Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 21:21, доклад
Принято считать, что все экономико- правовые отношения, связанные с лизингом, относятся к новому или новейшему периоду истории хозяйственных взаимосвязей. Однако это не так. Документы свидетельствуют, что аренда (лизинг) известна человеку с незапамятных времен. Действительно, идея лизинга далеко не нова, хотя термина “лизинг” (leasing) как такового еще не было. Раскрытие сущности лизинговой сделки восходит к далеким временам Аристотеля (384/383-322 г. г. до н. э.). Именно ему принадлежит название одного из трактатов в “Риторике”
непредвиденных обстоятельств окажется в состоянии, непригодном для
использования; риск случайной гибели, утраты, порчи лизингового имущества
лежит на лизингодателе; размеры лизинговых платежей при оперативном
лизинге выше, чем при финансовом лизинге, поскольку лизингодатель должен
учитывать дополнительные риски, связанные, например, с отсутствием клиентов
для повторной сдачи имущества, возможной порчей или гибелью имущества; по
окончании срока договора имущество, как правило, возвращается
лизингодателю. По желанию лизингополучатель имеет право продлить договор на
новых условиях и даже приобрести его в собственность.
Формирование и развитие данного вида лизинга становится возможным с
появлением вторичного рынка лизингуемого оборудования, поскольку у
арендодателя появляется проблема реализации имущества по окончании срока
лизинга.
Наибольшее распространение получили первых два вида. Обычно это
долговременные (применительно к России) сделки на срок от 1,5 до 3,5 лет.
Причем в случае возвратного лизинга продавец становится и лизингополучателем.
Продав оборудование лизинговой компании, он тут же получает его в лизинг.
Такая схема позволяет владельцу ликвидных основных средств получить оборотные
средства, не расставаясь с оборудованием и продолжая выпускать продукцию.
3. РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГА В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 Становление лизинга в России. Нормативное регулирование лизинга в РФ
В России лизинг применялся до начала 90-х годов в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле. Однако и раньше напрокат сдавались легковые машины, а прокат по своей сущности близок к оперативному лизингу.
Начало современного развития лизинговых операций на отечественном рынке можно отнести к 1988 — 1989 гг. в связи с внедрением арендных форм хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства СССР об аренде от 23 ноября 1989 года № 810-1 и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 года № 270 “О плане счетов бухгалтерского учета”, в котором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику. Так, в 1988 г. было создано совместное советско-финское лизинговое СП «Арендмаш» по сдаче в аренду строительной техники инофирмам, работающим в СССР. В том же году было образовано, а с 1989 г. стало действовать АО «Совфинтрейд», в уставе которого предусматривалось проведение лизинговых операций.
В 1990 г. было создано четыре лизинговые компании: во Владивостоке — Дальневосточная акционерная лизинговая компания «Дальлизинг» (сфера деятельности — лизинг рыболовецких судов, шахтного оборудования); в Нижнем Новгороде — торгово-лизинговое объединение «РОССИЯ» (операции со станочным оборудованием, прокатными станами, электронными системами); в Ярославле — лизинговая компания «Ярославтехлизинг», а в Санкт-Петербурге — компания «Балтийский лизинг». В июле 1991 г. в Санкт-Петербурге появилась компания «Петролизинг», а в 1992 г. в Москве — компании «Лизингбизнес», «Межсбер-Юраско лизинг», «Промстройлизинг». В том же году образовалось Русское акционерное лизинговое общество — РАЛИО. В 1993 г. в Москве были зарегистрированы Русско-германская лизинговая компания («РГ Лизинг») и Русская авиационная акционерная лизинговая компания «Аэролизинг», а в Пензе — компания «Лизинком».
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 29 декабря 1990 г. № 1369 в июне 1991 г. была создана, а с декабря приступила к работе международная советско-французско-немецкая лизинговая компания «Евролизинг».
В октябре 1994 г. учреждается Российская ассоциация лизинговых компании (Рослизинг), которая является некоммерческой организацией; она призвана выражать и отстаивать интересы профессиональных участников лизингового рынка.
