Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:53, контрольная работа
В России снова формируется рынок ценных бумаг. Становление его происходит уже во второй раз; первый раз он начал формироваться по указам Петра I, затем он развивался, в течение 200 лет, постоянно наращивая оборот капитала.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ РОССИИ 4
1.1 Общая характеристика рынка ценных бумаг дореволюционной России 4
1.2 Государственные долговые обязательства - основа рынка ценных бумаг в дореволюционной России 5
II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ 10
2.1 Необходимость выбора модели рынка 10
2.2 Необходимость перехода в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг 11
2.3 Необходимость повышения роли государства на рынке ценных бумаг 11
III. БЛИЖАЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ РОССИИ 14
3.1 Возврат к директивной экономике 14
3.2 Фундаменталистская экономика 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
В России снова формируется рынок ценных бумаг. Становление его происходит уже во второй раз; первый раз он начал формироваться по указам Петра I, затем он развивался, в течение 200 лет, постоянно наращивая оборот капитала.
Как показывает история на начальных этапах становления рынка ценных бумаг в стране активную роль должно играть государство. Дело в том, что этот рынок является настолько масштабным и рискованным для финансовой безопасности страны, предъявляет настолько высокие требования к инфраструктуре и ресурсам на его создание, что только условия государства “сверху” могут запустить этот рынок в его цивилизованной и бумажной форме.
В данной работе будет показана история развития рынка ценных бумаг России, будут изложены разные точки зрения на ближайшие перспективы развития рынка, а также будут указаны основные проблемы современного этапа развития рынка ценных бумаг России.
К началу первой мировой войны Россия занимала пятое место в мире по объему биржевого оборота. Так, к концу 1912 г. в различных государствах мира находились в обращении ценные бумаги на общую сумму 850 млрд. французских франков. Первое место занимала Англия с оборотом 150 млрд. фр. фр. На долю США приходилось 140 млрд. фр. фр., Франции — 115, Германии — 110, России — 35, Австро—Венгрии — 26, Италии — 18, Японии — 16 млрд. фр. фр.
За период с 1 января 1893 г., когда общая сумма эмитированных, гарантированных государством обязательств оценивалась в 2,272 млрд. руб., до 1 января 1912 г., когда она достигла 5,782 млрд. руб., обороты ценных бумаг увеличились на 154%. Эти данные не учитывают акции и облигации, выпущенные банками и торговопромышленными предприятиями, которые не имели правительственной гарантии. Российские коммерческие банки активно использовали бессрочное кредитование акционерных обществ под обеспечение ценными бумагами. Для этого банки открывали так называемые онкольные счета, которыми могли пользоваться предприятия в зависимости от суммы капитализации заложенных в банке бумаг. За неполные 15 лет XX в. (с 1901 по 1913 г.) сумма остатков на онкольных счетах увеличилась в 4 раза (с 206,3 до 849 млн. руб.).
Доля негарантированных ценных бумаг неуклонно увеличивалась, вытесняя гарантированные. Так, если в 1912 г. под залог гарантированных бумаг было выдано 108 млн. руб., а негарантированных — 355 млн. руб., то в 1913 г. под гарантированные было выдано 93 млн. руб., а под негарантированные — 547 млн. руб.
Увеличение оборотов с ценными бумагами происходило в первую очередь за счет покупки ценных бумаг населением. Биржи были во многих городах России. Крупные промышленные предприятия распространяли свои акции среди населения городов, в которых они находились, и котировали эти акции на крупных рынках. Так, даже малоимущие были вовлечены в игру с акциями мальцевских заводов, расположенных в Брянском уезде.
И все-таки основой рынка ценных бумаг в России были государственные долговые обязательства. Так, роль индикатора, определявшего общее направление ценообразования на рынке, играла 4%-ная государственная рента. Ею определялась минимальная величина заемного процента. Однако в силу недоступности последнего для широкой публики минимальный уровень заемного процента в России был несколько выше, чем фактическая доходность 4%-ной государственной ренты, более или менее приближаясь к доходности 4,5% по закладным листам земельных банков. Средняя норма капитализации в России, насколько об этом можно судить по доходности солидных дивидендных бумаг, например банковских акций, составляла 6—6,5% годовых. Напомним, что существовавшая в то время система золотого обеспечения рубля исключала дефицитный вариант финансирования бюджета и Россия не знала в тот период, что такое инфляция.
