Второй существенной проблемой
является определение кредитором реальной
платежеспособности заемщика. Основным
документом, подтверждающим доходы граждан,
служит справка о доходах или
налоговая декларация. По существующей
статистике только 20% граждан имеют
постоянный доход, отраженный в налоговой
декларации. Таким образом, остальные
80% граждан исключаются из числа
потенциальных клиентов ипотечных
программ. 29
Таблица № 6 «Динамика объёма и количества выдачи
ипотечных кредитов за 9 месяцев 2006-2012гг.»
Таблица № 7 «Ставки по ипотечным кредитам в рублях,
за 2009-2011гг., %»
В
2013 году нас ожидает замедление динамики
рынка до 40-45%. Поддержку рынку в ближайшие 1-1,5 года
обеспечит позитивная динамика, наметившаяся
в жилищном строительстве. Ключевой ограничитель
роста – повышение ставок по рублевым
кредитам, в том числе по программам АИЖК.
«Ценовая» доступность ипотеки продолжит
снижаться: мы наблюдаем ускорение инфляции,
а Банк России в борьбе с ней уже повысил
ключевые процентные ставки. В результате
до конца года высока вероятность дальнейшего
повышения ипотечных ставок. Негативный
эффект от удорожания стоимости кредитов
рынок ощутит в полной мере в 2013 году: часть
заемщиков предпочтет отложить покупку
квартиры «до лучших времен» либо попытается
накопить средства на более высокий первоначальный
взнос (тем самым обеспечить более низкую
ставку). К сожалению, легальных методов
преодоления этого препятствия не существует.30
Однако,
несмотря на все трудности, уверенно можно
сказать о том, что проблема становления
рынка ипотечного кредитования (эффективной
системы долгосрочного жилищного кредитования)
далеко выходит за рамки только экономической
задачи. Она в значительной степени определяет
общегосударственную стратегию и направление
развития общества на многие десятилетия
вперед.
Таблица № 8 « ТОП-30 регионов России с наибольшим
объёмом выдачи ипотечных кредитов за
9 месяцев 2012 году (млн. руб.)»
Самарская Область занимает 10-е
место.
3.2 Перспективы развития ипотеки в РФ.
Опыт, как в развитых, так и в развивающихся
странах показывает, что без активной
государственной поддержки система ипотечного
жилищного кредитования не может полноценно
функционировать. Наряду с созданием необходимой
правовой и нормативной базы ипотечного
кредитования государственное стимулирование
ипотечного кредитования должно развиваться
по следующим направлениям:
- снижение рисков, связанных с долгосрочным жилищным кредитованиям, на основе государственных гарантий и широкого использования инструментов страхования;
- создание общенациональной системы ипотечного кредитования, которая бы включала в себя вторичный рынок ипотечных займов;
- формирование системы адресного субсидирования семей со средними и низкими доходами при приобретении жилья за счет ипотечного кредита.
Проблема
формирования и развития рынка недвижимости
и применения такой формы финансирования
инвестиций в недвижимость, как ипотечное
кредитование, - одна из актуальных в
современных условиях.
Жилищное
кредитование должно стать долгосрочным
и доступным для граждан. А чтобы спроса
на жилье не привел только к скачку цен,
следует обеспечить конкурентные условия
для жилищного строительства.
Необходимы
действия, которые повлекут существенные
изменения в сложившейся ситуации.
Во-первых,
нужны финансовые механизмы, позволяющие
улучшать жилищные условия не только
за счет сбережений и текущих заработков,
но и за счет будущих доходов людей,
а, во-вторых, ясные правовые условия
для развития долгосрочного жилищного
кредитования как граждан, так и профессиональных
застройщиков.
Принципиальный
вопрос - гарантии права собственности
добросовестных приобретателей жилья.
Сделки на его рынке должны проходить
только по прозрачным, понятным людям
и, что немаловажно, недорогим процедурам.
Сейчас,
несмотря на многочисленные сложности,
связанные с ипотекой, на относительную
молодость такой формы залога
в России, для многих граждан ипотечный
кредит - единственно возможный способ
быстрого решения жилищного вопроса.
Ведь этот вид кредита дает возможность
сразу переехать в новую квартиру,
а не ждать погашения всей суммы
долга, ютясь в старом или арендуемом
жилье.
Доступность
ипотечного кредита для конкретного
домохозяйства определяется в первую
очередь доходами, процентными ставками
по ипотечным кредитам и сроком кредита.
Процентные ставки по кредитам прежде
всего зависят от уровня инфляции. Эти
основные факторы - доходы населения и
уровень инфляции - являются внешними
по отношению к собственно системе ипотечного
жилищного кредитования. Другими характеристиками
ипотечного кредита, определяющими его
доступность, являются величина первоначального
взноса и структура платежей.