При создании ассоциации «Рослизинг» в ее состав вошли 15 компаний. По материалам «Евролиза», корреспондентским членом которого (впоследствии — действительным членом) стала российская ассоциация, в 1995 г. учет велся по результатам деятельности 19 компаний, в 1996 г.— по 24. В состав Российской ассоциации лизинговых компаний входят 47 ведущих в России лизинговых компаний, банков, страховых обществ, консалтинговых фирм.
Выполняя поручение Президента Российской Федерации, Правительство России своим постановлением от 29 июня 1995 г. № 633 утвердило Временное положение о лизинге. Этот документ заложил нормативные и методологические основы лизинговой деятельности в нашей стране.
В целях повышения финансовой привлекательности лизинговых операций было принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1995 г. № 1133 «О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли». Согласно данному постановлению проценты по полученным субъектами лизинга заемным средствам для осуществления лизинговых операций, а также лизинговые платежи включаются в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг). Таким образом, кредитно-финансовые учреждения, выступающие в роли лизингодателей, получили возожность уменьшать налогооблагаемую базу на величину денежных средств, предоставляемых для осуществления лизинговых сделок. В свою очередь, лизингополучателям было предоставлено право относить лизинговые платежи на производственные затраты.
Эффективность лизинга напрямую зависит от гибкости государственной амортизационной политики. В рамках общего курса на повышение роли амортизационных отчислений как одного из основных источников формирования инвестиций постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. № 752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации» был установлен порядок, по которому ко всем видам движимого лизингового имущества, относящегося к активной части основных фондов, мог применяться в соответствии с условиями договора лизинга механизм ускоренной амортизации с коэффициентом 3.
Развивалась методическая база лизинга. Министерством экономики и Министерством финансов Российской Федерации были разработаны типовой устав акционерной лизинговой компании, примерная форма договора о финансовом лизинге, методические рекомендации по расчету лизинговых платежей. Минфин РФ также утвердил инструкцию по бухгалтерскому учету лизинговых операций.
Государственная поддержка способствовала активизации лизинговой деятельности в стране. Увеличивалось число лизинговых компаний, расширялся спектр их услуг. Растущий интерес к лизингу стали проявлять ведущие российские коммерческие банки. Большинство новых лизинговых фирм учреждалось с их участием. В начале 90-х годов Мосбизнесбанк сформировал специализированную лизинговую компанию «Лизингбизнес», Межрегиональный банк – «Меликон», Промстройбанк в С.-Пб. – «Балтлиз», и именно по инициативе компаний «Меликон» и «Балтлиз» в 1994 году создаётся Российская ассоциация лизинговых компаний (Рослизинг).Свои лизинговые компании начали создавать предприятия агропромышленного комплекса, авиационной и других отраслей промышленности. На российский рынок стали выходить иностранные лизинговые фирмы.
В сентябре 1996 г. Комиссией при Министерстве экономики Российской Федерации были выданы первые 17 лицензий на право заниматься лизинговой деятельностью. С февраля 1997 г. лицензии стали выдавать не только резидентам, но и нерезидентам. К началу 1998 г. были выданы лицензии уже 408 российским и 43 зарубежным компаниям, а к августу 1998 г. (до кризиса) лицензирование прошли 776 лицензиатов, в том числе 710 резидентов и 66 нерезидентов из Австрии, Великобритании, Германии, Италии, Нидерландов, США, Швеции и других стран. К началу 1999 г. лицензии получили 823 компании, из них 753 резидента и 70 нерезидентов.
По наблюдениям аналитиков агентства "Эксперт РА", в 2005 г. рынок перешел на новый этап развития. Период становления рынка лизинга закончился. Он стал более зрелым и профессиональным, более универсальным и доступным, а развитие компаний - продуманным и взвешенным. В 2005 году большинство активных игроков впервые сформулировали для себя среднесрочную стратегию развития.
