Инфляция и учет ее влияния в процессе принятия финансовых решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 22:41, контрольная работа

Краткое описание

Инфляция обесценивает накопления и денежные поступления предприятия. Поэтому инфляция заставляет оперативно использовать денежные средства. В условиях инфляции в финансовой политике на первый план выдвигаются тактические, краткосрочные задачи управления финансами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Инфляция и учет ее влияния в процессе принятия финансовых решений…...4
Заключение……………………………………………………………………….16
Задача 1…………………………………………………………………………...17
Задача 2…………………………………………………………………………...18
Тесты……………………………………………………………………………...20
Список литературы……………………………………………………………....22

Вложенные файлы: 1 файл

контр. инфляц. 200 Милованов.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Различают следующие  основные виды индекса цен:

- индекс потребительских  цен,

- индекс оптовых цен,

- индекс цен - неявный  дефлятор ВНП,

- индекс экспортных  и импортных цен.

Наиболее часто используемым показателем уровня цен является индекс потребительских цен - это  отношение цены потребительской  корзины в первом году к ее цене в базисном году. При вычислении индекса потребительских цен принимают во внимание не все конечные товары и услуги, а только те, которые составляют так называемую «потребительскую корзину», приобретаемую типичным домашним хозяйством. Сюда входят основные продовольственные товары, набор основных непродовольственных товаров (одежда, обувь, бытовые товары) и основных услуг ('медицинские, транспортные услуги, связь, отдых, культура, личная гигиена).

Индекс оптовых цен  представляет собой типичный набор  товаров, приобретаемых фирмами.

Сделаем еще одно уточнение. Индекс цен, рассчитываемый для неизменного набора товаров, получил название индекса Ласпейреса. Однако он не учитывает возможности замены более дорогих товаров более дешевыми, то есть происходит недооценка возможного изменения товарной структуры. Индекс, рассчитываемый для изменяющегося набора, то есть учитывающий возможность взаимного замещения товаров, называется индексом Пааше. Но в индексе Пааше не отражается происходящее при этом снижение уровня благосостояния. Формула Фишера устраняет недостатки обоих индексов. Аналитическое выражение описанных индексов представлено ниже.

Индекс роста цен  по формуле Ласпейреса (Il):

Il=(Pt x Ot)/(Pb x Ob)                                                                        (2)

Индекс роста цен  по формуле Пааше или неявный  ценовой дефлятор ВНП (Ip):

Ip=(Pt x Ot)/(Pb x Ot)                                                                       (3)

Индекс роста цен  по формуле Фишера:

If=Il x Ip                                                                                       (4)

If=[(Pt x Ot)/(Pb x Ob)] x [(Pt x Ot)/(Pb x Ot)]                                (5)

Рt - цена t-го года,

Рb - цена базисного года,

Оt - объем продукции, произведенной в t-ом году,

Оb - объем продукции, произведенной в базисном году.

Если учитывать только стоимость потребительской корзины, то в целом по экономике правильнее использовать более полный показатель - дефлятор ВНП - отношение номинального ВНП к реальному ВНП. Дефлятор охватывает все виды товаров - потребительских, инвестиционных. Хотя он шире, чем индекс роста цен, рассчитываемый по формуле Ласпейреса, однако ежемесячно данные по нему собрать очень сложно, поэтому в ежемесячной статистике во многих странах предпочитают использовать последний. В долгосрочной перспективе эти показатели сближаются.

Часто в расчетах ряда макроэкономических показателей используется так называемый темп инфляции (n). Он определяется как отношение разности индекса цен текущего периода и индекса цен предыдущего периода к индексу цен предыдущего периода:

 

n=[It-It-1] x 100%                                                                                       (6)

С помощью этого показателя (темп инфляции) можно, например, определить соотношение между номинальной  процентной ставкой и реальной процентной ставкой по формуле Фишера:

i=r+n                                                                                                         (7)

где: i - номинальное значение процентной ставки,

r - реальное значение  процентной ставки.

