Денежно-кредитная политика:цели и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать денежно-кредитную политику и изучить её цели и методы.
На основании цели работы поставлены следующие задачи:
дать определение денежно-кредитной политики;
изучить цели и методы денежно-кредитной политики;
рассмотреть типы денежно-кредитной политики;
изучить современную денежно-кредитную политику Центрального Банка РФ.

Содержание

Введение 3
1. Понятие денежно-кредитной политики и теории, лежащие в ее основе 4
1.1. Сущность и функции денежно-кредитной политики 4
1.2. Теории денежно-кредитной политики 5
2. Методы реализации денежно-кредитной политики 12
3. Цели и методы денежно-кредитной политики Банка России 16
3.1. Сущность и функции Центрального Банка РФ 16
3.2. Направления и инструменты денежно-кредитной политики Банка
России 19
3.3. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ в 2013 году и на период 2014 и 2015 годов 25
Заключение 30
Список использованных источников 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 64.88 Кб (Скачать файл)

            Политика дешевых денег направлена  на увеличение совокупного спроса  и сокращение уровня безработицы.  Понижение учетной ставки делает  кредит дешевым и легкодоступным, что в конечном итоге увеличивает  предложение денег, увеличивает  спрос на инвестиции, растет занятость  населения, растут доходы населения,  увеличивается совокупный спрос.

            По мнению кейнсианцев, наиболее существенное влияние денежно-кредитная политика оказывает, на такие составляющие совокупного спроса, как инвестиции (Ig) и чистый экспорт (Хп). Изменения в инвестициях через эффект мультипликатора влияют на потребление домашних хозяйств (С). Величина государственных расходов (G) непосредственно зависит от проводимой в стране налогово-бюджетной политики.

            На проведение внутренней денежно-кредитной  политики сильное влияние оказывает  открытость экономики и усложняющиеся  международные экономические связи.  На величину чистого экспорта (Хп) оказывают непосредственное воздействие изменения учетной ставки и уровня цен в стране.

            Влияние политики дорогих денег  на совокупный спрос усиливается  сужением чистого экспорта. Аналогичным  образом политика дешевых денег  усиливается сопутствующим расширением  чистого экспорта, которое в свою  очередь, ускоряется повышением  учетной ставки внутри страны. Таким образом, при определенных  обстоятельствах возникает альтернатива  – проводить денежно-кредитную  политику в целях экономической  стабилизации в стране или  же для устранения дисбаланса  в международных экономических  сделках.

            По мнению кейнсианцев последствия проведения денежно-кредитной политики невозможно предсказать и оценить однозначно. Влияние денежно-кредитной политики на уровень производства, цены и занятость опосредовано таким большим количеством факторов, плохо поддающихся контролю и управлению, что делает ее малоэффективной.

            Монетаристы убеждены, что денежно-кредитная политика определяет уровень экономической активности в стране в гораздо большей степени, чем считают кейнсианцы. По мнению монетаристов, денежное предложение является единственно важным фактором, оказывающим воздействие на уровень производства, цены и занятость.

            Они предлагают отличную от  кейнсианской модель причинно-следственных  связей между предложением денег  и уровнем экономической активности. Так как скорость обращения  денег у монетаристов стабильна в том смысле, что ее колебания невелики, и она не изменяется в ответ на изменение денежного предложения, то само денежное предложение оказывает предсказуемое воздействие на уровень совокупного спроса (номинального ВНП = РQ).

            Монетаристы выступили с резкой критикой кейнсианских методов прямого воздействия государства на объем и структуру совокупного спроса через бюджет посредством манипуляций с расходами и налогами. Представители монетаризма отрицают эффективность налогово-бюджетной политики в перераспределении ресурсов и стабилизации экономики.

             С точки зрения монетаристов, предлагаемая кейнсианцами политика дорогих и дешевых денег – вредна и бессмысленна. Конфликт макроэкономических целей не поддается разрешению путем использования мер денежно-кредитной и бюджетной политики

            Главная причина макроэкономической  неустойчивости, как утверждают  монетаристы, лежит в сфере денежных процессов. Инфляция, безработица, спад производства не характерны для рыночной системы как таковой, а проистекают от неправильной денежной политики, осуществляемой государством.

            Проведение эффективной финансовой  политики согласно монетаристским  рекомендациям предполагает:

  1. Отказ от произвольных изменений в налоговой или денежно-кредитной политике ради поставленных экономико-политических целей. Экономика, по их мнению, крайне сложная и еще недостаточно изученная система, поэтому государственное вмешательство, направленное на устранение различных кризисных явлений вызывает обратный эффект, т.е. вносит еще больший хаос;
  2. Отказ от бюджетной политики в кейнсианском понимании (как инструмента антициклической политики) и замена ее другой политикой, предполагающей , что государство будет играть роль “служащего”, который будет планировать расходы и налоги без необходимости обеспечивать экономическую стабильность;
  3. Главным инструментом по поддержанию долгосрочной стабильности  должна стать денежно-кредитная политика, основывающаяся на долгосрочном, стабильном росте денежного предложения в соответствии с монетарным правилом. Монетарное правило означает ежегодное расширение денежного предложения в том же темпе, что и ежегодный темп роста реального ВВП. По оценкам монетаристов, денежное предложение должно устойчиво возрастать в пределах 3-5% в год (для США);
  4. Законодательное установление монетарного правила с учетом многолетних тенденций в динамике ключевых экономических показателей.

