Государственный долг, его принципы и методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга, а также его видов и форм; принципов и методов управления государственным долгом Российской Федерации на современном этапе, а также существующей системы управления государственным долгом и рассмотреть основные направления совершенствования управления государственным долгом.
Объект исследования является государственный долг. Предмет исследования – процесс управления государственным долгом.

Содержание

Введение. 3
1. Государственный долг РФ. 5
1.1. Понятие и значение государственного долга РФ. 5
1.2 Формы и виды государственного долга 8
2. Управление государственным долгом РФ. 16
2.1. Основные способы погашения государственного долга 16
2.2. Современные принципы и методы управления государственным долгом. 18
3. Основные направления совершенствования управления государственным долгом 30
Заключение. 35
Приложения 38
Список используемой литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

В нынешних условиях существует необходимость законодательного реформирования системы управления госдолгом Российской Федерации  и первоочередного проведения необходимых  мероприятий, к которым можно  отнести:

  • разработку и принятие Федерального закона о внесении в Бюджетный кодекс Российской Федерации по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления государственным долгом;
  • разработку и принятие федерального закона о государственном долге Российской Федерации;
  • создание единой базы данных по государственному долгу Российской Федерации;
  • разработку и утверждение единого порядка ведения Государственной долговой книги Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги;
  • разработку критериев и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики.

Можно выделить два основных направления совершенствования  управления государственным внутренним долгом РФ: усиление административного  контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства и осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.

Первое направление - это осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала - занижения экспортных цен, не возврата валютной выручки, фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне, расчетов через оффшоры.

Второе направление  для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя: улучшение налоговой системы и налогового администрирования; сбалансированность бюджета; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; борьба с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны региональных и местных властей.

В среднесрочной перспективе политика в области государственного внешнего долга базируется на следующих принципах:

1. обеспечение стабильного доступа РФ на рынки внешних заимствований на выгодных условиях;

2. расширение объемов внутренних заимствований на погашение внешнего долга;

3. активное управление внешней задолженностью с целью сокращения стоимости ее обслуживания, а также сглаживания имеющихся «пиков платежей» по государственному внешнему долгу в 2010 и 2012 гг.;

4. проведение сбалансированной политики между увеличением ликвидности российского внешнего долга путем повышения его рыночной составляющей и снижением процентных расходов по его обслуживанию путем привлечения займов международных финансовых организаций;

5. проведение сбалансированной политики в области внешних заимствований с целью сохранения и дальнейшего улучшения платежной репутации России и повышения ее инвестиционного рейтинга к 2012 году.

Главными целями долговой политики Российской Федерации  на ближайшее будущее должно быть решение следующих задач:

- улучшение  качества долга за счет снижения  стоимости его обслуживания, совершенствования  структуры;

- обеспечение  стабильного обслуживания как  внешних, так и внутренних обязательств  страны при любой кризисной  ситуации;

- содействие  достижению инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению, что не только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;

- гибкое реагирование  на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;

- обеспечение  надежного механизма перевода  заемных средств в инвестиции, ставящего реальные заслоны на  пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;

- усиление привлекательности  российских долговых бумаг для  широкого круга инвесторов, предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках;

- создание комплексной  системы управления государственным  долгом с участием органов  государственной власти, которая  позволит адекватно формулировать  и реализовывать национальные интересы в этой сфере;

- совершенствование  учета и мониторинга государственного  долга, внедрения прогрессивных  технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние  долговой нагрузки экономики  и отслеживать ход выполнения  государственных обязательств в режиме реального времени.

Представляется  целесообразным в короткие сроки  завершить урегулирование долга  бывшего СССР путем погашения  обязательств по этому долгу перед  Парижским клубом кредиторов и трансформации  этого долга в инструменты, позволяющие осуществлять гибкое управление им .

Со странами, не являющимися членами Парижского клуба, основным инструментом управления задолженностью должны стать операции по ускоренному погашению долга  путем прямого выкупа долговых требований со значительным дисконтом, определяемым исходя из чистой приведенной стоимости долга. В ряде случаев для продвижения на рынки этих стран военной техники и высокотехнологической продукции машиностроения, погашение долга бывшего СССР может осуществляться поставками товаров или посредством проведения других видов операций по конверсии долга.

