Денежная система России и ее реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 10:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть денежные реформы в России и за рубежом в 19-20 веках.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть денежные реформы в России;
рассмотреть денежные реформы за рубежом в 19-20 веках

Содержание

Введение 3
1. Денежная система России и ее реформы 5
1.1. Денежные реформы в России в XIX веке 5
1.2. Денежные реформы в Советской России 9
1.3. Деноминация 1998 года 16
2. Денежные реформы за рубежом 17
2.1. Денежные реформы за рубежом в XIX-XX вв. 17
2.2. Реформы денежного обращения в Европе в процессе создания Европейского валютного союза 24
3. Сравнительный анализ программ регулирования денежного обращения ЦБ РФ и резервной системы США 27
Заключение 33
Список использованной литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Reformy_denezhnogo_obrasch.docx

— 62.76 Кб (Скачать файл)

Превращению золота в мировые деньги способствовало также то, что главную роль в международной торговле и международном кредите играла в то время Англия, у которой уже давно утвердилась золотая валюта. Борьба за рынки побуждала другие страны накоплять золотой запас и последовать примеру Англии.

Из стран европейского континента первая к золотому монометаллизму перешла Германия, где со времени ликвидации феодальной раздробленности и образования Германской империи развитие капитализма шло более быстрыми темпами, чем в других европейских странах. Германская буржуазия и прусская военщина видели в золотой валюте также средство усиления военной мощи Германии и орудие борьбы за мировые рынки. Переходу Германии к золотой валюте в большой мере способствовало накопление ею крупного золотого запаса за счет ограбления Франции (5-миллиардная контрибуция, наложенная Германией на Францию после франко-прусской войны 1870- 1871гг.).

Денежная реформа была проведена в Германии по законам 1871 и 1873 гг. и выразилась в том, что: а) серебряный талер был заменен новой денежной единицей-золотой маркой (заключавшей в себе 0,36 г чистого золота); б) свободная чеканка и сила законного платежного средства без всяких ограничений были присвоены только золоту; в) чеканка серебра была сделана закрытой и ограничена нормой не свыше 10 марок на душу населения (законом 1908 г. эта норма была увеличена до 20 марок), а платежная сила разменной серебряной монеты ограничена суммой в 20 марок.

За Германией последовали Дания, Швеция, Норвегия и Голландия, в которых золотой монометаллизм был введен в 1873- 1876 гг.

К концу XIX в. золотой монометаллизм утвердился и в ряде других стран. В США законом 1873 г. денежной единицей был признан золотой доллар в 1,5 г чистого золота, свободная чеканка серебра была запрещена, а платежная сила серебряных монет ограничена суммой в 5 долл. Однако в 1878 г. биметаллисты, среди которых главную роль играли серебропромышленники, заинтересованные в увеличении спроса на серебро, провели закон Блэнда, согласно которому серебро подлежало чеканке в пределах от 2 до 4 млн. долл. в месяц. В 1890 г. в США был издан новый закон (акт Шермана), по которому чеканка серебра была прекращена, но правительство было обязано ежегодно покупать по 54 млн. унций серебра, выпуская для этого казначейские билеты. Акт Шермана вызвал кратковременное искусственное повышение цен на серебро и был в интересах владельцев серебряных рудников. Но вскоре серебро стало снова обесцениваться, и в 1893 г. акт Шермана был отменен, а закон 1900 г. окончательно провозгласил золото единственным валютным металлом.

В общем, к началу XX в. золотой монометаллизм утвердился почти повсеместно. Только в некоторых отсталых странах основой денежной системы оставалось серебро.

Классической формой золотого монометаллизма явилась система золото-монетного стандарта.

Первым необходимым условием функционирования этой системы была свободная чеканка золотых монет при определенном и неизменном золотом содержании денежной единицы. Золотое обращение имело положительное значение для капиталистического хозяйства, способствуя стихийному регулированию количества денег в обращении. При наличии свободной чеканки золотых монет дополнительные потребности обращения в монете могут быть удовлетворены путем перечеканки части золотого запаса (сокровища); в случае же, если для обращения понадобится меньшее количество денег, то часть монет, ставшая ненужной для обращения, автоматически уходит из него, превращаясь в сокровище.

Вторым условием нормального функционирования золотого монометаллизма является свободный размен знаков стоимости на золотые монеты. Поскольку различные виды знаков стоимости (неполноценные монеты, бумажные деньги и банкноты) остаются разменными на золотые монеты по своей номинальной стоимости, постольку они выступают в качестве представителей фиксированного количества золота и не могут обесцениться по сравнению с ним.

Третье условие нормального функционирования золотого монометаллизма - свободное движение золота между странами, т.е. свобода вывоза и ввоза золота. Мировой рынок для своего свободного функционирования требует свободного передвижения золота в международном масштабе и обеспечения относительной устойчивости валютных курсов.

Золото-монетный стандарт способствовал развитию капиталистического производства, так как он представлял собой относительно устойчивую денежную систему, не подверженную инфляции, а чем устойчивее денежная система, тем благоприятнее условия для роста капиталистического производства.

