Денежные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Обычно выделяют следующие функции финансов: распределительная, регулирующая и контрольная. В основной части курсовой работы рассмотрим их подробнее. Также в данной курсовой работе будут рассмотрены теоретические взгляды на сущность финансов, механизм формирования финансовых ресурсов, их источники и основные направления использования.

Содержание

Введение
1 Экономическое содержание финансов
§ 1 Сущность финансов
§ 2 Место финансов в системе денежных отношений
2 Функции финансов
3 Финансовые ресурсы и финансовые фонды
§ 1 Понятие и состав финансовых ресурсов
§ 2Финансовые фонды
4 Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов
§ 1 Развитие теоретических представлений о финансах в России
§ 2 Взгляды зарубежных экономистов на систему финансовых процессов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финансы мой 2.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

3) использование денежных фондов  призвано обеспечить на микроуровне  расширенное производство и существование  отдельных членов общества, на  макроуровне - улучшение народнохозяйственных  пропорций, общегосударственных  потребностей страны.

В результате распределения ВВП и НД создаются доходы общества.

При первичном распределении на микроуровне возникают основные, или первичные, доходы. В сфере  материального производства к первичным  доходам относятся:

1) прибыль предприятий;

2) отчисления в социальные, внебюджетные фонды;

3) доходы работающих.

Формирование первичных доходов  материального производства - это  начальный этап распределения, обусловленный  законами товарного производства. Первичное  распределение продолжается на макроуровне  и обеспечивает создание вторичных, или производных, доходов. Необходимость перераспределения НД связана:

1)  с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

2)  с наличием двух сфер - производственной и непроизводственной (просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение, управление, оборона, где не создается НД);

З) с существованием различных социальных групп населения.

Перераспределительный процесс ВВП и НД осуществляется прежде всего через финансы. При этом используются такие инструменты, как расходы, налоги, кредит, цены. В результате перераспределения формируются общегосударственные фонды - бюджеты всех уровней и внебюджетные социальные фонды. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить лиц, не занятых в сфере материального производства или вообще не участвующих (не имеющих возможности участвовать) в трудовом процессе.

Перераспределение национального  дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельского хозяйства, транспорта, энергетики) в пользу наименее обеспеченных слоев населения страны.

Таким образом, распределительная  функция финансов позволяет:

1) образовывать денежные фонды  на уровне предприятия и домашнего  хозяйства, а также государства;

2) образовывать не просто денежные  фонды, а фонды целевого назначения;

3) осуществлять межотраслевое,  межтерриториальное перераспределение,  а также между сферами и социальными группами;

4) создавать необходимые резервы,  как на уровне предприятий,  так и государства.

Контрольная функция. Финансы, связанные  с движением денежной формы стоимости  ВВП, обладают свойством количественно  через финансовые ресурсы отображать воспроизводственный процесс. Сущность финансового контроля сообщать обществу о всех неполадках в экономико-денежных отношениях. Контрольная функция, наглядно представляющая воспроизводственный процесс, сигнализирует о возникающих отклонениях в пропорциях распределения ВВП и НД, в своевременном и полном образовании целевых денежных фондов, в обеспеченности необходимыми ресурсами производственного процесса.

Контрольная функция финансов проявляется:

1) до наступления распределительного  процесса, когда составляются программы, прогнозы, бюджеты;

2) в процессе использования фондов  денежных средств, при исполнении  намеченных программ, планов, смет;

З) в процессе подведения итогов, составления  оценок исполнения планов.

Контрольная функция реализуется через:

1) финансово-хозяйственный контроль  на отдельных предприятиях, на  основе выполнения хозяйственных  договоров, осуществления коммерческого  расчета;

2) финансово-бюджетный контроль, при  выполнении налоговых платежей  и выполнении финансирования  из бюджетных ресурсов;

З) кредитно-банковский контроль, при  использовании принципов кредитования и денежных расчетов.

4) независимый аудиторский и  общественный контроль,

5) страховой контроль со стороны  страховых компаний при наступлении  страхового случая и выплате возмещения.

Регулирующая функция выражается в том, что с помощью финансов можно воздействовать на поведение участников денежных отношений. Регулирующая функция финансов используется:

на микроуровне- на предприятии  для стимулирования его деятельности, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличению его объема, улучшению материального положения работающих;

и на макроуровне- государство, используя  государственные расходы, налоги, госкредит, достигает таких же результатов. Кредитная политика государства, валютная политика являются инструментами воздействия на обстановку внутри страны и межгосударственные отношения с помощью финансов.

