Как правило, высокие
темпы роста цен приводят к
росту инфляционных ожиданий, которые
приобретают инерционный характер,
формируя высокую склонность
населения к потреблению. Косвенные
индикаторы долгосрочных инфляционных
ожиданий значимо не изменились в марте-апреле
2013года. Отношение населения к совершению
крупных покупок изменилось незначительно
в сторону, теоретически соответствующую
дальнейшему снижению долгосрочных инфляционных
ожиданий. Такая динамика указывает на
стабильность долгосрочных инфляционных
ожиданий, однако данные результаты следует
интерпретировать с осторожностью. (№11).
Снижение инфляционных
ожиданий способствуют стабильное
и устойчивое развитие, эффективная
денежно-кредитная и антиинфляционная
политика, включая установление
режима таргетирования инфляции.(№2,стр.34)
2.3 Таргетирование инфляции.
Режим таргетирования
инфляции подразумевает публичное
объявление целевых значений и инфляции
на определенную перспективу. Стабильность
цен становится долгосрочной целью денежно
– кредитной политики. При этом власти
четко придерживаются поставленных целей
и добиваются их, режим таргетирования
инфляции является достаточно гибким
и относительно новым методом денежно
– кредитной политики, который, тем не
менее, в последние годы получил широкое
распространение в мире. Использование
режима таргетирования инфляции по сравнению
с другими монетарными инструментами
требует соблюдения более жестких условий
с точки зрения зрелости экономики и развития
ее институциональной структуры.
В частности при
переходе к такому режиму необходимо
и желательно соблюдение следующих
условий:
- Центральный банк должен обладать легальной автономией и не испытывать давления со стороны властей, что может привести к возникновению конфликтов с объявленной целью по инфляции;
- ценообразование должно быть свободным;
- экономика не должна испытывать сильной зависимости от мировых цен на экспортируемое сырье;
- прогнозируемый уровень колебаний обменного курса;
- минимальный уровень долларизации финансовой сферы;
- устойчивая банковская система и развитые финансовые рынки;
- надежная статистическая база и высокая квалификация аналитиков;
- Центральный банк должен иметь надежную методику определения базовой и других видов инфляции, оперативно анализировать текущую динамику изменение потребительских цен и быть способен достоверно ее прогнозировать.
Очевидно, что не
все условия в настоящее время
могут быть выполнены для введения
режима таргетирования инфляции
в России.
В частности, законодательно
Банк России обладает автономией,
однако регулярно испытывает
давление со стороны, как исполнительной,
так и законодательной власти
по вопросам денежно – кредитной
политики. Особенностью российской
экономики является ее экспортно-сырьевая
направленность, в, следствии чего,
она достаточно сильно зависит
от мировых цен на сырьевые
ресурсы, и прежде всего энергоносители.
Долларизация экономики России
хотя и резко снижается, но
остается достаточно высокой.
По сравнению с другими странами финансовая
система России развивается достаточно
высокими темпами, но по уровню ее капитализации,
спектру предоставляемых услуг, возможности
регулировать ликвидность пока отстает
от многих развитых стран.
Одновременно следует
отметить, что улучшение институциональной
среды в странах, использующих
режим таргетирования инфляции,
обычно происходило не до, а
после перехода к новому режиму
денежно – кредитной политики.
Режим таргетирования
инфляции стоит внедрять только
тогда, когда руководители Банка
России готовы жестко придерживаться
объявленных целей и решений.
Режим инфляционного таргетирования
является гибким инструментом
денежно – кредитной политики,
однако для его успешного применения
важно обеспечить полное доверие
экономических агентов к проводимой
политике и заявлением Банка
России.
Учитывая эти особенности
российской экономики, а также
последствия финансово-экономического
кризиса 2008-2009 гг., Банк России
вряд ли в ближайшее время
сможет перейти к полномасштабному
режиму таргетирования инфляции. (№2.стр.156)
- Инфляция в Российской Федерации 2012-2013гг.
В первом полугодие
2012 года объем ВВП увеличился
на 4,5%. Экономический рост преимущественно
был обусловлен повышением внутреннего
спроса. В январе - сентябре темп
прироста ВВП, по оценкам, составил
около 4%. Расходы населения на
покупку товаров и оплату услуг
в январе – сентябре 2012 года
выросли, по оценке на 6,8%. Объем
инвестиций в основной капитал
превысил уровень соответствующего
периода предыдущего года на 7,2%
( в январе – сентябре 2011 года
– на 5,0%). В условиях роста экономики
численность занятого населения
увеличилась. Уровень безработицы
в сентябре 2012 года составил 5,2% экономически
активного населения (6,0% годом
ранее).
