Денежная система Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:04, реферат

Краткое описание

Денежная система — это форма государственной организации денежного обращения.
В денежной системе, т. е. организации денежного хозяйства, можно выделить следующие основные элементы: денежную единицу, масштаб цен, виды денег, формы эмиссии денег. В зависимости от исторически конкретного наполнения элементов денежной системы и определяют ее конкретные формы: систему штучных денег, монометаллизма и биметаллизма, неразменных бумажных и кредитных денег.
Денежная система складывается исторически в каждой стране.

Вложенные файлы: 1 файл

денежная система Греции.docx

— 67.88 Кб (Скачать файл)

Предложенная экономическая  программа в силу множества существующих проблем не принесла стране сиюминутной  пользы. Из-за увеличивающейся рецессии и низких налоговых поступлений  заметно усилился спад экономики  страны. В 3-м квартале 2010 г. падение  ВВП составило 3,5 %, а во 2-м квартале 2011 г. достигло максимально отрицательного значения в 8,3 % [19]. При этом пропорционально  возросли показатели бюджетного дефицита (10,6 % ВВП) и госдолга (142,8 %).

Для стабилизации положения  в мае 2011 г. представители «тройки» (Еврокомиссия, МВФ и ЕЦБ) выдвинули  Греции новое требование – осуществить  программу дополнительных мер по сокращению государственных расходов.

В соответствии с новыми правительственными инициативами, согла-сованными и одобренными «тройкой», планировалось сократить зарплату госслужащих на 30 %; увеличить до 30 тыс. число рабочих, получающих неполную заработную плату; повысить налоги и НДС; поднять акцизы на топливо, алкогольную и табачную продукцию; ввести налог на высокие доходы и предметы роскоши; сократить расходы на оборону, здравоохранение, образование и местное управление; снизить пенсии и повысить пенсионный возраст до 65 лет. Предполагалось также расширить программу приватизации госпредприятий [20].

Новый пакет мер, как и  диктат со стороны тройки, вызвал естественное недовольство в греческом обществе. В стране не только активизировалось традиционное забастовочное движение, организуемое профсоюзами, но и возникло новое «движение негодующих». В основе своей оно не подразумевало политических инициатив, только противление мерам, разрабатываемым правительством. Тем не менее данное движение символизировало упадок народного доверия к власти, являясь живым противопоставлением демократической воли народа закостенелой структуре политического истеблишмента Греции, далёкого от чаяний простого обывателя.

Негативные тенденции  стали активно проявляться и  в партийной среде, прежде всего  в рамках правящей партии. Критика  действий правительства, неспособного, по мнению парламентариев, отстоять более  льготные условия кредита, отказ  некоторых депутатов ПАСОК голосовать в парламенте в пользу нового законопроекта  обозначили растущие разногласия в  рядах социалистов. По сути, они демонстрировали  начало серьёзного кризиса всей внутрипартийной  структуры и идеологии греческого социалистического движения. «Старая» элита партии, призванная сохранить  плоды социально-экономических завоеваний политического курса А. Папандреу, теоретически не могла принять правительственных инициатив Й. Папандреу. Следовательно, создавался дополнительный импульс для нарастания внутриполитического кризиса в стране.

Весомую роль в его усугублении  сыграла и оппозиция второй ведущей  партии Греции – «Новая демократия». Отрицая преемственность с политикой  предшественников, ответственных за сокрытие финансовой отчётности перед  Евросоюзом, новый лидер партии А. Самарас выступил в качестве сильного лидера, способного на равных отстаивать интересы страны перед международными кредиторами, и, как следствие, безапелляционного критика политики Й. Папандреу. Не удивительно, что международной общественности и политическим силам Европы не удалось примирить двух соперников современной греческой политики, а следовательно, сформировать необходимое для страны правительство национального единства.

Под влиянием растущего давления со стороны ЕС парламент благодаря  правящему большинству 29 июня 2011 г. принял программу среднесрочных  экономических мер [21]. В итоге  Греция получила очередной транш  финансовой помощи, но отнюдь не передышку  во внутриполитической жизни страны. Принятие программы обострило взаимоотношения  правящей партии и оппозиции (прежде всего «Новой демократии» и Коалиции радикальных левых). Противостояние с последней ознаменовалось опасными эпизодами нападения на членов партии ПАСОК и особой рекламной кампанией, в рамках которой по стране были развешаны плакаты с фотографиями членов правящей партии и надписью «Разыскиваются за государственную измену». По данным министра юстиции М. Папаиоану, около 100 парламентариев от партии ПАСОК подверглись насильственным действиям. Тем не менее инициатива Й. Папандреу создать особый правительственный комитет для рассмотрения случаев радикализма в стране не нашла понимания у остальных партий, выявив полную изоляцию ПАСОК в парламенте. Лидер «новых демократов» А. Самарас в своём выступлении 12 июля 2011 г. на заседании исполнительного секретариата партии призвал последовательно блокировать любые решения правительства и готовить страну к новым парламентским выборам. Его призыв был подхвачен и продублирован председателем Коалиции радикальных левых, заявившим о необходимости объединения всех левых сил страны и начале борьбы с правительством.

