Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 13:04, курсовая работа
Деньги представляют собой неотъемлемый элемент нашего повседневного бытия. Современный человек не может представить себя рыночную экономику без денежного обращения. С другой стороны население страны воспринимает выпускаемые в обращении бумажные деньги как общепризнанное средство обмена. Люди признают за "кусками бумаги" способность играть роль денег в экономике, поскольку они доверяют правительству, пологая, что оно не будет употреблять своим монопольным положением эмитента денег и сохранит бумажные деньги редким благом.
Введение…………………………………………………………………...3
Теоретические аспекты и сущность денег…………………………….
деньги - как экономическая категория………………………….
виды и функции денег
происхождение американского доллара и знака $......................
Анализ денежной системы Республики Казахстан…………………...
законодательное регулирование в РК……………………………
денежные реформы РК
анализ современного состояния денежной системы в РК……..
Проблемы и пути решения в денежной системе РК…………………...
проблемы внедрения электронной системы денег и фактор,
способствующий понижению курса тенге …………………………….
пути совершенствования и развитие электронной денежной
системы в Республики Казахстан………………………………..............
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..
Приложение………………………………………………………………...
Характеризуя денежную систему Республики Казахстан в целом, можно отметить следующие признаки:
1. Денежная система
не основана на деньгах,
2. Единственным эмитентом денег является государство, в лице Национального Банка, который является единственным эмиссионным центром.
3. Денежная единица - казахстанский тенге - не содержит масштаба цен.
4. Казахстанский тенге
является единственным
Термин «денежное обращение» не имеет устоявшегося значения и иногда им обозначают лишь налично-денежный оборот, дополняя его понятием «безналичные расчеты». Однако в текстах нормативных актов РК категория «денежное обращение» включает в себя движение как наличных, так и безналичных денег.
Основными видами денежного обращения являются:
1) оплата товаров (работ, услуг)
2) платежи в нетоварных операциях
3) выполнение финансовых обязательств Основные формы денежного обращения:
1) движение наличных денег
2) движение безналичных денег
Основные методы регулирования денежного обращения:
установление нормативных актов порядка и правил производства денежных операций
регулирование посредством издания индивидуальною правового акта конкретной денежной операции
определение порядка совершения денежной операции соглашением (договором субъектов денежного обязательства)
При бумажно-кредитной денежной системе всеобщим платежным средством являются:
банкноты - разновидность кредитных денег, выпускаемых в обращение в порядке ссудных операций и эмиссии (выпуск денег в обращение), другими словами, это вексель на банкира. Основой устойчивости банкноты является золотой запас государства. Те деньги, которые находятся в обращении - это банкноты. Находящиеся в обращении банковые билеты (тенге) отличаются от классических банкнот тем, что они не размены на золото.
Депозитные деньги - создаются на основе банковских вкладов в системе безналичных расчетов. Их обращение связано с чеком.
Чеки - письменный приказ
владельца счета банку
Кредитные карточки (пластиковые деньги).
Основным платежным инструментом является платежное поручение - предписание обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета. Расчеты могут осуществляться и электронными платежными поручениями.
Но использованию чековых
книжек (как юридическими, так и
физическими лицами) при расчетах
за товары и услуги ведется работа
с момента утверждения
Однако в настоящее время тенге не является конвертируемой валютой, он относится к ЧKB (частично конвертируемой валюта), т.е. имеются валютные ограничения при обмене тенге на инвалюты.
В связи с последними введениями в Казахстане фиксируется резкое падение тенге после введения плавающего курса.
3.1. проблемы внедрения электронной системы денег и фактор,
способствующий понижению курса тенге
Факторы, способствующие понижению курса тенге:
-Низкий спрос на тенге.
-Отрицательное сальдо платежного баланса
-Дефицит госбюджета,
который составил за январь-
-Отсутствие доверия к нац.валюте, которое вызвано тяжелым экономическим кризисом, постоянным пассивным платежным балансом.