На фоне высоких
мировых цен на энергетические
товары повышались доходы бюджета,
при этом улучшалась равномерность
расходования бюджетных средств
в течении финансового года. В
результате профицит федерального
бюджета в январе – сентябре
2012 года составил 1,4% ВВП ( в январе
- сентябре 2011 года – 2,9% ВВП). (№14.стр.1)
В своем выступлении
на XXIII съезде Ассоциации российских
банков, 5 апреля 2012 года, Председатель
Банка России С.М. Игнатьев отметил, что
российская экономика развивается успешно
и внешние условия развития российской
экономики пока складываются благоприятно.
Мировые цены на нефть остаются очень
высокими и превышают 120 долларов за баррель.
Но расслабляться не следует, поскольку
риски дестабилизации внешнеэкономической
ситуации сохраняются и надо быть готовыми
ко всему. Инфляция в России в 2011 году снизилась
до 6,1%. В марте 2012 года годовая инфляция,
то есть инфляция за 12 месяцев, снизилась
на 3,7%. Но здесь не надо забывать о двух
очень важных обстоятельствах. Первое.
Очень хороший урожай прошлого года, который
привел к абсолютному снижению цен на
многие продовольственные товары. Второе.
Традиционное январское повышение регулируемых
цен и тарифов на услуги перенесено на
середину текущего года. Поэтому целевой
интервал инфляции на текущий год остается
прежним:5-6%. (табл.2)
Важным фактором
для снижения инфляции остается
замедление роста денежной массы.
В 2011 году денежный агрегат
М2 вырос на 23%, в то время
как в 2010 году он увеличился
на 31%. За последние 12 месяцев,
то есть с 01.04.2011 по 01.04.2012, он
возрос на 21%. Неприятной неожиданностью
для нас стал мощный отток
частного капитала. В 2011 году чистый
отток частного капитала составил,
по уточненной оценке, 80,5 млрд. долларов.
Причем 48,5 млрд. пришлось на последние
4 месяца 2011 года. (№12,стр2)
Платежный баланс
России в 2012 году оставался
сильным, хотя положительное сальдо
текущего счета несколько сократилось:
с 99 млрд. долл. В 2011 году до 80 млрд.
долл. В 2012 году. Обращает на себя
внимание резкое замедление роста,
как экспорта, так и импорта
товаров. Экспорт товаров в
долларовом выражение вырос только
на 1,4%, импорт товаров на 3,6%.
В 2012 году продолжился
отток капитала из России. Чистый
отток частного капитала составил
56 млрд. долларов. Это меньше, чем
было в 2011 году, но все равно
очень много. Причина этому
неблагоприятный инвестиционный
климат в стране. Инфляция в
2012 году оставалась высокой. Более
того она возросла с 6,1% в
2011 году до 6,6% в 2012 году. Основная
причина – плохой урожай 2012 года,
что привело к быстрому росту
на зерно и другие продовольственные
товары. (табл.4)
В 2012 году продолжилось
замедление роста денежной массы.
Денежный агрегат М2 за 2012 год
вырос на 12%, в то время , как
за предыдущий год он увеличился
на 22%. Медленный рост денежной
массы создает хорошие условия
для снижение инфляции в 2013
году. (№13, стр.1)
Серьезное беспокойство
вызывает заметное замедление
экономического роста. Это замедление
наблюдалось уже в течение
всего 2012 года, а начало 2013 года
принесло руководству страны
крайне неприятный сюрприз. За
первые два месяца объем промышленного
производства сократился по сравнению
с соответствующим периодом предыдущего
года на 1,5%. Такого не было за
весь период с 2009 года. Оборот
розничной торговли продолжает
расти, но темпами гораздо меньшими,
чем год назад. Определенную
роль играю и чисто демографические
факторы. Россия вступила в период
абсолютного сокращения численности населения
в трудоспособном возрасте. (№16.стр.1) Рынок
рабочей силы - это свободная продажа каждым
трудоспособным человеком своих трудовых
возможностей с оплатой их трудозатрат.(№5.стр.120)
Увеличивающиеся политические
риски в России, вероятно, заставят инвесторов
отложить многие проекты до окончания
президентских выборов и формирования
нового правительства. Вероятно, это приведет
к увеличению оттока капитала и паузе
в частном инвестировании в 2012 г. (№18)
Тенденция к снижению инфляции
еще не окрепла, и базовая инфляция остается
высокой. Негативный эффект базы может
повернуть вспять понижательный инфляционный
тренд, наметившийся во второй половине
2011 г. Кроме этого, более высокая инфляция
съест реальные доходы населения, что
негативно повлияет на показатели экономического
роста России. Хорошие новости состоят
в том, что ВВП России по-прежнему может
расти на 3% в год, и кажется вполне вероятным,
что показатели инфляции останутся в однозначных
числах в 2012 г.(№18)
Негативное влияние
на темпы экономического роста
оказывает кризисное состояние
мировой экономики. Внешний спрос
на некоторые виды продукции
металлургии, химической, целлюлозно-бумажной
промышленности заметно снизился.
