Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 13:19, реферат

Краткое описание

Проблематика государственного кредита в РФ относительно недавно вышла на первый план науки финансового права в связи с ухудшением состояния платежного баланса государства после распада Советского Союза. РФ унаследовала государственные долги своего предшественника, что обусловило увеличение нагрузки на депрессивную экономику вновь образованного молодого государства. Очевидными стали недостатки организации системы кредитования иностранных государств, которые отказывались обслуживать свой внешний долг. Параллельно со становлением бюджетной системы государства на новых демократических началах, в практику бюджетного планирования начали входить элементы кредитного финансирования внутренних и внешних субъектов в макроэкономических и внешнеполитических целях. В этой связи возрос интерес к вопросам теории функционирования государственного долга и управления им.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (6).doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Проблематика государственного кредита в РФ относительно недавно  вышла на первый план науки финансового  права в связи с ухудшением состояния платежного баланса государства  после распада Советского Союза. РФ унаследовала государственные долги  своего предшественника, что обусловило увеличение нагрузки на депрессивную экономику вновь образованного молодого государства. Очевидными стали недостатки организации системы кредитования иностранных государств, которые отказывались обслуживать свой внешний долг. Параллельно со становлением бюджетной системы государства на новых демократических началах, в практику бюджетного планирования начали входить элементы кредитного финансирования внутренних и внешних субъектов в макроэкономических и внешнеполитических целях. В этой связи возрос интерес к вопросам теории функционирования государственного долга и управления им.

Цели государственного кредита очевидны: улучшение качества жизни населения страны, обеспечение  внутренней и внешней безопасности. Институт государственного кредита выступает одним из самых эффективных и гибких способов аккумуляции и распределения денежных фондов в государстве.

Государственный кредит является одним из основных источников покрытия бюджетного дефицита. Проблема аккумуляции недостающих денежных фондов в государстве может быть решена с применением таких способов, как эмиссия денежных знаков и усиление налогового бремени. Однако первое чревато неблагоприятными экономическими последствиями и не всегда эффективно. Альтернативный способ решения проблемы дефицитного бюджета - минимизация расходов государства. Однако такое решение приведет к торможению экономического роста, а также социальной дестабилизации. Внутренние и внешние заимствования позволяют государству претворять в жизнь экономические реформы, стимулировать развитие определенных секторов экономики без отвлечения фондов денежных средств от социальной, культурной, оборонительной и прочих затратных статей расходов бюджета.

Государственный кредит в его позитивном значении (т.е. как  возможность государственного кредитования внутренних и внешних субъектов) является средством стимулирования различных сегментов экономики путем выдачи бюджетных средств на возвратной и платной основе отдельным хозяйствующим субъектам или целым отраслям на определенные цели.

Цель - разработка комплексной  теории государственного кредита как  финансово-правового института, определение  его сущности и содержания как  финансово-правовой категории, классификации государственных займов, рассмотрение вопросов правового регулирования, управления государственным кредитом в действующем законодательстве.

Задачи обусловлены  целью и заключаются в следующем:

1. Определение сущности государственного кредита;

2. Выделение видов государственного кредита в соответствии с особенностями отдельных групп государственно-кредитных правоотношений;

3. Анализ правового регулирования отдельных видов государственного кредита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный кредит – совокупность экономических отношений  между государством в лице его  органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими: лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

В отличии от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющие на величину централизованных денежных фондов, гарантирование погашения обязательств не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

Объективными условиями  возникновения кредита являются различия в производственных циклах отдельных элементов воспроизводственно-экономической  системы общества, возможности индивидуального и производственного накопления денежных ресурсов, а также существование временно не используемых госбюджетных и других финансовых фондов в условиях спроса на капитал со стороны различных отраслей и сфер народного хозяйства (бизнеса).

Кредит впервые возник в условиях, когда уже существовали товарно-денежные отношения. Существование денежно-кредитных отношений означает, что субъекты хозяйствования обособлены друг от друга. Средства каждого из них в процессе производства и обращения совершают индивидуальный кругооборот.

Для обеспечения бесперебойного функционирования многообразных потребностей государство формирует дополнительные финансовые ресурсы путем мобилизации  вредно свободных денежных средств  населения и хозяйственных структур, главным способом получения которых является государственный кредит.

Объективная необходимость  использования государственного кредита  на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием  между величиной этих потребностей и возможностями государства  по их удовлетворению за счет доходов бюджета. Регулирование экономики, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению, а также международная деятельность требуют постоянного увеличения бюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены уровнем налогообложения, установленным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, организаций и предприятий органы власти прибегают к помощи государственного кредита.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанные с обслуживанием  и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависит от направления использования  средств. В случае производительного вложения мобильных капиталов постоянный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого увеличения налоговых поступлений в этом случае не происходит.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, они снижает платежеспособный спрос.