Однако Нацбанк проводит следующую политику, которая способствует повышению курса тенге:
1. Валютная интервенция.
Однако интервенция имеет
2. Дефляционная политика,
направленная на сжатие
Электронные деньги, их виды и эволюция.
[17]
Сегодня стало обычным явлением перевод средств, оплата каких либо услуг, покупка информации посредством информационных сетей. Традиционным является использование для этой цели кредитных карточек. Однако для небольших покупок, которых в Internet 99,9% такой способ нельзя назвать ни удобным, ни безопасным. В настоящее время, покупая, например, за $1 текстовый файл с интересующей его информацией, покупатель должен предъявить продавцу (которого он, как правило, совсем не знает и доверять которому не имеет оснований) всю информацию о своей карточке и о себе, включая номер и срок действия карточки, свое имя и адрес. Минимум, чем покупатель рискует при этом, это то, что с его карточки снимут не $1, а несколько больше, ну а максимум - это то, что с карточки снимут гораздо больше денег, чем даже на ней находилось (а в среднем на карточке находится несколько тысяч долларов), а данные о покупателе разойдутся по всем желающим. У законопослушного продавца при этом также нет никакой уверенности, что данные о карточке и ее владельце, которые ему предъявляет покупатель через Сеть, не украдены и ему не придется через некоторое время возвращать деньги, снятые по карточке с украденным номером и вдобавок платить штраф своему банку (такой штраф может, например, составлять $25 за каждую операцию возврата денег - chargeback. Поэтому нельзя не признать справедливость отнесения американскими банками операций по карточкам через Сеть к рискованным - соответственно они и взимаемые с таких продавцов комиссионные устанавливают в полтора-два раза выше обычных). Налицо очевидная ниша для применения иных схем оплаты, свободных от вышеперечисленных недостатков. Такие схемы реализуются с использованием электронных денег, которые могут представлять собой как зашифрованный и защищенный электронной подписью от фальсификации (но не от копирования) носитель номинала - информационный массив, так и записи на счетах в виртуальном банке с защищенным доступом. Аспекты, связанные с использованием электронных денег.Право на конфиденциальность покупки - естественное право, которым мы каждый раз пользуемся, платя наличными в магазине. Никто вас при не спрашивает при этом, кто вы такой, как ваша фамилия и где вы живете. Никто не информирует ваш банк о том, что вы купили и на сколько. Осознавать и ценить это право начинаешь, пытаясь купить какую-нибудь мелочь в по карточке. Иного способа реализовать право на конфиденциальность, кроме использования электронных денег, нет. Минимизация налогообложения операций и упрощение бухучета Простой вопрос - если фирма, зарегистрированная в одной стране, производит программное обеспечение в другой, продает его через компанию - процессор операций с электронными деньгами, зарегистрированную в третьей стране, покупателю из четвертой страны, то кто, в какой стране и какие налоги платит? При этом надо иметь в виду, что конкретные виды электронных денег могут не признаваться в качестве официального средства платежа и, соответственно, доход в таких деньгах не будет признаваться в качестве денежного дохода до тех пор, пока электронные деньги не будут обменены на деньги реальные. И еще один интересный пример. Компания - оператор сотовой связи обслуживает множество клиентов в своей стране, ежемесячно обрабатывая массу поступающих от клиентов платежей и исправно платя соответствующие налоги. Начав использовать услуги иностранной фирмы - процессора операций с электронными деньгами, компания начинает аккумулировать платежи своих клиентов в электронных деньгах на счетах такой фирмы - процессора и по мере необходимости переводит полученные средства на свои счета в реальных деньгах. При этом, кроме упрощения бухучета (в связи с тем, что компания вместо массы клиентских платежей за услуги получает единичные консолидированные платежи, имея, тем не менее, всю информацию о платежах своих клиентов от фирмы - процессора) компания получает возможность планировать свое налогообложение, совершенно законно минимизируя его - ведь она может управлять