В целях
повышения доступности ипотечных
кредитов для населения страны необходимо:
- реализовать ряд мер, направленных на удлинение возможных сроков ипотечного кредитования, что позволит снизить размер подлежащих выплате по кредиту периодических платежей;
- создать условия для снижения процентных ставок в системе ипотечного кредитования за счет управления рисками;
- развивать механизмы, позволяющие населению осуществлять накопление первоначальных взносов, необходимых для получения ипотечных кредитов;
- развивать новые ипотечные продукты, в том числе предполагающие различные графики погашения основного долга и процентов (например, инструменты с растущими платежами), для охвата в качестве потенциальных заемщиков по ипотечным кредитам отдельных категорий граждан, статус которых обусловливает прогноз стабильного роста их доходов в будущем (молодые семьи, военнослужащие и т.д.).
Вместе
с тем для отдельных категорий
граждан, не имеющих в собственности
недвижимости, иного имущества или
накопленных в достаточном количестве
денежных средств, необходимых для
уплаты первоначального взноса, возможным
решением может стать участие, например,
в жилищных накопительных кооперативах
или использование механизма
ипотечного страхования, который позволяет
существенно снизить размер первоначального
взноса. В целях решения проблемы
накопления первоначальных взносов
для определенных социальных категорий
населения, возможно, использовать форму
прямого субсидирования первоначального
взноса за счет средств федерального и
региональных бюджетов.31
России
нужна собственная схема по применению
института ипотеки. Прежде всего, необходимо
по максимуму сократить субъектный состав
отношений по приобретению жилья по типу
привычных с советских времен жилищных
строительных кооперативов, когда между
государством и гражданами не встает никакой
другой субъект экономической деятельности.
Возможны еще формы социальной ипотеки,
предполагающие государственное и совместное
с гражданами финансирование строительства,
когда государство гарантирует кредиты
и частично их оплачивает. Учитывая, что
система находится в стадии становления,
государство может также создавать определенные
стимулирующие условия для ее развития
и взять на себя часть рисков.
С этой целью необходимо:
- совершенствование законодательной и нормативной базы, обеспечивающей исполнение обязательств при ипотечном кредитовании;
- создание и внедрение универсального механизма обеспечения притока долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов в бюджетную сферу;
- создание инфраструктуры, обеспечивающей наличие четкого и надежного механизма регистрации сделок с недвижимостью и прав на нее, а также процедуры доступа к этой информации участников рынка ипотечного кредитования;
- налоговое стимулирование как граждан - получателей ипотечных кредитов, с одной стороны, так и коммерческих банков - ипотечных кредиторов и инвесторов, обеспечивающих рефинансирование коммерческих банков-кредиторов, с другой стороны;
- создание равных условий для свободной конкуренции между субъектами рынка ипотечных кредитов;
- формирование механизмов социальной защиты заемщиков как от неправомерных действий банков-кредиторов, так и для их социальной адаптации при процедуре выселения в случае невозможности погашения взятого ранее ипотечного кредита;
- доработка нормативной базы, регулирующей деятельность кредитных организаций по предоставлению и обслуживанию ипотечных кредитов и их рефинансированию;
- формирование нормативно-законодательных основ для использования новых финансовых инструментов (ценных бумаг) для привлечения долгосрочных ресурсов в эту сферу;
- разработка комплексной схемы по реализации ипотеки, которая будет основана не только на интересах чиновников.
При формировании
стратегии создания системы долгосрочного
ипотечного кредитования должны быть
учтены следующие аспекты:
- ориентация ипотечного кредитования в настоящее время в первую очередь на те категории населения, которые нуждаются в небольшом ипотечном кредите;
- предоставление государственных субсидий заемщикам при приобретении жилья с помощью ипотечного кредита.
Активная
позиция органов исполнительной
власти субъектов РФ и органов
местного самоуправления по созданию
благоприятных условий для различных
участников рынка недвижимости не должна
ограничиваться рамками бюджетной
политики. Особое значение при этом
имеет создание эффективной нормативной
базы на региональном и местном уровнях.
Основная цель должна состоять в развитии
норм, установленных федеральным
законодательством, с тем чтобы ускорить
и упростить процедуры, связанные с совершением
сделок купли-продажи, ипотеки, а также
созданием эффективной системы государственной
регистрации этих сделок и прав. Ключевым
аспектом совершенствования ипотечного
жилищного кредитования в современных
экономических условиях выступает поиск
и реализация направлений привлечения
источников финансирования жилищного
строительства, поскольку банковских
долгосрочных ресурсов, очевидно, недостаточно,
институциональные финансовые инвесторы
отсутствуют, доверие населения к кредитно-финансовой
системе до сих пор полностью не восстановлено.
