Инфляция в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы инфляции для Республики Беларусь можно объяснить переходом от ситуации жесткой фиксации цен в течение долгого периода времени, когда цены не имели ничего общего с затратами и устанавливались административно, к их либерализации, то есть свободе производителей и продавцов устанавливать цены исходя из спроса и предложения, что неизбежно сопровождается резким и разно порядковым ростом цен. Характерной особенностью экономик с формирующимся рынком, таких как белорусская экономика, является наличие и постоянное возобновление в них внутренних системных дисбалансов, обусловленных неразвитостью рыночных механизмов и их неспособностью к саморегулированию

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..
1 Сущность инфляционного процесса……………………………………….……
1.1 Понятие и причины инфляции…………………………………………….......
1.2 Типы, виды и формы инфляции.
1.3 Экономические и социальные последствия инфляции……………..………...
2 Особенности инфляционных процессов в Беларуси……………………….
2 Антиинфляционная политика государства…………………..
3 Инфляция в Республике Беларусь………………………………………..…….
3.3 Основные направления реализации антиинфляционной политики в Республике Беларусь………………………………………………………..…….
Заключение……………………………………………………………...........
Список использованных источников………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 100.91 Кб (Скачать файл)

- провести повышение закупочных  цен на сельхозпродукцию с  учётом паритетного роста цен  на продовольственные товары  на розничном рынке;

- снижать торговые надбавки  за счёт развития конкуренции  и насыщения внутреннего рынка  потребительскими товарами.

  1. В области регулирования ситуации на валютном рынке:

- временно расширить сферы  использования иностранной валюты  при расчётах с физическими  лицами на территории страны;

- до 10 июля подготовить  проект Указа Президента о  предоставлении возможность уплаты  налогов, сборов в иностранной  валюте;

- до 15 июля подготовить  Указ Президента об отмене  льгот по обязательной продаже  инвалюты;

- ввести изменения в  действующий порядок учёта курсовых разниц.

  1. В области устранения диспропорций, вызванных ростом цен на импортные энергоносители, сырьё и материалы:

- провести индексацию  тарифов на электро- и теплоэнергию для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- в течение 2011 года оптимизировать  розничные цены на нефтепродукты, реализуемые на внутреннем рынке;

- в течение 2011 года уточнить  тарифы на услуги общественного  транспорта и связи;

- на протяжении 2011 года  обеспечить 30-процентный уровень  возмещения населением затрат  на оказание жилищно-коммунальных  услуг, увеличив соответствующие  тарифы в 2 этапа.

  1. В области наращивания экспорта:

- наращивать экспорт за  счёт увеличения объёмов производства  на базе роста производительности  труда, числа рабочих смен и  численности занятых;

- до 1 августа подготовить  предложения по расширению функций  Банка развития в части экспортно-импортного  кредитования;

- до 1 августа контролировать  продажу товаров непосредственно  организациями-производителями [29].

Не все вышеизложенные меры были реализованы, однако данный документ, во-первых, заложил основы антиинфляционной политики государства 2011 года, а во-вторых, позволил хотя бы в небольшой степени ослабить разрушительные последствия инфляции. Это дало правительству время для разработки более конкретных и действенных мер по спасению национальной экономики, а также планов развития на 2012 год.

Исходя из причин и особенностей инфляции в Беларуси 2011 года можно сделать вывод, что она выступает как вполне закономерное явление. Огромный скрытый потенциал инфляции наконец дал о себе знать. Инфляционные процессы в Республике Беларусь целиком и полностью подчиняются законам экономики, которые сформулировали в своё время классики экономической мысли. Поэтому и методы борьбы с этим макроэкономическим дестабилизатором должны быть чёткими и теоретически обоснованными. Инфляция в Беларуси не является чем-то новым. Многие государства через это прошли и сейчас охотно делятся опытом преодоления подобных трудностей. От правительства нашей страны требуется лишь перенять этот опыт, проанализировать свой и умело собрать всё это воедино с учётом некоторых поправок.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. главными задачами денежно-кредитной политики, являются обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики. Направления реализации этих задач предусматривают:

  • постепенный переход в рамках привязки к корзине иностранных валют к более гибкому формированию обменного курса по мере повышения внутренней и внешней сбалансированности;

  • формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны;

  • совершенствование системы рефинансирования банков, основанной на рыночных условиях формирования цены ресурсов;

  • поддержание процентных ставок на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте, а также доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики [30].

