Коммерческий кредит и основные пути его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 03:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследование сущности и форм коммерческого кредита в экономике и разработка путей его совершенствования в Республике Беларусь.
Задачи, определенные целью, следующие:
- исследование экономической сущности коммерческого кредита;
- анализ видов коммерческого кредита;

Содержание

Введение 3
1.Сущность коммерческого кредита 6
2. Виды коммерческого кредита 14
3. Пути совершенствования коммерческого кредита в Республике Беларусь 30
Заключение 37
Список использованных источников 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ДКБ 3.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

Процесс начинается с определения кредитной политики. В дальнейшем

все решения принимаются в соответствии с ее содержанием. После предоставления кредита следующим важным действием является контроль за просроченной задолженностью, отраженной в балансе по статьям дебиторской задолженности. Этот контроль позволяет определить степень соответствия принятых решений кредитной политике фирмы. Даже если это соответствие не нарушено, периодическая оценка кредитных решений, как отмечает В.А. Дадалко «позволяет регулировать их в зависимости от текущей деловой ситуации» [8, с.102].

Управление кредитной политикой выражает общую стратегию развития, организации. С ее помощью не стремятся установить конкретные способы достижения целей, а лишь формируют "каркас", структуру рекомендаций и основных направлений выполнения частных деловых операций. На основе этой структуры разрабатывается методика проведения ежедневных мероприятий, направленных на достижение целей кредитной политики, которая в зависимости от конъюнктуры рынка должна четко показывать намерения организации быть активной или консервативной в условиях предоставления кредита каждому клиенту.



Кредитные условия, предлагаемые покупателю, определяют время, имеющееся  в распоряжении клиента до выплаты  долга. Обычно под кредитным периодом понимают время, разделяющее дату выписки счета и дату его оплаты. В контракте это время обозначается как "нетто 30" или "нетто 90". Это означает, что наступлению даты платежа предшествуют 30 или 90 дней. Организация может предложить учетную скидку, т.е. процент, который клиент может вычитать из цены счета, если платеж осуществляется в уста-новленный учетный срок. Кроме того, поскольку скидка является добро-вольной, как указывает В.А. Дадалко «она может привлечь новых клиентов с коротким денежным циклом, рассчитывающих получить прибыль за счет скидки от цены сделки» [8, с. 103].

Принятие решения о  предоставлении кредита диктуется  двумя вопросами. Первый: надо ли предоставлять кредит потенциальному клиенту? В этом случае необходимо заняться кредитным анализом. Второй: если решение о предоставлении кредита принято, должен ли быть установлен лимит, и если да, то какой?

Кредитный анализ - это процесс принятия решения о предоставлении или

непредоставлении коммерческого кредита данному потенциальному клиенту. При кредитном анализе сначала надо выяснить желание и возможность клиента платить за купленные товары или оказанные ему услуги. Индивидуальные характеристики клиента, изучаемые при кредитном анализе, получили жаргонное название "5 С кредита":

  • customer’s character (характер клиента);
  • capacity to pay (платежеспособность);
  • collateral (обеспечение);

-capital (капитал);

- current business condition (текущее деловое положение).

Определение платежеспособности клиента, его реального капитала и обеспечения кредита включает в себя, прежде всего, анализ финансовых отчетов (балансов), представленных клиентом или официально опубликованных. Состояние всей экономики тоже может играть свою роль. Так, В.А, Дадалко отмечает «если в экономике наблюдается спад, то организация может себе позволить предоставление лишь ограниченного числа кредитов» [8, с.104].

Кроме финансовых отчетов  клиента имеются другие многочисленные источники информации, доступные для использования при анализе. Банки, другие организации, предоставлявшие кредиты клиенту, местные кредитные бюро, обычно входящие в состав кредитной системы страны, или аналогичные организации в других странах предоставляют, как правило, наиболее общую информацию, так как детали кредитных соглашений составляют коммерческую тайну и охраняются законом.