Также среди экономистов существует мнение, что финансам присущи такие функции как стимулирующая, стабилизационная, воспроизводственная.

Стабилизационная функция финансов реализуется в условии рыночных отношений. Ее содержание заключается  в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан  стабильные условия в экономических и социальных отношениях.

Стимулирующая функция состоит  в использовании распределенного  дохода либо для расширения производства, либо для накоплений и социальных потребностей. Государство с помощью  системы финансовых рычагов воздействует на развитие отраслей, предприятий в ту или иную сторону. Финансовыми рычагами могут являться: бюджет, цены и тарифы, налоги, экспортные и импортные пошлины.

Воспроизводственная функция обеспечивает сбалансированность трудовых, материальных и денежных средств на всех стадиях простого и расширенного производства.3 В контексте воспроизводственной функции финансы не только распределяют, но и обслуживают кругооборот фондов, обеспечивая денежными ресурсами воспроизводственный процесс.

По  мнению автора этой работы стимулирующая  и стабилизационная функции являются вариациями регулирующей функции. Также  воспроизводственная функция является производной от распределительной  функции финансов: кругооборот фондов обеспечивается денежными средствами через распределительную функцию финансов. Поэтому нет основания выделять их в отдельные функции.

Некоторые экономисты считают, что финансам присущи  три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.

Функции финансов осуществляются:

·  на всех уровнях управления экономической системой (Федеральном, территориальном, местном);

·  во всех сферах общественной жизни (материальное производство, сфера обращения, сфера потребления);

·  на всех уровнях экономической системы (внутрихозяйственном - финансы предприятий, внутриотраслевом - финансы комплексов, межотраслевом и межтерриториальном - госбюджет и внебюджетные фонды).

 

3 Финансовые ресурсы  и финансовые фонды

§1 Понятие и состав финансовых ресурсов

Финансовые  ресурсы - это сложная экономическая категория, которую нельзя полностью отождествлять с денежными средствами. При этом достаточно сложно выделить чёткий критерий, на основе которого можно установить количественные границы финансовых ресурсов и охарактеризовать их специфику в отличие от категории «денежные средства».

Финансовые  ресурсы - это объективная макроэкономическая категория, содержание которой определяется условиями материально-финансовой сбалансированности экономики. Равенство  поступления и расходования финансовых ресурсов свидетельствует о том, что платёжеспособный спрос предприятий, формирующийся в результате финансирования затрат на развитие национального хозяйства и функционирование государственных учреждений, имеет материальное покрытие, поскольку соответствует созданным финансовым ресурсам. Поэтому условие материально-финансовой сбалансированности может быть представлено как в форме соответствия суммы финансовых ресурсов и объёма материальных благ, так и в виде балансового равенства их поступления и расходования.

Макроэкономическая категория финансовые ресурсы обретает смысл тогда, когда общество переходит к регулированию экономического развития и появляется потребность в обеспечении сбалансированности материальных и финансовых потоков.

Различают субъекты и объекты финансовых ресурсов. Субъектами финансовых ресурсов являются домохозяйства, предприятия, государства. Объектами финансовых ресурсов являются централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы. Централизованные финансовые ресурсы формируются на микроуровне, децентрализованные - на макроуровне.

В состав финансовых ресурсов входят:

1)  Собственные средства:

а) на уровне предприятий и домохозяйств- прибыль. Зарплата, доходы домохозяйств,

б) на уровне государства- доходы от госпредприятий, приватизации, а также от внешнеэкономической деятельности;

2)  мобилизованные на рынке: покупка-продажа ценных бумаг, банковский кредит - для предприятий и домохозяйств; на уровне государства- эмиссия ценных бумаг и денег, государственный кредит.

3)  Средства, поступившие в порядке перераспределения» на уровне предприятий проценты и дивиденды по ценным бумагам, выпускаемыми другими владельцами; на уровне государства- налоги, сборы, пошлины.

