Государственный кредит, заем, государственные обязательства, рынок государственных обязательств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 16:21, контрольная работа

Краткое описание

Содержание
Цель исследования: изучить понятия и особенности государственного кредита, займа, государственных обязательств, рынка государственных обязательств.
Задачи исследования:
- описать понятие и виды государственного кредита;
- рассмотреть особенности российского рынка государственных обязательств.

Содержание

Введение 3
1. Государственный кредит, заем, государственные обязательства, рынок государственных обязательств 4
2. Задача 17
Заключение 18
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы в13.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

9. По способу определения предлагаемого  инвестору дохода эмитент может предложить займы с постоянным фиксированным уровнем дохода и займы с переменным уровнем дохода.

10. По направлениям использования  заемных средств займы могут  быть подразделены на целевые и нецелевые.

Главными целями привлечения займов в современной России является необходимость обслуживания государственного долга и финансирование дефицита бюджета. Отказ от инфляционных методов финансирования дефицита бюджета обусловил развитие рынка государственных ценных бумаг в России и рост государственного долга.

Первые российские государственные займы появились в XVII веке, однако, широкое применение получили только в середине XVIII века, при Екатерине II. Она осуществляла заимствования за рубежом; первый внутренний заем был проведен во время царствования Александра I. Именно в это время (1809 год) была впервые создана правовая база государственных заимствований в России, и появились первые работы по управлению государственным долгом, в частности М. Сперанского [6, С.122].

В XIX — начале XX века хронический дефицит бюджета России покрывался, главным образом, займами — как внутренними, так и внешними. Правительство, однако, стремилось проводить максимально эффективную политику управления государственными заимствованиями. Для достижения этой цели бюджет был разделен на обыкновенный и чрезвычайный. Чрезвычайный бюджет был засекречен. Доходную часть чрезвычайного бюджета составляли средства, полученные от займов, а расходную — военные расходы (которые в России традиционно очень велики) и расходы на строительство железных дорог.

Такое разделение бюджетов несколько упрощало управление государственным долгом, так как правительство имело возможность показывать профицитный бюджет, а это существенно облегчало получение новых кредитов по низкой процентной ставке. По большей части государственных долгов России процентная ставка составляла 4% годовых; сумма всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей (более 2/3 всего рынка). В результате проведения ответственной политики по управлению государственным долгом Россия имела репутацию надежного заемщика на мировом рынке капиталов. Поддержание этой репутации было одной из важнейших задач правительства.

В рамках этой политики в 1906 году в Основной Закон была введена статья №114, согласно которой при обсуждении государственного бюджета не подлежали сокращению расходы на платежи по государственным долгам и иным обязательствам, принятым на государством на себя.

Активное использование заемных средств в этот период имело как позитивное, так и негативное влияние на экономику страны. С одной стороны, такие меры позволили активно развивать железнодорожное строительство и привлекать дешевые кредитные ресурсы на мировом рынке капитала для финансирования дефицита бюджета, не прибегая к эмиссии. С другой стороны, возникла достаточно высокая степень зависимости политики страны от иностранных кредиторов, ухудшилась структура правительственных расходов, значительная часть бюджетных средств уходила на обслуживание государственного долга.

Государственный долг России с учетом гарантированных правительством железнодорожных и ипотечных займов накануне Октябрьской революции составлял 41,6 млрд. рублей, в том числе внешний 14,86 млрд. По размеру внешнего долга Россия занимала первое место в мире.

После октябрьской революции 1917 года государственная задолженность была аннулирована декретом президиума В ЦИК от 21.01.1918 г. Эта мера негативно сказалась на доступе Советской России на мировой кредитный рынок, однако институт государственного долга сохранился. Первый государственный заем, проведённый правительством Советской России — хлебный заем 1922 года.

Советское правительство нуждалось в финансовых ресурсах, и поскольку мировой кредитный рынок был закрыт для страны, основные усилия по развитию механизма государственных заимствований были перенесены на внутренний рынок. Для достижения успеха были предприняты шаги по выпуску привлекательных для населения займов. Цель была достигнута путем продажи облигаций ниже номинала и высоких процентных доходов, выплачиваемых инвесторам. Интерес к этим займам был достаточно велик, но расходы по их обслуживанию довольно высоки. Например, 5%-й заем 1925 года обеспечивал доход 28% годовых. Такое управление государственным долгом привело к росту государственной задолженности; она увеличилась с 2,5 млн руб. на 01.10.1922 г. до 662 млн руб. на 01.10.1925 г.

В конце 1920-х годов правительство, учитывая необходимость получения средств на рефинансирование накопленной задолженности, проведение политики индустриализации и недостаточный доступ на внешний рынок капиталов, расширило внутренние заимствования. К этому времени оно отошло от принципов рыночного управления государственным долгом, доходность займов резко снизилась. К 1930 году ликвидируются фондовые биржи, а новые займы размещаются среди населения уже в принудительном порядке.

