Задачи и функции Центрального банка РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение теоретических основ функционирования Банка России и анализ выполнения им своих задач и функций.
В соответствии с указанной целью в данной курсовой работе были поставлены и решались следующие задачи:
1. определение правового статуса Центрального Банка Российской Федерации;
2. рассмотрение задач и функций Банка России и его организационной структуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА И ЕГО ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА 5
1.1История развития ЦБ РФ и его значение в экономике России 5
1.2 Сущность Банка России и его организационная структура 8
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
2.1 Цели и задачи Банка России 14
2.2 Функции Центрального Банка Российской Федерации 16
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ 26
3.1 Федеральная резервная система США 26
3.2 Национальный банк Китая 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Список использованной литературы: 34

Вложенные файлы: 1 файл

Банковское дело.docx

— 64.88 Кб (Скачать файл)

Федеральная резервная система США независима в финансовом отношении, имеет собственный бюджет и финансирует свою деятельность за счет доходов от операций и прибыли от эмиссии денег. После покрытия своих расходов и выплаты дивидендов банкам - членам ФРС ежегодно передает в государственную казну от 15 до 20 миллиардов долларов. Независимость ФРС выражается в том, что президент США не имеет права отдать ей какой-либо приказ или сместить её управляющих.

Итак, по закону каждый банк - член ФРС должен определенную долю привлеченных средств держать в форме бездоходных резервов частью в виде наличных денег, частью - в виде депозита в федеральном резервном банке своего округа. Не члены ФРС тоже должны держать резервы (кроме штата Иллинойс), но, во-первых, нормы резервов в разных штатах разные в соответствии с местным законодательством, во-вторых, этим банкам резервы нередко разрешается держать в формах, приносящих доходы (срочные вклады в других банках, вложения в некоторые виды краткосрочных государственных ценных бумаг и др.). Поэтому нередко банки штатов либо не желают вступать в ФРС, либо выходят из нее. Это подтверждает вывод о том, что в США нет единой государственной политики регулирования банковской деятельности [7, стр. 224-226].

Центральный банк России и Федеральная резервная система США как центральные банки государств, прежде всего, являются посредниками между государством и экономикой через сеть коммерческих банков. В качестве таких учреждений они, будучи главным звеном денежно-кредитных систем, призваны регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ними в законодательном порядке. Но какие функции не возлагались бы на центральный банк, он всегда остается органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.

По мнению Макконнелла и Брю, Федеральная резервная система США выполняет следующие основные функции:

- хранит вклады  банков и сберегательных учреждений, которые называются резервами;

- обеспечивает механизм  инкассации чеков;

- выступает в  роли фискального агента федерального  правительства;

- наряду с Федеральной  корпорацией по страхованию депозитов  и контролером денежного обращения  осуществляет надзор за деятельностью  входящих в нее банков;

- несет ответственность, в конечном счете, за контроль  над предложением денег.

При этом многие авторы называют последнюю функцию самой главной.

Сравнивая список функций Центральных Банков Российской Федерации и США, на первый взгляд мы замечаем только два сходства: хранение вкладов банков и осуществление кредитно-денежной политики. Но на деле сходств между функциями Банка России и ФРС США гораздо больше, а несовпадения могут возникать в виду различного названия одних и тех же функций или разного определения списка основных функций. Так, очевидно, что и ФРС США монопольно осуществляет денежную эмиссию, кредитует банки и выдает краткосрочные ссуды правительству (правительство, по сути, является для него одним из клиентов), а Банк России контролирует банки на предмет выполнения ими гигантского числа предписанных им правил, выявляет сомнительные операции или мошенничество.

Однако, несомненно, между функциями центральных банков двух разных государств могут существовать и значительные различия.

Но основной функцией и ФРС США и Банка России является регулирование денежного обращения в соответствии с потребностями экономики, т.е. осуществление кредитно-денежной политики. Неудивительным поэтому является совпадение основных методов кредитно-денежной политики. Ими являются:

- изменение учетной  ставки;

- операции на  открытом рынке;

- изменение нормы  резервирования.

При осуществлении этих операций центральный банк не только реализует свою кредитно-денежную политику, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на необходимом уровне их ликвидности, то есть способности своевременно выполнить свои обязательства перед клиентами - как юридическими, так и физическими лицами [9, стр. 275-279].

