Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 09:34, контрольная работа
Бюджет – это совокупность денежных средств, которыми располагает экономический субъект. Также бюджет можно рассматривать как соотношение доходов или как баланс денежных средств, характеризующих их поступления и расходы в течение определенного периода. Прежде всего, государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств, необходимых государству для выполнения своих экономических, социальных и политических функций.
РАЗДЕЛ 1ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ…………………………………..3
1.1 Сущность бюджета государства и его экономическое значение…………..3
1.2 Состав и структура доходов федерального бюджета……………………….6
1.3 Состав и структура расходов федерального бюджета……………………...9
РАЗДЕЛ 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………....13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………16
Контрольная работа
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Финансы, денежное обращение и кредит»
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ…………………………………..3
1.1 Сущность бюджета государства
и его экономическое значение……
1.2 Состав и структура
доходов федерального бюджета……
1.3 Состав и структура
расходов федерального бюджета…
РАЗДЕЛ 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………....13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………16
РАЗДЕЛ 1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
1.1 Сущность бюджета государства и его экономическое значение
Бюджет – это совокупность
денежных средств, которыми располагает
экономический субъект. Также бюджет
можно рассматривать как
После того как государственный бюджет принят, начинается его исполнение. С одной стороны, обеспечивается поступление денежных средств в централизованный фонд государства. Это называется исполнением статей доходов государственного бюджета. С другой стороны, средства централизованного фонда направляются по разным назначениям, то есть происходит исполнение статей расходов государственного бюджета.
Финансовые планы доходов
и расходов составляются на разных
уровнях государственной
В качестве финансового плана
государственный бюджет состоит
из двух частей: статей доходов и
статей расходов. Если сумма расходов
равна сумме доходов, то бюджет считается
сбалансированным. Если доходы превышают
расходы, то возникает профицит бюджета,
если наоборот – есть превышение расходов
над доходами – то это означает
наличие бюджетного дефицита. Для
поддержания стабильности в экономике
правительство стремится к
Обычно дефицит закладывается
уже при составлении
Существуют три основные бюджетные концепции: ежегодно сбалансированный бюджет, циклически сбалансированный бюджет и функциональные финансы. Ежегодно сбалансированный бюджет усугубляет колебания делового цикла, способствует усилению инфляции. Ежегодное принятие сбалансированного бюджета не является экономически нейтральным; это проциклическая, а не антициклическая политика. Идея циклически сбалансированного бюджета предполагает, что правительство проводит антициклическую политику и в то же самое время обеспечивает сбалансированность бюджета. Однако, бюджет не должен балансироваться ежегодно, достаточно того, чтобы бюджет был сбалансирован в рамках экономического цикла. Ключевая проблема данной концепции состоит в том, что подъёмы и спады в экономическом цикле неодинаковы по степени и продолжительности. В концепции функционального финансирования сбалансированность бюджета – годовая или циклическая – вопрос второстепенный. Главная цель федеральной финансовой системы – обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть сбалансированность экономики, а не бюджета. Федеральный бюджет – это прежде всего инструмент достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Каким образом лучше финансировать государственные расходы – посредством налогообложения или путём заимствования, зависит исключительно от текущих экономических условий. Правительство не должно колебаться, идя на любые дефициты или излишки для достижения макроэкономической стабильности и роста [4, с. 414 – 415].
Бюджет играет важную экономическую,
социальную и политическую роль в
воспроизводственном процессе. Используя
средства бюджетного фонда на финансирование
наиболее прогрессивных, приоритетных
отраслей народного хозяйства, государство
влияет на перераспределение
1.2 Состав и структура доходов федерального бюджета
Доходы бюджета в соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации – это денежные средства, поступающие в бюджет, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Формирование доходов бюджетов проводится на основании бюджетного законодательства, законодательства о налогах и сборах, законодательства об иных обязательных платежах (ст. 39 БК РФ).
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. В соответствии с ст. 41 БК РФ к налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, от региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.
В состав налоговых доходов бюджетов включены:
1) федеральные налоги и сборы;
2) региональные налоги и сборы;
3) местные налоги и сборы;
4) налоги, предусмотренные
специальными налоговыми
5) пени и штрафы.
Объемы поступлений от
налоговых доходов могут
К неналоговым доходам бюджетов в соответствии с п. 3 ст. 41 БК РФ относятся:
1) доходы от использования
имущества, находящегося в
2) доходы от продажи
имущества, находящегося в
3) доходы от платных
услуг, оказываемых бюджетными
учреждениями, после уплаты налогов
и сборов, предусмотренных
4) средства, полученные в
результате применения мер
5) средства самообложения граждан;
6) иные неналоговые доходы (таможенные пошлины и сборы, природоресурсные платежи).
К безвозмездным поступлениям относятся: дотации и субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ; субвенции из федерального бюджета и из бюджетов субъектов РФ; иные межбюджетные трансферты; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, в соответствии со ст. 40 БК РФ зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными БК РФ, законом о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями данного Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Собственные доходы федерального бюджета формируются за счет: налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений, части прибыли Центрального банка, остающейся после уплаты налогов и сборов и доходы от внешнеэкономической деятельности [6, c. 33 – 41].
Структура доходов федерального бюджета в 2011 году по состоянию на 01.03.2011 г. представлена на рисунке 1.
1 – Доходы от
2 – Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ
3 – Налоги, сборы и
регулярные платежи за
4 – Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ
5 – Доходы от использования
имущества, находящегося в
6 – Прочее
Рисунок 1 – Структура доходов федерального бюджета в 2011 году
по видам доходных источников в % к ВВП.
Фактическое исполнение по состоянию на 01.03.2011
Данные Федерального Казначейства
1.3 Состав и структура расходов федерального бюджета
Расходы бюджета – это
отношения, возникающие в связи
с распределением и использованием
централизованного фонда
Современное законодательство определяет расходы бюджета как выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета (ст. 6 БК РФ).
Бюджетные расходы подразделяются на: обыкновенные и чрезвычайные. Обыкновенные расходы – это установленные законом о бюджете бюджетные средства, которые призваны покрывать основную, наиболее устойчивую и стабильную часть текущих и капитальных бюджетных расходов. Чрезвычайные расходы – это расходы временного характера; их размер также установлен законом о бюджете в пределах сформированных в составе бюджетов резервных фондов.
По экономическому содержанию
бюджетные расходы
Капитальные расходы –
это часть расходов бюджетов, обеспечивающая
инновационную и инвестиционную
деятельность, включающая статьи расходов,
предназначенные для инвестиций
в действующие или вновь
Объем расходов соответствующего бюджета определяется и утверждается постатейно. Бюджетные средства выделяются конкретным получателям бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Бюджетные расходы делятся по территориальному признаку в соответствии с бюджетным устройством РФ. Распределение расходов между уровнями бюджетной системы строится на следующих принципах:
1) соответствие состава расходов, компетенции органов власти РФ, её субъектов или органов местного самоуправления;