Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 02:11, реферат
Банковская (платежная) карта – это карта, являющаяся инструментом доступа к лицевому счету, открытому в банке.
Держателей называют владельцем карты, хотя владельцем карты является банк – эмитент, о чем прописано в договоре и держатель карты обязан её вернуть по требованию эмитента, однако средства на счете принадлежат держателю карты и банк – эмитент карты не имеет права задерживать их выплату или запретить пользоваться ими, кроме как по решению суда. В настоящее время практически повсеместное распространение получили пластиковые карты. Однако для идентификации держателя карты часто используются бумажные (картонные) карты, запаянные или запрессованные в пластиковую пленку (ламинированные).
Классификация платежных карт
Банковская (платежная) карта – это карта, являющаяся инструментом доступа к лицевому счету, открытому в банке.
Держателей называют владельцем карты,
хотя владельцем карты является банк
– эмитент, о чем прописано
в договоре и держатель карты
обязан её вернуть по требованию эмитента,
однако средства на счете принадлежат
держателю карты и банк – эмитент
карты не имеет права задерживать
их выплату или запретить
Следует различать признаки, по которым можно классифицировать карты:
В настоящее время практически повсеместное распространение получили пластиковые карты. Однако для идентификации держателя карты часто используются бумажные (картонные) карты, запаянные или запрессованные в пластиковую пленку (ламинированные).
Это разделение не является взаимоисключающим. Например, крупная компания может выдавать каждому своему сотруднику карту, которая:
– является пропуском, разрешающим (ограничивающим) проход в определенные зоны
предприятия (идентифицирующая функция);
– на той же карте может быть записана в кодированном виде "история болезни" или какая-либо другая важная информация о держателе карты (информационная функция);
– помимо этого, такая карта может использоваться еще и для расчетов в столовой и магазинах данной компании (расчетная функция).
Системы с использованием многофункциональных
карт реально существуют за рубежом,
и очевидно, что тенденция объединения
многих функций в одной карте
являются весьма перспективной, поскольку
такая многофункциональная
Для простоты и краткости можно
сказать, что обычная карта
Серебряная карта называется бизнес-картой (Business Card) и предназначена не для частных лиц, а для сотрудников организаций (компаний), уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании.
Золотая и платиновая карта предназначены для наиболее состоятельных, богатых клиентов. Кроме того, в системах Visa и MasterCard есть карты, которые могут быть использованы только в банкоматах для получения наличных денег и в электронных терминалах: Electron Visa, Cirrus/Maestro. Они действуют в пределах остатка на счете, по ним, как правило, держателю карты кредит не предоставляется, и поэтому они могут быть выданы любому клиенту независимо от уровня его обеспеченности или кредитной истории.
На основе этой карты могут выдаваться индивидуальные карты избранным лицам (руководителям, главному бухгалтеру или ценным сотрудникам). Им открываются персональные счета, привязанные к корпоративному карточному счету. Ответственность перед банком по корпоративному счету имеет организация, а неиндивидуальные владельцы корпоративных карт.
Самой ранней и простой формой записи информации на карту была и остается графическая. Она до сих пор используется во всех картах, включая самые технологически изощренные. Вначале на карту наносились только фамилия, имя держателя карты и информация об ее эмитенте. Позднее на универсальных банковских картах был предусмотрен образец подписи, а фамилия и имя стали эмбоссироваться (механически выдавливаться).
Эмбоссирование – нанесение данных на карточке в виде рельефных знаков.
Штрих - кодирование – запись информации на карту с помощью штрих - кодирования применялась до изобретения магнитной полосы и в платежных системах распространения не получила.
Магнитные карты имеют тот же самый вид, что и обыкновенные пластиковые карты, только на обратной стороне карты имеется магнитная полоса, а также возможны фотография держателя и образец его подписи.
Понятие платежной системы, её участники и их функции
Под платежной системой в соответствии с Федеральным законом №161-ФЗ понимается совокупность организаций, взаимодействующих по правилам платежной системы в целях осуществления перевода денежных средств, включающая оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры и участников платежной системы, из которых как минимум три организации являются операторами по переводу денежных средств.
В общем случае развитую платежную систему составляют:
Держатель пластиковой карты – это лицо, которому передается карта на основе подписанного договора с эмитентом. Не всегда пользователь является лицом, заключившим контракт (например, в случае корпоративных или семейных карт).
Держателями банковских карт могут быть физические и юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты. Владелец карты может использовать ее для оплаты товаров и услуг, предлагаемых другими участниками платежной системы, а также для получения наличных.
Перед выдачей кредитной карты клиент заполняет специальную анкету, на основе которой проводится анализ его кредитоспособности. Дело в том, что кредит по банковской карточке связан с риском невозврата ссуды, поэтому выдаче кредитной карты на Западе предшествует изучение кредитной истории клиента и его текущего финансового положения. В других случаях, банки требуют внесения страхового депозита. Сумма средств на страховом депозите может в 1,5 и более раз превышать лимит кредитования.
В случае утраты карты клиент должен позвонить в банк, а также написать заявление о блокировке карты. При этом деньги остаются на счете в банке в полной безопасности, а клиенту изготавливается новая карта с новым номером и новым PIN-кодом.
Банк, который выпускает пластиковые карточки и предоставляет их в распоряжение клиентов, называется банк – эмитент. При этом карточки остаются в собственности банка, а клиенты получают право их использования. Выдача карточки клиенту предваряется открытием ему счета в банке – эмитенте и, как правило, внесением клиентом некоторых средств на этот счет. Выдавая карточку, банк – эмитент берет на себя тем самым гарантийные обязательства по обеспечению платежей по карточке. Характер этих гарантий зависит от платежных полномочий, предоставляемых клиенту и фиксируемых классом карточки. При выдаче карточки осуществляется ее персонализация – на нее заносятся данные, позволяющие идентифицировать держателя карточки, а также осуществить проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег.
Основные функции банка – эмитента сводятся к следующему:
Положительное решение по заявке клиента на получение кредитной карточки выносится после тщательного изучения его финансового положения и оценки риска неплатежа.
Если результаты анализа неблагоприятны для клиента, ему могут предложить дебетовую карточку для снятия наличных денег со счета при 100%-ной авторизации в режиме реального времени.
Если же кредитоспособность клиента оценена положительно, вся существующая информация с заявки вводится в компьютер, где создается файл для персональных данных. В него заносятся фамилия и имя клиента, его постоянный адрес, номер в системе социального страхования, кредитный лимит, номер карточного счета и срок возобновления карточки. Одновременно подготавливается магнитная лента, необходимая для изготовления карточки клиента.
Банк-эмитент выдает карты клиенту лично. Вместе с картой клиент получает конверт с PIN-кодом. Банк-эмитент периодически, обычно раз в месяц, посылает клиенту особый документ – выписку с его кредитного счета, где указываются комиссионные сборы, которые клиент должен уплатить банку в связи с проведением операций, обязательная минимальная сумма погашения долга и новый остаток задолженности. Банк-эмитент выдает карты клиенту лично. Вместе с картой клиент получает конверт с PIN-кодом.