Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное изучение осуществления денежно-кредитной политики.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
1 рассмотреть сущность денежно-кредитной политики государства;
2 изучить инструменты денежно-кредитной политики;
3 описать современную кредитную политику России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 4
1.1. Цели, объекты и субъекты денежно-кредитной политики 4
1.2. Объекты и субъекты денежно-кредитной политики 5
1.3. Цели денежно-кредитной политики 9
1.4. Основные концепции денежно-кредитного регулирования экономики 11
2. МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ 17
2.1. Методы денежно-кредитной политики и особенности их применения 17
2.2. Инструменты денежно-кредитной политики 18
2.3. Денежно-кредитная политика в 2012 году 24
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ...............................................................................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ..……………………………………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая деньги кредит банки.docx (2).doc

— 524.00 Кб (Скачать файл)

В рамках второго и третьего вариантов денежной программы предполагается снижение чистого кредита федеральному правительству, обусловленное в основном накоплением средств на счетах суверенных фондов, в первом варианте – его рост.

Указанные условия будут определять влияние бюджетного канала на формирование денежного предложения в 2012 – 2014 годах. С учетом прогнозируемой динамики чистого кредита расширенному правительству по всем вариантам прогноза в указанный период ожидается последовательный рост объемов рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России.

В рамках первого варианта денежной программы, предусматривающего значительное снижение мировых цен на нефть, в 2012 – 2014 годах прогнозируется абсолютное уменьшение ЧМР: в 2012 году – на 0,5 трлн. рублей, в 2013 году – на 0,6 трлн. рублей, в 2014 году – на 0,7 трлн. рублей.

Таблица 1

Для обеспечения роста денежной базы до уровня, соответствующего параметрам данного варианта программы, необходимо увеличение ЧВА на 1,1 трлн. рублей в 2012 году, на 1,5 трлн. рублей в 2013 году и на 1,8 трлн. рублей в 2014 году. [18]

Формирование цен на нефть ниже уровня, заложенного в проекте бюджета на 2012 – 2014 годы, повышает уязвимость бюджета к различным шокам. При условии сохранения расходов федерального бюджета в объеме, предусмотренном в бюджетных проектировках, дефицит федерального бюджета в рамках указанного варианта в 2012 – 2014 годах может составить около 4% ВВП. Необходимость его финансирования может привести к существенному расходованию средств суверенных фондов, а также масштабному наращиванию объема государственных заимствований, что будет сопровождаться ростом цены последних и увеличением расходов на обслуживание государственного долга. При этом значительный рост заимствований на внутреннем рынке может привести к вытеснению кредита реальному сектору экономики, а увеличение внешних заимствований – к притоку краткосрочного капитала.

В первом варианте денежной программы предполагается увеличение объема чистого кредита расширенному правительству на 0,3 трлн. рублей в 2012 году, на 0,4 трлн. рублей в 2013 году, а также на 0,5 трлн. рублей в 2014 году. Согласно расчетам, при реализации данного сценария в 2012 – 2014 годах прирост чистого кредита банкам может составить 0,8 – 1,3 трлн. рублей в год при активизации операций Банка России по предоставлению ликвидности банковскому сектору. В 2014 году валовой кредит банкам может достигнуть 40% от объема денежной базы.

Во втором варианте денежной программы предполагается умеренная динамика мировых цен на нефть в рамках прогнозного периода. Соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост

ЧМР составит в 2012 году 0,8 трлн. рублей, в 2013 году – 0,7 трлн. рублей, в 2014 году – 0,8 трлн. рублей.

Согласно расчетам, в 2012 – 2014 годах указанный прирост ЧМР необходимо будет дополнить увеличением ЧВА, которое с учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции, в указанный период должно составить 0,2 – 0,5 трлн. рублей в год.

Исходя из предусматриваемого в соответствии с основными параметрами бюджетной политики сокращения дефицита федерального бюджета и его финансирования в основном за счет немонетарных источников, можно ожидать, что объем чистого кредита расширенному правительству в 2012 году сократится на 0,2 трлн. рублей, в 2013 и 2014 годах – на 0,5 трлн. рублей ежегодно.