Обращавшиеся на российском рынке акции и облигации делились на именные бумаги и бумаги на предъявителя. Первые появились на российском рынке гораздо раньше. Предъявительскими были купоны, дававшие право на получение дивидендов. До 1895 г. Министерство финансов не принимало никаких заявлений об утрате купонов, считая, что купон дает право на получение денег тому, в чьих руках он находится. По правилам, принятым в 1895 г., если владелец утраченной бумаги на предъявителя мог доказать время приобретения бумаги, время утраты и обстоятельства, при которых совершена утрата, то министерство могло выдать капитал и проценты по нему. Со временем биржевой оборот рос и вместе с ним рос спрос на предъявительские бумаги. Правительство и промышленные компании были заинтересованы в выпуске именных бумаг, которые находились бы в "твердых" руках. Финансовые и банковские круги на фондовом рынке были заинтересованы в росте оборотов.
Государственные бумаги выпускались правительством в обеих формах. Так, первый заем 1820 г. был выпущен исключительно в именных билетах, лишенных даже купонов. С 1906 г. владелец предъявительских облигаций государственных займов мог заменить их на именные облигации или так называемые удостоверения именной записи. Они давали наивысшую гарантию прочности владения ценной бумагой, так как проценты по именной бумаге выплачивались предъявителю купона, проценты же по удостоверению именной записи выплачивались только тому лицу, на имя которого было выписано удостоверение, или его поверенному при условии предъявления удостоверения и всегда только из той кассы, которая была указана в удостоверении. Таким образом, удостоверение выводило из категории предъявительских бумаг купоны именных. В свидетельства именной записи могли быть записаны несколько бумаг одного займа. Превращение именных документов в предъявительские производила Государственная комиссия погашения долгов. Для поощрения развития именных бумаг при превращении предъявительских в именные все расходы относились на казенный счет, а при обратном превращении на счет владельца бумаг.
Акции по российскому
законодательству были именными бумагами.
Однако в уставах отдельных
Таблица 1
Число компаний |
Годы |
||
1910 |
1911 |
1912 | |
Общее |
181 |
222 |
320 |
В том числе выпускавших: |
|||
именные бумаги |
58 |
75 |
78 |
предъявительские |
123 |
147 |
242 |
Таким образом, преобладали предъявительские бумаги при наличии свободного выбора между бумагами того и другого типа. В Некоторых случаях уставы предусматривали, например, что в первые десять лет существования общества акции должны быть именными, а по истечении этого срока — и именными, и предъявительскими; в другом случае две трети всех акций должны были быть именными, а остальные — предъявительскими; предъявительские акции составляли 25% всех акций. В пароходных компаниях преобладали именные акции.
Особое значение при размещении ценных бумаг имел вопрос о номинале акций. Практика утверждения уставов российских корпораций свидетельствовала о том, что правительство несклонно было разрешать выпуск мелкокупюрных акций. Долгое время минимальная цена акции составляла 100 руб. В акционерных компаниях, утвержденных в последние годы перед революцией, преобладали номиналы в 100, 250 и 1000 руб. Акции номиналом в 50 руб. были исключением. Совершенным раритетом выглядели на Петербургской официальной бирже акции первого выпуска Общества для улучшения помещений для рабочих в Петербурге номиналом в 25 руб.
Высокие номиналы российских акций резко контрастировали с теми, которыми оперировали рынки других европейских государств. Во Франции, например, часто встречались номиналы от 2 до 10, 20, 30, 50, 100 фр. фр. Поэтому британские предприниматели, например, утверждая какое-либо предприятие в России, предпочитали выпускать акции русского предприятия в Лондоне, где их можно было выпустить номиналом 10 руб. или даже 50 коп.
