Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 04:35, реферат
Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют более четверти банковской системы страны (27%), а доля в банковском капитале находится на уровне 26% . Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня - современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг.
Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют более четверти банковской системы страны (27%), а доля в банковском капитале находится на уровне 26% . Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня - современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. Учредитель и основной акционер Банка — Центральный банк Российской Федерации (Банк России), ему принадлежит 60,25 % голосующих акций и 57,58% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 273 тысяч юридических и физических лиц. Доля физических лиц в уставном капитале банка составляет около 9 %, а доля иностранных инвесторов — более 24 %.
Сберегательный банк РФ учрежден ЦБ России как акционерное общество открытого типа и зарегистрирован в ЦБ РФ 20 июня 1991 г. Сбербанк – современный универсальный банк с большой долей участия частного капитала, в т.ч. иностранных инвесторов.
C 1996 года торги акциями Сбербанка России проводятся на российских биржах ММВБ и РТС. В марте 2007 года Банк разместил дополнительный выпуск обыкновенных акций, в результате чего, уставный капитал увеличился на 12 %, и было привлечено 230,2 млрд рублей. Средний дневной объём торгов акциями Сбербанка составляет 40 % объёма торгов на ММВБ.
В сентябре 2010 года фирменное наименование банка изменилось на Открытое акционерное общество «Сбербанк России» (сокращенно ОАО «Сбербанк России»).
Основной целью ОАО «Сбербанк России» является обеспечение роста инвестиционной привлекательности и сохранение лидерства на российском рынке финансовых услуг путем модернизации управленческих и технологических процессов. Для достижения поставленной задачи деятельность ОАО «Сбербанка России» направлена на совершенствование клиентской политики, создание гибкой эффективной системы взаимодействия с клиентами на основе учета потребностей различных клиентских групп.
Сбербанк России — универсальный коммерческий банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре качественных банковских услуг на всей территории России. Действуя в интересах вкладчиков, клиентов и акционеров, ОАО «Сбербанк России» стремится эффективно инвестировать привлеченные средства частных и корпоративных клиентов в реальный сектор экономики, кредитует граждан, способствует устойчивому функционированию российской банковской системы и сбережению вкладов населения.
Основные направления деятельности ОАО «Сбербанк России»:
кредитование российских предприятий;
кредитование частных клиентов;
вложение в государственные ценные бумаги и облигации банка России;
осуществление операций на комиссионной основе.
Средства для осуществления указанной деятельности привлекаются Банком из таких источников как: средства акционеров; вклады частных клиентов; средства юридических лиц; другие источники, в том числе заимствования на международных финансовых рынках.
Сбербанк России является юридическим лицом и со своими филиалами (территориальные банки и отделения) и их внутренними структурными подразделениями составляет единую систему Сбербанка России.
Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью: в настоящее время в нее входят 17 территориальных банков и около 20 тысяч подразделений по всей стране. Сбербанк постоянно развивает торговое и экспортное финансирование, и к 2014 году планирует увеличить до 5% долю чистой прибыли, полученной за пределами России. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане, на Украине и в Беларуси. В соответствии со Стратегией развития, Сбербанк России расширил свое международное присутствие, открыв представительство в Германии и филиал в Индии, а также зарегистрировав представительство в Китае.
Структура Сбербанка России представлена на рисунке 1.
Рис.1. Структура Сбербанка России.
Структура территориальных банков Сбербанка России представлена в таблице № 1.
№ | Территориальный банк | Субъекты федерации |
1 | Алтайский банк | Алтайский край, Республика Алтай |
2 | Байкальский банк | Забайкальский край, Иркутская область, Республика Бурятия |
3 | Волго-Вятский банк | Нижегородская, Владимирская, Кировская области, Республика Мордовия, Республика Марий Эл, Чувашская Республика, Республика Татарстан |
4 | Восточно-Сибирский банк | Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия |
5 | Дальневосточный банк | Хабаровский край, Приморский край, Амурская, Сахалинская области, Еврейская автономная область |
6 | Западно-Сибирский банк | Тюменская, Омская области, Ханты-Манскийский автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ |
7 | Западно-Уральский банк | Пермский край, Республика Коми, Удмуртская Республика |
8 | Поволжский банк | Самарская, Ульяновская, Оренбургская, Саратовская, Волгоградская, Астраханская, Пензенская области |
9 | Северный банк | Ярославская, Костромская, Ивановская, Вологодская, Архангельская области, Ненецкий автономный округ |
10 | Северо-Восточный банк | Магаданская область, Камчатский край, Чукотский автономный округ, Республика Саха (Якутия) |
11 | Северо-Западный банк | город Санкт-Петербург, Ленинградская, Мурманская, Калининградская, Псковская, Новгородская области, Республика Карелия |
12 | Северо-Кавказский банк | Ставропольский край, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия — Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Калмыкия, Чеченская Республика |
13 | Сибирский банк | Новосибирская, Томская, Кемеровская области |
14 | Среднерусский банк | Московская, Тверская, Калужская, Брянская, Смоленская, Тульская, Рязанская области |
15 | Уральский банк | Свердловская, Челябинская, Курганская области, Республика Башкортостан |
16 | Центрально-Черноземныйбанк | Воронежская, Орловская, Липецкая, Курская, Белгородская, Тамбовская области |
17 | Юго-Западный банк | Ростовская область, Краснодарский край, Республика Адыгея |
Таблица № 1- Территориальные банки.