Политика управления задолженностью РФ перед правительствами  иностранных государств и международными финансовыми организациями, в том  числе осуществления заимствований  у правительств иностранных государств и международных финансовых организаций, нуждается в существенной корректировке и будет строиться на необходимости жесткого нормативного закрепления новых ориентиров заемной политики государства:

1. формирование необходимой институциональной и нормативной среды для обеспечения своевременной эффективной реализации проектов и совместных программ, финансируемых за счет этих заимствований;

2. установление объемов, форм и направлений привлечения кредитов Всемирного банка с учетом целесообразности финансирования за счет этих средств работы по следующим направлениям:

- финансирование  крупных проектов в области  инфраструктуры, имеющих общегосударственное  значение;

- осуществление  институциональных преобразований, прежде всего в государственном  секторе экономики;

- осуществление  долгосрочных социальных программ.

3. расширение круга международных финансовых организаций, финансирующих проекты на территории РФ;

4. расширение сотрудничества с международными банками развития в плане более активного и масштабного использования финансовых инструментов, не предусматривающих существенных государственных гарантий.

Взаимоотношения с Международным валютным фондом в целом и в области государственного долга, в частности, должны строиться  на постепенном сокращении задолженности перед этой организацией.

Модификация заемной  политики предполагает привлечение  внешних финансовых ресурсов в форме  облигационных займов.

С целью улучшения  условий осуществления внешних  заимствований и поддержания  доступа РФ на международные рынки капитала требует совершенствования и институциональная структура взаимоотношений с иностранными инвесторами.

 

 

 

Заключение.

Изучив материал по теме «Современные системы управления государственным долгом» мы достигли поставленных ранее целей. Госдолг представляет собой сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы методов для его регулирования.

Управление  государственным долгом является частью системы управления финансовыми  ресурсами Российской Федерации, поскольку государственный долг при непродуманной долговой политике является потенциальным источником экономических и политических рисков.

Качественное  и эффективное управление долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, оптимизацию расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации, но и создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и механизмов публичного раскрытия информации о долге.

Российская  Федерация будет стремиться к проведению максимально гибкой политики заимствований, позволяющей оперативно заменять одни долговые инструменты другими, в зависимости от изменения условий на внутреннем и внешнем рынках в интересах бюджета Российской Федерации.

Проблема государственного долга является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики.

Причины появления  государственного долга: внешние и внутренние заимствования для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентов по ранее полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению. Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга. Важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние  на экономическое развитие. Внешняя  задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.

Отрицательное влияние государственных заимствований  отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными для развития конкретной экономики. Для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.

Система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую  совокупность основных мероприятий: разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год; процедура принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год; исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.

В последние  годы наметились качественно новые  тенденции в сфере управления госдолгом, что обусловлено форсированным  переходом к рыночным механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты новых тенденций  – мобилизация ресурсов с помощью  займов и других государственных обязательств, использование налоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации обслуживания долга. Система управления госдолгом должна иметь два режима функционирования: управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса; кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований.

 

Приложения

Приложение 1. Структура государственного внутреннего долга РФ по срокам погашения, млрд. руб.[6]

 

 

 

Приложение 2.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О федеральном  бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.

Принят: Государственной  Думой 20 ноября 2009 года

Одобрен: Советом  Федерации 25 ноября 2009 года

 

Статья 1.

Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.

1. Утвердить  основные характеристики федерального  бюджета на 2010 год, определенные  исходя из прогнозируемого объема  валового внутреннего продукта  в размере 43 187,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 10,0 процента (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года):

1) прогнозируемый  общий объем доходов федерального  бюджета в сумме 6 950 010 032,5 тыс.  рублей, в том числе прогнозируемый  объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 3 194 681 720,0 тыс. рублей;

Информация о работе Государственный долг, его принципы и методы управления