Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 09:34, контрольная работа

Краткое описание

Бюджет – это совокупность денежных средств, которыми располагает экономический субъект. Также бюджет можно рассматривать как соотношение доходов или как баланс денежных средств, характеризующих их поступления и расходы в течение определенного периода. Прежде всего, государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств, необходимых государству для выполнения своих экономических, социальных и политических функций.

Содержание

РАЗДЕЛ 1ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ…………………………………..3
1.1 Сущность бюджета государства и его экономическое значение…………..3
1.2 Состав и структура доходов федерального бюджета……………………….6
1.3 Состав и структура расходов федерального бюджета……………………...9
РАЗДЕЛ 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………....13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы, денежное обращение и кредит.docx

— 43.18 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа

        ПО  ДИСЦИПЛИНЕ  «Финансы, денежное обращение  и кредит»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

РАЗДЕЛ 1ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ…………………………………..3

1.1 Сущность бюджета государства  и его экономическое значение…………..3

1.2 Состав и структура  доходов федерального бюджета……………………….6

1.3 Состав и структура  расходов федерального бюджета……………………...9

РАЗДЕЛ 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………....13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………16

 

 

 

РАЗДЕЛ 1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

 

1.1 Сущность бюджета государства  и его экономическое значение

Бюджет – это совокупность денежных средств, которыми располагает  экономический субъект. Также бюджет можно рассматривать как         соотношение доходов или как  баланс денежных средств, характеризующих  их поступления и расходы в  течение определенного периода. Прежде всего, государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств, необходимых  государству для выполнения своих  экономических, социальных и политических функций. Формирование государственного бюджета связано с составлением ежегодной сметы доходов и  расходов государства. Такая смета  воплощается в финансовом плане, в котором с учётом текущего состояния  экономики и её перспектив, а также  стоящих перед ним задач, определяется объем поступлений в государственную  казну, их источник и основные направления  использования бюджетных средств. Вначале этот план существует в виде проекта, который составляется министерством  финансов и выносится на обсуждение высшего законодательного органа. В  него вносятся поправки, которые согласовываются, затем бюджет утверждается и становится законом. Таким образом, государственный  бюджет является основным финансовым планом государства, законодательно утвержденным.

После того как государственный  бюджет принят, начинается его исполнение. С одной стороны, обеспечивается поступление денежных средств в  централизованный фонд государства. Это  называется исполнением статей доходов  государственного бюджета. С другой стороны, средства централизованного  фонда направляются по разным назначениям, то есть происходит исполнение статей расходов государственного бюджета.

Финансовые планы доходов  и расходов составляются на разных уровнях государственной власти: муниципальном, областном, республиканском, федеральном. Совокупность доходов  и расходов на всех уровнях государственной власти образует консолидированный бюджет, или бюджетную систему государства. Тем самым действует принцип единства и самостоятельности бюджетов. Единство предполагает учёт единых правил, форм и требований при формировании и использовании средств бюджета. Самостоятельность предполагает наличие собственных источников и собственных адресных расходов.

В качестве финансового плана  государственный бюджет состоит  из двух частей: статей доходов и  статей расходов. Если сумма расходов равна сумме доходов, то бюджет считается  сбалансированным. Если доходы превышают  расходы, то возникает профицит бюджета, если наоборот – есть превышение расходов над доходами – то это означает наличие бюджетного дефицита. Для  поддержания стабильности в экономике  правительство стремится к тому, чтобы дефицит государственного бюджета не превышал   10 % ВВП  страны.

Обычно дефицит закладывается  уже при составлении государственного бюджета. Наличие последнего является одной из причин инфляции, так как  он обычно покрывается выпуском дополнительных денег в обращение. Доход, образующийся у государства в результате выпуска  в обращение дополнительного  количества денег, называется сеньоражем. Считается, что профицит лучше дефицита, поскольку он сдерживает инфляционные процессы [7, c. 56 – 57].  

Существуют три основные бюджетные концепции: ежегодно сбалансированный бюджет, циклически сбалансированный бюджет и функциональные финансы. Ежегодно сбалансированный бюджет усугубляет колебания делового цикла, способствует усилению инфляции. Ежегодное принятие сбалансированного бюджета не является экономически нейтральным; это проциклическая, а не антициклическая политика. Идея циклически сбалансированного бюджета предполагает, что правительство проводит антициклическую политику и в то же самое время обеспечивает сбалансированность бюджета. Однако, бюджет не должен балансироваться ежегодно, достаточно того, чтобы бюджет был сбалансирован в рамках экономического цикла. Ключевая проблема данной концепции состоит в том, что подъёмы и спады в экономическом цикле неодинаковы по степени и продолжительности. В концепции функционального финансирования сбалансированность бюджета – годовая или циклическая – вопрос второстепенный. Главная цель федеральной финансовой системы – обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть сбалансированность экономики, а не бюджета. Федеральный бюджет – это прежде всего инструмент достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Каким образом лучше финансировать государственные расходы – посредством налогообложения или путём заимствования, зависит исключительно от текущих экономических условий. Правительство не должно колебаться, идя на любые дефициты или излишки для достижения макроэкономической стабильности и роста [4, с. 414 – 415].