На данный момент этот план усиленно корректируется и дорабатывается в связи с проблемами 2011 года, которые не были учтены при его первоначальной разработке. Но, несмотря на поправки, все ветви власти пришли к единому мнению, что основные положения программы социально-экономического развития страны до 2015 года, принятые ещё Всебелорусским собранием, должны быть выполнены.

В начале ноября 2011 года Министерством экономики и другими участниками правительства был разработан ряд предложений по изменению курса социально-экономического развития на 2012 год. Были озвучены следующие предложения:

  •  выход на положительное сальдо внешней торговли;

  •  сокращение эмиссионного кредитования экономики, сокращение финансирования госпрограмм (ориентировочно в три раза) и проведение жёсткой налоговой и кредитно-денежной политики;

  •  активизация привлечения иностранных инвестиций (план — $4 миллиарда);

  •  приватизация малоэффективных предприятий;

  •  отказ от регулирования курса белорусского рубля за исключением резких скачков;

  •  рост золотовалютных резервов на 5 миллиардов долларов США, то есть вдвое;

  •  отказ от приоритета роста ВВП перед остальными макроэкономическими показателями;

  •  удерживание инфляции на уровне 19 %.

Суть этих мер, по словам замминистра экономики А. Ярошенко, в том, чтобы в будущем году сбалансировать основные макроэкономические показатели, так как в этом году экономическая жизнь страны характеризуется серьёзными дисбалансами [17].

Данный план был раскритикован как президентом А. Лукашенко как чрезмерно «рыночный», так и независимыми обозревателями как «оптимистичный», но невозможный без структурных реформ [34].

Разнообразие инфляционных процессов в Республике Беларусь на протяжении её существования обусловлено такими факторами, как сохранение постсоветских пережитков, длительное проведение Нац. банком проинфляционной политики и хронический дефицит госбюджета. Инфляцию 2011 года вызвали: чрезмерная эмиссия денег, повышение цен на энергоресурсы, повышение зарплат перед президентскими выборами 2010 года, а также нежизнеспособность существующей на данный момент в Беларуси экономической модели.

В 2011 году разразился сильнейший финансовый кризис. Возник дефицит валюты, который парализовал работу импортёров и вызвал быстрый рост цен на импортные товары. Официальный обменный курс национальной валюты удерживался административно, следствием чего стало возникновение «чёрного рынка» валюты. Из-за задержки в разработке и проведении антиинфляционных мер ситуация ухудшалась с каждым месяцем. Фактически дважды была проведена девальвация национальной денежной единицы. В целом инфляция за 11 месяцев составила почти 90 %. Уровень жизни населения резко упал из-за снижения реальных зарплат, громадного скачка цен. В мае 2011 года был утверждён План действий по обеспечению сбалансированного развития экономики в условиях изменения официального курса белорусского рубля. Некоторые положения этого плана были реализованы.

Цель денежно-кредитной политики в 2013 году – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством РБ.

Наряду с достижением цели денежно-кредитной политики НБ и Правительство РБ продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.

С учетом погашения Республикой Беларусь внутренних и внешних обязательств в иностранной валюте, привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны (4,5 млрд. долларов США на чистой основе),       

достижения положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами международные резервные активы в соответствии с методологией Международного валютного фонда за 2013 год возрастут на 0,3 – 0,7 млрд долларов США.

     НБ продолжит  работу по развитию и укреплению  банковской системы. Банки нарастят  нормативный капитал до уровня, необходимого для покрытия принятых  ими рисков, в том числе за  счет внесения средств инвесторами  в уставные фонды банков. Ресурсная  база банков увеличится за  счет привлечения средств резидентов    и нерезидентов РБ. Требования банков к экономике возрастут на  17-20%.

     В 2013 году НБ  совместно с Правительством РБ  предпримет меры, направленные на  повышение устойчивости и конкурентоспособности  финансового рынка. В этом же году будет обеспечено эффективное, надежное и безопасное функционирование национальной платежной системы.

