Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:08, курсовая работа
Перед работой поставлены следующие задачи:
- определение сущности и факторов инфляции;
- анализ инфляционных вопросов в Российской Федерации на современном этапе;
- оценка эффективности антиинфляционной политики России.
По итогам пяти месяцев цены на продовольственные товары выросли на 14%. В июне среди непродовольственных товаров больше остальных подорожали нефтепродукты - на 1,7%.. Цены на продовольственные товары в июле снизились на 0.7%, что внесло отрицательный вклад в инфляцию (-0,3 п.п.), Непродовольственные товары в июле стали дороже в среднем на 0.3%, что внесло в инфляцию данного месяца 0,1 п.п. Наибольший вклад в агрегированный ИПЦ в июле внесли услуги (0,17 п.п.), подорожавшие на 0,6% (0,7% - в июне).
В следующей схеме показана структура расходов населения Российской Федерации.
Схема 2.1
Структура расходов населения РФ: |
||||
продовольственные товары: 38,5% |
непродовольственные товары: 35,57% |
услуги: 25,93%. |
Из данной схемы следует что большая част расходов населения приходиться на продовольственные товары. То есть увеличение цен на продовольствие значительно сказывается на кошельках каждого человека.
Государственная проверка выявила также необоснованный рост тарифов на коммунальные услуги, который происходит вследствие того, что компании завышают расходы на обслуживание соответствующей инфраструктуры и закладывают их в тарифы. Кроме того в системе ЖКХ используются устаревшие нормативы потребления, в частности, воды, что влечет за собой рост расходов на ремонт. В среднем за 2011 год рост тарифов на услуги ЖКХ зафиксирован на уровне 11.5%
Причины снижения инфляции в 2011 году
Таким образом, уровень инфляции к концу 2011 года будет меньше чем в 2010 году. Этому будет содействовать эффект базы, то есть высокая инфляция конца прошлого года. Также рост цен может сдержать хороший урожай. 1 апреля Минсельхоз повысил прогноз на 2011 год по сбору зерна с 85-86 млн. тонн до 85-90 млн. тонн. В 2010 году из-за засухи и пожаров урожай составил 60,9 млн. тонн, что на 37% меньше уровня 2009 года.
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос - ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. [5. ]
Антиинфляционная политика государства в 2011 году:
В 2011 году подавление роста потребительских цен планируется достигать в основном за счет средств денежно-кредитной политики. В первом квартале 2011 года благодаря административным мерам (фиксации цен) правительства удалось замедлить темпы инфляции до 0,2-0,5% в месяц.
В России монетарный фактор на темпы инфляции почти не действует (вклад монетарного фактора на уровень инфляции находится в пределах 5-6%). Удельный вес денежной массы, обслуживающей российскую экономику, по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) значительно ниже, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой.
Пути совершенствования антиинфляционной политики в РФ:
Идеальных способов борьбы с инфляцией нет, но есть очень плохие, которые предоставлены в следующей таблице.
Таблица 3.1
Неэффективные способы борьбы с инфляцией
Варианты решения |
Недостатки |
Достоинства |
|
Сдерживать рост госрасходов |
Рост социальной напряженности, нарастание отставания от ведущих экономик |
Снижение коррупционного потенциала |
|
Сдерживать рост кредитования монетарными методами |
Сворачиваются инвестиционные проекты, ограничения роста нарастают |
В текущей ситуации отсутствуют |
|
Ограничивать инфляцию издержек, создавать условия для роста предложения товаров |
Требует длительного времени |
Позволяет поддерживать высокие темпы экономического роста |
|
Повышение «качества» экспорта капитала (стимулирование покупки активов, дающих синергию с российскими) |
Требуется «тонкая настройка», успех не гарантирован |
Диверсификация рисков вложений |
Тем не менее, ряд мероприятий по снижению вероятности инфляционных шоков очевидны. Победа над инфляцией должна стать побочным результатом смягчения экономических дисбалансов - обуздания олигополий, замедления форсированного роста потребления, придания модели денежной эмиссии большей гибкости. Сглаживание динамики бюджетных расходов, стимулирование к заключению долгосрочных контрактов (по примеру металлургов и трубников), точечные налоговые и таможенные льготы (как для импортного цемента) - действенные инструменты, не ставящие под удар стабильность банковского сектора. Политика государства должна гибко подстраиваться под ключевые проинфляционные факторы, что позволит избегать таких негативных последствий чрезмерного увлечения монетарными методами, как «кредитная заморозка».
В данный момент индекс потребительской уверенности оценивается Росстатом в минус 13%, то в Болгарии он составляет минус 36, в Венгрии - минус 28, а в Португалии и Греции - минус 45 и 67%. Отрицательные значения зафиксированы статистической службой Европейского союза (Eurostat) в Испании, Латвии и Литве, Польше, Румынии, Чехии и Словакии, Кипре, а также во Франции (минус 20%), Италии и Великобритании (по минус 24%). Оптимистичнее всего оценивают свое экономическое положение граждане Швеции и Финляндии (24 и 21%), Австрии и Нидерландов (по 10%), Дании и Германии (9%), а также Люксембурга и Эстонии.
В России индекс потребительской уверенности практически всегда оставался отрицательным. Нулевую отметку он преодолел только летом 2008 года, но разразившийся финансовый кризис девальвировал ожидания россиян. В то же время 2009 и 2010 годы возродили уверенность граждан в перспективах экономического роста страны в целом и личного благосостояния в частности.
Заключение
Инфляция представляет собой сложное многофакторное явление, обусловленное нарушением воспроизводственных процессов, непропорциональным развитием народного хозяйства, политикой государства, политикой эмиссионных и коммерческих банков.
В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а весьма устойчивый.
К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).
В отличие от Запада в России, осуществляющей преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).
Таким образом, уровень инфляции к концу 2011 года будет меньше чем в 2010 году. Этому будет содействовать эффект базы, то есть высокая инфляция конца прошлого года. Также рост цен может сдержать хороший урожай. 1 апреля Минсельхоз повысил прогноз на 2011 год по сбору зерна с 85-86 млн. тонн до 85-90 млн. тонн. В 2010 году из-за засухи и пожаров урожай составил 60,9 млн. тонн, что на 37% меньше уровня 2009 года.