По данным "Эксперт РА", в 2005 году рынок лизинга продолжил активно развиваться - объем "нового бизнеса" составил 5,1 млрд долл., а рост - около 40%. Доходы лизинговых компаний увеличились по сравнению с предыдущим годом более чем на полмиллиарда долларов. Реальный прирост объема профинансированных средств в 2005 году составил 44%, а лизинговых платежей - 40%, меньше, чем в предыдущие годы, когда оба показателя превышали 50%. Замедление темпов роста лизинговых платежей и объема профинансированных средств в 2004-2005 годах в первую очередь связано с "взрослением" рынка и сопутствующими ему изменением структуры, удлинением средних сроков лизинговых сделок, а также графиков платежей и финансирования, в том числе с появлением сделок, близких к проектному финансированию.
За первые 9 месяцев 2008 года сумма новых сделок снизилась на 9,4% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Объем сделок на рынке составил 605 млрд. руб. За аналогичный период прошлого года сделок было заключено на 667,9 млрд. руб. Снижение объемов рынка лизинга резко контрастирует с другими сегментами финансового рынка: прирост активов банковского сектора за 6 месяцев 2008г. составил 14,6%, рынок факторинга вырос за 1 полугодие на 82,1%. По итогам 2008 года сумма новых сделок снизилась на 27,8% по сравнению с 2007 годом. Объем сделок на рынке составил 720 млрд руб. по сравнению с 997 млрд руб. в 2007 году. Основными факторами, отрицательно влияющими на рынок, остаются неопределенность развития экономической ситуации и сроки восстановления финансового рынка.
Как и прогнозировал «Эксперт РА», в 2011 году рынок лизинга замедлился, но сумма новых сделок все же стала максимальной за всю историю. По итогам прошлого года лизингодатели заключили новых сделок на сумму 1,3 трлн рублей – на 79% больше, чем в 2010 году (прирост рынка в 2010 году составил 130%).
1полугодие 2012: Прирост новых лизинговых сделок за январь-июнь составил 34%, хотя участники рынка ожидали темпы прироста не выше 20% по итогам всего года. За 1 полугодие 2012 года лизингодатели заключили новых контрактов на сумму 712 млрд рублей – в 8 раз больше, чем в 1 полугодии кризисного 2009 года. Однако нужно отметить, что высокие темпы роста во многом обеспечены лидером рынка – ВЭБ-Лизингом. Без учета сделок компании прирост показателя по рынку составляет только 10,3%.
Объем нового бизнеса в 2012 году практически не изменился (+1,5%), а без учета ВЭБ-лизинга рынок даже сократился на 5%. Сумма новых сделок за год составила 1 320 млрд рублей. Годом ранее рынок вырос почти на 80%. «Остановка» рынка обусловлена резким снижением активности в сегменте ж/д техники (-14%), много лет игравшем роль драйвера рынка. Причины: наметившееся перепроизводство вагонов, коррекция цен на подвижной состав, падение ставок аренды и сокращение объема железнодорожных перевозок в 2012 году. Негативно на динамике лизингового рынка отразился и рост ставок по кредитам в сочетании с сохраняющимися опасениями дальнейших негативных тенденций в экономике.
В 1 полугодии 2013г. объем российского рынка лизинга, рассчитанный по методике Leaseurope, составил 353 млрд руб. (график 1П), сократившись на 8,2%, (против прироста в 20,2% в 1 пол. 2012г.). На показатель, учитываемый Leaseurope, ощутимо влияют курсы валют (все национальные валюты переводятся в евро). Курс евро к рублю с 30.06.2012 по 30.06.2013 повысился с 41,323 до 42,718, таким образом, его влияние на динамику показателей составит около 3,3 п.п.
Сегмент автотранспорта на российском рынке в 1 пол. 2013 вырос на 31%, при этом сегменты оборудования и недвижимости сократились на 16,6% и 50% соответственно.
Рынок лизинга в 2014 году: стагнация продолжится. Согласно проведенному опросу руководителей лизинговых компаний, 67% участников полагают, что объем рынка в 2014 году изменится незначительно (± 5%). Результаты опроса за последние три года говорят о том, что прогнозы топ-менеджеров становятся все более осторожными. Кроме того, 19% респондентов ожидают сокращения рынка (по результатам прошлогоднего опроса в 2013 году только 10% опрошенных ожидали спада). Оптимистические ожидания на 2014 год были характерны только для 14% руководителей, при этом 6% надеются на рост рынка более чем на 15%.