Внешнее управление кредитными организациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 13:39, контрольная работа

Краткое описание

Законодательством различаются следующие стадии банкротства организации: наблюдение, финансовое оздоровление (или санация предприятия), внешнее управление и конкурсное производство. Центральной фигурой в деле о несостоятельности является арбитражный управляющий, который, в зависимости от стадии банкротства, может быть временным, административным, конкурсным управляющим. В настоящее время каждый арбитражный управляющий обязан состоять в одной из саморегулирующихся организаций арбитражных управляющих (СРО). Рассмотрим особенности банкротства и применение мер по предупреждению банкротства кредитных организаций.

Содержание

Введение 3
2. Предпосылки для применения мер по предупреждению банкротства 4
3. Внешнее управление кредитной организацией как мера по предупреждению банкротства 7
4. Функции и задачи конкурсного управляющего кредитной организации 15
5. Заключение 21
7. Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

БАНК МЕНЕДЖ И МАРКЕТ.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Всероссийский заочно финансово-экономический институт 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Банковский менеджмент и маркетинг»

на  тему «Внешнее управление кредитными организациями» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск – 2010 

Содержание: 

1. Введение 3
2. Предпосылки для  применения мер по предупреждению банкротства 4
3. Внешнее управление кредитной организацией как мера по предупреждению банкротства 7
4. Функции и задачи конкурсного управляющего кредитной  организации 15
5. Заключение 21
7. Список литературы 22
 
 

 

Введение 

     Признание должника несостоятельным (банкротом) является на настоящий момент единственным законным способом прекращения (погашения) всех долгов организации, которая не может удовлетворить требования кредиторов (неплатежеспособность предприятия). Процедура банкротства является абсолютно легальной, т.е. законной процедурой, которая направлена на цивилизованное решение вопросов выхода из бизнеса структуры, оказавшейся неспособной эффективно осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе отвечать по своим долгам.

     Особое  место в делах о несостоятельности  занимают вопросы банкротства банков и иных кредитных учреждений, поскольку состав кредиторов указанных учреждений, как правило, носит массовый характер (вкладчики – физические лица и юридические лица; банки – по предоставляемым ранее банку-банкроту кредитам и займам; налоговые органы – по вопросам уплаты налогов и иных обязательных платежей; сотрудники банка – по вопросам выплаты заработной платы и компенсации вреда и т.д., и т.п.), поэтому вопросы несостоятельности банков обладают известной сложностью.

     Законодательством различаются следующие стадии банкротства организации: наблюдение, финансовое оздоровление (или санация предприятия), внешнее управление и конкурсное производство. Центральной фигурой в деле о несостоятельности является арбитражный управляющий, который, в зависимости от стадии банкротства, может быть временным, административным, конкурсным управляющим. В настоящее время каждый арбитражный управляющий обязан состоять в одной из саморегулирующихся организаций арбитражных управляющих (СРО). Рассмотрим особенности банкротства и применение мер по предупреждению банкротства кредитных организаций. 
 
 
 

1. Предпосылки для применения мер по предупреждению банкротства

     Вопросы банкротства кредитной организации  регулируются рядом нормативных  актов:

1. ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от10.07.2002 г. № 86-ФЗ (с изм. от 23.12.2004 г.)

2. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.99 г. № 40-ФЗ (с изм. от 20.08.2004 г.)

3. Рядом подзаконных нормативных актов ЦБ РФ, например, Инструкцией ЦБ от 12.07.1999 г. №84-И «О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций» (с изм. от 21.06.2002 г.)

     Согласно  закону «О Центральном Банке РФ»  целями деятельности Банка России являются, в частности, развитие и укрепление банковской системы РФ, а также осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций. Это предполагает, среди прочего, что Банк России обязан отслеживать финансовое состояние кредитных организаций, выявляя среди них такие, которые находятся на грани состояния неплатежеспособности, либо уже являются неплатежеспособными. Финансовое состояние кредитных организаций Центральный Банк отслеживает на основании системы показателей-нормативов.