Филиалы Сбербанка России не наделены правами юридических лиц и действуют на основании Положений, утверждаемых Правлением Сбербанка России, имеют баланс, который входит в баланс Сбербанка России, имеют символику Сбербанка России.
Филиалы Банка (территориальные банки) возглавляются Председателями, назначаемыми Президентом, Председателем Правления Банка, филиалы (отделения) - управляющими, назначаемыми по установленной номенклатуре.
Органами управления Банка являются:
- общее собрание акционеров - высший руководящий орган Сбербанка России. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка. Проводится один раз в год. Общее собрание акционеров решает следующие вопросы: утверждение годового отчета, рассматривает отчет ревизионной комиссии, отчет руководства, порядок распределения прибыли и ее использования (размер и порядок выплаты дивидендов), план развития на следующий год, определяет стратегию развития банка, избирает Совет банка;
- наблюдательный совет. Наблюдательный совет Банка состоит из 17 директоров, среди которых 11 представителей Банка России, 2 представителя Сбербанка России и 4 независимых директора.
- правление Банка. Правление Банка состоит из 14 членов. Возглавляет Правление Банка Президент, Председатель Правления Банка. С ноября 2007 года эту должность занимает Герман Греф- бывший министр экономического развития.
Все органы управления Банком формируются на основании Устава Сбербанка России и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Чистая прибыль Сбербанка за 2011 год по Российским стандартам бухгалтерского учёта (РСБУ) составила 321,9 млрд. руб. Прибыль до уплаты налогов из прибыли достигла 394,0 млрд. рублей. Оба показателя значительно превысили результат прошлого года и являются рекордными для Сбербанка. Рентабельность капитала по итогам 2011 года составила 27,1%, рентабельность активов – 3,6%. Число сотрудников составляет 257 046 человек.
Операционные доходы до создания совокупных резервов увеличились по сравнению с 2010 годом на 14,1%. Чистый процентный доход увеличился на 15,5%. Рост чистого процентного дохода был обусловлен как увеличением процентных доходов, так и сокращением процентных расходов.
Чистый комиссионный доход вырос на 8,4% за счет роста объема предоставляемых на комиссионной основе банковских услуг. Наибольший вклад в рост комиссионного дохода внесли операции с банковскими картами: доход по ним увеличился в 1,5 раза в результате роста эмиссии карт и операций по ним.
Доход от операций на финансовых рынках увеличился на 20,1% по сравнению с предыдущим годом за счет роста доходов по конверсионным операциям и операциям с драгоценными металлами.
Банк продолжал создавать резервы по вновь выдаваемым кредитам. Вместе с тем, в отчетном году банк восстановил резервы по ряду кредитов в рамках плановой работы с проблемными активами и существенно сократил расходы, связанные с реализацией собственных прав требования. В результате расходы по совокупным резервам за весь 2011 год составили 5,1 млрд. руб. против 155,5 млрд. руб. за 2010 год .
Операционные расходы увеличились на 26,9% как за счет планового повышения расходов на содержание персонала, так и роста расходов, сопровождающих развитие бизнеса и реализацию стратегических программ Сбербанка .
Значительный рост кредитного портфеля в течение года происходил на фоне заметного улучшения его качества. Доля просроченной задолженности в кредитном портфеле клиентов по итогам года снизилась с 5,04% до 3,36%. Банк сохраняет достаточный уровень покрытия просроченной задолженности резервами: на 1 января 2012 года резервы по кредитам составили 631 млрд. руб. и превысили объем просроченной задолженности в 2,3 раза.
Традиционно, в преддверии праздничных дней банк обеспечил высокий запас наличных денежных средств, в т.ч. в банкоматах. Объем денежных средств на балансе увеличился в декабре более чем в 1,5 раза до 431 млрд. руб.
