Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 10:49, курсовая работа
Цель настоящей работы – проанализировать историю возникновения и развития банковского дела России.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
- изучить историю возникновения банков;
- выявить основные предпосылки развития банковского дела;
- рассмотреть основные этапы развития банковской системы России, а также выделить особенности ее развития;
- охарактеризовать современную структуру банковского дела РФ;
В соответствии с российским законодательством, банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счёт на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
В многочисленных дискуссиях о банковском деле в России зачастую звучат оценки о том, что в стране чрезмерно большое число банков, а иногда приводятся даже мнения о том, что нам нужно всего 100 – 200 – 300 банков.
Мировой опыт наглядно показывает ошибочность подобных суждений. Странами – рекордсменами по количеству кредитных организаций (банковских и небанковских) в 2011 г. были: США (15379), Германия (1898), Россия (978) и Канада (952). Несложно увидеть, что все четыре государства являются федеративными: за счет наличия по всей стране значительного количества самостоятельных финансовых институтов достигается и усиливается бюджетный федерализм, обеспечивается сбалансированность экономического роста не только по отраслям, но и по регионам.
По территории Россия превосходит другие страны, по численности населения уступает только США, а по экономическому потенциалу вполне сопоставима с любой из них. Следовательно, насущной потребностью является увеличение числа банков (по меньшей мере до уровня Германия), а не их сокращение.
Сегодня же в целом ряде регионов страны работает очень мало или даже вообще не существует зарегистрированных банков, что делает финансово – экономическое состояние субъектов федерации чрезмерно зависимым от политики крупных финансовых институтов.
Негативные последствия такой ситуации ярко проявились во время кризиса 2008 – 2009 гг., когда крупные банки федерального масштаба практически полностью закрыли лимиты на кредитование в большом количестве населенных пунктов, поставив целый ряд предприятий на грань банкротства.
Вместе с тем, активы целого ряда банков, зарегистрированных вне городов федерального значения, вполне сопоставимы с бюджетами ряда регионов. Это означает, что их ресурсы вполне могут быть использованы в качестве источников крупных экономических проектов на уровне субъектов федерации или муниципальных образований. Это особенно важно в связи с тем, что даже у самодостаточных регионов расходные статьи бюджетов, связанные с экономическими программами зачастую формируются по остаточному принципу (после определения затрат на социальную поддержку, обеспечение правопорядка и управления) и в случае кризисных явлений секвестируются в первую очередь.
Поэтому особое внимание должно быть уделено сохранению и развитию банков в регионах, что в будущем позволит реально развивать бюджетный федерализм и сокращать уровень дотационности субъектов федерации. АРБ в течение длительного времени настаивает на законодательном оформлении института «региональных (локальных) банков», установлении особого режима их деятельности (например, по территориальному признаку), введении компромиссного ряда ограничений в их работе (по максимальным суммам вкладов, трансграничным валютным операциям, операциям на фондовом рынке) и льготных финансовых нормативов.
Долгосрочные интересы России как федеративного государства, которое должно придавать особое значение финансовой самостоятельности регионов и муниципалитетов, требуют проведения взвешенной стимулирующей политики в вопросе создания и укрепления местных кредитных организаций.
Однако регуляторы, вопреки логике развития рынка, продолжают предпринимать попытки по увеличению минимального размера собственных средств банков. Уже очевидно, что при повышении требований к капиталу до 180 млн. рублей многие малые банки (особенно в регионах) сократили свои операции. Это привело к сокращению конкуренции и снижению качества и доступности банковских услуг в ряде регионов, что прямо противоречит заявленным целям и задачам по развитию конкуренции на российском банковском рынке в том числе за счет роста капитала.