размерами и периодами таких поступлений от иностранной фирмы - процессора. Эти примеры означают, что налогообложение таких операций - непростой вопрос и почти наверняка решение существует не в сфере налогообложения собственно операций, а их результатов - полученных средств в реальных деньгах, приобретенных товаров. Контроль за международными денежными переводами отсутствует во многих цивилизованных странах, а в остальных явно видна тенденция к его либерализации. Развитие финансовых операций в приведет к ускорению этого процесса и полной ликвидации такого контроля по крайней мере в сфере розничных операций. Весьма распространенные в отношении электронных денег вопросы - увеличивает ли эмиссия электронных денег размеры денежной массы в стране и может ли такая эмиссия привести к увеличению инфляции. В США Бюджетное Управление Конгресса заявило в своем отчете за июнь 1996 г., что выпуск электронных денег частными компаниями может негативно повлиять на способность Федеральной Резервной Системы контролировать денежный запас и управлять им. Такой потенциальный риск относится и выпуску электронных денег недепозитарными организациями, которые не обязаны отчитываться перед Федеральной Резервной Системой. Однако, как нам кажется, большинство опасений вряд ли обосновано и объясняются недостаточным пониманием природы электронных денег. Оценивая потенциальные последствия появления в обращении электронных денег, необходимо иметь в виду следующее: Если ликвидность электронных денег, эмитированных частной компанией, не поддерживается государством, то опасения со стороны государственных органов о стабильности денежной системы совершенно напрасны - ведь не беспокоятся американские власти о том, что валюта какой-нибудь маленькой банановой республики вдруг появится у них в обращении и повлияет на размеры денежной массы. Более того, сейчас уже ясно, что экспансия доллара в РК привела не к ослаблению, а усилению национальной валюты и укреплению денежного обращения. Наоборот, всеобщая долларизация - результат и показатель слабости национальной валюты и сейчас мы видим, что по мере укрепления тенге доллар все больше вытесняется из обращения. т.е., для сильной валюты наличие конкурирующей валюты ничем не грозит, для слабой же является стимулом к ее усилению. Неверным является отношение к электронным деньгам, как к конкурирующей альтернативе деньгам обычным. Само их появление вызвано необходимостью обеспечить поддержку коммерческих операций там, где использование обычных денег неудобно либо невозможно. Потому стоит рассматривать электронные деньги как дополнение к реальным деньгам, либо как еще один инструмент осуществления торговых операций, дополняющий карточки. Электронные деньги не увеличивают массу денег, но очевидным образом увеличивают скорость обращения - ведь это прежде всего средство ускорения и обеспечения операций там, где использование обычных денег либо неудобно, либо вообще неприменимо. Поэтому, некоторое увеличение инфляции за счет ускорения обращения возможно, однако, очевидно, что в целом это процесс положительный, ведь нельзя признать за благо сдерживание инфляции за счет того, что часть денежной массы не может быть использована, так как всегда находится «в пути», а часть операций не проводится, так как осуществлять их, используя существующие формы денежного обращения, неудобно или вовсе невозможно. Очевидные проблемы с использованием электронных денег могут возникать с их ликвидностью, выраженной в стоимости в реальных деньгах и с обязательствами, накладываемыми на эмитента - аналогично проблемам с использованием ценных бумаг. Отсюда следует, что данная сфера деятельности будет нуждаться в регулировании, возможно аналогичном существующему на рынке ценных бумаг. Поскольку, как правило, практика появления новых финансовых инструментов идет впереди, а соответствующее регулирование создается потом, то, вероятно, не удастся избежать как минимум локальных катаклизмов, связанных с взлетами и падениями курсов запущенных в оборот электронных денег. Одним из основных последствий появления электронных денег явится интернационализация денежного обращения, так как электронные деньги обеспечивают возможность беспрепятственного совершения международных розничных