Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 17:04, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность проблемы инфляции для Республики Беларусь можно объяснить переходом от ситуации жесткой фиксации цен в течение долгого периода времени, когда цены не имели ничего общего с затратами и устанавливались административно, к их либерализации, то есть свободе производителей и продавцов устанавливать цены исходя из спроса и предложения, что неизбежно сопровождается резким и разно порядковым ростом цен. Характерной особенностью экономик с формирующимся рынком, таких как белорусская экономика, является наличие и постоянное возобновление в них внутренних системных дисбалансов, обусловленных неразвитостью рыночных механизмов и их неспособностью к саморегулированию
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….. 1 Сущность инфляционного процесса……………………………………….…… 1.1 Понятие и причины инфляции……………………………………………....... 1.2 Типы, виды и формы инфляции. 1.3 Экономические и социальные последствия инфляции……………..………... 2 Особенности инфляционных процессов в Беларуси………………………. 2 Антиинфляционная политика государства………………….. 3 Инфляция в Республике Беларусь………………………………………..……. 3.3 Основные направления реализации антиинфляционной политики в Республике Беларусь………………………………………………………..……. Заключение……………………………………………………………........... Список использованных источников………………………………………
- провести повышение закупочных
цен на сельхозпродукцию с
учётом паритетного роста цен
на продовольственные товары
на розничном рынке;
- снижать торговые надбавки
за счёт развития конкуренции
и насыщения внутреннего рынка
потребительскими товарами.
В области регулирования ситуации
на валютном рынке:
- временно расширить сферы
использования иностранной валюты
при расчётах с физическими
лицами на территории страны;
- до 10 июля подготовить
проект Указа Президента о
предоставлении возможность уплаты
налогов, сборов в иностранной
валюте;
- до 15 июля подготовить
Указ Президента об отмене
льгот по обязательной продаже
инвалюты;
- ввести изменения в
действующий порядок учёта курсовых
разниц.
В области устранения диспропорций,
вызванных ростом цен на импортные энергоносители,
сырьё и материалы:
- провести индексацию
тарифов на электро- и теплоэнергию
для юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей;
- в течение 2011 года оптимизировать
розничные цены на нефтепродукты,
реализуемые на внутреннем рынке;
- в течение 2011 года уточнить
тарифы на услуги общественного
транспорта и связи;
- на протяжении 2011 года
обеспечить 30-процентный уровень
возмещения населением затрат
на оказание жилищно-коммунальных
услуг, увеличив соответствующие
тарифы в 2 этапа.
В области наращивания экспорта:
- наращивать экспорт за
счёт увеличения объёмов производства
на базе роста производительности
труда, числа рабочих смен и
численности занятых;
- до 1 августа подготовить
предложения по расширению функций
Банка развития в части экспортно-импортного
кредитования;
- до 1 августа контролировать
продажу товаров непосредственно
организациями-производителями [29].
Не все вышеизложенные меры
были реализованы, однако данный документ,
во-первых, заложил основы антиинфляционной
политики государства 2011 года, а во-вторых,
позволил хотя бы в небольшой степени
ослабить разрушительные последствия
инфляции. Это дало правительству время
для разработки более конкретных и действенных
мер по спасению национальной экономики,
а также планов развития на 2012 год.
Исходя из причин и особенностей
инфляции в Беларуси 2011 года можно сделать
вывод, что она выступает как вполне закономерное
явление. Огромный скрытый потенциал инфляции
наконец дал о себе знать. Инфляционные
процессы в Республике Беларусь целиком
и полностью подчиняются законам экономики,
которые сформулировали в своё время классики
экономической мысли. Поэтому и методы
борьбы с этим макроэкономическим дестабилизатором
должны быть чёткими и теоретически обоснованными.
Инфляция в Беларуси не является чем-то
новым. Многие государства через это прошли
и сейчас охотно делятся опытом преодоления
подобных трудностей. От правительства
нашей страны требуется лишь перенять
этот опыт, проанализировать свой и умело
собрать всё это воедино с учётом некоторых
поправок.
В соответствии с Программой
социально-экономического развития Республики
Беларусь на 2011-2015 гг. главными задачами
денежно-кредитной политики, являются
обеспечение устойчивости белорусского
рубля и поддержание финансовой стабильности
путем проведения эффективной монетарной
политики. Направления реализации этих
задач предусматривают:
постепенный переход в рамках
привязки к корзине иностранных валют
к более гибкому формированию обменного
курса по мере повышения внутренней и
внешней сбалансированности;
формирование золотовалютных
резервов на уровне, обеспечивающем экономическую
безопасность страны;
совершенствование системы
рефинансирования банков, основанной
на рыночных условиях формирования цены
ресурсов;
поддержание процентных ставок
на положительном уровне, обеспечивающем
сохранность и привлекательность ресурсов
в национальной валюте, а также доступность
банковского кредита для нефинансового
сектора экономики [30].