Полезно вспомнить систему налогообложения операций с ценными бумагами. По закону 1885 г. сбор от операций с ценными бумагами составлял 5% от приносимого капиталом дохода. Действие этого закона распространялось на процентные бумаги, вклады на текущий счет и другие процентные вклады. От налога могли быть освобождены займы, при выпуске которых это специально оговаривалось. Как правило, от сбора освобождались займы, которые целиком или в значительной части заключались за границей. Такое условие часто выдвигали иностранные посредники, способствовавшие заключению займа.
Из 73 государственных займов, записанных в Государственную долговую книгу к 1 января 1913 г., только на 19 займов распространялось действие закона о 5%-ном сборе с доходов от денежного капитала. В этой ситуации города, выпускавшие свои долговые обязательства, вынуждены были брать на себя выплату сбора, что, безусловно, вело к удорожанию городского кредита.
От сбора также освобождались вклады, внесенные в государственные сберегательные кассы, в учреждения мелкого кредита или, например, в Кустарный банк Пермского губернского земства.
Акции и паи торгово-промышленных предприятий были освобождены от уплаты налога на том основании, что эти бумаги облагались налогом в другой форме. Такой налог распространялся на предприятия, обязанные публиковать свою отчетность, и распадался на налог с капитала и налог (процентный сбор) с прибыли.
Налог с капитала уплачивался в размере 15 коп. с каждых 100 руб. основного капитала предприятия, причем капитал менее 100 руб. в расчет не принимался.
В 1899 г. было принято решение об освобождении от 5%-ного сбора облигаций иностранных компаний (работавших в России), которые размещались на финансовых рынках в европейских государствах, не имели рублевого паритета и не допускались к обращению на российских биржах. Функцию эмиссионного налога в России выполнял Гербовый сбор, который выплачивали компании за право выпуска бумаг. Он составлял 0,5% суммы номиналов этих бумаг. Специальные биржевые налоги в России отсутствовали, Гербовым сбором облагались лишь маклерские записки. А, например, во Франции операции с ценными бумагами облагались пятью видами налогов (в частности, эмиссия, оборот и доход от сделок).
Вместо обслуживания
быстро растущих финансовых запросов
государства, перераспределения крупных
портфелей акций и
Интересно отметить, что среди более чем 30 страновых рынков, классифицируемых как развитые, примерно 40% — это небанковские рынки, с "китайской стеной", воздвигнутой между инвестиционным и коммерческим банковским делом, 40—45% — смешанные рынки (где наравне с банками активно действуют небанковские инвестиционные институты) и только 10—15% рынков носят сугубо банковский характер [1].
В России выбор осуществляется
де-факто в острейшей
Для того чтобы российский рынок был надежно, а не условно отнесен к разряду развивающихся рынков, размер капитализации рынка акций в процентах к номинальной стоимости ВВП должен достигнуть по крайней мере 30—40%.
Это означает, что современный объем рынка ценных бумаг в России должен быть увеличен в 10—15 раз (а биржевой рынок — в несколько десятков и даже сотен раз).
Для развитых рынков этот показатель составляет 60—90% от ВВП.
Речь идет не об опережающем развитии рынка государственных ценных бумаг, что означало бы переключение все большей части денежных ресурсов на обслуживание непроизводительных расходов государства. Наоборот, эта тенденция, сложившаяся еще в 1993—1994 гг., должна быть преодолена. Имеются в виду:
• необходимость преодоления раздробленности и пересечения функций многих: государственных органов, регулирующих рынок (сейчас их свыше 10);
• формирование сильной Комиссии по рынку ценных бумаг, которая сможет объединить ресурсы государства и частного сектора на цели создания рынка ценных бумаг;
• ускоренное, опережающее создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы как способа ограничить риски инвесторов (прежде всего требования к достаточности капитала, качеству активов и ликвидности небанковских инвестиционных институтов, ограничения их собственных операций по рискам, правила этичного ведения операций и полного раскрытия информации при обслуживании клиентов и т.п.);
Информация о работе История создания, уровень и перспективы развития РЦБ в России