операций. В настоящее время для совершения таких операций используются в основном кредитные карты, что небезопасно как для покупателей, так и для продавцов. Масштабные усилия мировых карточных платежных систем по обеспечению безопасного использования пластиковых карт (наиболее известным проектом в этой области является внедрение стандарта Secure Electronic Transactions - SET) конечно, дадут свой результат, однако в этой связи необходимо заметить, что притягивание за уши традиционных давно существующих технологий магнитных карт явно менее перспективно, чем развитие моделей электронных денег, изначально ориентированных на использование в Сети (и, возможно, использующих микропроцессорные карточки для аутентификации владельца электронных денег и/или хранения электронных денег в электронном кошельке карточки). Еще недавно вопрос безопасности обращения электронных денег был достаточно острым. Однако растущая коммерциализация использования Internet привела к тому, что ведущие компании - поставщики программного обеспечения моделей, в частности Microsoft и Netscape, сосредоточили свои усилия на создании программного обеспечения, позволяющего осуществлять безопасные транзакции через Internet, и сегодня безопасные решения для коммерции уже существуют. Стандартным решением является использование технологии SSL, базирующейся на криптографическом алгоритме RSA. Положение различно в разных странах, но общий вывод - законодательная база практически отсутствует, особенно в отношении международных операций с электронными деньгами, которые будут преобладать в Internet, ведь уже сегодня при осуществлении простейшей операции покупки файла с цветной репродукцией картины продавец и покупатель часто оказываются из разных стран. Наиболее развита законодательная база в США, где существует детальный Федеральный Акт «Об электронных денежных переводах», однако специфику, связанную с использованием именно электронных денег, предполагается учесть в будущих изменениях и дополнениях к этому документу. Оценки текущих объемов продаж в Internet и их динамики, приводимые Forrester Research, Gartner Group и IDC, показывают, что эти объемы в Европе возрасли с $1 миллиарда в 1997 до $67 миллиардов в 2002, в мире - с $8 миллиардов в 1997 до $327 миллиардов в 2002. Динамика более чем впечатляющая. Однако в настоящее время электронная коммерция явно сдерживается из-за того, что использование электронных денег и безопасное использование пластиковых карточек пока не получило широкого распространения. В основном используется передача номеров пластиковых карточек от покупателя продавцу, о недостатках такого метода было сказано выше. К тому же весьма непросто получить в банке credit card merchant account - счет, позволяющий продавцу принимать карточки через Internet. Вследствие повышенного риска такого бизнеса далеко не каждый банк соглашается предоставлять такие услуги. Применение платежных схем, использующих электронные деньги вместо пластиковых карточек, а также схем безопасного использования пластиковых карточек позволит с минимальными затратами и практически без формальностей войти на рынок множеству мелких продавцов. Это также привлечет и массу покупателей, которые не решаются сегодня использовать карточки из-за вполне оправданных сомнений в безопасности таких операций. Электронные деньги и пластиковые карточки. Вследствие всего вышесказанного электронные деньги ограничат использование пластиковых карточек в Internet. Речь в данном случае идет о существующих магнитных карточках международных платежных систем - применение же микропроцессорных карточек для целей аутентификации и хранения электронных денег будет однозначно расширяться. Единственный довод за использование существующих пластиковых карточек - использование одного (карточного) счета и для операций вне и внутри Internet не убедителен - во-первых, почти у каждого (западного) потребителя имеется несколько, а не одна карточка, соответственно, с разными счетами для каждой и это не кажется никому неудобством, во-вторых, в целях диверсификации рисков использование разных счетов для разных использований вполне оправдано. Электронные деньги и банкоматы. Электронные деньги позволят использовать банкоматы нетрадиционным способом - для