В области управления государственным долгом стали преобладать административные меры, государством был проведен ряд принудительных мер, ухудшивших положение кредиторов. В дальнейшем при размещении государственных займов приоритет отдавался государственным интересам, интересы населения не учитывались, размещение займов проходило в командно-административном порядке.

19 апреля 1957 года органами государственной власти в одностороннем порядке было принято решение об отсрочке начала выплат по облигациям до 1977 года, т.е. на 20 лет, что еще более подорвало доверие населения к правительству.

Официальная статистика СССР того времени информировала о профицитном бюджете, но данные о государственном долге и накопленных бюджетных дефицитах не сообщались [6, С.124].

Учитывая низкий уровень жизни населения, понятно, что мотивация последнего при накоплении сбережений — почти исключительно потребительские цели. Таким образом, очевидно, что лишь незначительная часть средств населения могла быть добровольно предоставлена государству в качестве инвестиционных ресурсов, что и обусловило стремление властей к скрытому принудительному изъятию этих ресурсов.

В 1980-х годах были предприняты новые попытки размещения государственных займов. В рамках этих попыток был выпущен 3%-й внутренний заем. В 1990 году Министерство финансов попыталось вновь привлечь средства внутренних инвесторов для финансирования дефицита государственного бюджета и выпустило облигации 5%-го займа для предприятий и казначейские обязательства для населения. Эта попытка не имела успеха, поскольку условия выпуска не учитывали реальной экономической ситуации в стране. Из всей суммы займа в 74 млрд. руб. было продано бумаг на 59,8 млрд. руб., причем, основную часть бумаг (на сумму 49,1 млрд. руб.) был вынужден купить Государственный банк СССР. Попытка придать государственному долгу цивилизованную форму посредством выпуска облигаций в 1991 году оказалась неудачной по причине недостаточно высокой доходности этих бумаг, высокой инфляции и общего недоверия населения к государству и его финансовой политике. Вместе с тем, в процессе попытки реализации этого займа впервые в России были применены технологии безбумажного выпуска облигаций аукционного сбора заявок. Не принесли успехов в тот период и другие выпуски государственных ценных бумаг, так как предложенные условия не были привлекательны.

Для финансирования расходов правительство активно задействовало кредиты Государственного банка СССР. Как правило, эти кредиты выделялись бесплатно и безвозвратно. Практически, в данном случае осуществлялась скрытая эмиссия под видом государственного долга. Также на государственные нужды были израсходованы средства населения в Сбербанке и Госстрахе СССР, которые привлекались путем займов у соответствующих учреждений, а сами владельцы не были информированы о таком их использовании. Займы у Сбербанка и Госстраха СССР на 1 июля 1991 года составили 207,2 млрд. руб. Эти займы были сделаны через Государственный банк и отражены в его балансе.

В качестве правопреемника СССР Россия приняла на себя и обязательства по его долгам (к началу 1992 года внутренний долг достиг размера в 1050 млрд. руб., а внешний долг СССР оценивался в 96,6 млрд. долларов США). Решение проблемы внешнего долга заключалось в выплате западным кредиторам во второй половине 1990-х годов ежегодно 15-18 млрд. долларов, однако, учитывая реальное положение дел в экономике страны, такой путь был невыполним. Долговое бремя усугубилось проблемой нехватки финансовых ресурсов для финансирования расходов государства, что обусловило необходимость поиска скорейшего решения этого блока проблем.

Если проблему внутреннего государственного долга удалось отчасти решить путем инфляции и обесценения сбережений населения, то при решении проблем внешнего долга Российская Федерация столкнулась с необходимостью его рефинансирования и поиска компромисса с кредиторами. В 1995 году под давлением кредиторов и МВФ, членом которого Россия стала в июне 1992 года, она отказалась от практики финансирования дефицита государственного бюджета посредством кредитов Центрального банка РФ и перешла к заимствованиям посредством рынка ценных бумаг. При этом ориентиром для Правительства РФ служил опыт промышленно развитых стран.

В 1998 году основные федеральные долговые обязательства были представлены следующими бумагами:

- Государственные долгосрочные облигации (ГДО). Выпущены в 1991 году со сроком обращения 30 лет (до 2021 года). Объем займа — 80 млрд. рублей; разбит на транши по 5 млрд. рублей. Номинал облигации — 100 тыс. рублей. Выпускаются в бланковом виде с набором купонов. Купонный доход — 15% от номинала облигации, выплачивается один раз в год — 1 июля.

