Государственное регулирование фондового рынка Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:28, контрольная работа

Краткое описание

На сегодняшний день в основном сформированы экономические, правовые, и организационно-управленческие основы фондового рынка, создана его инфраструктура.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………......3

1.Система государственного регулирования рынка ценных бумаг в РФ

1.1 Основные принципы и цели регулирования рынка ценных бумаг….............4

1.2 Государственные институты, регулирующие рынок ценных бумаг………...8
1.3 Основы лицензирования деятельности на рынке ценных бумаг в России....18

2. Основные проблемы регулирования на рынке ценных бумаг РФ

2.1 Саморегулируемая организация как один из способов контроля на рынке ценных бумаг……………………………………………………………………….24

2.2. Мошенничество на рынке ценных бумаг…………………………………….28

Заключение………………………………………………………………………....34

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Копия Контрольная работа по РЦБ.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

Дисциплина: «Рынок ценных бумаг» 

Тема: «Государственное регулирование фондового рынка Российской Федерации» 
 
 
 
 
 

                                                                                  
     
     
     

                                 
     
     
     
     
     
     
     
     

Содержание

Введение…………………………………………………………………………......3

1.Система  государственного  регулирования рынка  ценных бумаг в  РФ

1.1 Основные принципы  и цели регулирования рынка  ценных бумаг….............4

1.2 Государственные институты, регулирующие рынок ценных бумаг………...8

1.3 Основы лицензирования  деятельности на рынке ценных  бумаг в России....18

2. Основные проблемы  регулирования на  рынке ценных бумаг  РФ

2.1 Саморегулируемая организация как один из способов контроля на рынке ценных бумаг……………………………………………………………………….24

2.2. Мошенничество на рынке ценных бумаг…………………………………….28

Заключение………………………………………………………………………....34

Список литературы

Введение

     Фондовый  рынок, являясь одной из составляющих современной рыночной экономики, имеет  возможности мобилизовать инвестиционные ресурсы в целях экономического роста, развития научно-технического прогресса, активизации инновационной деятельности. Отечественный опыт развития фондового рынка подтверждают необходимость его государственного регулирования. На сегодняшний день в основном сформированы экономические, правовые, и организационно-управленческие основы фондового рынка, создана его инфраструктура. Тем не менее, фондовый рынок в недостаточной мере выполняет свои функции по привлечению инвестиций для развития экономики.

     Российский  фондовый рынок характеризуется, во-первых, неустойчивой эффективностью существующего  механизма его государственного регулирования и саморегулирования; во вторых, недоверием потенциальных  отечественных инвесторов к фондовому  рынку и его инструментам; в-третьих, недостаточным развитием нормативно-правовой базы, устанавливающей ответственность за правонарушения на фондовом рынке. Развитие формирующихся рынков во многом зависит от экономической, политической и социальной стабильности общества. В Российской Федерации необходимость государственного регулирования фондового рынка усиливается в связи с тем, что, во-первых, фондовый рынок находится еще в процессе становления, и, во-вторых, государство не справляется с негативным воздействием мошенничества. Таким образом, актуальность данной контрольной работы обусловлена: во-первых, значимостью для современной российской экономики вопросов государственного регулирования фондового рынка; во-вторых, не защищенность рынка от финансовых спекулянтов; в-третьих, отсутствие квалифицированных специалистов  в саморегулируемых организациях на фондовом рынке.

1.Система  государственного  регулирования рынка  ценных бумаг в  РФ

1.1 Основные принципы и цели регулирования рынка ценных бумаг

      Регулирование фондового рынка представляет собой упорядочение деятельности всех участников и операций между ними со стороны уполномоченных органов. Оно охватывает:

      -   государственное регулирование;

      - регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Государство может передать часть своих функций по регулированию уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг; последние также могут договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;

      - общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. В конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной тех или иных регулятивных действий государства или профессионалов рынка.

      Государственное регулирование рынка ценных бумаг является механизмом для поддержания равновесия взаимных интересов всех участников рынка ценных бумаг в рамках действующего законодательства.

     Регулирование необходимо, поскольку существует потребность:

      - в поддержании порядка на рынке,  создания нормальных условий для работы всех участников рынка;

      - в защите участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

      - в обеспечении свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

      - в создании эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, а каждый риск адекватно вознаграждается;

      - в формировании (в определенных случаях) новых рынков, поддержку необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;

      - в достижении каких-либо общественных результатов (например, повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.).

      Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает в себя [1]:

      1. создание нормативной базы функционирования рынка — разработку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

      2. отбор профессиональных участников рынка, соответствующих определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу;

      3. контроль за выполнением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

      4. систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке.

      Принципы  регулирования российского рынка  ценных бумаг зависят от существующих в стране политических и экономических условий и при этом отражают проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг. Основными принципами регулирования являются:

      - разделение подходов в регулировании  отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и участниками рынка—с другой. В первом случае регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязанным, во втором — отношения, которые возникают в момент заключения и исполнения сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;

      - выделение из всех видов ценных  бумаг так называемых инвестиционных — выпускаемых массово, сериями, рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку оперируя подобными инструментами, злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;

      - максимально широкое использование  процедур раскрытия информации  обо всех участниках рынка — эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках;

      - обеспечение конкуренции как  механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами;

      - разделение полномочий между  регулирующими органами. Нормотворчество  и нормоприменение не могут  совмещаться в одном лице;

      - обеспечение гласности нормотворчества,  широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка;

      - соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции;

      - оптимальное распределение функций  регулирования рынка ценных бумаг  между государственными и негосударственными органами управления - коммерческими и общественными организациями.

      Роль  государства в регулировании  рынка ценных бумаг сводится к следующему:

      - концептуальная и законодательная функция (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка);

      - концентрация ресурсов (государственных  и частных) на цели строительства  и в первую очередь на опережающее  создание инфраструктуры;

      - установление «правил игры» (требований  к участникам операционных учетных стандартов);

      - контроль за финансовой устойчивостью  и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);

      - создание системы информации  о состоянии рынка ценных бумаг,  ее открытость для инвесторов;

      - формирование системы защиты  инвесторов от потерь (государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

      - предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискально-го, налогового);

      - предупреждение чрезмерного развития  рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства)[1].

      Большинство этих задач в настоящее время еще не решены либо находятся в стадии проработки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Государственные институты, регулирующие рынок ценных бумаг

    Государство на российском рынке ценных бумаг  выступает в качестве:

    - инвестора - при управлении крупными  портфелями акций промышленных предприятий;

    - эмитента - при выпуске государственных  ценных бумаг;

    - профессионального участника - при  торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;

    - регулятора — при написании  законов и подзаконных актов;

    - верховного арбитра в спорах  между участниками рынка - через  систему судебных органов.

    Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

    Система государственного регулирования рынка  включает:

    - государственные и иные нормативные  акты;

    - государственные органы регулирования  и контроля.

    Государственное управление рынком имеет следующие формы: прямое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление.

    Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем[2]:

      • установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг;

      • регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

      • лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

      • обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;

      • поддержания правопорядка на рынке.

    Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

    • систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от налогов);

    • денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);

    • государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);

    • государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли)[2].

Информация о работе Государственное регулирование фондового рынка Российской Федерации