лицензированию подлежат некоторые сырьевые товары, вывозимые для дальнейшей их переработки за рубежом или реимпорт. На экспорт в Югославию, Ирак и Ливию требуется разрешение МИТИ.3

          Поступления по невидимым операциям в основном осуществляются без лицензии. Резиденты и нерезиденты могут свободно ввозить валюту любой страны на неограниченную сумму. Платежи по невидимым операциям производятся в основном без ограничений. Но юридически и физическим лицам, кроме государственных учреждений, необходимо получить одобрение Банка Японии для перевода за границу даров и пожертвований (кроме государственных учреждений) нерезидентам (за исключением родственников за рубежом) на сумму свыше 5 млн. иен. Переводы родственникам за границу, а также другие виды переводов и платежей по невидимым операциям (например, покупка валюты для зарубежной поездки) производятся без ограничений. Но требуется одобрение Банка Японии на вывоз национальной валюты на сумму свыше 5 млн. иен.

         Для осуществления расчетов по невидимым операциям с Югославией, Ираком и Ливией требуется согласие МИТИ.

        Операции, связанные с движением капитала, в основном осуществляются свободно.

        Приобретение ценных бумаг осуществляется практически без ограничений, если он ведется через компании, занимающиеся операциями с ценными бумагами, а валютные банки и уполномоченные инвесторы могут свободно производить портфельные инвестиции. Однако приобретение таких ценных бумаг через компании, не уполномоченные вести операции с ценными бумагами, и кредитов, предоставляемых резидентами, требуют предварительного уведомления без периода ожидания.

       В апреле 1991 г. были внесены изменения в Закон об иностранных прямых инвестициях. Иностранные инвестиции подлежат уведомлению только после их осуществления, если это не затрагивает интересы национальной безопасности страны, за исключением четырех отраслей (сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство, горнодобывающая и нефтяная промышленность и производство кожи и изделий из нее). 
       Вывоз резидентами инвестиций в виде кредитов, эмиссий облигаций за рубежом, выпуска нерезидентами облигаций в самой Японии и прямые зарубежные инвестиции требуют предварительного уведомления с периодом ожидания в 20 дней.

        Другие операции могут осуществляться нерезидентами свободно. Возможно предварительное одобрение, когда речь идет о зарубежных депозитах резидентов, о займах и кредитах в инвалюте в отношениях между резидентами (за исключением уполномоченных банков) и о размещении нерезидентами за рубежом облигаций в иенах.

         Деятельность иностранных банков в Японии, имеющих лицензию на проведение операций в этой стране, регулируется банковским законодательством Японии. Они могут привлекать ресурсы за счет направляемых в Японию переводов, а также с денежных рынков этой страны.

         Движение валют и внешние расчеты по торговым сделкам и инвестициям в Японии регулируются базовым Законом «О контроле за иностранной валютой и внешней торговлей», а также многочисленными постановлениями правительства и ведомственными актами. Этот закон регулирует: 
- сделки с иностранной валютой, совершаемые банками и меняльными конторами; 
- платежи (включая перевод дивидендов и роялти) за границу и из-за границы; 
- сделки, связанные с движением капитала (включая инвестиции); 
- внешнеторговые сделки.

         В соответствии с законом большинство вопросов в данной сфере отнесены к компетенции Министерства финансов и Министерства внешней торговли и промышленности (МВТП). К органам валютного контроля и регулирования относится и Банк Японии.4

           Правовой основой регулирования экспорта в Японии является «Закон о контроле за внешней торговлей и валютными обменом» 1980 г.. Направления экспортного контроля:

- контроль экспорта определенных товаров с целью регулирования внутреннего спроса и предложения (рыбная мука, рис, цветные металлы и т.д.); 
- контроль экспорта товаров с целью поддержания порядка на отдельных рынках (текстильные изделия, товары легкого машиностроения);

- контроль экспорта товаров, оговоренных международными соглашениями (дикие животные, птицы, растения и изделия из них, охраняемые международными соглашениями); 

- контроль товаров, запрещенных к экспорту (наркотики, национальные сокровища);

- контроль экспорта товаров с сомнительным происхождением или нарушающих в стране-импортере права третьих лиц (авторское право, патент, промышленный образец), что чревато уплатой штрафов;

- контроль экспорта в страны, против которых решением правительства Японии введены торговые санкции (например, против КНДР в январе 1988 г.);

- контроль экспорта японских материалов для давальческой переработки с последующим их импортом в Японию; 
- контроль способа платежа за экспортируемый товар в случае, если этот способ отличается от порядка платежа, утвержденного Министерством финансов Японии (рассрочка платежа на срок более 2 лет, оплата иеновыми чеками, бартер или расчеты в пользу третьей стороны). 
      Контроль за экспортом и выдача экспортных лицензий полностью сосредоточены в экспортном отделе Управления внешней торговли МВТП Японии. 
         Либерализация валютного законодательства в Японии позволила местным компаниям добиться экономии на комиссионных сборах благодаря переходу при совершении некоторых расчетных операций на иностранную валюту. До вступления в силу поправок к закону (апрель 1998 г.) ее использование в расчетах между японскими компаниями требовало специального разрешения Министерства финансов. Теперь же местные фирмы могут свободно строить взаимные платежные отношения на базе, например, доллара. В настоящее время вырученные средства в долларах могут перечисляться непосредственно на их счета. Согласно проведенному опросу, две из каждых трех фирм-респондентов заявляют об использовании указанной льготы или намерении реализовать ее на практике в ближайшее время. Расчеты в иностранной валюте на внутреннем рынке особенно привлекательны для компаний, которые имеют валютные банковские счета для ведения международного бизнеса. От либерализации проигрывают банки и торговые дома, поскольку их доходы от взимания комиссионных за валютно-обменные операции сократятся. Ожидается, что объем операций в иностранной валюте внутри Японии превысят 2 трлн. иен (15 млрд. долл.) в год.

