Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 12:53, контрольная работа
Денежная реформа - это целенаправленные преобразования, с помощью которых осуществляются решительные комплексные действия, направленные на оздоровление экономики, финансов, денежного обращения и т.д.
Денежные реформы, проводившиеся в разное время во многих странах, значительно отличались своими целями, глубиной реформирования существующих денежных систем, методами стабилизации валют, подготовительных мероприятиями и т.д. Их можно классифицировать по нескольким признакам.
1. Денежная реформа: сущность, виды и методы проведения
Денежная реформа - это целенаправленные преобразования, с помощью которых осуществляются решительные комплексные действия, направленные на оздоровление экономики, финансов, денежного обращения и т.д.
Денежные реформы, проводившиеся в разное время во многих странах, значительно отличались своими целями, глубиной реформирования существующих денежных систем, методами стабилизации валют, подготовительных мероприятиями и т.д. Их можно классифицировать по нескольким признакам.
По глубине реформационных мер можно выделить структурные или полные денежные реформы и реформы частичного типа.
Структурные (полные) денежные реформы проводились при переходе от биметаллизму до золотой монометаллизму, от последнего к системе или кредитного обращения. Во всех этих случаях нужно не только заменить один вид денег на другой, но и осуществить важные структурные изменения в экономике, в государственных финансах, банковской и валютной системах и т.д. Такие структурные изменения диктуемые особенностями новых денег, которые вводятся в обращение, и должны обеспечить предпосылки для их успешного функционирования.
Денежные реформы, осуществляемые государством преобразования в сфере денежного обращения, имеющие целью упорядочение денежного обращения и укрепление всей денежной системы, осуществляются различными методами в зависимости от способа производства, политической системы, положения отдельных классов, состояния экономики страны и т.д. Денежные реформы могут сопровождаться изъятием из обращения всех или части обесцененных бумажных знаков и замены их новыми деньгами (бумажными или металлическими), изменением золотого содержания денег или их валютного курса, перестройкой денежной системы и т.п. Денежные реформы устанавливают переход от одной денежной системы к другой.[6, c.131].
Среди комплекса мероприятий по оздоровлению и упорядочение денежного обращения особое место занимают денежные реформы. Они представляют собой полную или частичную перестройку денежной системы, проводимая государством, с целью оздоровления или улучшение механизма регулирования денежного обращения в соответствии с новыми социально-экономических условий.
Денежные реформы, которые проводились в разное время во многих странах, значительно отличались по своим целям, глубиной реформирования действующих денежных систем, методами стабилизации валют, подготовительными мероприятиями и т.д. Их можно классифицировать следующим образом:
1) создание новой денежной системы. Эти реформы проводились при переходе от биметаллизма до золотого монометаллизма, от последнего к системе бумажноденежного обращения или кредитного обращения в условиях создания новых государств, как это имело место после выхода отдельных республик из состава бывшего СССР. Примером таких реформ является денежная реформа Витте в 1895-1897 годов в России и денежные реформы в странах, освободившихся от колониальной зависимости и т.д.;
2) частичное изменение денежной системы, когда реформируются отдельные ее элементы: название и величина денежной единицы, виды денежных знаков, порядок их эмиссии и характер обеспечения и т.д. Примером таких реформ является изменение порядка эмиссии и обеспечения банкнот в Англии согласно Акту Роберта Пиля (1844 г.), денежные реформы в СССР в 1922-1924 и 1947 гг.
3) проведения специальных стабилизационных мер с целью получения инфляции или преодоления его последствии.
По характеру проведения реформы делятся на 3 типа:
1. Денежные реформы
формального типа, которые сводятся
исключительно к техническому
аспекту внедрение нового
а) Необходимость улучшения физических свойств (износостойкости, плотности, защите сквозь подделки и беспричинно далее) банкнот, который обращаются, изменения их относительных и абсолютных размеров, который может вмещаться результатом технического прогресса (в понимании как возможностей производства банкнот высшего качества, беспричинно и требований к их качеству в связи с применением разных технических устройств ѕ банкоматов электронных машин и тому подобное).[6, c.133].
б) Повышение эффективности борьбы с подделкой национальной валюты. Это происходит в случае, если выявляется большое число поддельных банкнот (например, накопленных для годы войны), выявление и исключение которых становится безотлагательным делом.
