Изучение современной практики инспекционной деятельности Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:59, реферат

Краткое описание

Практика инспекционной деятельности Банка России
Инспекционная деятельность Банка России относится к контактному виду надзора.

Вложенные файлы: 1 файл

Изучение современной практики инспекционной деятельности Банка России.Фарфудинова Дарья.docx

— 17.16 Кб (Скачать файл)

Изучение современной  практики инспекционной деятельности Банка России

 

Практика инспекционной деятельности Банка России

Инспекционная деятельность Банка  России относится к контактному  виду надзора.

Контактный надзор, как и дистанционный, представляет собой систему, включающую цель, задачи, предмет проверки, организационный блок, методико-аналитический инструментарий.

Целью инспекционных проверок является определение непосредственно на месте реального финансового состояния кредитной организации, выявление ситуации, угрожающей интересам кредиторов и вкладчиков, проверка соблюдения кредитными организациями банковского законодательства и нормативных актов Банка России.

Выполнение указанных задач  реализуется посредством комплексных  и тематических проверок.

Предметом комплексной проверки является деятельность кредитной организации в целом; предметом тематических проверок - отдельные аспекты ее деятельности. Наиболее типичными тематическими проверками являются: проверка правильности формирования резервных требований, депонируемых в Банке России, проверка правильности создания целевых резервов и др.

Выбор кредитных организаций для  того или иного вида проверки обусловливается:

·обязанностью Банка России проверить  каждую кредитную организацию не реже одного раза в год;

·степенью финансовой устойчивости кредитной  организации;

·другими факторами, вызванными особыми  обстоятельствами (например, вступление банков в систему страхования депозитов).

Как правило, планы инспекционных  проверок составляются с учетом рекомендаций специалистов дистанционного надзора.

Инспекционная деятельность Банка  России включает организационный блок и методико-аналитический инструментарий.

Факты недостоверности учета (отчетности), нарушений (недостатков) в деятельности кредитной организации (ее филиала) отражаются в акте проверки с учетом их существенности для оценки финансового  состояния и перспектив деятельности кредитной организации.

Составление мотивированного заключения о финансовом состоянии банка во многом зависит от квалификации и аналитических навыков инспекторов, осуществляющих проверку. Поэтому развитию аналитической деятельности и совершенствованию навыков аналитической работы как во время про ведения проверок, так и перед проведением, уделяется особое внимание. Материалы инспекционных проверок используются сотрудниками подразделения дистанционного надзора для принятия мер надзорного реагирования.

Деятельность Банка России по выявлению проблемных банков и предотвращению их банкротств

Инструментарий выявления проблемных банков

В текущем банковском надзоре важной составляющей является аналитическая  работа, направленная на оперативное выявление проблемных банков и принятие адекватных мер по их оздоровлению. Ее проводят специалисты как дистанционного, так и контактного надзора.

Анализ финансового состояния  банков проводится по следующим направлениям:

·структурный анализ балансового  отчета;

·структурный анализ отчета о прибылях и убытках.

Коммерческая эффективность (рентабельность) деятельности банка и его отдельных операций;

·анализ достаточности капитала;

·анализ кредитного риска;

·анализ рыночного риска;

·анализ риска ликвидности.

Особое значение в последние  годы придается изучению инспекторами на месте достоверности учета  и отчетности, прозрачности собственности  на капитал, полноте формирования резервов, качеству управления рисками.

По результатам имеющейся информации надзорное подразделение формирует  мотивированное суждение об отнесении  каждого банка в одну из четырех  групп проблемности.

Критерии классификации банков по степени проблемности

Критерии классификации банков по степени проблемности изложены в Указаниях Банка России от 31 марта 2000 г. № 766-У. Согласно этим указаниям выделяются две категории, а внутри них по две группы банков по степени их финансового состояния.

Первую категорию составляют финансово стабильные кредитные организации, выделенные в две группы:

·группа 1 - кредитные организации  без недостатков в деятельности;

·группа 2 - кредитные организации, имеющие отдельные недостатки в  деятельности.

Вторую категорию представляют проблемные кредитные организации с выделением также двух групп:

·группа 3 - кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые трудности;

·группа 4 - кредитные организации, находящиеся в критическом финансовом положении.

К категории проблемных кредитных организаций относятся кредитные организации, недостатки, в деятельности которых создают или могут создавать угрозу интересам их кредиторов, клиентов и/или участников.

Отнесение Банка России кредитных  организаций к одной из классификационных  групп является конфиденциальной информацией, используемой территориальными учреждениями для определения дифференцированного режима взаимоотношений между Банком России и кредитными организациями.

Кредитные организации, отнесенные к  первой категории, могут получать кредиты Банка России в порядке рефинансирования.

К проблемным кредитным организациям применяются различные меры принудительного  характера в целях предупреждения возможности банкротств и восстановления платежеспособности кредитной организации. Отзыв лицензии считается крайней мерой, принимаемой после проведения комплексной профилактической работы.

Об эффективности примененных  Банком России мер воздействия свидетельствуют  факты восстановления кредитными организациями своего финансового положения.

Выводы:

Основными потребностями  надзора в отношении развития инспектирования являются требования к повышению оперативности и  качества инспекционных проверок. Со своей стороны подразделения  надзора должны снабжать инспектирование  качественной аналитической информацией  о состоянии кредитных организаций  и обеспечить четкую постановку вопросов для проведения проверок.

Оперативность инспекционных  проверок в значительной степени  связана с управленческими процедурами. Организация быстрого выхода в банк, информационное сопровождение проверки и, главное, оперативное надзорное  реагирование на выявленные в ходе проверки негативные факты - все это  возможно при условии существования  единого организатора надзорного процесса, его дистанционной и контактной составляющей. Управленческая модель, при которой территориальное  управление, отвечающее за состояние  дел в поднадзорных банках региона, наделяется достаточной степенью свободы  по использованию различных методов  работы с банками, способна, решить стоящие актуальные задачи по внедрению  мобильного, упреждающего надзора.

Необходимость применения новых подходов стало причиной возникновения  потребностей в разработке новой  методики и методологии проведения инспекционных проверок, которая  бы предусматривала:

- новую организационную  структуру подразделений инспектирования  Банка России, а также формы  их взаимодействия, как между  собой, так и с другими структурными  подразделениями надзорного блока  Банка России;

- новые принципы планирования  инспекционной деятельности, которые  должны стоится с учетом реальных  потребностей банковского надзора;

- внедрение новых методических  разработок по проверке деятельности  кредитных организаций, ориентированных  на выявление рисков в деятельности  банков, а также на качество  управления рисками.

Новые подходы  в инспекционной деятельности банка  России должны быть нацелены на создание комплексной и эффективной системы, обеспечивающей органичное взаимодействие со всеми подразделениями Банка  России, оптимальное соотношение  контактного и дистанционного надзора.

Инспекционные проверки должны быть нацелены на выявление не только локализованных рисков (которые выявлены и контролируются руководством банка), а прежде всего рисков, которые  недооцениваются руководством банка выходят из под его контроля и воздействие которых на банк чрезмерно велико.

Разработка новых подходов к организации и проведению инспекционных  проверок должно основываться на международном  опыте, а также результатах практической работы инспекционных подразделений  территориальных учреждений Банка  России.


Информация о работе Изучение современной практики инспекционной деятельности Банка России