За январь-декабрь 2008 года инфляция на потребительском рынке составила  13,3%, превысив показатели за последние  пять лет, в том числе 2007 года (11,9%) - на 1,4 п.п. и 2006 года (9%) - на 4,3 п.п. (рис. 1).


 

 

 

 

 

 

Рис. 1.

До октября ежемесячные  темпы были достаточно высокими –  а в целом за период январь-сентябрь инфляция составила 10,6%, что на 3,1 п.п. было выше, чем годом ранее.


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Инфляция на потребительском рынке за годовой период

Усиление потребительской  инфляции 2008 году в указанный период  определялось следующими факторами:

- значительным ростом мировых цен на продовольствие начиная с середины     2007 года;

- значительным ростом платежеспособного спроса на товары и услуги в связи с быстро растущими доходами населения при одновременном сокращении склонности к сбережениям;

- повышением мировых цен на нефть, удобрения и другие товары в 2008 году;

- ускоренным ростом расходов бюджета;

- стагнацией производства ряда продовольственных и сельскохозяйственных товаров (молоко и молочные продукты, подсолнечное масло, плодоовощная продукция, КРС) на фоне растущего спроса населения и ростом цен на импорт; усилением влияния инфляции издержек в 2008  году, прежде всего за счет высокого роста цен на сельскохозяйственное сырье, ГСМ, удобрения, топливо, роста оплаты труда;  низким уровнем конкуренции на локальных рынках.

В последние три месяца 2008 года на фоне развивающегося финансового  и экономического кризиса темпы  инфляции замедлились. В ноябре-декабре 2008 г. инфляция снизилась до 0,7-0,8% в  месяц. Однако в январе 2009 г. инфляция вновь набирает темп - на 26 число составила 2%, а в целом за месяц оценивается в размере   2,2-2,4% (в январе 2008 г. – 2,3%).

Также серьезным сдерживающим фактором роста цен в конце 2008 г. стало замедление роста доходов  населения и ухудшение потребительских  настроений. В начале  2009 года умеренная динамка цен на товары сохраняется, несмотря на проведенную девальвацию рубля. Однако следует иметь в виду, что данная тенденция имеет временный характер, так как в конце и начале года, как правило, допродаются товарные остатки по поставкам прошлого года и действуют сезонные скидки.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Рост цен в отдельных странах на продукты питания по международной классификации

Ведущую  роль в повышении  уровня инфляции в 2008 году в России, также как и в других странах, сыграл рост мировых цен на продовольствие начиная с середины  2007 года (рис. 3). В середине I полугодия 2008 года на мировых рынках цены стали снижаться на зерно, молоко и молочные продукты, в тоже время выросли мировые цены на мясопродукты, однако с сентября цены стали снижаться. Вместе с тем в России рост цен на продукты был наиболее  высоким по сравнению с другими европейскими странами.

Заключение

 

С тех пор, как Россия отказалась от административно-плановой экономики в пользу рыночной, инфляция стала неотъемлемой чертой экономической и социальной жизни нашей страны и одной из основных проблем, решение которых Правительство Российской Федерации относит к приоритетным задачам. Следует отметить, что инфляция является сложной и многоаспектной проблемой, не имеющей простых решений. Следствием этого является тот факт, что до сего времени в России уровень инфляции значительно превышает установленные в экономически развитых странах предельные допустимые её значения и ежегодно превышает экономические прогнозы Правительства.

Инфляции искажает достоверность  финансовой отчётности, реальную картину  функционирования предприятий и  не позволяет пользователям получать адекватную информацию о результатах  их деятельности и финансовом положении. Однако в условиях глобализации и процессов активной интеграции России в мировую экономику вопрос качества и достоверности финансовой отчётности для российских предприятий приобретает первостепенное значение. Концепцией развития бухгалтерского учёта и отчётности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу повышение качества финансовой информации признано основным направлением развития бухгалтерского учёта и отчётности.

Инфляция является одним  из важных факторов, способных оказать  влияние на качественные и количественные характеристики финансовой отчётности. Даже относительно невысокие темпы инфляции могут привести к значительным искажениям показателей финансовой отчётности, что приводит к необоснованным финансовым решениям, принимаемым на её основе.

