Деятельность банков Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение сущности коммерческих банков, структуры банковской системы Республики Беларусь, анализ деятельности коммерческих банков Республики Беларусь и определение перспектив их развития.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и роль коммерческих банков;
- детально рассмотреть структуру банковской системы Республики Беларусь;
- проанализировать деятельность коммерческих банков Республики Беларусь за первое полугодие 2013 года;
- определить задачи банковской системы по реализации основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь;
- ознакомиться с банковской системой Швеции;
- изучить стратегию развития банковского сектора Республики Беларусь на 2011-2015 годы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ, ИХ РОЛЬ НА МАКРОУРОВНЕ…………………………………………………………………6
1.1 Сущность и роль коммерческих банков……………………6
1.2 Банковская система Республики Беларусь…………………….12
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В БЕЛАРУСИ………………………………………………………………………15
2.1 Анализ деятельности коммерческих банков Республики Беларусь за 2013 год………………………………………………...15
2.2 Задачи банковской системы по реализации основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь……………………………………………………………..21
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ЗАРУБЕЖНОМ ОПЫТЕ………………….26
3.1 Международный опыт: банковская система Швеции………26
3.2 Стратегия развития банковского сектора Республики Беларусь на 2011-2015 гг……………………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая БО 2014.docx

— 110.54 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Стратегия развития  банковского сектора Республики  Беларусь на 2011-2015 гг

Количественные и качественные параметры развития банковского сектора и основные денежно-кредитные показатели в значительной мере зависят от достижения целей, реализации приоритетов и решения задач, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы.

Главной целью социально-экономического развития Республики Беларусь в 2011 - 2015 годах является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

За предстоящее пятилетие планируется обеспечить рост реального ВВП на 162 - 168 процентов, реальных располагаемых денежных доходов населения - на 170- 176 процентов, промышленной продукции - на 154 - 160 процентов, производства сельскохозяйственной продукции - на 139- 145 процентов, а также инвестиций в основной капитал на уровне 190 -197 процентов.

Исходя из указанной цели определены следующие приоритеты социально-экономического развития страны:

    • развитие человеческого потенциала;
    • радикальная   модернизация всех  секторов   экономики   в   целях создания новых наукоемких и высокотехнологичных производств;
    • стимулирование предпринимательства и инициативы; рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;
    • развитие импортозамещающих производств;
    • устойчивое развитие регионов;

строительство качественного и доступного жилья.  

          Достижению     высоких     темпов     экономического     роста     и благосостояния населения в рамках реализации указанных приоритетов будут способствовать развитие науки и инноваций, создание условий для привлечения иностранных инвестиций в   экспортоориентированные и импортозамещающие   производства,   дальнейшее   совершенствование бюджетно-налоговой, антимонопольной и ценовой политики, а также модернизация экономических институтов и либерализация экономических отношений, что станет залогом высокоэффективного функционирования банковской системы страны.

Будет осуществлен комплекс эффективных мер для вхождения Республики Беларусь не позднее 2015 года в число пятидесяти стран с наиболее высоким уровнем человеческого потенциала. Изменится технологическая и отраслевая структура экономики, которая станет более наукоемкой, основанной на высокотехнологичном производстве, что станет возможным благодаря созданию национальной инновационной системы. Во всех отраслях экономической деятельности произойдет переход к обновлению основных средств.

Инвестиционная деятельность будет направлена на модернизацию более трети существующих и создание около 1 млн. новых рабочих мест.

В структуре экономики увеличатся доля производств с высокой добавленной стоимостью и удельный вес сферы услуг.

Произойдет активизация экономики за счет широкого встраивания в нее институтов частной собственности и свободного от административных барьеров предпринимательства.

Все это позволит Республике Беларусь к 2015 году войти в число тридцати стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса, привлекательными для зарубежных инвесторов.