На данный момент этот план
усиленно корректируется и дорабатывается
в связи с проблемами 2011 года, которые
не были учтены при его первоначальной
разработке. Но, несмотря на поправки,
все ветви власти пришли к единому мнению,
что основные положения программы социально-экономического
развития страны до 2015 года, принятые ещё
Всебелорусским собранием, должны быть
выполнены.
В начале ноября 2011 года Министерством
экономики и другими участниками правительства
был разработан ряд предложений по изменению
курса социально-экономического развития
на 2012 год. Были озвучены следующие предложения:
выход на положительное сальдо внешней торговли;
сокращение эмиссионного кредитования экономики, сокращение финансирования госпрограмм (ориентировочно в три раза) и проведение жёсткой налоговой и кредитно-денежной политики;
активизация привлечения иностранных инвестиций (план — $4 миллиарда);
приватизация малоэффективных предприятий;
отказ от регулирования курса белорусского рубля за исключением резких скачков;
рост золотовалютных резервов на 5 миллиардов долларов США, то есть вдвое;
отказ от приоритета роста ВВП перед остальными макроэкономическими показателями;
удерживание инфляции на уровне 19 %.
Суть этих мер, по словам замминистра
экономики А. Ярошенко, в том, чтобы в будущем
году сбалансировать основные макроэкономические
показатели, так как в этом году экономическая
жизнь страны характеризуется серьёзными
дисбалансами [17].
Данный план был раскритикован
как президентом А. Лукашенко как чрезмерно
«рыночный», так и независимыми обозревателями
как «оптимистичный», но невозможный без
структурных реформ [34].
Разнообразие инфляционных
процессов в Республике Беларусь на протяжении
её существования обусловлено такими
факторами, как сохранение постсоветских
пережитков, длительное проведение Нац.
банком проинфляционной политики и хронический
дефицит госбюджета. Инфляцию 2011 года
вызвали: чрезмерная эмиссия денег, повышение
цен на энергоресурсы, повышение зарплат
перед президентскими выборами 2010 года,
а также нежизнеспособность существующей
на данный момент в Беларуси экономической
модели.
В 2011 году разразился сильнейший
финансовый кризис. Возник дефицит валюты,
который парализовал работу импортёров
и вызвал быстрый рост цен на импортные
товары. Официальный обменный курс национальной
валюты удерживался административно,
следствием чего стало возникновение
«чёрного рынка» валюты. Из-за задержки
в разработке и проведении антиинфляционных
мер ситуация ухудшалась с каждым месяцем.
Фактически дважды была проведена девальвация
национальной денежной единицы. В целом
инфляция за 11 месяцев составила почти
90 %. Уровень жизни населения резко упал
из-за снижения реальных зарплат, громадного
скачка цен. В мае 2011 года был утверждён
План действий по обеспечению сбалансированного
развития экономики в условиях изменения
официального курса белорусского рубля.
Некоторые положения этого плана были
реализованы.
Цель денежно-кредитной политики
в 2013 году – снижение инфляции с помощью
монетарных инструментов с учетом мер
экономической политики, принимаемых
Правительством РБ.
Наряду с достижением цели денежно-кредитной
политики НБ и Правительство РБ продолжат
реализацию мер, направленных на поддержание
золотовалютных резервов государства
на уровне, обеспечивающем экономическую
безопасность страны.
С учетом погашения Республикой
Беларусь внутренних и внешних обязательств
в иностранной валюте, привлечения прямых
иностранных инвестиций в экономику страны
(4,5 млрд. долларов США на чистой основе),
достижения положительного
сальдо внешней торговли товарами и услугами
международные резервные активы в соответствии
с методологией Международного валютного
фонда за 2013 год возрастут на 0,3 – 0,7 млрд
долларов США.
НБ продолжит
работу по развитию и укреплению
банковской системы. Банки нарастят
нормативный капитал до уровня,
необходимого для покрытия принятых
ими рисков, в том числе за
счет внесения средств инвесторами
в уставные фонды банков. Ресурсная
база банков увеличится за
счет привлечения средств резидентов
и нерезидентов РБ. Требования банков
к экономике возрастут на 17-20%.