        Электронная корпорация «NEC» начала оплачивать в иностранной валюте услуги некоторых зарубежных поставщиков с весны 1997 г. Ранее иеновые расчеты требовали уплаты комиссионных банковским компаниям. С осени того же года «NEC» стала получать платежи в долларах за экспортную продукцию от японских торговых домов, в то время как ранее они осуществлялись в иенах после уплаты комиссионных за валютные операции. Реализация сделок в иностранной валюте на внутреннем рынке помогла этой корпорации уменьшить риск от колебания курсов валют и добиться экономии на комиссионных. «Fujitsu» начала некоторые расчеты в долларах с торговыми домами и рядом иностранных клиентов с июня 1997 г. Ожидается дальнейшее расширение ее внутренних операций в долларах. Сталелитейная корпорация «Nippon Steel» намеривается сократить расходы на выплату комиссионных за валютно-обменные операции до минимума путем их организации исключительно внутри корпорации.

     «Mitsubishi Chemical» перешла на иностранную валюту в сделках на внутреннем рынке осенью 1997 г. Корпорация работает с торговыми домами, открывающимися перейти на расчеты в иностранной валюте, и не имеет достаточного опыта в осуществлении валютных операций. Им располагают в основном крупные экспортеры, например, известные производители электронной продукции.

        Торговая компания «Itochu» сообщила, что в 1997 г. 10 сотрудничающих с ней корпораций заявили о заинтересованности в переходе на оплату экспортных поставок в иностранной валюте. С апреля текущего года число таких экспортеров существенно возросло. 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3    Валютное регулирование в Японии на современном этапе

 

              За 2011 год Япония потратила около 14,3 трлн. йен(185 млрд.долларов), примерно около 3% от ВВП всей страны, на интервенции валютного рынка, проводимых для сохранения курса иена. Об этом сообщает Министерство финансов страны.

         Как известно в марте 2011 года в Японии произошло землятресения и за 2011 год государство и Центробанк Японии провели несколько валютных интервенций.

        Банк Японии имеет несколько способов валютных интервенций. У них есть электронная торговая платформа EBS, которая позволяет делать покупку или продажу этой валюты. В сентябре 2010 года, финрегулятор использовал именно ее для продажи иены на рынках Лондона и Нью-Йорка.

        У Центробанка Японии установлена конфиденциальность с банками, по которым он «спускает» им указания по поведению на рынке. По данным эти каналы были задействованы во время масштабной интервенции 31 октября, когда Японии продала около 7,5 трлн иен на открытом рынке.

        Мартовская интервенция была проведена совместно с банками западных стран. В августе Япония провела интервенцию самостоятельно, влив в рынок 4 трлн иен (около 52 млрд долларов).

       В начале 2012 года Япония имеет отрицательное сальдо внешнеторгового баланса и отрицательный темп экономического роста. Если правительство и дальше будет бездействовать, последствия могут быть ужасными. Снижение курса йены – вот основная задача, которая стоит перед правительством.

       Что бы хоть немного исправить сложившуюся ситуацию, в бюджете на 2012 год было запланировано снижение расходов на 3,6%, таким способом правительство страны постаралось не допустить увеличение бюджетного дефицита.

           Финансовое состояние Японии в 2012 году напрямую зависит поведения курса Йены, в случае его дальнейшего укрепления экономическая ситуация в стране восходящего солнца только ухудшится, если же национальному банку страны все же удастся добиться снижения, можно ожидать некоторого увеличения экспортных поставок.

         Не маловажное влияние на экономическую ситуацию в стране оказывает и мировой кризис, экономика Японии полностью зависит от экспорта своих товаров, поэтому, чем хуже будет финансовое состояние ее покупателей, тем сильнее это отразится на их покупательной способности. 
         На последних заседаниях Банка Японии основной целью развития ставится «достижение стабильности цен в среднесрочном и долгосрочном периоде.

          Невозможно однозначно спрогнозировать, насколько упадет йена, но одно совершенно очевидно: йена будет падать, и Банк сделает все, чтобы ей в этом помочь. Сложность численного прогноза заключается существовании ряда сценариев. Йена может войти в виток гиперинфляции (как раз из-за накопленной ликвидности), если после кризиса в Европе начнутся аналогичные движения в Азии, к которым последняя не будет готова. В этом случае результат непредсказуем. 

          Настолько же возможно постепенное контролируемое удешевление до уровней, приемлемых для производителей и Банка. В этом случае в ближайшие годы котировку USD/JPY ожидает рост, первой серьезной целью которого является паритет йена-цент, т.е. 100 йен за доллар. С учетом планов Банка по дальнейшей скупке активов граница более чем реальная. К ней йена может приблизиться уже к концу этого года, максимум через полтора года (при учете того, что доллар не ответит повышенной инфляцией). Дальнейший рост будет менее стремительным, так как кредитные программы заканчиваются и больших вливаний в двухлетней перспективе не планируется. Тем не менее, йена уже наберет инерцию и остановки движения не будет, поэтому рост с высокой вероятностью продолжится. Через 2-3 года при выполнении планов по целевой инфляции йена может перевалить за 100 и достигнуть 120 йен за доллар. В четырех- пятилетней перспективе можно ожидать значений котировок на уровнях 130-150 йен за доллар. Двукратное превышение денежной массы над ВВП однозначным образом отразится на котировках. 

Информация о работе Валютное регулирование и внешняя торговля в Японии