Примерно такое же, а то и
большее замедление экономического
роста наблюдается в некоторых
других сопоставимых по уровню
экономического развития странах,
например в Бразилии, Польше, Турции,
Южной Корее. Серьезным препятствием
для экономического роста
является и плохое состояние
инфраструктуры, прежде всего автомобильных
дорог.
Неблагоприятный
инвестиционный климат, связанный
с ним масштабный чистый отток
частного капитала, низкие объемы
частных инвестиций – все это
не способствует экономическому
росту. В то же время, несмотря
на заметное замедление экономического
роста, уровень безработицы остается
крайне низким. В январе, феврале
2013 года уровень безработицы с устраненной
сезонностью оставался равным 5,3%. Состояние
рынка труда по-прежнему довольно напряженное,
что не говорит о необходимости смягчение
денежно-кредитной политики. (№17.стр.1)
Кроме того, годовой
темп инфляции возрос с 6,6% в
декабре 2012 года до 7,3% в феврале
2013 года. Этот рост был обусловлен
действием временных факторов
– повышение акцизов на алкогольные
напитки, и продолжавшимся ростом
цен на зерно. Уже в марте
2013 года годовой темп инфляции
снизился. По предварительным оценкам,
на 25.03.2013 он составил 7,2%. Немаловажным
является и то, что с начала
февраля наблюдается быстрое
снижение цен на зерно. Скорее
всего, оно продолжится в ближайшие
месяцы и окажет влияние на
динамику розничных цен ряда
продовольственных товаров. Осталась
неизменной ставка рефинансирования
(8,25%), которая традиционно выполняет
сигнальную функцию. Важная задача
Банка России добиться снижения
инфляции по итогам 2013 года до
уровня не выше 6%. Конечно есть
краткосрочные факторы инфляции
(например, плохой урожай) (табл.3), лежащий
вне контроля Банка России. (№13.стр.2)
Заключение
Не подлежит
сомнению тот факт, что инфляция
является макроэкономической проблемой,
следовательно, вопросы как анализа
инфляционных процессов, так и
разработки антиинфляционной политики.(№7.стр
96)
Высокая инфляция подрывает
экономические основы общества. Сохранение
на протяжении последних лет высоких темпов
инфляции в России приводит к росту инфляционных
ожиданий, которые приобретают инерционный
характер, формируя высокую склонность
населения к потреблению. Затянувшаяся
инфляция в России является следствием
неудачной, неэффективной и ошибочной
общей экономической политики, не обеспечивающей
роста экономики, а примитивный зажим
денежной массы иногда дает лишь временный
эффект снижения инфляции.
Низкие значения
коэффициентов монетизации экономики
России и высокие скорости
денежного обращения свидетельствуют
о слабом доверии экономических
агентов к национальной денежной
системе, что, как правило, является
неизбежным следствием высокой
инфляции, о чем свидетельствуют
современные процессы в России.
Для борьбы с инфляцией необходимо
разработать и реализовать комплекс
мероприятий, сочетающих меры
денежно – кредитной политики
и государственной политики по
стимулированию экономического
роста, структурой политики и
социальной политики. Эффективная
антиинфляционная политика позволит
держать под контролем цены, не
подавляя роста национальной
экономики в долгосрочной перспективе.
Необходимо преодолеть межведомственные
разногласия и определиться с методикой
подсчета роста цен.