Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:32, курсовая работа
Но на сегодняшний день почти у всех людей, экономика ассоциируется с деньгами, сбережениями и денежным обращением, то тогда и тема данной работы звучит соответственно: «денежная система и ее структурные элементы»
В настоящее время, деньги - это главная проблема и основная, для любого человека, да и в принципе эта проблема существует на протяжении многих лет, как и безработица. Ведь если человек работает, то он зарабатывает деньги, а если не работает, то ему ничего не остается, как жить без них.
Введение 3
Деньги, их значение и сущность
1.1.Понятие денег
1.2.Функции денег
1.3.Спрос и предложение денег
Денежная система и ее структурные элементы
2.1.Понятие денежной системы
2.2.Денежная система и ее типы
2.3.Разновидности денежной системы
2.4.Современный тип денежной системы, ее характеристика
2.5.Структурные элементы денежной системы
2.6.Денежная единица, ее покупательная способность
Заключение
Литература
Принцип прогнозного планирования денежного оборота
Он обозначает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавливается не как директивные планы, обязательные для исполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т.е. ориентиры к которым надо стремиться. Исключение составляет такой финансовый план, как государственный бюджет, который при любом типе денежной системы остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство и, как правило, Министерство финансов страны.
Этот принцип заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы с одной стороны не допускать инфляции; с другой стороны- расширять денежны1й оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности.
При определенных условиях
(спад производства, бюджетный дефицит,
недостаточное обеспечение
4. Принцип кредитного характера денежной системы
В соответствии с этим принципом появления новых денежных знаков в хозяйственном обороте возможно только в результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот не должны поступать.
5. Принцип обеспеченности, выпускаемых в оборот денежных знаков
В условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами. При этом золотое содержание денежной единицы с 1992 г. в РФ не фиксируется.
6. Принцип
неподчиненности Центрального
Он связан с тем, что поддержание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией является приоритетной задачей Центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что решения стоящие перед Правительством и их задачи начнут исчерпывать средства Центрального банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена. В то же время Центральный банк может проводить политику, противоречащую текущим задачам государства, поэтому Центральный банк должен систематически отчитываться перед Парламентом страны, который призван способствовать преодолению разногласий между Центральным банком и Правительством.
7. Принцип
предоставления Правительству
Обычно в законодательствах стран с рыночной экономикой имеется положение о том, что Центральный банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования под определенное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству, государственные ценные бумаги) .
Применение данного
принципа позволяет предотвратить
использование денег для
8. Принцип
комплексного использования
Сущность его заключается в том, что Центральный банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удастся.
9. Принцип
надзора и контроля за
Государство через банковскую и финансовую систему налоговые органы должны обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме этого объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации, как наличного, так и безналичного оборотов.
10. Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны
Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте. Это не означает, что население не может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту полученную при обмене, разрешается для платежей за рубежом, а также помещение во вклады банков.
Структурные элементы денежной системы
Принципы построения денежной системы отражаются в других элементах денежной системы, во всей их совокупности и влияю на них.
Рассмотрим их:
1). Наименование денежной единицы
этот элемент денежной
системы, как правило, складывается
исторически, однако в некоторых
случаях государство может
2). Порядок обеспечения денежных знаков.
Государственным законодательством
устанавливается, что в качестве
обеспечения могут служить това
3.) Эмиссионный механизм
Он представляет собой порядок выпуска денег в оборот и их изъятие из оборота. Безналичные деньги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения ими кредитных операций. При погашении ссуд осуществляется изъятие денег из оборота. Выпуск наличных денег производится через расчетно-кассовые центры Центрального банка. Изъятие наличных денег происходит при сдаче денежной наличности коммерческими банками в расчетно-касовые банки.
4). Структура денежной массы в обороте
Она рассматривается двояко. Это либо соотношение между наличной и безналичной денежной массой, либо соотношение между денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы.
5).Порядок
прогнозного планирования
Такой порядок включает систему прогнозирования планов денежного оборота; органы, составляющие эти планы, совокупность показателей, определенных с помощью этих планов; задачи, решаемые с помощью каждого плана.
6.) Механизм
денежно-кредитного регулирован
Этот механизм представляет собой набор инструментов денежно-кредитного регулирования, права и обязанности органов, осуществляющие денежно-кредитное регулирование, задачи и объекты денежно- кредитного регулирования.
7) Порядок установления валютного курса или котировке валют
Это означает отношение валюты данной страны, выраженной в валютах другой страны. До перестройки в России использовался порядок установления валютного курса, исходя из золотого содержания различных валют. Однако поскольку в настоящее время ни в одной стране золотое содержание денежной единицы не фиксируется, сейчас используется способ котировки учитывающий колебания покупательной способности национальных валют, а также спрос и предложение той или иной валюты на валютных рынках. Наиболее популярный способ котировки основан на «корзинке» валют, при котором национальная валюта сопоставляется с рядом других национальных валют, входящих в «корзинку».