Для достижения желаемых результатов в области регулирования деятельности банков Национальный банк поставил следующие цели:

    • повышение устойчивости функционирования банковского сектора и поддержание финансовой стабильности;
    • защита интересов вкладчиков и иных кредиторов банков, небанковских кредитно-финансовых организаций;
    • обеспечение потребностей экономических агентов современными банковскими продуктами.

На достижение указанных целей направлено решение следующих основных задач:

    • совершенствование денежно-кредитной политики и практики монетарных операций Национального банка;
    • формирование условий для дальнейшего развития и внедрения новых банковских инструментов и технологий;
    • укрепление доверия к банковскому сектору со стороны инвесторов-кредиторов, вкладчиков, потребителей банковских услуг;
    • повышение эффективности банковского надзора Республики Беларусь путем создания условий для формирования в банках эффективных систем корпоративного управления, управления рисками, внутреннего контроля в целях предупреждения проведения банками высокорисковых операций и неадекватного отражения их в отчетности;
    • совершенствование системы требований к учредителям (акционерам), конечным бенефициарным собственникам и структуре собственности, источникам формирования уставного фонда, нормативного капитала, органам управления, их членам, организационной структуре, системе управления рисками и системе внутреннего контроля, отвечающих текущему развитию экономики и банковского сектора страны;
    • развитие информационного обеспечения регулирования банковской деятельности, системы мониторинга финансовой стабильности, в том числе оценки рисков банковского сектора Республики Беларусь, влияния денежно-кредитной и экономической политики государства на стабильность банковского сектора, в целях принятия адекватных и своевременных мер по поддержанию надежного и безопасного функционирования банковского сектора, снижения вероятности возникновения системных банковских кризисов, а также обеспечения макроэкономической стабильности.

Приоритетной целью денежно-кредитной политики будет являться обеспечение устойчивости белорусского рубля как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.

Обменный курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики, оставаясь в условиях открытой экономики Республики Беларусь эффективным инструментом обеспечения конкурентоспособности отечественных производителей и важным ценовым сигналом доя экономики.

Стабильность обменного курса белорусского рубля оказывает ограничивающее воздействие на рост потребительских цен в стране через сдерживание импортируемой инфляции и снижение инфляционных ожиданий. Кроме того, стабильность обменного курса белорусского рубля повышает инвестиционную привлекательность экономики и белорусского рубля в качестве средства сбережения, а также является важнейшим условием обеспечения устойчивых темпов экономического роста.

В 2011 - 2015 годах сохранится режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют. При этом не исключается возможность совершенствования самого механизма корзины (в частности, пересмотр долей иностранных валют, ежегодное уточнение центрального значения и ширины коридора колебаний стоимости корзины).

Основным направлением повышения эффективности курсовой политики станет постепенный переход к более гибкому формированию обменного курса белорусского рубля по мере роста внутренней и внешней сбалансированности экономики. Повышение гибкости обменного курса белорусского рубля в рамках режима привязки к корзине иностранных валют позволит более взвешенно реагировать на колебания курсов основных мировых валют и создавать стабильные условия для осуществления внешнеторговых и финансовых операций. В то же время Национальный банк будет противодействовать явлениям спекулятивного характера на валютном рынке, противоречащим фундаментальным факторам курсообразования, и сглаживать резкие колебания обменного курса белорусского рубля.

Важнейшими условиями сохранения устойчивости действующего курсового режима и макроэкономической стабильности в целом являются улучшение сальдо внешней торговли товарами и услугами, достижение его положительного уровня к 2015 году, а также приток в страну иностранного капитала в значительных объемах, преимущественно в форме прямых иностранных инвестиций.

Обеспечение устойчивого состояния внешнего сектора экономики и переход к более гибкому режиму курсообразования будут способствовать дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики в направлении установления в качестве ее главной цели ценовой стабильности. Смещение акцента денежно-кредитной политики в сторону долгосрочных целевых ориентиров, таких как поддержание финансовой стабильности, которая кроме ценовой стабильности предполагает и надежную работу финансовых рынков и институтов, позволит повысить ее эффективность. Применение и развитие инструментов денежно-кредитной политики в первую очередь будут направлены на достижение приоритетной цели монетарной политики.

