Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 12:16, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты функционирования ЦБ РФ как главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступающего органом экономического управления.
В соответствии с поставленной целью задачи работы предполагают:
Изучить теоретические основы банковской системы, ее функции и структуру;
Характеристика Банка России как главного банка первого уровня, регулирующего банковскую деятельность;
Обзор банковских операций, совершаемых Банком России в соответствии с его правовым положением;
Введение 3
Глава 1. Банковская система РФ, её сущность, функции и структура 5
1.1 Понятие банковской системы 5
1.2 Структура банковской системы 7
1.3 Функции Центрального Банка и его инструменты 9
Глава 2. Деятельность Центрального банка в системе государственного управления 12
2.1. Денежно кредитная политика ЦБ РФ 12
2.2 Банковский надзор ЦБ РФ 20
Заключение 31
Список литературы 33
Приложения 35
Все перечисленные выше направления преследуют основную цель регулирования деятельности банка — это поддержание его финансовой устойчивости, которая лежит в основе функционирования его финансового менеджмента и является одной из стратегических целей банка.
Основными методами регулирования Банком России финансовой деятельности коммерческих банков являются:
Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности.
В случае выявления нарушений или предоставления кредитными организациями неполной и недостоверной информации, Банк России в зависимости от вида нарушения имеет право:
Банковский надзор представляет собой систему мероприятий, проводимых надзорным органом в рамках действующего законодательства с целью реализации функций банковского надзора, который может быть двух видов: прямой (превентивный) и либеральный (защитное регулирование)10.
В зависимости от используемых инструментов выделяют следующие группы методов: административные и экономические, нормативные и корректирующие, регулирующие и надзорные.
Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты.
Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков (ставка рефинансирования, ставки по операциям Банка России, валютная интервенция, операции на открытом рынке и т. д.).
Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и положений и организации контроля за их исполнением.
Корректирующие методы реализуются через рекомендации и разъяснительные письма регулятора и позволяют корректно направлять деятельность банков, предлагая наиболее целесообразный вариант их развития.
Регулирующие методы направлены в первую очередь на снижение банковских рисков и предполагают использование как административных, так и экономических методов, и реализуются через установление пруденциальных норм банковской деятельности и норм международного банковского права.
Надзорные методы нацелены на организацию контроля над выполнением банковского законодательства и нормативных актов Банка России.
В системе надзора выделяют регистрацию и лицензирование кредитных организаций, текущий надзор и отзыв лицензий на банковскую деятельность.
Согласно статье 59 Федерального закона № 86-ФЗ Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанный лицензий и отзывает их. По данным официального отчета Центрального Банка РФ о развитии банковского сектора и банковского надзора на 1 января 2013 г. лицензией на осуществление банковских операций обладало 956 кредитных организаций.
Текущий надзор за деятельностью банков может осуществляться в следующих формах:
Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять текущий и конечный внутренний аудит и контроль через службу внутреннего контроля банка и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и отчет о прибылях и убытках.
В 2012 году уполномоченными представителями Банка России были проведены 1118 проверок в 692 банках: 757 плановык проверок и 361 проверка на внеплановой основе. При этом согласно отчету, представленному Центральным Банком РФ, были отозваны лицензии на осуществление банковских операций 22 кредитных организаций, причем, половина из них зарегистрированы в Московском регионе.
В настоящее время выделяют два подхода к повышению эффективности банковского надзора для роста устойчивости деятельности кредитных организаций (таблица 2)11.
Таблица 2
Подходы к повышению эффективности банковского надзора
Формальный надзор |
Содержательный надзор |
— оценка деятельности коммерческих банков на основе количественных нормативов; — отказ от мотивированного суждения; — строго формальное осуществление правоприменительных функций; — разделение регулирующих и правоприменительных функций |
— использование мотивированного суждения; — оценка качества управления; — риск-ориентированный надзор; — внедрение института куратора; — переход на МСФО; — внедрение «Базель II» |
Основные различия между этими двумя видами надзора заключены в особенностях регулирования деятельности банков: при формальном надзоре они преимущественно строго определяются в законе в виде правил. В отличие от этого при содержательном надзоре регулятивные нормы определяются в виде принципов, прежде всего, которые формулируются в нормативных актах регулятора, но не в законе. Формальный надзор имеет смысл для слабого банковского сектора, в то время как содержательный надзор возможен при достаточно сильном банковском секторе, к которому можно отнести российскую банковскую систему.