Определяя сущность финансовых ресурсов, целесообразно  исходить из их функционального назначения в процессе расширенного воспроизводств ВВП и НД. Этот процесс характеризуется движением товарной и денежной масс, состоит из нескольких стадий, на каждой из которых товарные и денежные потоки по-разному соответствуют друг другу. На начальной стадии движения (производства) ВВП и конечной (его использования) денежные потоки опосредуют товарные потоки. На стадии распределения и перераспределения денежная форма выражения ВВП приобретает относительно самостоятельное движение, поскольку именно на этих стадиях возникают финансовые отношения. В результате их образуются различные денежные фонды, происходит их перегруппировка и формируются конечные доходы. Так происходит согласование объёма и структуры национального производства и потребностей национального хозяйства, что на практике рассчитывается как ВВП по расходам и ВВП по доходам.

Часть денежного оборота жёстко согласована  с товарным обращением, поскольку  реализуется вследствие обмена эквивалентами. Выраженными в товарной форме  у продавца и денежной у покупателя. При обмене эквивалентов не возникает условий для материально-финансовой несбалансированности в обществе.

Другая  часть денежного оборота связана  с потребностями расширенного воспроизводства  ВВП. Они обеспечиваются в процессе его распределения и перераспределения с помощью финансов. Эта часть денежного оборота представляет собой финансовые потоки., т.е. движение тех средств, которые могут быть затрачены на развитие национального хозяйства и удовлетворение общегосударственных и социальных нужд.

Специфической особенностью финансовых потоков, в отличие от денежных, является их безэквивалентность. В результате этого именно финансы в процессе распределения и перераспределения  ВВП порождают независимое движение денег, в чём и кроются предпосылки  материально-финансовой несбалансированности национального хозяйства. Таким образом, финансовые ресурсы- это количественная характеристика финансового результата процесса воспроизводства за определённый период. Это те денежные средства, которые правомерно направлять на возмещение выбытия основных фондов, производственное и непроизводственное накопление, коллективное потребление. Этот макроэкономический показатель имеет балансовый характер, поскольку он может быть представлен в виде суммы как доходов так и расходов.

Специфическое содержание финансовых ресурсов связано с тем, что они  выступают:

a.  как фонды денежных средств аккумуляционного характера, которые образуются в результате производства, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта;

b.  как конечные доходы, т.е. денежные средства, которые предназначены к обмену на товары и услуги;

c.  как те доходы, которые имеют материальное покрытие, поскольку образуются в результате реализации товаров и услуг;

d.  как источники их формирования (составляющие элементы): амортизация, прибыль, налоговые доходы. Неналоговые доходы, капитальные трансферты, целевые бюджетные фонды, государственные внебюджетные социальные фонды, прочие поступления;

e.  как конечный финансовый результат процесса воспроизводства, поскольку используются для финансирования капитальных вложений и капитального ремонта основных фондов, прироста оборотного капитала, приобретения оборудования и предметов длительного пользования для бюджетных организаций, затрат на социально-культурные мероприятия, науку, оборону, содержание органов государственной власти и управления и др.

Краткосрочные кредитные ресурсы  в состав финансовых ресурсов включать неправомерно, поскольку их формирование не связано с созданием новых  материальных благ, а происходит в результате перераспределения финансовых ресурсов.

Сбережения населения в виде прироста вкладов населения в  коммерческих банках по своей экономической  сущности являются источником финансовых ресурсов, поскольку в материально-вещественном аспекте (с точки зрения соответствия платёжеспособного спроса населения и ресурсов товарного предложения и объёма платных услуг) им соответствуют материальные ресурсы, равные отложенному спросу в НД.

Итак, финансовые ресурсы страны являются частью ВВП и могут быть представлены в виде суммы следующих показателей системы национальных счетов (СНС): валовой прибыли экономики, отчислений в государственные внебюджетные социальные фонды, налогов на производство и импорт, налогов с физических лиц, сбережений домашних хозяйств, кредитов, полученных от зарубежных стран.

Таким образом, с помощью финансовых ресурсов происходит выделение той  части ВВП, которая может быть направлена на расширение социально-экономической  системы в целом. С их помощью  в составе произведённого ВВП  разграничивается часть, соответствующая текущим затратам потреблённых в процессе производства материалов и рабочей силы, и фонд расширенного воспроизводства производственных факторов, включая рабочую силу. С этой точки зрения в фонд расширенного воспроизводства правомерно включать расходы общества на здравоохранение, образование, социальную политику и т.п.

Информация о работе Денежные фонды