- Государственные краткосрочные облигации (ГКО). Срок обращения ГКО — 3, 6 и 12 месяцев. Выпускаются на безбумажной основе в виде записей на счетах «депо». Номинал — 1 млн. рублей. Распространяются на аукционах с дисконтом от номинала.

- Облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) и постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Относятся к среднесрочным государственным ценным бумагам. Срок их обращения от 1 года до 5 лет. Выпускаются на безбумажной основе в виде записи на счетах «депо». Номинал — 1 млн. рублей. ОФЗ-ПК выпускаются с купонным доходом, выплачиваемым ежеквартально, размер которого определяется исходя из средневзвешенной доходности ГКО за определенный период. ОФЗ-ПД выпускаются с купонным доходом, выплачиваемым ежеквартально, и размер которого за все время обращения облигации постоянен.

- Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Срок обращения — 1 год. Объем выпуска —10 трлн. рублей — разбит на транши по 1 трлн. рублей. Номинал — 100 и 500 тыс. рублей. Выпускаются в бланковом виде на предъявителя с набором из 4 купонов, выплачиваемых ежеквартально. Размер купона определяется по последней официально объявленной ставке купонного дохода по ОФЗ-ПК плюс премия, определяемая Министерством финансов РФ.

- Облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ). Выпущены в 1993 году в счет погашения задолженности Банка внешнеэкономической деятельности СССР перед юридическими лицами. Валюта займа — доллары США. Номиналы — 1, 10, 100 тыс., долларов США. Первоначальный объем выпуска составил 7 885 млн. долларов с разбивкой на пять траншей со сроками погашения от 1 до 15 лет. В 1996 году были сделаны дополнительные эмиссии на 1 550 млн. долларов четвертого и пятого траншей и на 3500 млн. долларов шестого и седьмого траншей. Выпускаются в бланковом виде с набором купонов. Купонная ставка — 3% годовых от номинала облигации — выплачивается один раз в год, 14 мая.

- Облигации государственного нерыночного займа (ОГНЗ). Выпускаются в бездокументарной форме. Объем выпуска в 1996 году — 15 трлн рублей. Номинал — 1 млн рублей. Доход выплачивается в виде процента от номинальной стоимости, которую устанавливает Министерство финансов РФ при выпуске облигаций, но не реже одного раза в год. Не могут обращаться на вторичном рынке.

- Государственные жилищные сертификаты (ГЖС). Являются документарными именными необращаемыми ценными бумагами. Эмитируются по решению Правительства РФ для граждан РФ, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Номинированы в квадратных метрах жилой площади. Срок предъявления к погашению — 1 год с момента выдачи.

 

 

 

2. Задача

 

Рассчитайте сумму регулирующих доходов бюджета области, если сумма расходной части бюджета области – 19,356 млрд.руб., дефицит бюджета – 0,753 млрд.руб., сумма закрепленных доходов – 17,387 млрд.руб.

Решение:

Сумма регулирующих доходов (РД):

РД = 19,356-0,753-17,387=1,216 млрд.руб.

Ответ: сумма регулирующих доходов равна 1,216 млрд.руб.

 

 

Заключение

 

Государственный кредит представляет собой совокупность финансовых отношений, где одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками — физические и юридические лица.

Государственный кредит на практике реализуется посредством государственных займов, которые приводят к появлению государственного долга.

Государственный кредит как экономическая категория выражает  совокупность экономических отношений между государством (в лице органов власти), с одной стороны, и другими экономическими субъектами (физическими и юридическими лицами, зарубежными субъектами) — с другой по поводу получения займов, предоставления ссуд или гарантийного обеспечения. Государство как субъект экономических отношений выполняет функции заемщика, кредитора и гаранта.

Кроме того, в качестве инструмента привлечения средств могут выступать ГКО. Государственные краткосрочные облигации (ГКО), или официально государственные краткосрочные бескупонные облигации Российской Федерации, — государственные ценные бумаги, эмитентом которых выступает Министерство финансов Российской Федерации.

За счет ГКО правительство финансирует дефицит государственного бюджета.

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Злобина, А.А. Финансы [Текст]: Учебное пособие / А.А. Злобина. – М.: МГУП, 2011. – 265 с.
  2. Миляков, Н.В. Финансы [Текст]: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 543с.
  3. Николаева, Т.П. Бюджетная система РФ [Текст] / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – М.: 2012. – 240с.
  4. Финансы [Текст] / Под ред. Ковалевой А.М. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. — 384с.
  5. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт-Издат, 2011. – 543с.
  6. Финансы [Текст]: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М.Сабанти. — М.: Юрайт-Издат, 2009. – 504с.
  7. Финансы [Текст]: учебник / Под ред. В.В.Ковалева. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 640с.

Информация о работе Государственный кредит, заем, государственные обязательства, рынок государственных обязательств