Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 00:06, реферат
Трастовые (или доверительные) операции объединяют целую группу разнообразных операций, связанных с особыми доверительными отношениями (отсюда их название), складывающимися между банками и его клиентами.
Содержание доверительных операций может быть весьма различным.
Они могут ограничиваться совершением уполномоченным лицом одной или нескольких сделок, прямо указанных клиентом по его поручению и за его счет. В определенных случаях доверительные операции включают в себя целую серию разнообразных действий юридического и фактического характера, совершаемых уполномоченным лицом в отношении имущества своего клиента. Выбор конкретных действий зависит обычно исключительно от усмотрения уполномоченного лица, которое чаще всего является профессионалом в этой области деятельности.
Таким образом, согласно Указу сторонами правоотношения, возникающего в результате заключения договора о трасте, являются учредитель, доверительный собственник и бенефициарий.
Учредитель траста. Несмотря на то, что п. 5 Указа о трасте исходит из того, что учредителем траста может быть любое юридическое или физическое лицо, ограничение использования этого института, установленное п. 21 того же Указа, позволяет сделать вывод, что учредителем траста может быть только соответствующий комитет по управ-лению государственным имуществом. Это и нашло отражение в типовом договоре об учреждении траста.
Доверительный собственник.
В соответствии с п. 6 Указа о
трасте управляющим (доверительным
собственником) может быть любое
юридическое или физическое лицо,
если иное не предусмотрено
Физическое лицо не вправе по действующему закондательству заниматься банковской деятельностью. Представляется, однако, что, если управляющим трастом является физическое лицо, оно должно быть зарегистрировано в качестве предпринимателя без образования юридического лица, поскольку его деятельность направлена на извлечение прибыли. Не следует полагать, что законодательство вообще не устанавливает никаких ограничений деятельности доверительного управляющего. Учитывая, что предметом траста могут быть только акции приватизированных предприятий, совершение сделок с ними все же нуждается в лицензировании. В соответствии с Положением о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденным постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 78 [6], деятельность на рынке ценных бумаг может осуществляться только на основании лицензии Минфина РФ. В указанном Положении речь идет о лицензировании деятельности по совершению сделок с ценными бумагами, а не о лицензировании деятельности по управлению ими. Однако последняя включает в себя совершение сделок с ценными бумагами. Поэтому нельзя согласиться с точкой зрения П. Мостового о том, что деятельность по управлению пакетами акций приватизированных предприятий вообще не лицензируется и, более того, объективно не нуждается в лицензировании.
П. Мостовой полагает, что при управлении чужим имуществом затрагиваются права и интересы не многих лиц (тогда, по его мнению, лицензирование было бы оправдано), а только трех - учредителя траста, доверительного собственника и бенефициария [7]. Автор не учитывает, что государственной собственностью фактически распоряжается (в том числе передает в траст) не само государство как таковое, как собственник, а конкретные "уполномоченные" должностные лица Госкомимущества. Именно поэтому здесь возможны различные злоупотребления. В связи с этим следует согласиться с мнением Я.
Миркина и И. Мединой о том, что Указ Президента РФ о трасте фактически ведет к ликвидации государственной собственности на то имущество, которое будет передано в траст по договору на "неопределенный срок", и потере государственного имущества из-за непродуманного управления им [8]. Кроме того, П. Мостовой не принимает во внимание то обстоятельство, что доверительный управляющий может осуществлять трастовую деятельность в качестве источника получения прибыли, то есть как предпринимательскую. Тогда она объективно затронет интересы очень многих лиц и даже, с точки зрения П. Мостового, будет нуждаться в лицензировании. Поэтому можно решительно высказаться за введение лицензирования деятельности по управлению чужим имуществом, имея в виду не только акции приватизированных предприятий, но и другое имущество.
Пунктом 21 Указа Президента
РФ о трасте предусмотрено,
что передача в траст пакетов
акций приватизированных
Следовательно, ограничения, установленные законодательством на участие в приватизации, в полной мере распространяются на доверительного управляющего.
Бенефициарием траста является лицо, в пользу которого был заключен договор об учреждении траста (доверительном управлении).
Бенефициарий траста вправе получать плоды и доходы, которые дает имущество, переданное в траст управляющему. Если это право нарушено, он может предъявить к управляющему соответствующий иск в арбитражном суде. Право бенефициария, вытекающее из договора об учреждении траста, следует рассматривать как право, непосредственно связанное с личностью. Этот вывод непосредственно основан на анализе нормы п. 10
Указа, в соответствии с которой бенефициарий вправе отказаться от выговоренного в его пользу права, но не вправе по своему усмотрению передать это право третьему лицу. А в случае смерти, прекращения юридического лицабенефициария или отказа от этих прав одного или нескольких лиц, признаваемых бенефициариями по конкретному договору, такой договор прекращается досрочно, если порядок передачи этих прав не был в нем установлен. Таким образом, Указ не допускает правопреемство прав бенефициария помимо воли учредителя траста. Указ устанавливает чрезвычайно жесткую процедуру отказа бенефициария от принадлежащих ему прав. Документ об отказе обязательно должен быть совершен в нотариальной форме. Если бенефициарий не выполнил это условие, считается, что он согласен воспользоваться выговоренным в его пользу правом. Приведенный выше анализ позволяет сделать вывод, что договор о доверительном управлении является договором в пользу третьего лица.
