История развития банковского дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 13:27, реферат

Краткое описание

Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом. Деньги, кредит дают обществу значительный стимул для развития, порождают целую систему особых отношений, особого порядка и высокой степени организации. С их помощью человечество становится богаче. Известно, однако, и другое: неумелое обращение с деньгами, использование правил обращения с ними неизбежно вызывает негативные последствия.

Содержание

Введение…………………………………………………………...………..3
История развития банковского дела…………………………………5
Список используемой литературы………………………………………...8

Вложенные файлы: 1 файл

История развития БД.docx

— 35.26 Кб (Скачать файл)

   После отмены крепостного  права  банковская  система  получила  бурное развитие: был  создан  Государственный  банк,  возникли  общества  взаимного кредита. В 1914-1917 гг. кредитная система России включала:  Государственный банк,   коммерческие   банки,   общества   взаимного   кредита,    городские общественные банки, учреждения  ипотечного  кредита,  кредитную  кооперацию, сберегательные кассы, ломбарды.

    В 1917 г. в результате национализации  были  конфискованы  акционерные капиталы частных банков, которые перешли в государственную собственность, образовалась государственная  монополия  на банковское дело, произошло слияние бывших частных банков и Госбанка России в единый общегосударственный банк РСФСР, ликвидированы ипотечные  банки  и  кредитные учреждения, обслуживающие среднюю и мелкую  городскую  буржуазию, запрещены операции с ценными бумагами.

   Кредитная кооперация не была  национализирована.  Исключение  составил обслуживающий ее  Московский  народный  (кооперативный)  банк,  который  был национализирован,  а  его  правление  переизбрано  в   кооперативный   отдел Центрального управления Народного банка РСФСР.

   В результате национализации сложилась банковская  система,  основанная на следующих принципах: государственная монополия на  банковское  дело  (все кредитные  учреждения  принадлежали  государству),  слияние  всех  кредитных учреждений в единый общегосударственный банк, сосредоточение в банках  всего денежного оборота страны.

    До Октябрьской революции кредитная система России состояла из  четырех уровней:  центральный  банк;  система  коммерческих  и   земельных   банков; страховые компании; ряд специализированных институтов. В период НЭПа  вместе с развитием  товарных отношений  и  рынка  произошло  частичное  возрождение разрушенной в годы революции и гражданской войны кредитной  системы.  Однако она  была  представлена  только  двумя  уровнями:   Госбанком   в   качестве центрального банка и довольно разветвленной сетью  акционерных  коммерческих банков,  кооперативных   коммунальных   банков,   сельхозбанков,   кредитной

кооперации, обществами взаимного  кредита, сберегательными кассами.

    В 30-е годы  произошла  реорганизация  кредитной  системы,  следствием которой стали ее чрезмерное укрепление и централизация. По существу  остался лишь один уровень, включавший Госбанк, Строительный банк, Банк  для  внешней торговли. Такая структура кредитной системы отражала не столько  объективные экономические   потребности   народного   хозяйства,   сколько   политизацию экономики,  выразившуюся  в  ускоренной  индустриализации  и  насильственной коллективизации.   Кредитная   система   “подгонялась”   под    политические амбициозные установки, лишенные в ряде случаев экономической основы.

   Результатом подобной реорганизации стало выхолащивание самого  понятия кредитной системы (оно  было  заменено  на  понятие  банковской  системы)  и сущности кредита. Банковская система была органически встроена  в  командно- административную модель  управления,  находилась  в  полном  политическом  и административном подчинении у  правительства  и,  прежде  всего  у  министра финансов.

   Вместо разветвленной кредитной системы остались три  банка  и  система сберкасс. За рамки кредитной  системы  была  вынесена  система  страхования. Такие  преобразования  отразили  ликвидацию  рыночных  отношений  в  широком смысле слова и переход на административную систему управления. Основными недостатками банковской системы, существовавшей  до  реформы 1987 г., были:

  • отсутствие вексельного обращения;
  • выполнение банками по существу роли второго госбюджета;
  • списание долгов предприятий, особенно в сельском хозяйстве;
  • операции по перекредитованию всех сфер хозяйства;
  • потеря банковской специализации;
  • монополизм, обусловленный  отсутствием  у  предприятий  альтернативных источников кредита;
  • низкий уровень процентных ставок;
  • слабый контроль банков (на базе кредита)  за  деятельностью  различных сфер экономики;
  • неконтролируемая эмиссия кредитных и банковских денег.

   Реорганизация  банковской   системы   в   1987   г.   носила   прежний административный характер. Монополию трех банков сменила  монополия  (точнее олигополия)  нескольких.  В  новую  банковскую   систему   вошли:   Госбанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк,  Внешэкономбанк.  Из  них были вновь созданы только Агропромбанк  и  Жилсоцбанк,  остальные оказались лишь реорганизованными и переименованными прежними банками.

   Реорганизация 1987  г.  породила  больше  негативных,  чем  позитивных моментов:

банки продолжали базироваться на прежней единой форме собственности  - государственной;

  • сохранился их монополизм, увеличилось лишь число монополистов;
  • реформа проводилась в отсутствии новых экономических механизмов;
  • не существовало выбора  кредитного  источника,  поскольку  сохранялось закрепление предприятий за банками;
  • продолжалось  распределение  кредитных  ресурсов  между  клиентами  по вертикали;
  • банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая  низкую ликвидность;
  • не были созданы денежный рынок и торговля кредитными ресурсами;
  • произошло увеличение издержек на содержание банковского аппарата;
  • возникла “банковская война” за разделение текущих и ссудных счетов;
  • реорганизация не затронула деятельность страховых учреждений - важных кредитных источников.

   Представляется, что единственными позитивными моментами реформы  стали упорядочение  безналичных  расчетов  и  сужение   специализации   банковской деятельности.

   Таким образом, реорганизация 1987 г. не приблизила структуру кредитной системы  к   потребностям   нарождавшихся   рыночных   отношений,   сохранив неэффективную  одноуровневую  систему.  Возникла  необходимость   дальнейшей реформы кредитной системы и ее приближения к структуре западных стран.

   В последние годы российская банковская система претерпела серьезные изменения. На 1 мая 1995 года зарегистрировано 2559 банков и 5680 их филиалов. Очень быстро прогрессировали многие новые банки, возникшие “на ровном месте”, т.е. без опоры на бывшие госбанки.

   Кризис на рынке МБК в августе 1995 года обострил конкуренцию между банками за первоклассных клиентов и сферы приложения капитала. Все же банки продолжали создаваться и расти «как на дрожжах». До августа 1998 года, казалось, все благополучно.

   Но  17  августа  1998  г.  произошел  кризис,  государство  отказалось отвечать по своим долговым обязательствам, ценные бумаги были заморожены,  а банкам пришлось отвечать по пассивам. Клиенты стали  уходить  из  банков,  и платить им было, естественно, нечем.

 

Список используемой литературы

 

  1. Белоглазова Г.Н. Деньги, кредит, банки - М.: Юрайт-Издат, 2009.
  2. Белотелова Н.П., Белотелова Ж.С. Деньги. Кредит. Банки - М.: Дашков и К, 2008.

 


Информация о работе История развития банковского дела