При указанной динамике кредита расширенному правительству основным каналом увеличения ЧВА в 2012 – 2014 годах будет прирост чистого кредита банкам (на 0,3 – 1,0 трлн. рублей в год), который будет обеспечен в значительной мере за счет повышения валового кредита банкам.

В соответствии с третьим вариантом денежной программы, предполагающим высокие цены на нефть, увеличение ЧМР в 2012 – 2013 годах составит 2,2 трлн. рублей ежегодно, в 2014 году – 2,3 трлн. рублей. При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что в 2012, 2013 и 2014 годах снижение ЧВА по данному варианту должно составить 1,0; 1,0 и 0,9 трлн. рублей соответственно.

С учетом предполагаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и более значительного роста ВВП по данному варианту можно ожидать и более существенное, чем по второму варианту, увеличение остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству на 1,1 – 1,4 трлн. рублей в год в 2012 – 2014 годах. Объемы государственных заимствований в этом случае могут быть ниже заложенных в бюджетных проектировках.

В рамках данного сценария предполагается, что в 2012 году чистый кредит банкам увеличится на 0,2 трлн. рублей, в 2013 году – на 0,4 трлн. рублей, в 2014 году – на 0,7 трлн. рублей.

Основные параметры денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период будут определяться развитием ситуации на внешних рынках, соотношением между уровнем ставок на внутреннем и внешнем рынках, степенью жесткости бюджетной политики и ходом реализации экономических реформ. Показатели денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены при изменении экономической конъюнктуры и отклонении фактических значений от исходных условий формирования вариантов развития экономики. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.

Основной задачей курсовой политики на 2012 год и период 2013 – 2014 годов является последовательное сокращение прямого вмешательства Банка России в курсообразование и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса. Банк России продолжит политику, направленную на повышение гибкости курса рубля, что позволит подготовить участников рынка к переходу к плавающему курсу, облегчая процесс их адаптации к значительным колебаниям валютного курса, вызванным внешними шоками.

В течение переходного  периода курсовая политика будет направлена на сглаживание колебаний курса рубля к основным мировым валютам, а также на компенсацию устойчивых дисбалансов спроса и предложения на внутреннем валютном рынке. Параметры механизма курсовой политики будут определяться с учетом основных факторов формирования платежного баланса, показателей бюджетной системы и конъюнктуры российского денежного рынка и согласовываться с целями единой денежно-кредитной политики. При этом Банк России не будет инструкциям устанавливать каких-либо целевых значений или фиксированных ограничений на уровень курса национальной валюты.

В настоящее время сохраняющийся значительный профицит счета текущих операций создает фундаментальные предпосылки для укрепления рубля. Однако прогнозируемое сокращение профицита торгового баланса вследствие быстрого роста импорта приведет к снижению роли данного фактора и, соответственно, усилению влияния на курс состояния счета операций с капиталом и финансовыми инструментами. Трансграничные потоки капитала могут быть подвержены резким колебаниям вслед за изменением настроений участников российского и мировых финансовых рынков. Следствием этого, а также результатом сокращения участия Банка России в операциях на валютном рынке станет рост неопределенности динамики курса рубля в среднесрочной перспективе. В данных условиях возрастет значение управления курсовым риском экономическими агентами как в реальном, так и в финансовом секторе.

Одной из ключевых задач Банка России на 2012 – 2014 годы является формирование необходимых условий для повышения эффективности проводимой процентной политики. Для этого Банк России продолжит осуществление мер, направленных на повышение гибкости курсообразования, совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сглаживание влияния автономных факторов на динамику банковской ликвидности. Это будет способствовать постепенному усилению воздействия канала процентных ставок трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики на достижение конечной цели по инфляции. В частности, для повышения действенности влияния процентной политики Банка России на краткосрочные ставки денежного рынка предстоит принятие решений по оптимизации системы инструментов денежно-кредитного регулирования, совершенствованию механизмов проведения операций Банка России на основе прогнозов показателей ликвидности банковского сектора.

По мере перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит движение в сторону дальнейшего сокращения вмешательства в процессы курсообразования, постепенно отказываясь от управления валютным курсом. При этом в зависимости от развития ситуации под воздействием внешних и внутренних факторов Банк России может проводить операции на внутреннем валютном рынке, приводящие как к предоставлению, так и к изъятию ликвидности.