Дискуссии между кейнсианцами  и монетаристами об экономической роли государства в рыночной экономике позволили переосмыслить некоторые наиболее фундаментальные аспекты    макроэкономической теории. Сегодня очень немногие экономисты придерживаются крайнего кейнсианского взгляда, согласно которому “деньги не имеют значения” или противоположной монетаристской крайности “только деньги имеют значение”. Современная денежно-кредитная политика использует все положительное, что есть в этих двух концепциях.

 

 

2. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ

 

Основополагающей целью  денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся  полной занятостью и отсутствием  инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.[1].

Центральный банк главный, но не единственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспортеров на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение.

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится  смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики  страны.

Методы денежно-кредитной  политики – это совокупность приемов  и операций, посредством которых  субъекты денежно-кредитной политики – Центральный банк как государственной  орган денежно-кредитного регулирования  и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики – воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение  денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной  политики.

Методы, используемые в денежно-кредитной  политике, можно условно разделить  на две группы: общие методы и  выборочные методы.

Общие (основные) методы влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов в целом. Выборочные (селективные) методы направлены на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли) и применяться могут как ко всем коммерческим банкам, так и индивидуально.

К общим (основным) методам используемым в денежно-кредитной политике относят:

    • Изменение ставки учетного процента;
    • Изменение норм обязательных резервов банков;
    • Операции на открытом рынке;
    • Регламентация экономических нормативов для банков.

Рассмотрим эти методы поподробнее.

1. Изменение ставки учетного  процента.

Центральный банк осуществляет кредитование коммерческих банков, взимая с них за пользование кредитом так называемую базовую процентную ставку. Коммерческие банки при выдаче кредита наращивают процентную ставку центробанка на некоторую величину. Чем ниже учетная ставка центробанка, тем более дешевые кредиты выдаются коммерческими банками. И наоборот, повышение учетной ставки влечет за собой удорожание кредитов для населения и предприятий.

Так как доступность кредитов определяет величину инвестиций в производство и, соответственно, уровень экономической  активности в государстве, учетная  ставка является одним из мощнейших  рычагов управления экономикой.

2. Изменение норм обязательных  резервов банков.

Одним из наиболее мощных средств  воздействия на предложение денег  является изменение центральным  банком нормы резервных требований. Величина резервов, то есть часть банковских активов, которую любой коммерческий банк обязан хранить на счетах центрального банка, во многом определяет его кредитные  возможности, ведь банк может выдавать ссуды и расширять тем самым  денежное предложение только тогда, когда у него есть свободные резервы, превышающие установленную законом  минимальную норму. Увеличивая или  уменьшая официальные резервные  требования, центральный банк может  регулировать кредитную активность банков и, тем самым, контролировать предложение денег.[3].

3. Операции на открытом  рынке.

При продаже и покупке  ценных бумаг (векселя, государственные  облигации и др.) центральный банк пытается воздействовать на объем ликвидных  средств коммерческих банков и тем  самым осуществлять управление их кредитной  эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы  коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Продажа  ценных бумаг центральным банком приводит к обратным последствиям.

4. Регламентация экономических  нормативов для банков.

Центральный банк устанавливает  соотношения между кассовыми  резервами и депозитами, собственным  капиталом и заемным, акционерным  капиталом и заемным, собственным  капиталом и активами, суммой кредита  одному заемщику и капиталом или  активами и др.

К выборочным методам относят:

    • Прямое ограничение размеров банковских кредитов;
    • Регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов.

1. Прямое ограничение  размеров банковских кредитов

Центральный банк может ограничить выдачу определенных кредитов в определенных банках, путем установлении нормы  кредитования. Нередко разным банкам устанавливаются неодинаковые темпы  роста выдачи кредитов. Также государственные  органы оказывают влияние не только на объем кредитов в целом, но и  на их структуру. Так, к примеру, в  случае перегрева рынка недвижимости, центральный банк может ограничить коммерческие банки в выдаче ипотечных  кредитов, тем самым уменьшая риск обвала и последующей депрессии  на этом рынке.

2. Регламентация условий  выдачи конкретных видов кредитов.

Путем установления определенных условий кредитования, центральный  банк стремится избежать перекосов  и возникновения кризисов в конкретных областях экономики государства. Возвращаясь  к примеру с перегревом рынка  недвижимости, можно отметить случаи принудительного повышения центробанком уровня первичных средств заемщика, при наличии которых коммерческие банки могут выдать кредит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЦЕЛИ И МЕТОДЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ

 

3.1. Сущность и функции Центрального Банка РФ

 

Центральный Банк РФ (Банк России) - государственное кредитное учреждение, наделенное правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является банком банков, агентом правительства  при обслуживании госбюджета.

Центральный Банк РФ наделяется также правом выпуска денег и  государственных ценных бумаг, устанавливает  нормативную величину кредитного спроса, хранит денежные резервы коммерческих банков и предоставляет им кредиты, является кассовым центром. Основная его  задача – это проведение государственной политики в области эмиссии, кредита, денежного обращения.[1].

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом "О Центральном Банке  Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами. Согласно Конституции Российской Федерации  главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. Основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и  курса рубля по отношению к  иностранным валютам; развитие и  укрепление банковской системы России; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов  государственной власти. Получение  прибыли не входит в цели деятельности Банка России.

Информация о работе Денежно-кредитная политика:цели и методы