Сравнительный анализ нормативно-правовой базы, регулирующей финансовую деятельность банка, позволил сделать вывод о том, что Банк России и коммерческие банки трактуют финансовую устойчивость в несколько различных аспектах: коммерческие банки рассматривают свою финансовую устойчивость исходя из основных финансовых показателей, ориентированных на рентабельность их работы и максимизацию рыночной стоимости бизнеса, в то время как Банк России — с позиции возможности банка покрывать свои риски собственным капиталом и выполнять пруденциальные нормы деятельности (создание резервов, выполнение экономических нормативов, составление и предоставление финансовой отчетности и т. д.).
В целях организации банковского надзора ежемесячно территориальными учреждениями Банка России осуществляется оценка экономического положения банков путем их отнесения к классификационным группам финансового состояния. Коммерческие банки в соответствии с Указанием № 2005-У могут относится к одной из пяти групп (таблица 3)12.
Таблица 3
Основные классификационные группы экономического положения банков
Классификационные группы |
Характеристика |
1 группа |
банки в деятельности, которых не выявлены текущие трудности, а именно — банки, по которым капитал, активы, доходность, ликвидность и качество управления оцениваются как «хорошие», а структура собственности признается прозрачной либо достаточно прозрачной. |
2 группа |
банки, не имеющие текущих трудностей, но в деятельности которых выявлены недостатки, которые в случае их не устранения могут привести к возникновению трудностей в ближайшие 12 месяцев и (или) хотя бы один показатель признается «удовлетворительным» |
3 группа |
банки, имеющие недостатки в деятельности, не устранение которых может в ближайшие 12 месяцев привести к возникновению ситуации, угрожающей законным интересам их вкладчиков и кредиторов и (или) хотя бы один показатель признается «сомнительным» |
4 группа |
банки, нарушения в деятельности которых создают реальную угрозу интересам их вкладчиков и кредиторов и устранение которых предполагает осуществление мер со стороны органов управления и акционеров (участников) банка и (или) хотя бы один показатель признается «неудовлетворительным» |
5 группа |
банки, состояние которых при непринятии мер органами управления и(или) акционерами (участниками) банка приведет к прекращению деятельности этих банков на рынке банковских услуг |
В соответствие с полученными данными Банк России публикует сводный отчет «О финансовом состоянии кредитных организаций Российской Федерации».
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что финансовая стабильность является основополагающей целью банковского надзора и играет важную роль в функционировании кредитных организаций в рыночной среде. При этом нельзя не отметить огромную роль Банка России как главного банка страны и основного субъекта надзорного регулирования в части обеспечения устойчивости национальной банковской системы, позволяющей поддерживать ее экономическую стабильность и динамичное развитие.
В то же время весьма перспективными направлениями развития и совершенствования системы банковского надзора в Российской Федерации на современном этапе могут оказаться формы координации финансового регулирования, основанные на многостороннем соглашении между регуляторами и другими заинтересованными органами о взаимодействии с целью обсуждения возникающих регулятивных проблем и выработки согласованных мероприятий, направленных на достижение единых приоритетов.
Банковская система – совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Банковская система Российской Федерации представляет собой двухуровневую систему. На верхнем, первом уровне находится Центральный банк РФ (Банк России), на нижнем, втором уровне находятся кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации), филиалы и представительства иностранных банков.
Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы, его задачей является обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Задачей кредитных организаций является обслуживание клиентов (организаций и населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.).
Все уровни банковской системы неразрывно связаны и постоянно взаимодействуют между собой.
Постепенно совершенствуясь, банковская система РФ все в большей степени начинает становиться развитой системой, и не только внешне, но и по сути проводимых операций. Расширяется сеть филиалов, представительств и внутри страны, и за рубежом, увеличивается сеть небанковских кредитных учреждений.
Таким образом, банковская система Российской Федерации – это внутренне организованная, объединенная общими целями и задачами, способная к саморазвитию и саморегулированию совокупность кредитных организаций, органов управления и организаций банковской инфраструктуры. Эта система входит в другую, более крупную систему – финансовую систему Российской Федерации.
В заключении хотелось бы отметить, что эффективное и стабильное функционирование банковской системы – неотъемлемое условие жизнеспособности национальной экономики.
Информация о работе Деятельность Центрального банка в системе государственного управления