В столь сложной внутриполитической ситуации серьёзным подспорьем для  греческой власти стало решение  чрезвычайного саммита в Брюсселе от 21 июля 2011 г., в соответствии с  которым ЕС и МВФ предоставляли  Греции новый пакет финансовой помощи в размере 109 млрд евро (вклад частного сектора в стабилизационный пакет для Греции должен был составить 37 млрд) и более льготные условия погашения долга [22].

Актуальность и востребованность данного решения была несомненной. Однако при его реализации возникли определённые трудности, связанные  как с организационными вопросами, так и с нежеланием некоторых  стран участвовать в решении  саммита без получения предварительных  гарантий со стороны Греции. Последнее  демонстрировало не только существующее различие интересов внутри Евросоюза, но и отсутствие единого подхода  в построении политико-экономической  концепции выхода из кризиса. Более  того, создавшаяся ситуация ставила  правительство Греции в весьма сложное  и неоднозначное положение. Дело в том, что соглашение о новом  пакете помощи ранее преподносилось «тройкой» в качестве своеобразного  бонуса в случае принятия греческим  парламентом очередной программы  экономических мер. Программа была одобрена, однако никакого поощрения  от этого страна не получила. Естественно, это наносило удар по политической линии греческого руководства, а  кроме того, ослабляло доверие  власти к возможностям Евросоюза  урегулировать создавшуюся ситуацию. В данном контексте весьма неутешительными  выглядели результаты нового визита «тройки» в Афины в конце лета.

Высказав критику в  отношении многих нереализованных  проектов, представители международных  кредитных организаций потребовали  проведения дополнительных реорганизационных  мер. Под их нажимом правительство  одобрило пакет экономических директив, в соответствии с которыми вводилась  новая система налогооблажения, был утверждён процесс создания трудового резерва для 30 тыс. госслужащих, находящихся в предпенсионном возрасте, унифицирована сетка заработной платы [23].

Очередной виток правительственных  инициатив, а главное, «под-невольность» их принятия послужили естественным катализатором роста оппозиционных настроений внутри страны. Не говоря о нарастании социального взрыва, дальнейшем ухудшении экономических условий жизни, подобный пример правительственной политики свидетельствовал о двух важных факторах. Во-первых, о бессилии правительства, умозрительности его обещаний стабилизировать положение в стране. Во-вторых, об усилении влияния «тройки» на суверенную политику греческого государства.

Как отмечали исследователи  современного кризиса в Греции И. Мартин и Э. Динас, можно выделить три причины нынешних беспорядков  – общеэллинскую культуру забастовок и митингов, развитое ощущение жертвы, а также страх потерять собственный  суверенитет [24]. Очевидно, что все  эти причины для народного  гнева в настоящем положении  дел присутствовали. «Правительство Греции становится исполнительным механизмом в руках «тройки». Стоит им немного  посопротивляться, как впоследствии они принимают все предложения – прихоти Берлина и Брюсселя», – заявляла газета «Катимерини» [25]. Всё это порождало в греческом обществе естественное чувство страха и стремление к сопротивлению.

Определённый вакуум власти начинали ощущать и сами представители  политических структур. Наиболее верным, отражающим суть данной ситуации определением являлась «абсолютная власть при  узком коридоре возможностей».

В этих условиях вполне ожидаемым  и прогнозируемым стало решение  Й.Папандреу от 31 октября 2011 г. о проведении в Греции всенародного референдума по вопросу о новых мерах, одобренных Евросоюзом 26–27 октября. В соответствии с ними страны еврозоны соглашались списать 50 % греческого долга, поддержать рекапитализацию греческих банков и провести переговоры по формированию нового пакета кредитной помощи Греции в размере 130 млрд евро в обмен на осуществление мер государственной экономии [26]. Однако, по сути, вопрос для референдума ставился намного шире: граждане должны были ответить, согласны ли они с дальнейшей политикой правительства, направленной на радикальную реконструкцию греческой экономики. Крупнейшие страны ЕС – Германия и Франция – выступили с более категоричной позиции, заявив, что подобным решением Греция продемонстрирует своё желание остаться в рамках Евросоюза или выйти из него.

Поступок Й. Папандреу, сопоставимый для многих с суицидальным решением не только в отношении себя, но и всей страны, тем не менее представлял собой достаточно прагматичный и в определённой степени верный стратегический ход. По данным соцопросов, несмотря на снижение доверия греков к ЕС и его возможностям по разрешению возникшего кризиса, 63 % респондентов высказывались в пользу евро, а 66 % полагали, что возвращение к национальной валюте лишь усугубит положение в стране, ухудшит её экономическое состояние [27]. Судя по результатам этих опросов, даже учитывая возможные риски, референдум мог дать правительству широкие полномочия говорить и действовать от лица греческого населения.