Для решения этой проблемы целесообразно восстановить «дедушкину оговорку» для существующих банков при рассмотрении вопроса о дальнейшем повышении минимальной величины их собственного капитала. При этом в нынешний период потрясений в мировой экономике целесообразно вообще приостановить увеличение требований к минимальной величине собственного капитала уже существующих банков с тем, чтобы не вызывать дополнительное беспокойство у участников рынка и препятствовать его переделу за счет мер административного характера.
Наибольшую обеспокоенность у региональных банков вызывает неравная конкуренция с крупными общефедеральными банками за доступ к клиентским базам как для кредитования, так и с целью привлечения средств. Ситуация обостряется тем, за время кризиса и посткризисный период крупнейшие банки увеличили свои доли на рынке, потеснив более мелких игроков.
Большинство малых и средних банков остаются полностью отрезанными от программ рефинансирования ЦБ РФ, доступа к средствам бюджета, бюджетных организаций и внебюджетных фондов, а также регулярно сталкиваются с различными видами неформальных (а, по сути, и незаконных) ограничений при доступе к обслуживанию крупных клиентов среди коммерческих организаций. С данными преградами необходимо бороться и на региональном, и на государственном уровне как путем совершенствования законодательства, так и за счет антимонопольного регулирования.
Дефицит ресурсов и клиентов обостряет ситуацию, заставляя некрупные банки поддерживать высокую достаточность капитала, побуждает их снижать свою активность, отчасти переходя к осуществлению нетранспарентных операций. В то же время крупные участники рынка могут принимать на себя повышенные риски. По оценкам международных рейтинговых агентств, в середине 2011 г. отношение кредитов ТОП – 20 заемщикам к совокупному капиталу банков составляло в России 220 %, что в 2 раза выше, чем в ЕС и 3 раза – чем в США.
Концентрация рисков в случае кризиса может обернуться критическими потерями крупнейших участников рынка, что в долгосрочной перспективе поставит под удар финансовую стабильность всего государства. Напротив, более равномерное распределение активов, прибылей и убытков на банковском рынке минимизирует воздействие различного рода шоков, повышает дисциплину в системе, стимулирует технологический прогресс, а также, что немаловажно с точки зрения регуляторов, повышает гибкость рынка денег, увеличивая эффективность денежно – кредитной политики.
На российском рынке есть место всем категориям банков, вне зависимости от размера. Задача государства – создать равные условия для развития финансовых институтов с тем, чтобы клиенты определяли уровень востребованности услуг каждого из них.
Если в отношении ряда ведущих отраслей проводится рациональная государственная политика: усиление деятельности государственных институтов развития, реализация федеральных целевых программ, выделение приоритетных национальных проектов и другие, – то региональный аспект финансовой системы остается практически неохваченным.
Острота существующих социально – экономических проблем развития регионов требует выработки и начала повсеместного внедрения финансово – кредитных механизмов, представляющих собой специфические фонды денежных средств, принципов их аккумулирования и инвестирования. Необходимо максимально способствовать тому, чтобы на местах активно использовались негосударственные ресурсы, а для этого нужна взвешенная политика по формированию дружественного по отношению к банкам и иным участникам рынка делового климата [4].
Уже сейчас на основе накопленного регионами опыта аккумулирования и расходования финансовых ресурсов можно выделить следующие направления создания и совершенствования финансовых механизмов в регионе:
1) При решении задач социально – экономического развития в качестве источников финансирования могут быть включены: бюджет региона; средства кредитных организаций и иных финансовых институтов, центры принятия решений которых расположены в регионе; средства внутренних и внешних (в том числе иностранных инвесторов), могущие быть привлечены для реализации ряда проектов в регионе; ресурсы некоммерческих организаций социальной направленности и объединений граждан. Вместе они образуют финансовую систему региона.
2) Необходимо направления и методы управления финансовой системой региона на основе внутреннего и внешнего опыта.
3) При администрации региона должен быть создан регулярно действующий финансовый совет, в состав которого должны быть включены представители всех отмеченных выше категорий инвесторов, а также научное сообщество и ряд представителей иных органов власти.