 

 

 

    1. Виды государственного кредита

 

Выделяются следующие  виды государственного кредита:

- Государственный финансовый  кредит;

- Государственный экспортный кредит;

Государственный финансовый кредит представляет собой форму  бюджетного кредита, при которой  РФ предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и  на условиях, предусмотренных соответствующим  соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства.

Государственный экспортный кредит представляет собой форму  бюджетного кредита, при которой  за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика — импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком — агентом Правительства РФ и иностранным заемщиком — импортером товаров и услуг или его банком-кредитором, при наличии государственной гарантии иностранного государства по возврату этого кредита, платежи в погашение и обслуживание которого осуществляются в пользу РФ.

Согласно статье, 125 БК РФ программа  предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов представляет собой перечень государственных финансовых кредитов и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период с указанием по каждому из них:

1) наименования иностранного государства  и иностранного юридического  лица — получателя государственного  финансового кредита и государственного  экспортного кредита;

2) наименования гаранта возврата  государственного финансового кредита  и государственного экспортного кредита, если условиями договора о предоставлении государственного финансового кредита и государственного экспортного кредита предусматривается наличие гарантии;

З) целей предоставления государственного финансового кредита и государственного экспортного кредита;

4) общей суммы государственного  финансового кредита и государственного  экспортного кредита на весь  срок использования;

5) срока использования государственного  финансового кредита и государственного  экспортного кредита;

6) процентной ставки  по государственному финансовому  кредиту и государственному экспортному  кредиту;

7) срока погашения  государственного финансового кредита  и государственного экспортного  кредита;

8) прогноза объема  бюджетных средств направленных  на оплату товаров и услуг для государственного экспортного кредита;

9) прогноза объема  предоставления денежных средств  для государственного финансового  кредита.

Программа предоставления государственных финансовых и государственных  экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период утверждается при рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в качестве отдельного приложения к указанному закону.

В случае не утверждения Государственной думой очередной программы предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период действие ранее утвержденной программы продлевается на очередной финансовый год и плановый период.

 

 

1.2 Управление  государственным кредитом

 

Управление государственным  кредитом может рассматриваться  в узком и широком смысле. Под  управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле, как одно из направлений финансовой политики, находится в руках органов власти управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость, а также целесообразность, осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных отраслей экономики, районов страны и т.п. Под управлением гocyдapcтвенным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий. Высшим органом управления государственным кредитом в РФ является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета. В соответствии с Конституционным законом «О правительстве» предельный объем выпуска тех или иных ценных бумаг устанавливается Правительством РФ. Для оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями Бюджетный кодекс РФ предусматривает разработку Правительством двух программ: Программы государственных внешних заимствований и Программы государственных внутренних заимствований. Эти программы представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников и сроков возврата. Программы представляются Федеральному Собранию одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению. В процессе управления государственным кредитом решаются задачи:

• минимизации стоимости  долга для заемщика;

• обеспечения своевременного возврата кредитов;

• максимального решения  задач, определенных финансовой политикой, в частности, сохранения иностранных капиталов в стране и переориентировки инвесторов с вывоза полученных доходов из страны на вложение прибыли в развитие производства.

Управление государственным  кредитом в узком смысле ложится  на органы управления, финансовые и кредитные институты. Оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства обычно осуществляет Минфин РФ или Казначейство совместно с Центральным банком. Минфин выступает эмитентом государственных ценных бумаг от лица федерации. Оно устанавливает конкретные сроки и объемы выпусков в пределах параметров, установленных Правительством. Регулирование рынка государственных ценных бумаг также осуществляется ЦБ РФ. К мерам воздействия, применяемым ЦБ, относятся:

• поднятие ставки рефинансирования;

• интервенции ЦБ на рынке  ценных бумаг;

• регулирование валютного  рынка.

Как показала практика, эти  меры оказываются действенными лишь короткий промежуток времени. Однако эффективное  и долговременное противодействие  дестабилизации национального рынка государственных ценных бумаг возможно только в том случае, если к денежным мерам добавятся те, что выходят за рамки финансового рынка, а именно упорядочение налоговой системы и сбора налогов, а также рост экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках  государства дополнительных финансовых ресурсов.

В случае дефицитности государственного бюджета дополнительные мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие между бюджетными доходами и расходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны. Государственный кредит формирует часть государственного внутреннего долга. Значительная доля государственного долга состоит из внешних займов, которые связаны с развитием международного кредита.

Кредит играет специфическую  роль в экономике: он не только обеспечивает непрерывность производства, но и  ускоряет его. Роль кредита в различных фазах экономического цикла не одинакова. В условиях экономического подъема, достаточной экономической стабильности кредит выступает фактором роста.

Информация о работе Государственный кредит