Объем вложений в ценные бумаги за декабрь изменился незначительно и на 1 января 2012 года составил около 1,5 трлн. руб. В целом по итогам 2011 года портфель ценных бумаг банка сократился на 281 млрд. руб. или 15,9% за счет погашения облигаций Банка России и части портфеля ОФЗ. В то же время на треть, до 465 млрд. руб., возросли вложения банка в облигации корпоративных эмитентов. Доля государственных ценных бумаг в общем портфеле за год сократилась с 67% до 52%, доля корпоративных облигаций возросла с 20 до 31%.
Основным источником фондирования операций банка остаются средства клиентов. В декабре прирост средств физических лиц составил около 400 млрд. руб., юридических лиц – около 220 млрд. руб. Всего по итогам года средства физических лиц возросли на 18,1% до 5,7 трлн. руб., средства юридических лиц – на 16,1% до 2,2 трлн. руб. в основном за счет роста срочных депозитов.
Капитал банка, рассчитываемый по Положению Банка России № 215-П, за декабрь увеличился на 19,5 млрд. руб. и составил 1 527 млрд. руб. Источником роста капитала остается заработанная чистая прибыль банка. С начала года капитал вырос на 23,0%.
В число основных дочерних компаний Сбербанка входят:
ООО «Сбербанк Инвестиции» — инвестиционная компания, управляет инвестиционно привлекательными активами, при необходимости входит в капитал компаний, в управлении или сотрудничестве с которыми заинтересован банк, а также выступает консультантом по организации финансирования и инвестициям в приоритетные проекты, инициированные банком, доля участия 100 % (создана 14.10.2011);
ООО «Сбербанк Капитал» — инвестиционная компания, доля участия 100 %;
ООО «Управляющая компания Сбербанка» — услуги по управлению активами, доля участия 100 %;
ЗАО «Сбербанк Лизинг» — одна из крупнейших российских лизинговых компаний, доля участия 100 %;
ЗАО «Сбербанк - АСТ» — один из пяти российских операторов для проведения открытых аукционов в электронной форме на право заключения государственных контрактов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для федеральных нужд, доля участия 100 %;
ООО «Аукцион» — оценочная компания;
НПФ Сбербанка — негосударственный пенсионный фонд;
ЗАО «Инфокредит» — бюро кредитных историй;
ЗАО «Экспириан-Интерфакс» — бюро кредитных историй;
ДБ АО «Сбербанк» — дочерний банк в Казахстане, доля участия 100 %;
АО «Сбербанк России» — дочерний банк на Украине, доля участия 100 %;
ОАО «БПС-Сбербанк» — дочерний банк в Белоруссии, доля участия 97,91 %;
ОАО ХК «ГВСУ Центр» — вид деятельности строительство, доля участия 97,03 %;
ЗАО «НК Дулисьма» — нефтяная компания, доля участия 100,00 %;
ООО «Хрустальные башни» — вид деятельности строительство, доля участия 50,01 %;
ОАО «Павловская керамика» — строительные материалы, доля участия 93,44 %;
ООО «Павлово-посадское горнодобывающее объединение» — строительные материалы, доля участия 93,44 %;
ЗАО УК ГП «ГОТЭК» — упаковочные материалы, доля участия 60,00 %;
«Вестер Ритэйл Н. В.» (Vester Retail N.V.) — розничная торговля, доля участия 51,00 %, компания зарегистрирована в Нидерландах;
«Дервейс» — автосборочный завод, доля участия 51 %[
Сбербанк России- это лидер банковской системы России, основа ее стабильности и надежности. Присутствие банка во всех секторах рынка банковских услуг делает альтернативой любому другому банку России и обеспечивает функционирование банковской системы страны в любых условиях.
В этих условиях главной целью Сбербанка России является укрепление ведущих позиций в основных сегментах российского финансового рынка, прежде всего на рынках банковского обслуживания населения и корпоративных клиентов.
Основными инструментами достижения данной цели Банк считает разработку и реализацию четкой клиентской политики, учитывающей потребности различных групп клиентов, внедрение клиент- ориентированной модели ведения бизнеса с целью улучшения условий и повышения качества обслуживания клиентов, расширения спектра продуктов и услуг. В частности, предполагается расширить информационную прозрачность Банка и использовать Интернет-сайт для максимального удовлетворения информационных запросов клиентов касательно продуктов и тарифов Банка. Главной задачей по работе с частными клиентами Банк считает повышение качества банковского сервиса , в том числе за счет увеличения скорости обслуживания клиента, развития альтернативных каналов продаж банковских услуг и совершенствования технологий обслуживания, что позволит максимально обеспечить потребности данной группы в банковских продуктах и услугах.