получения наличности без использования пластиковых карточек. Внутри каждого банкомата расположен обычный персональный компьютер, подключение которого к Internet позволит владельцам электронных денег обменивать их на наличность, пользуясь при этом для осуществления операции дисплеем и клавиатурой банкомата. Электронные деньги и чеки. Электронные деньги смогут составить альтернативу чекам, в частности дорожным. Схема достаточно проста - в отделении банка ставится компьютер с доступом в Internet. Любой владелец электронных денег, пользуясь им, переводит (предоставляет) банку сумму в электронных деньгах, получая взамен соответствующую сумму в наличных за вычетом комиссии банку. Электронные деньги и денежные переводы физических лиц. Аналогичным образом могут осуществляться и переводы физических лиц. Сумма в электронных деньгах пересылается в Internet от одного владельца другому, после чего ее можно получить в наличных описанными выше способами. Естественно, все вышеописанные выше способы применения электронных денег требуют наличия инфраструктуры по их обслуживанию - пунктов выдачи наличных, продавцов, принимающих такие деньги. Однако создание каждого из элементов такой инфраструктуры обойдется существенно дешевле, чем создание элементов традиционных - пунктов выдачи наличных по карточкам и чекам, эмиссии и обеспечения защищенности карточек и чеков и т.п. Проблемы внедрения электронной системы движения денег в Республике Казахстан. Очевидные проблемы с использованием электронных денег могут возникать с их ликвидностью, выраженной в стоимости в реальных деньгах и с обязательствами, накладываемыми на эмитента. Отсюда следует, что данная сфера деятельности будет нуждаться в регулировании, как правило, практика появления новых финансовых инструментов идет впереди, а соответствующее регулирование создается потом. Рассмотрим возможность влияния электронных денег на денежную массу отдельных стран . Исходя из изложенного выше, рассмотрим несколько моментов, которые необходимо учесть при выработке политики государственного регулирования рынка электронных денег. Во-первых, необходимы надзор за деятельностью по выпуску электронных денег со стороны специального государственного органа, которым может стать, в частности, центральный банк. Также представляется необходимым ввести обязательное лицензирование деятельности по эмиссии электронных денег. Надзорный орган должен, с одной стороны, контролировать выполнение пруденциальных норм финансовой устойчивости, ликвидности и риска, а с другой - получать необходимую статистику для расчета параметров денежного регулирования. Во-вторых, нужно обеспечить достаточный уровень безопасности соотношение расчетного объема электронных денег и денежной массы отдельных стран опасности потребителя и защитить его от финансовых махинаций. Для этого необходимо четко сформулировать и закрепить юридическими санкциями права и обязанности участников платежных систем. Важно также использовать достаточно стойкие алгоритмы шифрования и защищенные протоколы передачи данных, а также разработать стандарты функционирования платежных систем. В-третьих, придется скорректировать методы денежно-кредитной политики. Центральный банк должен устанавливать предельную величину совокупной эмиссии электронных денег кредитными организациями. Центральный банк может обязать эмитентов электронных денег вкладывать полученные денежные средства в обмен на электронные в определенного рода активы, например, государственные ценные бумаги или депозиты центрального банка. Центральный банк может ввести определенную норму резервирования по выпущенным электронным деньгам, а также повысить норму резервирования по привлеченным средствам. Данный вариант целесообразен на начальном этапе внедрения электронных денег, так как позволяет активно регулировать и контролировать объем выпущенных денег. Также Центральный банк может ввести определенную плату за право эмиссии электронных денег в зависимости от объема выпуска и таким образом компенсировать свои потери. Однако необходимо осторожно подходить к использованию двух последних вариантов, так как чрезмерное финансовое ужесточение вызовет удорожание обслуживания электронных денег, что может привести к разделению на «дорогие» и «дешевые» деньги и к падению интереса потребителей к использованию электронных денег. Решить вышеназванные проблемы возможно в ситуации, когда центральный банк сам начнет эмитировать электронные деньги. При этом возможно, но маловероятно, что эмиссия будет проводиться центральным банком параллельно с другими кредитными организациями, или, что более вероятно, монополизировав эмиссию. Рассмотрение данного варианта целесообразно только в случае, если электронные деньги будут иметь значительную долю в общей денежной массе и начнут существенно влиять на денежно-кредитную политику. Однако в данном случае существует опасение, что отсутствие конкуренции и, соответственно, стимулов к новаторству могут отрицательно повлиять на существование и развитие электронных денег. Останавливаясь более подробно на нормативно-правовом регулировании правоотношений, связанных с выпуском, обращением и обслуживанием платежных карт в Республике Казахстан, в первую очередь следует напомнить, что оно по сей день является крайне непоследовательным и отрывочным. Несмотря на то, что операции, расчеты по которым осуществляются посредством использования платежных карт, имеют довольно широкое распространение, единого нормативного акта, в котором бы базовые понятия, применяемые при обращении банковских карт, были закреплены юридически, не существовало долгое время. Подобная ситуация складывалась и в России. Самые разные вопросы обращения пластиковых денег регулировались различными внутренними документами, между собой порой не взаимосвязанными. При этом подавляющая часть концептуальных вопросов осталась незатронутой. В Казахстане необходимо разработать не только новые законы, которые вошли бы в состав уголовного и гражданского кодексов, но и другие нормативные акты, регулирующие взаимоотношения участников «пластикового бизнеса» между собой. Первый шаг на этом пути уже сделан: уголовный кодекс предусматривает наказание за изготовление и сбыт поддельных карточек. Факт включения такой статьи в уголовный кодекс свидетельствует о признании обществом проблем, существующих в этой области, и попытках способствовать их решению. Однако нельзя считать, что все вопросы, связанные с уголовным кодексом, уже решены. Сделан только первый шаг, направленный на усиление борьбы с подделкой платежных документов. Другие особенности незаконного использования пластиковых карт не нашли отражения в уголовном кодексе. Если уголовное право уже откликнулось на проблемы пластиковых карточек, то в гражданском законодательстве никаких упоминаний о пластиковых карточках нет, и рассчитывать, что в ближайшее время здесь могут произойти какие-либо изменения, не приходится. Отношения, возникающие в процессе использования пластиковых карточек, очень специфичны, и поэтому требуют специального регулирования. Создание какого-либо документа, который бы регулировал эти отношения во всей их многогранности, представляется делом очень трудным, а на сегодняшний день, пожалуй, даже и ненужным. Целесообразнее, видимо, начать постепенно разрабатывать нормы и правила, регулирующие отношения между отдельными участниками рынка и на отдельных этапах обслуживания пластиковых карточек. В частности, законом совершенно не урегулированы отношения между держателем пластиковой карты и банком-эмитентом, между банком-эк-вайером и точкой обслуживания. Это приводит к тому, что в случае возможного мошенничества одного из участников добиться справедливого решения вопроса по закону крайне трудно. Вне всякого сомнения, добиться каких-либо успехов в деле обеспечения безопасности «пластика» без участия правоохранительных органов невозможно. Однако только подготовленные специалисты, хорошо разбирающиеся в особенностях пластиковых карточек и методах противодействия мошенничеству с их использованием, способны противостоять организованным в международном масштабе криминальным группировкам. Впрочем, для борьбы с доморощенными мошенниками тоже необходимы знания и опыт. Однако планомерной работы по подготовке кадров именно в области пластиковых карточек пока не ведется. Впрочем, быстрого появления опытных кадров трудно ожидать еще по той причине, что мошенничества с пластиковыми карточками пока редки. В условиях быстрого развития карточного бизнеса