8) Порядок
кассовой дисциплины в
Он отражает набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться предприятия и организации всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы.
Контроль за соблюдением этого порядка возлагаются на коммерческие банки, осуществляющие кассовое обслуживание хозяйств. Современные денежные системы не статичны. Они продолжают развиваться, становясь все более экономичными и эффективными. Общей тенденцией для денежных систем разных стран является расширение применения современной вычислительной компьютерной, электронной техники в организации денежного оборота. Все более широко используется понятие «электронные деньги», представляющие собой уже не записи на бумажных носителях информации, а записи в форме электронных символов, прежде всего на магнитных или других носителях. Это позволяет значительно повысить долю безналичного оборота в совокупном денежном обороте ускорить расчеты, обеспечить лучший контроль банков и налоговых органов за денежным оборотом, добиться существенной экономии издержек обращения.
Денежная единица и ее покупательная способность
Необходимой предпосылкой успешного выполнения деньгами их функции в народном хозяйстве, их применение в деятельности предприятий, населения является устойчивая покупательная способность денежной единицы. При изменениях покупательная способность денежной единицы происходящих по разным причинам, в том числе при непропорциональном изменении цен различных товаров, ухудшаются возможности отношения деньгами, функции меры стоимости, средства обращения и платежа, а так же накопления.
Это сопровождается ослаблением
роли денег в осуществлении
Поэтому для устранения
подобных негативных последствий возникает
необходимость в различных
Вместе с тем, не следует устойчивость покупательной способности денежной единицы понимать, как нечто неизменное, постоянное.
Покупательная способность денежной единицы подвержена по различным причинам систематичным большим или меньшим изменениям. Такие изменения могут возникать под влиянием происходящих неодинаковых изменений стоимости различных реализуемых товаров, соотношений платежеспособности спроса и предложения в связи с регулирующим воздействием государства в зависимости от изменений курса национальной валюты, вызванных состоянием внешнеэкономическим взаимоотношением, торговый или платежный баланс.
Кроме того, на изменение покупательной способности денежной единицы могут повлиять и обстоятельства, относящиеся к условиям развития экономики, включая особенности денежной системы и проводимые в ней изменения.
Меры, направленные на поддержание устойчивости денежной единицы, были разными, они зависели от развития экономики и особенностей функционирования денег. Достаточно обратить внимание на то, что покупательная способность денежной единицы может изменяться, как при применении не разменных на золото деньги.
Покупательная способность золотой денежной единицы могла меняться под влиянием изменения стоимости золота. В XVI-XVIII в.в. когда в оборот поступило дешевое золото из западного полушария, произошло снижение покупательной способности денежной единицы. В подобной ситуации причина роста цен заключается в уменьшении стоимости золота. При применении золотой денежной единицы воздействие государства на величину ее покупательной способности имело сравнительно ограниченное значение. С одной стороны, государство следило за соответствием фактического веса золотых монет их установленному весу, чему способствовал контроль за чеканкой монет. С другой стороны, государство принимало меры по обеспечению беспрепятственного обмена бумажных денежных знаков на золото. Государство оказывало влияние на курс национальной валюты, в том числе и с помощью регулирования экспортно-импортных операций и других внешнеэкономических отношений.
Что же касается регулирования массы денег в обороте, то в подобных условиях необходимость в таких мерах была крайне ограничена, поскольку деньги, обладавшие собственной стоимостью, беспрепятственно уходили из оборота в накопление и при необходимости возвращались из накопления в оборот.
Значительно возрастает значение государственного регулирования массы денег в обороте при применении не разменных на золото денежных знаков и при широком развитии безналичного денежного оборота. Это обусловлено во многом тем, что при утрате непосредственной связи денежной единицы с золотом появились возможности чрезмерного увеличения массы денег в обороте со всеми вытекающими из этого нежелательными последствиями, в том числе в виде возникновения повышенного платежеспособного спроса, что отражалось, при прочих равных условиях, на обесценении денежной единицы, снижении ее покупательной способности.
Воздействие государства на денежный оборот может проявляться в виде системы мер по регулированию массы денег в интересах предотвращения возможных негативных последствий чрезмерного увеличения денежной массы, включая рост платежеспособного спроса и снижение покупательной способности денежной единицы. Вместе с тем государство имеет возможность осуществить различные меры, направленные на устранение уже сложившихся негативных последствий обесценения денежной единицы.