В связи с этим констатируется потребность
в разработке адекватного особенностям
современной российской экономики механизма
использования имеющихся финансовых резервов
и привлечения долгосрочных инвестиций
в процесс жилищной ипотеки.32
Заключение
В ходе данного анализа
можно сделать следующие выводы:
- Ипотека играет большую роль в обеспечении населения жильем и улучшение жилищных условий.
- Ипотека представляет собой особую форму кредитования, имеющую характерные отличительные черты.
- Развитие ипотеки является одним из приоритетных направлений государственной политики.
- Основная задача государства в становлении ипотеки предполагается в создании законодательной базы и нормативном регулировании процесса с целью снижения финансовых рисков участников и повышения доступности ее для граждан.
- Широкое развитие ипотечных кредитов становится фактором социальной стабильности, создает предпосылку для роста жилищного строительства и смежным с ним отраслей, а также стимулирует спрос на мебель, бытовую технику, предметы интерьера и т. п. Человек, имеющий собственный дом или квартиру, психологически более устойчив, он может создавать семью, растить детей.
- Обеспечение хорошими жилищно-бытовыми условиями приводит к улучшению здоровья нации, увеличению продолжительности жизни, что, в свою очередь, повышает трудоспособность населения.
- Развитие ипотечного жилищного кредитования способно смягчить проблемы безработицы, увеличению мобильности трудовых ресурсов.
Библиографический список
Нормативно-правовая база:
- СПС «Консультант +» Федеральный закон от 11ноября 2003г.№152-ФЗ« Об ипотечных ценных бумагах»
- СПС «Консультант +» Федеральный закон от 16 июля 1998г.№102-Ф3 Об ипотеке (залоге недвижимости)
Литература:
- Толкушин А.В. Ипотека в России/ - М: Юрист, 2011. С. 125
- Банковское дело: розничный бизнес Г.Н.Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой.-М.:КНОРУС,2010.-416с.
- Тищенко И.Н. Деньги, кредит, банки. - Мн.: Экоперспектива, 2004.-92 с., «Объединенный каталог печатных изданий Чтиво»
- Веремейкина В. Д. Ипотека : проблемы и перспективы// Банковские услуги
Интернет ресурсы:
- Информационный портал «Недвижимость и ипотека», http://www.realtypress.ru/ipoteka/analitika/o-realizatsii-imushestva.html
- Раздел «Общая теория денег и кредита», «Пассивные и активные операции ипотечных банков» , http://www.bibliotekar.ru/biznes-21/57.htm
- Информационно-правовой портал «ГАРАНТ» http://base.garant.ru/10164072/4/
- Справочно-информационная служба «ИПОТЕКА» , http://www.ipoteka.cosa.ru
- Центр независимой экспертизы «ПРОФИТ» http://www.proffit.ru/i_history.html
- Информационный портал «Недвижимости Республики Коми» http://www.kvartira11.ru/ipoteka_history_russia.htm
- История развития ипотечного кредитования . http://www.rmnt.ru/story/realty
- «Эксперт –РА», -по данным ЦБ РФ http://www.ipohelp.ru/programm
- Аналитический центр по ипотечному кредитованию http://www.rusipoteka.ru/ipoteka_statistika_ipotechnoe_kreditovanie
- Информационно-образовательный портал «Ипотечное кредитование в России» http://ipocredit.ru/ipoteka/s/ipoteka
- Информационный портал «Индикаторы рынка недвижимости», http://www.irn.ru/articles/31140.html
- Большой портал недвижимости, http://www.bpn.ru/publications/59960/
- Сайт банка Альфа-банк, http://www.alfabank.ru/retail/2007/9/12/1.html
- «Недвижимость в Германии» http://www.1-property.ru/articles/germany/1.html
- Информационный портал «Российский Союз Строителей» , «Национальные системы ипотечного кредитования» http://www.omorrss.ru/index.php?s=98&m=456
- Информационный портал «АСКОМ» , «Зарубежный опыт ипотечного кредитования» http://www.askomtrust.ru/NashiUslugi/Pokupatelyu/IpotekaIKredit/ZarubezhnyiOpyt/
- Информационно-образовательный портал , «Ипотека. История и реальность» http://old.e-xecutive.ru/without/rubricator/newfolder6018/article_4410/
- Информационный портал «Сеть агентств недвижимости Эксперт» , http://www.expert-russia.ru/dc/show/64/26
- Информационный портал «Недвижимость и ипотека» http://www.realtypress.ru/article/article_543.html
- Информационный портал «Ипотека шаг за шагом» , http://www.ipohelp.ru/loanup.html
- Рынок ипотечного кредита http://www.raexpert.ru/researches/banks/ipoteka
- Электронная библиотека , «Бизнес, инвестиции, право» , http://www.bibliotekar.ru/finance-2/16.htm
- «Возможности и перспективы российского ипотечного кредитования»,Информационно-аналитический портал «Предпринимательство и право» http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=59