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в  воспроизводственном процессе. Используя  средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, государство  влияет на перераспределение национального  дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с  низкой рентабельностью. Финансируя за счет бюджетного фонда содержание учреждений и организаций социальной сферы, государство обеспечивает воспроизводство  рабочей силы. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем  и административными территориями (субъектами РФ) [5, с. 128]. Таким образом, бюджет оказывает огромное значение в перераспределении валового национального продукта.

 

 

 

 

1.2 Состав и структура  доходов федерального бюджета

Доходы бюджета в соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации – это денежные средства, поступающие в бюджет, за исключением  средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Формирование доходов  бюджетов проводится на основании бюджетного законодательства, законодательства о  налогах и сборах, законодательства об иных обязательных платежах (ст. 39 БК РФ).

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых доходов  и безвозмездных поступлений. В  соответствии с ст. 41 БК РФ к налоговым  доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, от региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

В состав налоговых доходов  бюджетов включены:

1) федеральные налоги  и сборы;

2) региональные налоги  и сборы;

3) местные налоги и  сборы;

4) налоги, предусмотренные  специальными налоговыми режимами;

5) пени и штрафы.

Объемы поступлений от налоговых доходов могут прогнозироваться в доходной части бюджетов, поскольку  они имеют систематический характер, законом определяются конкретные ставки и сроки уплаты. Неналоговые доходы бюджетов могут иметь добровольный и принудительный характер.

К неналоговым доходам  бюджетов в соответствии с п. 3 ст. 41 БК РФ относятся:

1) доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности,  после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

2) доходы от продажи  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности,  после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах, за исключением  имущества автономных учреждений, государственных и муниципальных  унитарных предприятий, в том  числе казенных;

3) доходы от платных  услуг, оказываемых бюджетными  учреждениями, после уплаты налогов  и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах;

4) средства, полученные в  результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной  ответственности;

5) средства самообложения  граждан;

6) иные неналоговые доходы (таможенные пошлины и сборы, природоресурсные платежи).

К безвозмездным поступлениям относятся: дотации и субсидии из других бюджетов бюджетной системы  РФ; субвенции из федерального бюджета  и из бюджетов субъектов РФ; иные межбюджетные трансферты; безвозмездные  поступления от физических и юридических  лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Доходы от федеральных  налогов и сборов, региональных и  местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов  бюджетов бюджетной системы РФ, в  соответствии со ст. 40 БК РФ зачисляются  на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными БК РФ, законом о бюджете и иными  законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, принятыми в  соответствии с положениями данного  Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Собственные доходы федерального бюджета формируются за счет: налоговых  и неналоговых доходов, безвозмездных  поступлений, части прибыли Центрального банка, остающейся после уплаты налогов и сборов и доходы от внешнеэкономической деятельности [6, c. 33 – 41].

Структура  доходов федерального бюджета в 2011 году по состоянию на 01.03.2011 г. представлена на рисунке 1.

 

 

1 – Доходы от внешнеэкономической  деятельности

2 – Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на  территории РФ

3 – Налоги, сборы и  регулярные платежи за пользование  природными ресурсами

4 – Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

5 – Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и   муниципальной собственности

6 – Прочее

 

Рисунок 1 – Структура  доходов федерального бюджета в 2011 году

 по видам  доходных источников в % к ВВП.

               Фактическое исполнение по состоянию на 01.03.2011

Данные Федерального Казначейства

 

 

 

1.3 Состав и структура  расходов федерального бюджета

Расходы бюджета – это  отношения, возникающие в связи  с распределением и использованием централизованного фонда денежных средств по отраслевому, целевому и  территориальному назначению.

Современное законодательство определяет расходы бюджета как  выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками  финансирования дефицита бюджета (ст. 6 БК РФ).

Бюджетные расходы подразделяются на: обыкновенные и чрезвычайные. Обыкновенные расходы – это установленные  законом о бюджете бюджетные  средства, которые призваны покрывать  основную, наиболее устойчивую и стабильную часть текущих и капитальных  бюджетных расходов. Чрезвычайные расходы  – это расходы временного характера; их размер также установлен законом  о бюджете в пределах сформированных в составе бюджетов резервных  фондов.

По экономическому содержанию бюджетные расходы подразделяются на текущие и капитальные. Текущие расходы – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование. К текущим расходам относятся такие расходы как заработная плата, приобретение услуг, транспортные и коммунальные услуги.

Капитальные расходы –  это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые  юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов юридическим лицам; расходы на провидение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, её субъектов или муниципальных образований. К капитальным расходам относится капитальное строительство, капитальный ремонт, приобретение оборудования, инвентаря длительного пользования и земли. Они способствуют созданию и расширению социально-экономической культуры.

Объем расходов соответствующего бюджета определяется и утверждается постатейно. Бюджетные средства выделяются конкретным получателям бюджетных  средств с обозначением направления  их на финансирование конкретных целей.

Бюджетные расходы делятся  по территориальному признаку в соответствии с бюджетным устройством РФ. Распределение расходов между уровнями бюджетной системы строится на следующих принципах:

1) соответствие состава  расходов, компетенции органов власти РФ, её субъектов или органов местного самоуправления;

Информация о работе Государственный бюджет