     Центральное значение в системе правового  регулирования процессов банкротства в российских кредитных организациях имеет Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Этот закон не только регулирует процесс признания кредитной организации банкротом и связанные с ним процедуры, но и процессы, связанные с мерами по предупреждению банкротства. Закон дает определение банкротству кредитной организации как признание арбитражным судом ее неспособности удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

     Кредитная организация считается неспособной  удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить  обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности  не исполнены ею в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.

     Особенностью  банкротства кредитных организаций  является то, что до применения собственно процедуры банкротства (конкурсного  производства) закон о банкротстве  предусматривает ряд мер, направленных на предупреждение банкротства кредитных организаций. К таким мерам относятся:

1.финансовое  оздоровление кредитной  организации;

2.назначение  временной администрации  по управлению  кредитной организацией;

3.реорганизация  кредитной организации.

     Указанные меры осуществляются в случаях, когда кредитная организация:

  • не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
  • не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
  • допускает абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
  • нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;
  • нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10 процентов;
  • допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

   В случае возникновения указанного основания  в течение первых двух лет со дня  выдачи лицензии на осуществление банковских операций к кредитной организации не применяются меры по предупреждению банкротства.

   Наиболее  приемлемый вариант для клиента  кредитной организации — проведение финансового оздоровления. В этом случае не происходит замены менеджмента компании, с которым у клиентов сложились неформальные отношения, помогающие оперативно решать возникающие проблемы. Наиболее часто применяются следующие меры финансового оздоровления:

  • оказание учредителями (участниками) кредитной организации или иными лицами финансовой помощи банку;
  • изменение структуры активов и структуры пассивов;
  • изменение организационной структуры.
  • финансовая помощь.

   Последней из 3-х мер, призванных предотвратить  банкротство кредитной организации  является реорганизация. Она осуществляется в форме слияния или присоединения. Данная мера предупреждения банкротства применяется редко. Она может быть использована только по требованию Банка России. Реорганизация кредитной организации в качестве меры финансового оздоровления банка крайне выгодна именно его кредиторам и клиентам, и целесообразна лишь в том случае, когда у другого банка имеется достаточно финансовых средств для погашения задолженности проблемной организации. 

2. Внешнее управление кредитной организацией

как мера по предупреждению банкротства

     Пожалуй, наиболее важная черта антикризисного управления банковскими учреждениями — стремление заинтересованных лиц не допустить ликвидации проблемной организации. И в первую очередь в этом заинтересованы клиенты банка. В противном случае вероятность возврата денежных средств будет равна нулю. На первый взгляд, назначение временной администрации говорит о том, что клиентам банка будет достаточно сложно вернуть свои деньги. Однако так бывает не всегда. Действительно, вмешательство государства в процесс управления банком свидетельствует, что он испытывает серьезные трудности, но зачастую вернуть деньги кредиторов банка реально только при помощи подобных мер. В современных условиях банкротство кредитной организации не может удовлетворить интересы всех кредиторов. Значит, особый смысл приобретают механизмы финансового оздоровления банка. Разумеется, наиболее приемлемым вариантом было бы деятельное участие владельцев и менеджмента компании в этом процессе. Но зачастую они не в состоянии исправить сложившуюся ситуацию. Вот почему кредиторам банка более выгодно добиваться назначения временной администрации финансового учреждения, а не возбуждать дело о банкротстве.

     Обычно  руководителем временной администрации  становится один из служащих Банка России. Закон приводит основания назначения временной администрации, если кредитная организация:

  • не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
  • допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
  • нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20 процентов;
  • не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок; а также, если в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

     Закон подробно разграничивает функции временной  администрации в случаях ограничения  полномочий исполнительных органов кредитной организации, а также в случаях приостановления их полномочий.

     В случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация

  • проводит обследование кредитной организации;
  • устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных статьей 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
  • участвует в разработке мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации и контролирует их реализацию;
  • контролирует распоряжение имуществом кредитной организации в пределах, установленных законом.

     При этом временная администрация получает от органов управления кредитной  организации необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности кредитной организации, и дает согласие на совершение органами управления кредитной организации сделок, связанных с недвижимостью, а также с заинтересованными или аффилированными лицами.

Информация о работе Внешнее управление кредитными организациями