В 2013 году НБ
совместно с Правительством РБ
предпримет меры, направленные на
повышение устойчивости и конкурентоспособности
финансового рынка. В этом же году будет
обеспечено эффективное, надежное и безопасное
функционирование национальной платежной
системы.
Итогом реализации
ДКП в 2013 году станет замедление
инфляционных процессов, создание
условий для устойчивого и
сбалансированного развития экономики
страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе данной
курсовой работе мною были раскрыты основные
теоретические аспекты инфляции, рассмотрено
понятие антиинфляционной политики и
её основных методов, а также выявлены
особенности инфляционных процессов в
Республике Беларусь и проанализированы
пути совершенствования антиинфляционной
политики в нашей стране.
Исследование
позволяет сделать ряд выводов:
1. Инфляция в национальной
экономике – показатель кризиса
денежного обращения, что проявляется
в разбухании денежной массы,
находящейся в обращении и
как следствие в повышении
общего уровня цен, дефиците товаров,
в бегстве от национальной
валюты. Всю совокупность причин
способствующих возникновению инфляции
в экономике можно разделить
на два типа: внутренние, непосредственно
связанные с национальной экономикой
и внешние, являющиеся следствием
влияния конъюнктуры мирового
рынка.
2. Наиболее значительным
является выделение таких видов
инфляции, как инфляция спроса
и инфляция издержек, которые
на практике являются тесно
взаимосвязанными и сложно различимыми
друг от друга. По характеру протекания
выделяют следующие формы инфляции: открытая
и подавленная. По способам возникновения
выделяют такие формы инфляции, как: административная,
импортируемая, кредитная, индуцированная,
таксфляция и агфляция. В зависимости
от темпов роста по товарным группам различают:
сбалансированную и несбалансированную
инфляцию. По степени предсказуемости
принято различать: ожидаемую и неожиданную,
а в зависимости от характера: умеренную,
галопирующую и гиперинфляцию.
3. Инфляция ведет как к положительным
(слабая инфляция может быть средством
активизации деловой жизни и сокращения
безработицы), так и отрицательным социально-экономическим
последствиям (в ходе инфляции деформируется
механизм рыночного ценообразования;
инфляция сокращает денежные накопления;
утрата стимулов к денежным накоплениям
нарушает функционирование денежно-кредитной
системы; инфляция негативно сказывается
на инвестициях; она также сказывается
на состоянии государственных финансов).
Негативные последствия инфляции проявляются
и в области внешнеэкономических отношений.
Не менее важным последствием инфляции
является перераспределение дохода.
4. Разнообразие инфляционных
процессов в Республике Беларусь на протяжении
её существования обусловлено такими
факторами, как сохранение постсоветских
пережитков, длительное проведение Нацбанком
проинфляционной политики и хронический
дефицит госбюджета. После 2001 года темпы
инфляции удалось сократить, однако в
2007 году снова проявились негативные тенденции.
Финансовую жизнь страны также задел мировой
кризис 2008-2009 гг. Катастрофическую инфляцию
2011 года вызвали: чрезмерная эмиссия денег,
в частности на льготное финансирование
многочисленных нерентабельных госпредприятий;
повышение цен на энергоресурсы; необоснованное
повышение зарплат перед президентскими
выборами 2010 года, а также нежизнеспособность
действующей экономической модели.
5. В течение всего переходного
периода в Беларуси сохранялись высокие
темпы инфляции и девальвации. Только
с началом 2000-х годов они начали снижаться.
С 2007 по 2009 годы наблюдалось очередное
ухудшение ситуации. В 2010 году инфляция
составила 9,9 %, что символизировало восстановление
экономики после кризиса и переход к низкоинфляционному
развитию. Однако в 2011 году разразился
сильнейший финансовый кризис. Возник
дефицит валюты, который парализовал работу
импортёров и вызвал быстрый рост цен
на импортные товары. Официальный обменный
курс национальной валюты удерживался
административно, следствием чего стало
возникновение «чёрного рынка» валюты.
Из-за задержки в разработке и проведении
антиинфляционных мер ситуация ухудшалась
с каждым месяцем. Фактически дважды была
проведена девальвация национальной денежной
единицы. В целом инфляция за 11 месяцев
составила почти 90 %. Уровень жизни населения
резко упал из-за снижения реальных зарплат,
громадного скачка цен. Больше всего цены
выросли на продукты и топливо. Сработал
механизм индексации, который отчасти
помог населению адаптироваться к текущей
ситуации.