и, следовательно, роста числа связанных с ним мошенничеств положение со временем будет только усугубляться. Чтобы изменить эту ситуацию нужно действовать в двух направлениях: Ввести в программу обучения офицерского состава милиции хотя бы элементарный курс по пластиковым карточкам; Передавать на местах все дела по пластиковым карточкам специально выделенным работникам, чтобы не нужно было объяснять всем следователям (кстати, ограничение круга людей, осведомленных о методах мошенничества с «пластиком», пойдет на пользу и решению главной задачи - обеспечению безопасности операций с пластиковыми карточками). Такой же подход следует, видимо, применить и в прокуратуре. Известны случаи, когда из-за недостаточной подготовки следователей и незнания прокурорами особенностей преступлений, совершаемых с использованием пластиковых карточек, явные мошенники, задержанные с поличным, уходили от ответственности. Прокуроры просто не видели в материалах дела состава преступления. Непонимание особенностей преступлений в области карточек - одна из причин недостаточного взаимодействия правоохранительных органов и служб безопасности членов платежных систем в борьбе с этим видом преступлений. А без такого взаимодействия вести какие-либо расследования в данной области практически невозможно. Как правило, пострадавшая сторона (банк-эмитент, держатель карточки) находятся за рубежом. По различным причинам правоохранительным органам трудно направлять запросы в зарубежные банки. Организации же, являющиеся членами платежной системы, получают нужную информацию от зарубежных партнеров без труда, Ясно, что согласованные действия тут нужны и вполне возможны, поскольку в них заинтересованы обе стороны. Международный опыт показывает, что принятие соответствующего уголовного законодательства существенно снижает затраты на доказательство противоправной деятельности и сразу дает положительные результаты, выражающиеся в существенном снижении мошенничества. Так, в Италии этот показатель после принятия нового законодательства снизился в два раза. Казахстану необходимо объединить усилия для разработки и скорейшего принятия казахстанского закона. Для этого необходимо использовать все имеющиеся возможности банковской системы и правоохранительных органов. Конечная цель законодательства, которое касается кредитных и дебетных карт, должно способствовать расследованию и преследованию в уголовном порядке преступлений по карточкам. По этой причине любое новое законодательство должно содержать уголовные наказания, регламентирующие положения, относящиеся к коммерческому поведению. Мы должны ясно дать понять любому законодательному органу, что это вопрос уголовно наказуемый, а не вопрос защиты потребителей сам по себе. Это различие имеет решающее значение для достижения конечной цели, поскольку принятие законодательства будет значительно более ценным, если оно не будет ясно говорить правоохранительному сообществу, что законодательный орган придает второстепенное значение преследованию злоупотреблений по кредитным карточкам. Поскольку главной целью является эффективное предотвращение злоупотреблений по кредитным и дебетным карточкам, мы не должны игнорировать законы, которые уже существуют в стране. Помимо мер, предпринимаемых индустрией для защиты системы от злоупотреблений по карточкам, необходимы уголовное законодательство, работа следственных и судебных органов. Сегодняшние масштабы этой проблемы и потенциальные последствия указывают на необходимость профилактических мер в соответствии с законодательством с целью защиты от злоупотреблений по кредитным и дебетным карточкам. Если мошенническое использование карточки не считается государственным преступлением, преступники могут осуществлять свою деятельность безнаказанно, и система правосудия не может эффективно решить эту проблему. Необходимо понять, что эти i кусочки пластмассы - практически наличные деньги, и их подделка аналогична подделке валюты, и принятие правоохранительных мер необходимо. Таким образом, в Республике Казахстан на основе использования новых информационных технологий платежные карточки получают быстрое развитие. Возникающие при этом различные проблемы решаются с учетом мирового опыта и социально-экономических особенностей страны.