 

2.2. Реформы денежного  обращения в Европе в процессе  создания Европейского валютного  союза

 

Попытки создания валютных союзов между различными европейскими государствами неоднократно предпринимались еще в XIX – начале XX вв.

Первым валютным союзом  был Авс¬тро-Германский валютный союз (1857 - 1866 гг.). В 1857 г. Австрия зак¬лючила договор с членами Германского таможенного союза, по которому три различные валюты были связаны вместе условленным постоянным обмен¬ным курсом и общей единицей учета. При отсутствии реальной интеграции банковской и денежной систем союз оставался формальным обязательством поддерживать условленные об¬менные курсы. В 1866 г. политический конфликт между Австрией и Прусси¬ей перерос в войну и союз распался.

По инициативе Франции в 1865 г. был создан Латинский валютный союз (1865 - 1878 гг.), в который вошли Франция, Бельгия, Италия и Швейцария. Франция играла в нем доминирующую роль. Три остальные страны ко времени создания союза приняли французский биметаллический стандарт с фиксированным соотношением между серебром и золотом, и база для валютной кооперации уже существовала. Целью договора было достижение единообразия чеканки монет, которые должны были взаимно приниматься национальными казначействами как законное платежное средство. Эмиссия ограни¬чивалась в соответствии с формулой, основанной на относительном разме¬ре населения каждой страны. Союз не мог быть успешным, так как не были учтены расширяющееся использование банкнот, о которых в договоре не упоминалось, а также временное падение стоимости серебра по отношению к золоту. В 1878 г. союз согласился приостановить чеканку серебряных монет, что фактически означало его конец, хотя формально он пережил первую мировую войну.

Скандинавский валютный союз (1875 - 1917 гг.) образовался в ре¬зультате заключения соглашения между Данией, Норвегией и Швецией о вы¬пуске одинаковых монет. Конвенция не содержала положений, касающихся обращения банкнот, хотя последние уже широко использовались в этих странах. Тем не менее, их центральные банки вскоре начала принимать банкноты друг друга и пересылать их для кредитования текущего баланса, поддерживаемого каждым банком. Экономя на операциях с золотом и создав эффективный международный клиринговый механизм, союз успешно просу¬ществовал до первой мировой войны. Первая мировая война расстроила экономическую и финансовую систе¬мы скандинавских стран. Несоответствие структур цен в этих странах и значительный приток золота привели к разрушительным последствиям для относительных обменных стоимостей их валют. В 1917 г. страны перешли к использованию во взаимных операциях исключительно золота, что привело к краху союза.

Бельгийско-Люксембургский экономический союз был учрежден в 1921 г. Люксембургский франк был привязан к бельгийскому в отношении один к одному. Во время второй мировой войны оккупированный Люксембург стал частью немецкой валютной зоны, но пересмотренный в 1944 г. договор вновь подтвердил равную стоимость бельгийского и люксембургского франков. В 1981 г. более детализированное соглашение определило структуру дальнейшего валютного сотрудничества в рамках данной валютной ассоциации. Бельгийские банкноты и монеты являются законным средством платежа в Люксембурге, тогда как люксембургские банкноты и монеты не служат законным средством платежа в Бельгии, но могут быть обменяны без по¬терь на бельгийские. Внешняя стоимость ко всем остальным валютам у них одинаковая. Курсовая политика по отношению к валютам третьих стран проводится на основе взаимного соглашения. Несмотря на то, что экономи¬ческие показатели свидетельствуют о различиях между этими странами, валютный союз действует уже в течение 70 лет .

С 13 марта 1979 года начала функционировать Европейская Валютная Система в составе 8 стран: Германия, Франция, Бенилюкс, Италия, Ирландия, Дания. Механизм ЕВС образовывали три элемента: европейская валютная единица – ЭКЮ; режим совместного колебания валютных курсов – “суперзмея”, Европейский фонд валютного сотрудничества.

В решении о создании ЕВС предусматривалось, что ЭКЮ станет:

1) основой для расчетов в рамках механизма, определяющего валютные курсы;

2) основой для определения показателя отклонений курса какой-либо из денежных единиц, входящих в эту систему от среднего показателя по странам-членам ЕЭС;

3) средством осуществления валютных интервенций, заключения сделок и предоставления кредитов;

4) средством расчетов между центральными банками стран-членов, а также между валютными органами ЕЭС;

5) реальным резервным активом .

Новый этап в развитии западноевропейской интеграции – программа создания валютного и экономического союза, была разработана комитетом Ж. Делора в апреле 1989 года. Данная программа завершилась объединением Европы в Евросоюз и созданием единой системы Евро.

 

3. Сравнительный анализ  программ регулирования денежного  обращения ЦБ РФ и резервной  системы США

 

Особые место и роль центрального банка в финансовой системе современного государства определяются уровнем и характером развития рыночных отношений. Товарно-денежные отношения на разных этапах своего развития претерпевают существенные изменения. Одним из наиболее ярких проявлений этого является изменение роли кредитных институтов, в частности банков.