В зависимости от реализации различных сценариев макроэкономического развития, оказывающих влияние на динамику денежно-кредитных показателей, Банк России готов к активному применению инструментов предоставления денежных средств банковскому сектору или абсорбирования свободной ликвидности кредитных организаций для достижения целевых ориентиров денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе.

В рамках всех вариантов прогноза, рассмотренных выше, ожидается рост чистого кредита банкам со стороны Банка России. При формировании дефицита банковской ликвидности Банк России обеспечит применение необходимого набора инструментов рефинансирования на основе сочетания операций по предоставлению средств на аукционной основе и операций постоянного действия.

В целях повышения  эффективности инструментов денежно-кредитной политики Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования для кредитных организаций, в частности за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям. Вместе с тем будет продолжена работа по созданию единого механизма рефинансирования банков под обеспечение активов, входящих в «единый пул обеспечения». Предполагается, что в его состав будут входить такие активы, как векселя, права требования по кредитным договорам, ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России, а также включенные в котировальные списки российских фондовых бирж, золото и иные виды активов.

При развитии ситуации в банковском секторе, при которой формируется избыточное денежное предложение, Банк России в качестве инструментов для его абсорбирования продолжит использование операций по размещению ОБР и депозитных операций с кредитными организациями. Дополнительным инструментом регулирования ликвидности Банком России могут служить операции на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами.

Банк России предполагает использовать возможности, предоставляемые системой банковских электронных срочных платежей (БЭСП), для проведения расчетов по операциям предоставления и изъятия ликвидности.

Банк России продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента денежно-кредитного регулирования и сдерживания инфляционных процессов. В зависимости от изменения состояния ликвидности банковского сектора Банк России может принимать решения относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации с учетом соотношения рисков инфляции и рисков замедления экономического роста, а также рисков, связанных с внешнеэкономическими факторами. В 2012 – 2014 годах Банк России продолжит взаимодействие с Минфином России по вопросам, касающимся непосредственно реализации денежно-кредитной политики и функционирования финансового рынка. В частности, будет продолжено использование и развитие реализованного Минфином России совместно с Банком России механизма размещения свободных бюджетных средств в кредитных организациях, позволяющего сглаживать воздействие неравномерности бюджетных потоков на состояние ликвидности банковского сектора. Кроме того, Банк России совместно с Минфином России будет участвовать в разработке и реализации мер по развитию рынка государственных ценных бумаг. Повышение ликвидности и увеличение емкости рынка государственных ценных бумаг расширит возможности Банка России по регулированию денежного предложения и будет способствовать повышению эффективности трансмиссии процентной политики.

 

 

 

3.ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

Задача 2.3. Банком выдана сумма 8 тыс. усл. ден. ед. в кредит со 2 марта до   11 декабря под 25% (2004 г.). Определить размер  наращенной суммы для   двух вариантов  начисления простых ссудных процентов (обыкновенного и   точного).

     PV = 8 тыс. усл. ден. ед.    

     Д   = 284 дн.

     i    = 25% (0,25)

     K   —   число дней в году:

     а)  для точного процента К = 366 ;

     б)  для обыкновенного процента К = 360.

     FV ?

Наращенная  сумма равна:

     а)  в случае начисления точных простых процентов (К = 366):

     FV = 8 тыс. ден. ед. • (1 + 284 / 366 • 0,25) = 9,551 тыс. ден.  ед.;

     б)  в случае  начисления обыкновенных  процентов с точным 

числом дней ссуды (К = 360):

     FV = 8 тыс. ден.  ед. • (1 + 284 / 360 • 0,25) = 9,577 тыс. ден. ед.;

     в)  для начисления обыкновенных  процентов с приближенным числом  дней ссуды (Д = 280 дн.)

 

        FV= 8 тыс. ден. ед. • (1 +   280 / 360 • 0,25) = 9,555 тыс. ден. ед.

Анализ полученных данных показывает, что для банка  выгоднее  применить вариант б, где FV - 9,577 тыс. ден. ед.

Информация о работе Денежно-кредитная политика