3.2. пути совершенствования
и развитие электронной
системы в Республики Казахстан
Особенности информационной безопасности электронных банковских систем. Стратегия информационной безопасности банков весьма сильно отличается от аналогичных стратегий других компаний и организаций. Это обусловлено прежде всего специфическим характером угроз, а также публичной деятельностью банков, которые вынуждены делать доступ к счетам достаточно легким с целью удобства для клиентов. Обычная компания строит свою информационную безопасность, исходя лишь из узкого круга потенциальных угроз — главным образом защита информации от конкурентов (в казахстанских реалиях основной задачей является защита информации от налоговых органов и преступного сообщества с целью уменьшения вероятности неконтролируемого роста налоговых выплат и рэкета). Такая информация интересна лишь узкому кругу заинтересованных лиц и организаций и редко бывает ликвидна, т.е. обращаема в денежную форму. Информационная безопасность банка должна учитывать следующие специфические факторы:
1. Хранимая и обрабатываемая
в банковских системах
2. Информация в банковских
системах затрагивает интересы
большого количества людей и
организаций — клиентов банка.
Как правило, она
3. Конкурентоспособность банка зависит от того, насколько клиенту удобно работать с банком, а также насколько широк спектр предоставляемых услуг, включая услуги, связанные с удаленным доступом. Поэтому клиент должен иметь возможность быстро и без утомительных процедур распоряжаться своими деньгами. Но такая легкость доступа к деньгам повышает вероятность преступного проникновения в банковские системы.
4. Информационная безопасность
банка (в отличие от
5. Банк хранит важную
информацию о своих клиентах,
что расширяет круг
Преступления в банковской сфере также имеют свои особенности. Многие преступления, совершенные в финансовой сфере остаются неизвестными для широкой публики в связи с тем, что руководители банков не хотят тревожить своих акционеров, боятся подвергнуть свою организацию новым атакам, опасаются подпортить свою репутацию надежного хранилища средств и, как следствие, потерять клиентов. Как правило, злоумышленники обычно используют свои собственные счета, на который переводятся похищенные суммы. Большинство преступников не знают, как «отмыть» украденные деньги. Умение совершить преступление и умение получить деньги — это не одно и то же. Большинство компьютерных преступлений — мелкие. Ущерб от них лежит в интервале от $10.000 до $50.000. Успешные компьютерные преступления, как правило, требуют большого количества банковских операций (до нескольких сотен). Однако крупные суммы могут пересылаться и всего за несколько транзакций. Большинство злоумышленников — клерки. Хотя высший персонал банка также может совершать преступления и нанести банку гораздо больший ущерб — такого рода случаи единичны. Компьютерные преступления не всегда высокотехнологичны. Достаточно подделки данных, изменения параметров среды АСОИБ и т.д., а эти действия доступны и обслуживающему персоналу. Многие злоумышленники объясняют свои действия тем, что они всего лишь берут в долг у банка с последующим возвратом. Впрочем «возврата», как правило, не происходит. Специфика защиты автоматизированных систем обработки информации банков (АСОИБ) обусловлена особенностями решаемых ими задач: Как правило АСОИБ обрабатывают большой поток постоянно поступающих запросов в реальном масштабе времени, каждый из которых не требует для обработки многочисленных ресурсов, но все вместе они могут быть обработаны только высокопроизводительной системой; В АСОИБ хранится и обрабатывается конфиденциальная информация, не предназначенная для широкой публики. Ее подделка или утечка могут привести к серьезным (для банка или его клиентов) последствиям. Поэтому АСОИБ обречены оставаться относительно закрытыми, работать под управлением специфического программного обеспечения и уделять большое внимание обеспечению своей безопасности; Другой особенностью АСОИБ является повышенные требования к надежности аппаратного и программного обеспечения. В силу этого многие современные АСОИБ тяготеют к так называемой отказоустойчивой архитектуре компьютеров, позволяющей осуществлять непрерывную обработку информации даже в условиях различных сбоев и отказов.
Можно выделить два типа задач
1. Аналитические. К
этому типу относятся задачи
планирования, анализа счетов и
т.д. Они не являются
2. Повседневные. К этому
типу относятся задачи, решаемые
в повседневной деятельности, в
первую очередь выполнение