Обладая такими ресурсами, которыми не в состоянии обладать ни один коммерческий банк, центральные банки выполняют большое количество разнообразных функций. Так, по мнению Львова Ю.И., Центральный банк России выполняет следующие основные функции3: 

- монопольно осуществляет  эмиссию наличных денег и организует  их обращение;

- является для коммерческих  банков кредитором последней  инстанции. Они получают от него  кредиты в тех случаях, когда  исчерпали свои ресурсы или  не имеют возможности пополнить  их из других источников;

- от имени правительства  управляет государственным долгом, то есть размещает, погашает и  проводит другие операции с  государственными ценными бумагами, эмитированными правительством;

- наряду с коммерческими  банками осуществляет кассовое  обслуживание бюджета, ведет счета  внебюджетных фондов, обслуживает  представительные и исполнительные  органы власти, выдает краткосрочные  ссуды правительству и местным  властям;

- является банком банков . Он ведет счета коммерческих банков, связанные с межбанковскими операциями и хранением резервов.

При этом автор отмечает, что важнейшей из функций Центрального банка России являются разработка и осуществление совместно с правительством России единой денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

А по мнению Макконнелла и Брю, Федеральная резервная система США выполняет следующие основные функции:

- хранит вклады банков  и сберегательных учреждений, которые  называются резервами;

- обеспечивает механизм  инкассации чеков;

- выступает в роли фискального  агента федерального правительства;

- наряду с Федеральной  корпорацией по страхованию депозитов  и Контролером денежного обращения  осуществляет надзор за деятельностью  входящих в нее банков;

- несет ответственность в конечном счете за контроль над предложением денег.

При этом авторы называют последнюю функцию самой главной.

Сравнивая эти два списка функций центрального банка государства, на первый взгляд мы замечаем только два сходства: хранение вкладов банков и осуществление кредитно-денежной политики. Но на деле сходств между функциями ЦБР и ФРС США гораздо больше, а несовпадения могут возникать в виду различного названия одних и тех же функций или разного определения списка основных функций. Так, очевидно, что и ФРС США монопольно осуществляет денежную эмиссию, кредитует банки и выдает краткосрочные ссуды правительству (правительство по сути является для него одним из клиентов), а ЦБР контролирует банки на предмет выполнения ими гигантского числа предписанных им правил, выявляет сомнительные операции или мошенничество.

Однако, несомненно, между функциями центральных банков двух разных государств могут существовать и значительные различия. Поэтому ЦБР не выступает в роли фискального агента федерального правительства а, например, в связи с тем, что на данный момент в России чеки не получили такого распространения, как в США, функция обеспечения механизма инкассации чеков может не входить в число основных функций ЦБР.

Но основной функцией и ФРС США и ЦБР является регулирование денежного обращения в соответствии с потребностями экономики, т.е. осуществление кредитно-денежной политики. Неудивительным поэтому является совпадение основных методов кредитно-денежной политики. Ими являются:

- изменение учетной ставки;

- операции на открытом  рынке;

- изменение нормы резервирования.

При осуществлении этих операций центральный банк не только реализует свою кредитно-денежную политику, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на необходимом уровне их ликвидности, то есть способности своевременно выполнить свои обязательства перед клиентами - как юридическими, так и физическими лицами.

Регулирование обращения наличных денег, эмиссия, организация их обращения и изъятия из обращения осуществляются исключительно ЦБР. В условиях, когда в России по сути был только один банк - Государственный, для его филиалов не существовало проблемы кредитных ресурсов, так как они создавались автоматически благодаря функционированию т.н. межфилиальных оборотов. В этот период правительство планировало и строго лимитировало процесс превращения депозитной эмиссии в банкнотную, то есть процесс превращения безналичных денег в наличные, ибо в России бытовало мнение, что в денежном обращении циркулируют только наличные деньги, а движение денег по банковским счетам - это лишь обращение банковских записей, а не денег. В США и в других капиталистических странах в начале XX столетия экономисты также считали деньгами лишь банкноты и металлические монеты. В последующие годы в этих странах уже не проводилось экономического различия между наличными и безналичными деньгами. Различия сводились к техническим особенностям тех и других и связанных с этим издержками обращения. Урок великого "краха" фондовой биржи в 1929 г. состоит в том, что безудержная спекуляция может доставить экономике серьезные проблемы. Например, падение курса акций может уничтожить состояния частных лиц или предприятий, имеющих значительное количество акций. Это вынуждает их урезать свои потребительские и инвестиционные расходы и толкает экономику к спаду, или депрессии. Аналогичным образом предприятие, желающее расшириться, обнаружит, что упавшие цены акций затрудняют получение необходимых средств. В качестве меры против излишней спекуляции на фондовой бирже и возможности краха Совет управляющих Федеральной резервной системы имеет право устанавливать предписываемую законом маржу, или минимальный процент первоначального взноса, который должен сделать покупатель акции. Так, нынешняя предписываемая законом маржа в 50% означает, что лишь 50% покупной цены ценной бумаги могут быть оплачены заемными средствами, за оставшиеся 50% следует “выложить деньги на бочку”. Эта норма может повышаться, когда считается желательным ограничить спекулятивную скупку акций, и понижаться - для оживления вялого рынка. 

Информация о работе Денежная система России и ее реформы