Нужно особо подчеркнуть, что в течение всего процесса анализа исследование кредитоспособности клиента вызвано не только необходимостью принятия мер предосторожности от предоставления кредита ненадежному клиенту, но в равной мере и желанием организации оказать максимум кредитных услуг уважаемому покупателю. В равной степени плохим считается решение о кредитовании не заслуживающих этого клиентов и решение не предоставлять кредит клиенту, который гарантированно заплатит. В обоих случаях продавец несет убытки.                        п 
          Организация идет на определенные расходы для предохранения себя от ошибочных кредитных решений. Эти расходы состоят из зарплаты и гонораров за консультации специалистов, оплаты кредитных докладов, вступительных и членских взносов в кредитные ассоциации. Организация также должна нести и внутренние расходы для осуществления качественного кредитного анализа, разработки методик и материально-технического обеспечения анализа.

Предел кредита – максимальный объем кредита, который предоставляется клиенту единовременно. Этот объем обычно устанавливается на относительно низком уровне для новых, незнакомых клиентов и затем поднимается на основе положительной практики платежей и потребностей клиента. Кредитные лимиты (пределы) не должны быть стабильными и пересматриваются в зависимости от изменений условий рынка. Устанавливая кредитный лимит, организация отталкивается от информации, полученной в результате кредитного анализа, и суммы планируемых клиентами закупок.

Очень важной проблемой  является оценка последствий изменения кредитной политики. Прежде чем организация меняет свою кредитную политику, ее специалисты должны установить связь предполагаемых изменений с современным объемом притока капитала организации. Изменение кредитной политики обычно связано с колебаниями объемов продажи, пропорции доли клиентов, берущих денежные скидки, времени денежных поступлений и индекса изменяющейся себестоимости относительно объема проданных товаров.

При коммерческом кредите участники кредитных отношений сами регулируют свои хозяйственные отношения и создают платежные средства в виде товарных векселей — оформленных письменных обязательств должника кредитору (или приказов кредитора должнику) уплатить указанную сумму в определенный срок. Векселедатель — это лицо, которое передает вексель векселедержателю и обязуется выплатить по векселю сумму денег, на которую выдан вексель. Векселедержатель — это владелец векселя, который имеет право на получение указанной в нем суммы денег. В зависимости от субъекта, производящего выплату денег по векселю, бывают простой и переводной векселя.

Коммерческий кредит отличается от банковского кредита  по составу участников, порядку оформления, величине процента, экономическому содержанию кредитной операции. Он предполагает взаимосвязь торговой и кредитной сделок. Окончание торговой (коммерческой) операции здесь совпадает с началом кредитной сделки, которая, в свою очередь, будет завершена при погашении предприятием-кредитополучателем задолженности по коммерческому кредиту. Особенностью коммерческого кредита является то, что сделка по кредиту не является главной целью: она лишь сопутствует сделке купли-продажи, способствуя быстрейшей реализации товаров. Кредитная сделка оформляется поставщиком и покупателем практически во время заключения торговой сделки. Характер кредитных отношений во многом зависит от межхозяйственных связей, соглашения между поставщиком и покупателем.

Коммерческий кредит как товарная форма кредита выражает отношения по поводу перераспределения материальных средств между предприятиями, Денежные формы кредита предполагают наличие временно свободных денежных средств (и не обязательно кредитора) и их перераспределение на возвратной основе. При коммерческом кредите в кредитную сделку включаются только ресурсы поставщика, реализующего свою продукцию.

Практика коммерческого  кредитования может способствовать ускорению оборачиваемости оборотных средств, так как создаются дополнительные возможности для сокращения запасов и реализации товарно-материальных ценностей, превышающих объективные потребности хозяйства; улучшению качества кредитно-расчетного обслуживания на основе расширения   видов

услуг и возможности большего выбора клиентом наиболее удобных форм кредитных отношений.

Достоинствами коммерческого  кредита являются также оперативность в предоставлении средств в товарной форме; техническая простота оформления; активный механизм мобилизации свободных товарных ресурсов и их перераспределения; расширение возможности маневрирования предприятиями оборотным капиталом; оказание финансовой поддержки предприятий друг другу; содействие развитию кредитного рынка. Вексельное обращение уменьшает количество необходимых для оборота денежных средств, потребность в прямых банковских кредитах. Один и тот же вексель может обслужить несколько торговых сделок, прежде чем будет предъявлен к учету, а во многих случаях может не предъявляться к учету вообще.