Таким образом, Банк России и Федеральная Резервная Система США как центральные банки государств играют чрезвычайно важную роль в процессах регулирования денежного обращения, являются главным звеном денежно-кредитных систем стран; среди функций ЦБР и ФРС США есть общие функции (и механизмы их реализации) центральных банков, но есть и специфические, связанные с различием экономической и политической ситуации в странах, с их историческим развитием.

3.2 Национальный  банк Китая

В 1983 году на Народный банк Китая законодательно были возложены функции центрального банка страны, он стал осуществлять контроль и регулирование всей денежно-кредитной сферы страны: страхования, зарождавшегося фондового рынка и банковских учреждений, включая кредитную кооперацию и финансовые компании.

В начальный период становления Народного Банка Китая в качестве центрального банка контроль и регулирование банковского сектора страны сводились преимущественно к контролю за соответствием нормативам, т. е. основными действиями по контролю и ревизии кредитных учреждений была проверка учреждений на соответствие их деятельности нормативам, а также политическим установкам. По мере развития экономики и денежно-кредитной сферы ограниченность такого метода контроля становилась все более очевидной. Денежно-кредитная сфера  - это отрасль с высокой степенью риска, и насущно необходим контроль этого риска.

Отдельные финансово-кредитные учреждения, риск экономической деятельности которых стал вполне очевидным, по решению Народного Банка Китая были удалены с рынка.

Тем не менее, несмотря на все попытки начиная с 1994 года реформировать систему контроля финансово-кредитных учреждений и сделать ее предельно рациональной, в отдельных сферах контроля и регулирования центрального банка имелись слабые звенья. Это обусловливало необходимость дальнейшего совершенствования функций денежно-кредитного контроля и регулирования центрального банка КНР.

В 1995 году в соответствии с законом о Народном Банке Китая он осуществил перераспределение функций различных контрольных департаментов головного офиса, четко разграничил компетенцию головного офиса и отделений банка.

В головном офисе было увеличено число департаментов денежно-кредитного контроля и регулирования, осуществлена узкая специализация функций контроля.

Эта реформа оздоровила систему контроля центрального банка, кардинально изменились функции отделений банка. Основные функции региональных отделений Народного Банка Китая по распределению лимитов кредитования были заменены в новых условиях на контроль и регулирование денежно-кредитных учреждений.

В новых условиях значительно усилилась роль местных отделений Народного Банка Китая. Контрольные функции центрального банка в значительной степени были делегированы 1805 уездным отделениям банка с персоналом 61 тыс. человек, что составляет 53% общей штатной численности банка. Причем в некоторых регионах страны в связи с огромной территорией, большим количеством объектов, плохим транспортным сообщением имеется до 20 уездных отделений Народного Банка Китая.

Последующая реформа разграничила объекты денежно-кредитного контроля и регулирования: за Народным Банком Китая остались финансово-кредитные учреждения, а контроль и регулирование рынка ценных бумаг стали обязанностью Комиссии по контролю и регулированию ценных бумаг КНР. Когда Народный Банк Китая только приступал к осуществлению функций центрального банка, рынок ценных бумаг КНР еще не сформировался и представлял собой лишь денежный рынок, поэтому в то время монопольное управление центрального банка денежно-кредитным рынком соответствовало реальной ситуации. По прошествии 10 лет в денежно-кредитной сфере страны произошли большие изменения. С возникновением рынка ценных бумаг уже нельзя было осуществлять контроль и регулирование фондового рынка только силами Центрального Банка, поскольку это могло негативно влиять на денежную политику.

С организацией в марте 2003 году Комиссии по контролю и регулированию банковской сферы Китая, которая взяла на себя контрольные функции банковских учреждений страны, а также и контроль всех других финансово-кредитных учреждений страны (кроме фондовой и страховой сфер), т. е. финансовых, лизинговых и инвестиционно-трастовых компаний, кредитной кооперации и почтовых сберегательных касс Китая, Центральный Банк в значительной степени освободился от контрольных функций финансово-кредитных учреждений, максимально сосредоточившись на функциях денежно-кредитной политики. Изменения функций Народного Банка Китая потребовали соответствующих законодательных изменений, которые и были сделаны в декабре 2003 года.

В настоящее время в большинстве переходных экономик политика Центрального Банка имеет две важные составляющие: собственно денежно-кредитную политику в части ее воздействия па объем предоставляемых коммерческими банками кредитов и политику банковского надзора, направленную па улучшение качественных показателей функционирования банковского сектора. Отметим, что приоритетная стратегическая цель деятельности Народного Банка Китая - поддержание устойчиво высоких темпов экономического роста [10, стр. 75]. Сама по себе эта задача является центральной для экономической политики, однако с позиций Центрального Банка особенно в переходной экономике важно, чтобы в результате не возник повод для необеспеченной кредитной экспансии.