в) Необходимость изменения внешнего вида банкнот, их оформления, которое может предопределяться политическими причинами например, нововведение государственной символики и тому подобное.
Все приведены аспекты осуществления денежной реформы имеют в основном сугубо формальный, неконфискационный характер. Если исправление ограничивается решением исключительно этих проблем, не задевая более существенные монетарные и экономические аспекты, ее точнее называть обменом денег.
Чем бы не была вызвана необходимость проведения денежной реформы, главной ее целью всегда является стабилизация денежного обращения. Для достижения этой цели недостаточно принять те или иные законодательные акты, а необходимо подготовить соответствующие экономические предпосылки. Без этого деньги и после реформы могут обесцениваться. Поэтому успешное проведение денежной реформы требует соответствующей подготовки: накопление золотовалютных и материальных резервов, прекращение или значительное уменьшение темпов роста денежной массы в обращении, оздоровление государственных финансов, улучшение структуры общественного производства, сбалансирования рынка и т.д.
Официальная концепция денежной реформы базировалась на принципах "полной прозрачности" и "неконфискацийности". По мнению некоторых специалистов, эти принципы обусловили некомплексность и ограниченность реформы. Также многие считают, что введение гривны носило больше политический, чем экономический характер.
Денежная реформа является одним из инструментов денежной политики. Проведения денежных реформ, смысл которых сводится к полной или частичной структурной перестройки государством имеющейся в стране денежной системы, всегда вынужденное.[6, c.135].
Каждая денежная реформа является индивидуальной и неповторимой по своим характеристикам. Любая реформа всегда специфическая по содержанию. Это, однако, не исключает возможностей классификации денежных реформ через выделение определенной группы общих признаков и их функциональном воплощении.
Денежные реформы в узком смысле этого понятия имеют несколько разновидностей. Это:
- денежные реформы формального типа, сводятся лишь к внедрению нового образца купюры с одновременным или постепенным изъятием той, что функционирует. Поводом для такого изменения может быть недостаточная защищенность купюры старого образца и ее массовая фальсификация, изменение государственной символики и т.д.;
- денежные реформы с деноминацией денежного обращения, главной целью которых является замена через обмен денежных купюр истинного масштаба цен;
- денежные реформы конфискационного типа (с деноминацией денежного обращения или без его изменения).
По временным лагом проведение обменных операций теория и практика разграничивают единовременные денежные (срок проведения обмена старых денег на новые не превышает 7-10 дней) и денежные реформы параллельного типа. Единовременные денежные реформы применяется в большинстве случаев, когда речь идет об использовании конфискационных процедуры. Реформы конфискационного типа предусматривали проведение обменных операций в течение всего нескольких дней. Реформы параллельного, или, как их еще называют, консервативного типа является чрезвычайно сложной по технике реализации процедуре. В этом случае новая денежная единица, расширяя сферу своего функционального применения, вытесняет старые деньги постепенно. В результате в течение определенного времени, когда в обращении находятся две денежные единицы - старая и новая, происходит соответствующая сегментация сферы денежного обращения.[6, c.137].
Денежные реформы в широком смысле этого понятия отличаются от рассмотренных выше реформ тем, что они предусматривают не только внедрение в обращение новой денежной единицы, но и структурную перестройку действительной системы денежно-валютных и кредитных отношений. Денежная реформа должна обязательно дополниться системой практических мер, которые бы гарантировали ее полномерный характер. Ключевыми среди них должны быть:
- действия по нормализации товарно-денежных отношений, и в первую очередь решительно ограничения бартера как зоны экономических злоупотреблений;
- совершенствование управления валютной и эмиссионной политикой с тем, чтобы стабильность денежной единицы поддерживалась на соответствующем уровне;
- сокращение распространенной практики использования разного рода квазиплатежных финансовых инструментов;
- недопущение бесконтрольности со стороны государства за оттоком капитала и денежной массы в теневую экономику и за рубеж.
Одномоментные реформы, как правило, связанные с введением в обращение новых денег за короткий срок (7-15 дней), то есть срок реформирования определяется техническими возможностями изъятия старых денег и вводом новых. Денежные реформы конфискационного типа проводятся как можно в более короткий срок, чтобы владельцы больших запасов денег не успели спрятать их от конфискации.