Коммерческий кредит наряду с несомненными достоинствами имеет и недостатки; ограниченность по направлениям, во времени, по размерам; иногда вынужденный со стороны поставщика характер отсрочки платежа в связи с трудным финансовым положением; наличие риска для поставщика; сильное влияние со стороны банковской сферы при учете векселей. Предоставление коммерческого кредита может привести к изменениям темпов инфляции, так как замедляется скорость обращения денежной единицы в результате отсрочки платежа.

Многообразие международных  экономических отношений порождает  множество коммерческих кредитов. Коммерческие кредиты непосредственно связаны с внешней торговлей и услугами. Это главным образом товарные кредиты, предоставляемые экспортером одной страны импортеру другой страны в виде отсрочки платежа по товарным операциям (вексельный кредит).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВИДЫ КОММЕРЧЕСКОГО КРЕДИТА

 

Выделяют пять основных видов коммерческого кредита: вексельный; открытый счет; скидка при условии  оплаты в определенный срок; сезонный; консигнация.

При вексельном кредите  после поставки товаров продавец выставляет тратту на покупателя, который, получив коммерческие документы, 
акцептует ее, т.е. дает согласие на оплату в указанный на ней срок. 
 Скидка при условии оплаты в определенный срок предусматривает

следующее: если платеж будет  произведен покупателем в течение  оговоренного в контракте периода после выписки счета, то из цены будет    вычтена скидка. В противном случае вся сумма должна быть выплачена в установленный срок.

Согласно договору об открытом счете, однажды принятому  обеими сторонами, покупатель может  делать периодические закупки без обращения за кредитом в каждом отдельном случае. Обычный порядок осуществления сделки таков: когда покупатель заказывает товар, последний немедленно отгружается, а платеж за него производится в установленные сроки после получения счета.

Сезонный кредит обычно применяется в производстве игрушек,    сувениров и других изделий массового потребления. Этот способ разрешает розничным торговцам покупать товары в течение всего года с целью организации необходимых запасов перед пиком сезонных продаж и позволяет отсрочить платеж производителю до конца распродажи. Например, производители игрушек разрешают торговцам закупать игрушки за несколько месяцев до Рождества, а платить за товар в январе-феврале. Главное преимущество этого вида кредита – возможность выпуска продукции без дополнительных расходов на складирование, хранение и т.д.

Консигнация – способ, при котором розничный торговец может просто получить товарно-материальные ценности без обязательства. Если товары будут проданы, то будет осуществлен и платеж производителю, а если нет, то розничный торговец может вернуть товар производителю без выплаты неустойки. Консигнация обычно применяется при реализации новых, нетипичных товаров, спрос на которые трудно прогнозировать. Примером может служить практика производства и продажи новых учебников для институтов. Книгоиздатели посылают свои книги в институтские магазины с условием их возврата, если они не будут куплены.

Само собой  разумеется, что любой из этих видов  может быть наиболее эффективным в конкретных рыночных условиях, поэтому выбор – главная задача кредитной политики каждой организации.

При коммерческом кредите  участники кредитных отношений  сами регулируют свои хозяйственные  отношение и создают платежные  средства в виде товарных векселей – оформленных письменных обязательств должника кредитору (или приказов кредитора должнику) уплатить указанную сумму в определенный срок.

Виды коммерческого  кредита представлены на рисунке 2.1


 


 

Рис. 2.1 Формы коммерческого  кредита по внешнеэкономическим сделкам

Источник: [4, с.384].

Вексель – это разновидность долгового обязательства, составленного в строго определенной форме, дающего бесспорное право требовать уплаты обозначенной в векселе суммы по истечении срока, на который он выписан

Вексель выступает в  трех ипостасях: строго формальный документ (отсутствие любого из обязательных реквизитов делает его недействительным); безусловное денежное обязательство (приказ оплатить его и принятие обязательств об оплате не могут быть ограничены никакими условиями); абстрактное обязательство (в его тексте не допускаются никакие ссылки на основание его выдачи).

Предметом вексельного  обязательства могут быть только деньги.

Информация о работе Коммерческий кредит и основные пути его развития