В соответствии с п. 7 Указа бенефициарием может быть любое лицо (юридическое или физическое), как существующее в настоящее время, так и то, которое может существовать в будущем. Однако действие этой нормы ограничивается п. 21 этого же Указа, где сказано, что на сегодняшний день бенефициарием траста может являться исключительно федеральный бюджет.
Предмет траста. Пункт 8
Указа предусматривает, что предметом
траста может быть любое имущество,
как существующее в настоящее
время, так и такое, которое может
существовать в будущем. Таким образом,
все плоды и доходы,
приносимые имуществом,
переданным в траст, автоматически
становятся предметом траста,
если в соответствии с договором
не подлежат по какой-то причине
выплате бенефициарию, не направляются
на покрытие расходов по
управлению или на выплату
вознаграждения доверительному
управляющему (п. 15 Указа). Учредитель должен
быть собственником передаваемого
в траст имущества. Предметом
траста может быть имущество,
принадлежащее учредителю в силу
иного вещного права, а также
имущество, не допускающее обособления
от иного имущества, принадлежащего
учредителю. В силу
п. 21 Указа в доверительное
управление могут
передаваться только
акции приватизируемых
Форма договора. В соответствии с п. 17 Указа договор об учреждении траста должен быть заключен в нотариальной форме. Все последствия нарушения этого правила ложатся на учредителя траста.
Доверительные операции (банков) – доверительные операии для состоятельных клиентов счета не внесены в систему страхование вкладов.
Инструкция 63И операции банков в виде банковских услуг, выполняемые по поручению частных лиц и фирм, являющихся клиентами банка, в интересах этих клиентов. Доверительные операции для частных лиц: управление имуществом по доверенности, хранение ценных бумаг, консультирование по вопросам приобретения и продажи недвижимости и ценных бумаг. Доверительные операции для фирм: осуществление платежей, обслуживание процессов распространения и оплаты облигаций фирмы, выполнение роли агента акционерного общества, распоряжение имуществом по доверенности. Возможны и другие доверительные операции.
Управление имуществом Клиентов в составе Общего фонда банковского управления (ОФБУ) является формой доверительного управления, адресованной, в первую очередь, частным лицам, желающим эффективно распорядиться своими свободными денежными средствами.
ОФБУ предназначено для
Инвестиционная декларация регламентирует состав и процентное соотношение активов ОФБУ, она является неотъемлемой частью договора с Клиентом и служит принципам построения сбалансированного портфеля с приемлемым соотношением степени риска и доходности.
Перспективы развития:
Сегодня реализуются сверхоптимистичные
варианты оценки инвестиционных перспектив.
Чрезвычайно положительное
Список используемой литературы:
Баланс коммерческого банка “Доверительный и Инвестиционный банк” // Бизнес и банки, 2011, № 23 (июнь).
Банки и банковские операции: Учебник для вузов./ Е.Ф.Жуков, Л.М. Маркова и др.;Под ред. проф. Е.Ф. Жукова.-М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011.
Банковское дело: Учебник./ Под ред. проф. В.И.Колесникова, проф.Л.П. Кроливецкой.-М.: Финансы и статистика, 2012.
Волков К., Воропаева Е. Банковские фонды: возможность дана // РЦБ, 2011, №22.
Голубович А.Д. Траст.Доверительные услуги банков и финансовых компаний клиентам.-М.: Ао “АРГО”, 2012.
Гончаров А. Траст в Росси не похож сам на себя // РЦБ, 2012,№8.
Гражданский Кодекс РФ .С- Пб., 2012.
Гринько Д. Доверительное управление в России //РЦБ, 2011, №8.
Гринько Д. Доверительное управление и безнравственная конкуренция // РЦБ,2011, №8.
Гусалова Е. Организация трастового подразделения банка: зарубежный опыт // Банковское дело, 2012, №6.
Дробышев П. Правовое регулирование доверительного управления // РЦБ, 2012, №22.
Жуков А.И. Услуги коммерческих банков. Зарубежный опыт и практика./ Серия “Международный банковский бизнес”.-М.: Изд-во АО “Консалтбанкир”,2012.
Жуков Е.Ф. Трастовые и факторинговые операции коммерческих банков./ Серия “Международный банковский бизнес”.-М.: Изд-во АО “Консалтбанкир”,2011.
Зайцев Ф. Перспективы новой формы доверительного управления // РЦБ, 2011, №20.
Информация о
Карпиков Е., Рылько П. ОФБУ и ПИФы: инвестиционные возможности // РЦБ, 2012, №1.
Информация о работе Доверительные операции коммерческих банков