Если судить по данным Народного Банка Китая, то динамика денежных агрегатов в последние несколько лет была умеренной. При этом в стране наблюдалась дефляция, что позволяет сделать предположение о росте реального спроса па деньги. В то же время замедлился прирост ВВП. Объяснение кажущегося противоречия можно найти в проблеме плохих долгов и двухсекторной модели экономики. Кредитуя недостаточно эффективные государственные предприятия по политическим соображениям, банковская система удовлетворяет искусственный спрос на деньги. С указанной проблемой па ранней стадии перехода к рынку столкнулись практически все трансформирующиеся экономики.

Проводя свою кредитную политику, Народный Банк Китая столкнулся с дилеммой - с одной стороны, увеличение кредитования экономики необходимо для обеспечения ее роста, с другой - не решена проблема плохих долгов, что повышает кредитные риски в банковской системе. Справиться с данной дилеммой ему, по всей видимости, пока не удается. Формально были установлены приоритеты банковского кредитования, включающие кредитование правительства через "политические" облигации, потребительское кредитование, своеобразное социальное кредитование (микрокредиты безработным в городе и сельскому населению) и др. Очевидно, они содержат источники возможного дальнейшего роста плохих кредитов. Подчеркнем еще раз, что без принятия системных мер эту проблему нельзя решить.

Одним из наиболее важных инструментов денежно-кредитной политики в Китае является процентная политика, которая не сводится к установлению центральным банком собственных процентных ставок. В то время как Россия и страны Центральной Восточной Европы уже отказались от прямого воздействия на уровень процентных ставок коммерческих банков, в Китае подобная практика сохраняется. Народный Банк Китая устанавливает базовые процентные ставки по депозитам и кредитам, а коммерческие банки могут изменять их лишь в определенном "коридоре" [10, стр. 88].

Процентная политика Народного Банка Китая, выражавшаяся в установлении низких ставок процента по депозитам в иностранной валюте, а также повышение валютного курса юаня способствовали снижению уровня валютизации экономики страны. В последнее время валютный курс юаня испытывает мощное давление в сторону роста. Его существенное повышение означало бы снижение стимулов для национального экспорта. Поэтому Народный Банк Китая, как и Банк России, активно наращивал свои золотовалютные резервы. Заметим, что в России подобная политика приводит к сохранению умеренной инфляции, а в Китае - дефляции.

В отличие от Банка России для регулирования ликвидности банковской системы Народный Банк Китая активно пользуется операциями с государственными ценными бумагами на открытом рынке. При этом по ним поддерживается достаточно низкий уровень процентных ставок, как в номинальном, так и в реальном выражении. Однако с учетом экспансионистского характера бюджетно-налоговой политики операции па открытом рынке несут большую фискальную нагрузку. Через покупку государственных облигаций бремя его финансирования в конечном счете перекладывается на коммерческие банки. Здесь уместно вспомнить практику других переходных экономик - в частности, России, Болгарии, Румынии, которая способствовала возникновению финансовых кризисов в них во второй половине 1990-х годов.

Таким образом, можно сказать, что Народному банку Китая предстоит решение двойственной задачи. С одной стороны, он должен перевести в рыночный режим функционирования банковскую систему, которая еще во многом работает на основе принципов централизованного управления. С другой стороны, в нее необходимо привлечь иностранный капитал при сохранении национального суверенитета. Ключевым вопросом здесь является скорейшее проведение рыночных реформ в банковской системе.

Сопоставляя развитие банковского сектора Китая с другими переходными экономиками, можно сделать общий вывод, что Китаю еще предстоят значительные преобразования в этой области, которые уже были осуществлены в том или ином виде в большинстве реформируемых стран.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из материала глав курсовой работы видно, что Центральный банк является ключевым звеном во всей банковской системе страны. Он осуществляет монопольный выпуск денег, является банком банков, банкиром Правительства, главным расчётным центром страны и органом регулирования экономики денежно-кредитными методами. Все вышеперечисленное и является функциями Банка России. Его статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности определены законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.2002.

Центральный банк России интересуют в первую очередь состояние и устойчивость банковской системы страны. Он анализирует степень соблюдения банками экономических нормативов, периодичность отчислений в централизованные фонды и определяет эффективность государственного регулирования банковской деятельности.

Информация о работе Задачи и функции Центрального банка РФ