Другая сторона вопроса  заключалась в сути разрастающихся центробежных тенденций внутри Социалистической партии. Следуя в фарватере принципиальных, безоговорочных требований «тройки», руководство страны не только ухудшало позиции правящей партии, но и разрушало механизмы функционирования, идеологическую и электоральную базы одной из крупнейших политических организаций страны. Вопрос о проведении досрочных выборов в данной ситуации был равносилен публичному краху ПАСОК. Решение о референдуме помогало Й. Папандреу достичь сразу двух целей: избегая опасностей досрочной предвыборной кампании, сохранить свою партию у кормила власти и заручиться поддержкой большинства греческого населения. Своим решением Й. Папандреу бросал серьёзный вызов и лидеру оппозиции А. Самарасу, которому предстояло решить, с кем он готов сотрудничать, а следовательно, какой политический курс выбрать – в рамках ЕС или вне его.

Под нажимом общественно-политических сил страны и представителей Социалистической партии решение о референдуме  было отозвано. Вслед за этим в отставку подал и сам премьер-министр, предварительно заручившись согласием партии «Новая демократия» с условиями финансовой помощи Евросоюза. Как отмечала пресса, из намеченной битвы Й. Папандреу вышел несомненным победителем, поскольку смог привлечь оппозицию к реализации необходимых экономических преобразований и гордо удалиться со слишком опасной внутриполитической арены Греции.

Новым премьер-министром  страны был избран нейтральный для политических кругов бывший вице-президент ЕЦБ Л. Пападемос [28]. Основной его целью стала реализация договорных условий, принятых на саммите ЕС в октябре 2011 г., дальнейшее урегулирование взаимоотношений с представителями международных кредитных организаций, стабилизация внутриполитического поля страны. Кроме того, техническое правительство должно было подготовить страну к внеочередным парламентским выборам, назначенным на 19 февраля 2012 г.

В связи с отказом левых  сил Греции участвовать в новом  коалиционном правительстве в его  состав вошли три парламентские  группы – ПАСОК, «Новая демократия»  и Народный православный сбор (ЛАОС). Несмотря на их предварительное согласие взаимодействовать в вопросах государственного управления, понадобилось совсем немного  времени для подъёма очередной  волны конфликтных настроений. Её причиной стали новые требования со стороны «тройки». Тиски экономической зависимости Греции теперь почувствовали все крупные игроки политического Олимпа, с чем они, естественно, были не согласны.

Новая программа «тройки» предполагала снижение минимальной заработной платы на 22 %, ограничение продолжительности трудовых договоров тремя годами (при этом после 3–х месяцев работы работодатель имел право заново обсуждать с работником вопрос о зарплате), сокращение процента выплат по социальным программам, а также уменьшение пенсионных пособий [29].

Голосование по законопроекту, проведённое в парламенте 13 февраля 2012 г., можно рассматривать как  очередной этап развития внутриполитического кризиса в стране. Прежде всего произошло размежевание сил внутри правящей коалиции и в рядах крупнейших греческих партий. 43 депутата от партий ПАСОК и «Народная демократия», а также 2 депутата от ЛАОС проголосовали против предложенных мер и были исключены из партийных рядов. Как отмечала газета «Катимерини», это явилось беспрецедентным событием в парламентской истории Греции, когда за одну ночь столько законодателей лишились своей партийной принадлежности [30]. Беспрецедентным это выглядело и с точки зрения общеполитической ситуации, когда на пороге ухудшения условий жизни в стране явственно проявлялась дихотомия интересов внутри власти, её неспособность к консенсусу и реализации консолидированной политики.

Другим признаком углубления внутриполитического кризиса стали  колоссальные масштабы народного недовольства и бунта. К случаям нападения  на политиков (в частности, на президента К. Папульяса) добавились погромы на улицах столицы, начавшиеся 13 февраля 2012 г. [31]

О чём свидетельствовали  данные события? О серьёзном переломе в общественных настроениях, ухудшении положения во всех сферах государственной жизни, чреватом настоящей общенациональной катастрофой. При этом сколько-нибудь значимой перспективы на благополучное изменение ситуации пока нет. Скорее – только на её ухудшение.

В частности, в экономическом  плане всё более явной становится тупиковость проводимых в стране мер. При этом, как отмечает газета «Катимерини», ошибки заключаются не только в усиленном давлении со стороны Евросоюза, но и в ущербности политики греческого правительства: «Не говоря о нереализованности задач по сокращению государственного дефицита, Греция затягивает вопрос с увольнением рабочих из чрезмерно раздутого государственного сектора, приватизации госкомпаний, либерализации закрытых профессий. Тем не менее Афины сделали серьёзный рывок в вопросе увеличения налогов и сокращения пенсий, заработной платы» [32]. Как итог – растёт социальная напряжённость в обществе, однако, по замечанию М. Вейсброта, содиректора Центра экономических и политических исследований в Вашингтоне, этому затянувшемуся кошмару не видно конца [33]. Более того, по сообщениям агентства «Рейтер», государственные расходы, как и доходы населения, продолжают падать. «Следуя сегодняшним путём, который не является устойчивым, мы можем увидеть падение греческого ВВП до исторически беспрецедентного уровня – 25–30 %. Это настоящая катастрофа для Греции» [34], – отмечает бывший представитель Всемирного банка У. Дадуш.

Информация о работе Денежная система Греции