 

Задача 1

 

Куплены облигации в количестве 1000 шт. номиналом 100 руб. со сроком погашения 10 лет. Проценты по облигациям выплачиваются в конце срока по сложной ставке 25% годовых. Найдите доход по облигациям за весь период.

Решение.

Определим общую сумму  купленных облигаций:

100*1000 = 100 тыс. руб.

Доход по облигациям (вместе с их стоимостью) определим по формуле:

F = Р*(1+r)n,

где Р – приведенная  сумма денег;

F – будущая стоимость денег;

n – срок;

r – ставка процента.

F = 100*(1+0,25)10 =931 тыс. руб.

Чистый доход по облигациям за 10 лет равен:

931-100 = 831 тыс. руб.

 

Задача 2

Рассчитайте основные коэффициенты рентабельности предприятия по следующим  данным, тыс. руб.

 

Актив

2004 г.

1. Основные средства  и внеоборотные активы

30000

 — основные фонды

35000

 — амортизация

5000

2. Оборотные средства:

20000

 — денежные средства

4000

 — дебиторская  задолженность

6000

 — материально-производственные

7000

3. Краткосрочные финансовые  вложения 

3000

Итого

50000

Пассив

 

1. Капитал и резервы:

 

 — акционерный  капитал

38000

 — эмиссионная премия

1000

 — накопленная  прибыль

5000

2. Долгосрочные кредиты  банка

3. Краткосрочная задолженность:

15000

 — краткосрочные  кредиты банка

6000

 — задолженность  бюджету

1000

 — задолженность  поставщикам

7000

 — задолженность  по заработной плате

1000

Итого

50000


Выручка от реализации продукции  – 4509 тыс. руб.

Себестоимость реализованной  продукции – 1800 тыс. руб.

Решение.

Рентабельность активов = прибыль / активы.

Прибыль = выручка –  себестоимость.

Прибыль равна: 4509-1800 = 2709 тыс. руб.

2709/50000 = 0,055, или 5,5%.

На рубль стоимости  активов приходится 0,055 руб. прибыли.

Рентабельность текущих  активов = прибыль / текущие активы.

2709/20000=0,135, или 13,5%.

На рубль стоимости  текущих активов приходится 0,135 руб. прибыли.

Рентабельность собственного капитала = прибыль / собственный капитал.

2709/(38000+1000+5000)=0,062, или 6,2%.

На рубль собственного капитала приходится 0,062 руб. прибыли.

Рентабельность продукции = прибыль / затраты.

Рентабельность продукции:

2709/1800=1,505, или 150,5%.

На рубль затрат приходится 1,505 руб. прибыли.

Рентабельность продаж = прибыль / выручка.

2709/4509=0,60, или 60%.

На рубль выручки  приходится 0,6 руб. прибыли.

Таким образом, рассчитанные показатели рентабельности имеют высокие  значения и деятельность предприятия является эффективной.

 

 

Тест 1

Дополните предложение.

Финансовый рынок включает в себя следующие сегменты (разновидности):

а) валютный рынок;

б) рынок золота;

в) рынок капитала.

Тест 2

Коэффициент финансовой зависимости определяется как частное от деления:

а) собственного капитала к общей величине капитала;

б) заемного капитала к собственному капиталу;

в) общей величины капитала к заемному капиталу;

г) общей величины капитала к собственному капиталу.

Ответ: б.

Тест 3

Время обращения кредиторской задолженности определяется по формуле:

а) сумма кредиторской задолженности : выручка от реализации * длительность периода;

б) сумма кредиторской задолженности : затраты на производство * длительность периода;

в) сумма кредиторской задолженности : стоимость оборотных активов * длительность периода.

Ответ: а.

Тест 4

Финансовые менеджеры  преимущественно должны действовать  в интересах:

а) государственных органов;

б) кредиторов;

в) покупателей и заказчиков;

Информация о работе Инфляция и учет ее влияния в процессе принятия финансовых решений