Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 13:19, реферат
Проблематика государственного кредита в РФ относительно недавно вышла на первый план науки финансового права в связи с ухудшением состояния платежного баланса государства после распада Советского Союза. РФ унаследовала государственные долги своего предшественника, что обусловило увеличение нагрузки на депрессивную экономику вновь образованного молодого государства. Очевидными стали недостатки организации системы кредитования иностранных государств, которые отказывались обслуживать свой внешний долг. Параллельно со становлением бюджетной системы государства на новых демократических началах, в практику бюджетного планирования начали входить элементы кредитного финансирования внутренних и внешних субъектов в макроэкономических и внешнеполитических целях. В этой связи возрос интерес к вопросам теории функционирования государственного долга и управления им.
Введение
Проблематика государственного кредита в РФ относительно недавно вышла на первый план науки финансового права в связи с ухудшением состояния платежного баланса государства после распада Советского Союза. РФ унаследовала государственные долги своего предшественника, что обусловило увеличение нагрузки на депрессивную экономику вновь образованного молодого государства. Очевидными стали недостатки организации системы кредитования иностранных государств, которые отказывались обслуживать свой внешний долг. Параллельно со становлением бюджетной системы государства на новых демократических началах, в практику бюджетного планирования начали входить элементы кредитного финансирования внутренних и внешних субъектов в макроэкономических и внешнеполитических целях. В этой связи возрос интерес к вопросам теории функционирования государственного долга и управления им.
Цели государственного кредита очевидны: улучшение качества жизни населения страны, обеспечение внутренней и внешней безопасности. Институт государственного кредита выступает одним из самых эффективных и гибких способов аккумуляции и распределения денежных фондов в государстве.
Государственный кредит
является одним из основных источников
покрытия бюджетного дефицита. Проблема
аккумуляции недостающих денежн
Государственный кредит в его позитивном значении (т.е. как возможность государственного кредитования внутренних и внешних субъектов) является средством стимулирования различных сегментов экономики путем выдачи бюджетных средств на возвратной и платной основе отдельным хозяйствующим субъектам или целым отраслям на определенные цели.
Цель - разработка комплексной теории государственного кредита как финансово-правового института, определение его сущности и содержания как финансово-правовой категории, классификации государственных займов, рассмотрение вопросов правового регулирования, управления государственным кредитом в действующем законодательстве.
Задачи обусловлены
целью и заключаются в
1. Определение сущности государственного кредита;
2. Выделение видов государственного кредита в соответствии с особенностями отдельных групп государственно-кредитных правоотношений;
3. Анализ правового регулирования отдельных видов государственного кредита.
Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими: лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
В отличии от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющие на величину централизованных денежных фондов, гарантирование погашения обязательств не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.
Объективными условиями
возникновения кредита являются
различия в производственных циклах
отдельных элементов
Кредит впервые возник в условиях, когда уже существовали товарно-денежные отношения. Существование денежно-кредитных отношений означает, что субъекты хозяйствования обособлены друг от друга. Средства каждого из них в процессе производства и обращения совершают индивидуальный кругооборот.
Для обеспечения бесперебойного
функционирования многообразных потребностей
государство формирует
Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет доходов бюджета. Регулирование экономики, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению, а также международная деятельность требуют постоянного увеличения бюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены уровнем налогообложения, установленным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, организаций и предприятий органы власти прибегают к помощи государственного кредита.
Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанные с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависит от направления использования средств. В случае производительного вложения мобильных капиталов постоянный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого увеличения налоговых поступлений в этом случае не происходит.
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, они снижает платежеспособный спрос.
Выделяются следующие виды государственного кредита:
- Государственный финансовый кредит;
- Государственный экспортный кредит;
Государственный финансовый
кредит представляет собой форму
бюджетного кредита, при которой
РФ предоставляет денежные средства
иностранному заемщику в объеме и
на условиях, предусмотренных
Государственный экспортный
кредит представляет собой форму
бюджетного кредита, при которой
за счет бюджетных средств
Согласно статье, 125 БК РФ программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов представляет собой перечень государственных финансовых кредитов и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период с указанием по каждому из них:
1) наименования иностранного
2) наименования гаранта возврата
государственного финансового
З) целей предоставления государственного
финансового кредита и
4) общей суммы государственного
финансового кредита и
5) срока использования
6) процентной ставки
по государственному
7) срока погашения
государственного финансового
8) прогноза объема
бюджетных средств
9) прогноза объема
предоставления денежных
Программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период утверждается при рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в качестве отдельного приложения к указанному закону.
В случае не утверждения Государственной думой очередной программы предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период действие ранее утвержденной программы продлевается на очередной финансовый год и плановый период.
1.2 Управление государственным кредитом
Управление государственным
кредитом может рассматриваться
в узком и широком смысле. Под
управлением государственным
• минимизации стоимости долга для заемщика;
• обеспечения своевременного возврата кредитов;
• максимального решения задач, определенных финансовой политикой, в частности, сохранения иностранных капиталов в стране и переориентировки инвесторов с вывоза полученных доходов из страны на вложение прибыли в развитие производства.
Управление государственным кредитом в узком смысле ложится на органы управления, финансовые и кредитные институты. Оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства обычно осуществляет Минфин РФ или Казначейство совместно с Центральным банком. Минфин выступает эмитентом государственных ценных бумаг от лица федерации. Оно устанавливает конкретные сроки и объемы выпусков в пределах параметров, установленных Правительством. Регулирование рынка государственных ценных бумаг также осуществляется ЦБ РФ. К мерам воздействия, применяемым ЦБ, относятся:
• поднятие ставки рефинансирования;
• интервенции ЦБ на рынке ценных бумаг;
• регулирование валютного рынка.
Как показала практика, эти меры оказываются действенными лишь короткий промежуток времени. Однако эффективное и долговременное противодействие дестабилизации национального рынка государственных ценных бумаг возможно только в том случае, если к денежным мерам добавятся те, что выходят за рамки финансового рынка, а именно упорядочение налоговой системы и сбора налогов, а также рост экономики.
Заключение
Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов.
В случае дефицитности государственного бюджета дополнительные мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие между бюджетными доходами и расходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны. Государственный кредит формирует часть государственного внутреннего долга. Значительная доля государственного долга состоит из внешних займов, которые связаны с развитием международного кредита.
Кредит играет специфическую роль в экономике: он не только обеспечивает непрерывность производства, но и ускоряет его. Роль кредита в различных фазах экономического цикла не одинакова. В условиях экономического подъема, достаточной экономической стабильности кредит выступает фактором роста.