Денежные реформы параллельного типа подразумевают выпуск в оборот новых денег постепенно, параллельно с проведением радикальных превращений в экономике, финансах и денежном обращении. Они нуждаются в длительном времени одновременного параллельного обращения новых денежных знаков со старыми. В частности, если новые и старые денежные знаки эмитируются банковской системой на одинаковых условиях, то оба вида денег воспринимаются одинаково и обмениваются между собой по соотношению 1:1. В случае ввода разных основ для новых и старых денежных знаков старые направляются для покрытия бюджетных расходов, а новые - для кредитования экономики. Если эмиссия новых денежных знаков имеет определенное обеспечение (золото, инвалюта), а в эмиссии старых оно отсутствует, то между ними в обороте возникает конкуренция, в результате которой менее надежные старые деньги обесцениваются, пользование ими будет становиться все более рискованным и неудобным. Вследствие этого в обращении остается лишь новая форма денег, что означает достижение поставленных целей.
Таким образом, каждая денежная реформа является индивидуальной и всегда специфическая по содержанию, поэтому имеет место классификация денежных реформ через выделение определенной группы общих признаков и их функциональном воплощении.
Методы проведения денежных реформ.
Метод списания наличности и средств населения на банковских счетах при одновременной их замене на новую денежную единицу по единому или дифференцированному соотношению. Этот метод преимущественно используется в процессе проведения одномоментных денежных реформ. В нем целесообразность применения дифференцированного соотношения может обосновываться разными причинами: достижение социальной справедливости относительно обнищалого большинства граждан, потребностями покрытия расходов на проведение денежной реформы и тому подобное. Но вследствие этого внедряется уравниловка, которая иногда способна принести больше вреда, чем ожидаемые доходы или социальную справедливость.[6, c.139].
Реформаторы могут при необходимости использовать разные варианты комбинирования этих методов, прибегать к применению других рычагов и приемов.
Кроме подготовки экономических и организационных предпосылок денежной реформы, важное значение для ее успеха имеет правильный выбор метода стабилизации валюты в процессе реформы. Особенно актуальной эта проблема была в эпоху функционирования настоящих денег, когда государства путем реформы пытались восстановить систему металлического обращения или обращения разменных на металл денежных знаков.
Согласно мировым опытом денежных реформ существуют следующие методы стабилизации валют: нуллификации, ревальвация (реставрация), девальвация, деноминация.
Нуллификации - объявление государством обесцененных бумажных денежных знаков недействительными. Проводится она при условии чрезвычайно большого падения покупательной способности денег, когда становится нецелесообразным любой обмен их на новые деньги и в такой крайней форме встречается редко. В частности, в конце XVIII в. во Франции были объявлены недействительными полностью обесцененные ассигнации и изъяты из обращения без всякого возмещения. Чаще обесцененные деньги изымаются из обращения путем обмена на новые знаки в чрезвычайно низкой пропорции, так что плата за них имеет чисто символическое значение. Так, в СССР в 1922-1923 гг. 1 руб. новыми знаками обменивался на 1 млн. руб. старыми, в 1924 г. в Германии 1 новая рейхсмарка - на 1 трлн. старых марок. Во всех этих случаях по существу проводилась нуллификации обесцененных денег, хотя по форме она напоминала девальвацию.
Девальвация - официальное снижение государством металлического содержания и курса (или только курса) национальных денег относительно иностранных валют или международных расчетных единиц. На первом этапе (до 1929-1933 гг.) Девальвация приводила к возобновлению обмена банкнот на золото только по сниженному паритетом. На втором этапе обмен на золото не возобновлялся, однако снижение валютного курса несколько способствовало стабилизации внутреннего рынка и денежного обращения, поскольку стимулировало экспорт и укрепляло конкурентоспособность национальных предпринимателей на мировом рынке, а также делало дороже импорт.
После отмены размена банкнот на золото значительно изменилось содержание и механизм девальвации валюты. Девальвации стали реже проводиться в пределах денежных реформ с целью стабилизации внутреннего денежного обращения, а прежде всего как метод валютной политики для регулирования внешнеэкономических отношений: повышение конкурентоспособности, регулирования платежного баланса и т.д. В этих условиях девальвацией стали называть любое законодательное снижение официального фиксированного валютного курса.[6, c.141].
Информация о работе Денежная реформа: сущность, виды и методы проведения