Операционным ориентиром монетарной политики по-прежнему останется ставка однодневного межбанковского рынка в белорусских рублях. Национальный банк будет стремиться формировать среднюю стоимость краткосрочных ресурсов на денежном рынке на уровне, приближенном, как правило, к ставке рефинансирования Национального банка.

Наряду с этим продолжится решение следующих задач:

  • дальнейшее   совершенствование   условий   для   своевременного проведения банками платежей клиентов;
  • ограничение колебаний краткосрочных ставок денежного рынка; содействие развитию различных сегментов финансового рынка.

Для   повышения   эффективности   инструментов   регулирования текущей ликвидности банков и содействия своевременному проведению банками платежей клиентов Национальный банк планирует:

    • увеличить возможности банков по использованию стандартных инструментов для регулирования своей ликвидности на основе расширения форм приемлемого обеспечения;
    • распространить механизм усреднения резервных требований на весь объем резервных требований, подлежащих депонированию банками в Национальном банке;
    • сузить границы коридора, задаваемого ставками по постоянно доступным операциям регулирования текущей ликвидности, и придать ему симметричность относительно ставки рефинансирования;
    • совершенствовать процесс раскрытия информации об используемых инструментах регулирования текущей ликвидности и влияющих на нее факторах.

Национальный банк намерен использовать преимущественно стандартные инструменты регулирования текущей ликвидности:

    • постоянно доступные и двусторонние операции, основная роль которых    по-прежнему    заключается    в    ограничении    колебаний краткосрочных ставок денежного рынка рамками коридора, задаваемого ставками по данным операциям;
    • операции на открытом рынке, проводимые на аукционной основе и являющиеся основным инструментом регулирования текущей ликвидности банков, сглаживания колебаний краткосрочных ставок денежного рынка к уровню ставки рефинансирования;
    • механизм усреднения резервных требований, позволяющий сглаживать краткосрочные колебания текущей ликвидности банков на бесплатной основе.

Среди денежно-кредитных инструментов роль процентной ставки будет постепенно повышаться. Реализация мер процентной политики ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики. По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок.

Необходимость дальнейшего совершенствования системы регулирования банковских операций определяется растущей потребностью экономики в современных банковских продуктах. Решение данной задачи, зависящее прежде всего от формирования условий, требуемых для внедрения и развития передовых технологий осуществления банковской деятельности, предусматривает:

    • расширение прав банков в установлении процедур проведения банковских операций, закрепляемых в локальных нормативных правовых актах;
    • развитие институтов обеспечения прав банков как кредиторов и повышение информированности клиентов банков о стоимости и содержании предоставляемых им банковских услуг.

Особое внимание по-прежнему будет уделяться операциям банков по кредитованию физических лиц. При этом основными направлениями совершенствования регулирования данного вида банковских операций станут:

    • повышение доступности потребительских кредитов;
    • развитие жилищного кредитования посредством: совершенствования институтов ипотеки и ипотечных ценных бумаг; создания централизованной базы данных о залогодержателях и залогодателях, а также совершаемых сделках по залогу имущества; создания подменного фонда жилья и жилья для сдачи в аренду; разработки норм и рекомендаций о выпуске и обращении ипотечных ценных бумаг;
    • совершенствование институциональной структуры рынка 
      банковского потребительского кредитования, в том числе направленное на работу с проблемной задолженностью физических лиц, которое предусматривает: повышение эффективности судебных и исполнительных процедур; развитие системы получения информации о кредитных историях.

Новым направлением регулирования банковских операций станут форфейтинговые операции, появление которых обусловлено задачами увеличения экспорта. Предполагается законодательно закрепить права и обязанности банков по проведению форфейтинговых операций, что будет стимулировать развитие системы расчетов и кредитования во внешнеэкономической деятельности.

Информация о работе Деятельность банков Республики Беларусь