     Итогом реализации  ДКП в 2013 году станет замедление  инфляционных процессов, создание  условий для устойчивого и  сбалансированного развития  экономики  страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В ходе данной курсовой работе мною были раскрыты основные теоретические аспекты инфляции, рассмотрено понятие антиинфляционной политики и её основных методов, а также выявлены особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь и проанализированы пути совершенствования антиинфляционной политики в нашей стране.

     Исследование позволяет сделать ряд выводов:

1. Инфляция в национальной  экономике – показатель кризиса  денежного обращения, что проявляется  в разбухании денежной массы, находящейся в обращении и  как следствие в повышении  общего уровня цен, дефиците товаров, в бегстве от национальной  валюты. Всю совокупность причин  способствующих возникновению инфляции  в экономике можно разделить  на два типа: внутренние, непосредственно  связанные с национальной экономикой  и внешние, являющиеся следствием  влияния конъюнктуры мирового  рынка.

2. Наиболее значительным  является выделение таких видов  инфляции, как инфляция спроса  и инфляция издержек, которые  на практике являются тесно  взаимосвязанными и сложно различимыми  друг от друга. По характеру протекания выделяют следующие формы инфляции: открытая и подавленная. По  способам возникновения выделяют такие формы инфляции, как: административная, импортируемая, кредитная, индуцированная, таксфляция и агфляция. В зависимости от темпов роста по товарным группам различают: сбалансированную и несбалансированную инфляцию. По степени предсказуемости принято различать: ожидаемую и неожиданную, а в зависимости от характера: умеренную, галопирующую и гиперинфляцию.

3. Инфляция ведет как к положительным (слабая инфляция может быть средством активизации деловой жизни и сокращения безработицы), так и отрицательным социально-экономическим последствиям (в ходе инфляции деформируется механизм рыночного ценообразования;  инфляция сокращает денежные накопления; утрата стимулов к денежным накоплениям нарушает функционирование денежно-кредитной системы; инфляция негативно сказывается на инвестициях; она также сказывается на состоянии государственных финансов). Негативные последствия инфляции проявляются и в области внешнеэкономических отношений. Не менее важным последствием инфляции является перераспределение дохода.

4. Разнообразие инфляционных процессов в Республике Беларусь на протяжении её существования обусловлено такими факторами, как сохранение постсоветских пережитков, длительное проведение Нацбанком проинфляционной политики и хронический дефицит госбюджета. После 2001 года темпы инфляции удалось сократить, однако в 2007 году снова проявились негативные тенденции. Финансовую жизнь страны также задел мировой кризис 2008-2009 гг. Катастрофическую инфляцию 2011 года вызвали: чрезмерная эмиссия денег, в частности на льготное финансирование многочисленных нерентабельных госпредприятий; повышение цен на энергоресурсы; необоснованное повышение зарплат перед президентскими выборами 2010 года, а также нежизнеспособность действующей экономической модели.

5. В течение всего переходного периода в Беларуси сохранялись высокие темпы инфляции и девальвации. Только с началом 2000-х годов они начали снижаться. С 2007 по 2009 годы наблюдалось очередное ухудшение ситуации. В 2010 году инфляция составила 9,9 %, что символизировало восстановление экономики после кризиса и переход к низкоинфляционному развитию. Однако в 2011 году разразился сильнейший финансовый кризис. Возник дефицит валюты, который парализовал работу импортёров и вызвал быстрый рост цен на импортные товары. Официальный обменный курс национальной валюты удерживался административно, следствием чего стало возникновение «чёрного рынка» валюты. Из-за задержки в разработке и проведении антиинфляционных мер ситуация ухудшалась с каждым месяцем. Фактически дважды была проведена девальвация национальной денежной единицы. В целом инфляция за 11 месяцев составила почти 90 %. Уровень жизни населения резко упал из-за снижения реальных зарплат, громадного скачка цен. Больше всего цены выросли на продукты и топливо. Сработал механизм индексации, который отчасти помог населению адаптироваться к текущей ситуации.

Информация о работе Инфляция в Республике Беларусь