Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 16:03, контрольная работа
Термин «инфляция» (от латинского слова inflatio) буквально означает вздутие. До сих пор общепринятым является определение инфляции как процесса обесценивания денег, который происходит в результате переполнения каналов обращения денежными средствами, и роста цен. Однако такое определение нельзя считать полным. Инфляция - это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением, т.е. повышение общего уровня, а не цены какого-то отдельного товара на рынке.
Введение
1. Социально-экономические последствия инфляции
2. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики
3. Особенности антиинфляционной политики в России
Введение
4. Банковская система России: тенденции развития
5. Современные тенденции развития банковского бизнеса России
Дж. Кейнс считал, что колебания в совокупных расходах - главный источник нестабильности в экономике. Поэтому он видел значение правительственной политики в стабилизации совокупного спроса (расходов) с целью стабилизации экономики в целом. Кейнсианские антиинфляционные методы подвергают критике представители монетаристской школы. Представители этого направления рассматривают инфляцию как чисто денежное явление. Главным они считают восстановление денежного рынка, при этом государственное вмешательство в экономику считают избыточным и ненужным делом. Монетаристы полагают, что инфляция - результат денежно-кредитной политики и борьба с ней возможна лишь с помощью сокращения темпа роста денежной массы.
В качестве средства для борьбы с инфляцией монетаристы считают возможным применить правило постоянного темпа роста денежной массы, состоящее в установлении центральным банком твердого постоянного ежегодного темпа её увеличения. Технически это представляется как установление парламентом определенного предела роста денежной массы, в рамках которого центральный банк регулирует её изменение.
По мнению монетаристов, тактические меры нацелены на сокращение совокупного спроса: замораживание сбережений и заработной платы, проведение конфискационной денежной реформы. Одновременно проводятся меры по свертыванию социальных программ, дотаций и субсидий неэффективным производителям. А это наряду с сокращением совокупного спроса ведет к уменьшению расходов бюджетных средств, а значит и к уменьшению бюджетных средств.
Представители монетаристской школы считают, что для увеличения совокупного предложения приемлемы меры, не требующие дополнительных государственных инвестиций: продажа ресурсов, информации, государственных предприятий. Они полагают, что ставка процента за кредит первоначально должна не снижаться, а возрастать, что, по их мнению, окажет понижающее воздействие на инвестиционный и потребительский спрос.
Удорожание кредитов и отмена государственных дотаций и субсидий при сокращении совокупного спроса ведут к быстрому очищению экономики от неэффективных производителей. Это с одной стороны ведет к дальнейшему спаду, а с другой - к освобождению ресурсов для эффективного производства. И тогда появляется возможность стимулирования роста инвестиций за счет снижения налоговых ставок, что приводит к увеличению предложения и к снижению цен.
Однако этот процесс сопровождают большие социальные издержки: растет безработица, снижается уровень жизни, углубляется экономический спад. И это требует жесткого и последовательного введения такой политики в жизнь в сжатые сроки. Такую политику назвали «шоковой терапией». Тем не менее, отсутствие развитой инфраструктуры, высокая степень монополизации экономики препятствуют быстрому проведению этой «шоковой терапии».
«Шоковая терапия» срабатывает в развитой рыночной экономике, где:
Кроме того, при критически низком уровне жизни значительных слоев населения дальнейшее его падение вследствие «шоковой терапии» может так сократить внутренний спрос, что сделает невыгодным любое производство, и может привести к политической дестабилизации. Все это, увеличивая инвестиционные риски, может спровоцировать «бегство капиталов» из страны. Так же необходимо учитывать, что при критически низком уровне значительной части населения (практически при уровне выживания) дальнейшее падение его уровня жизни может привести к невыгодности производства вообще и, как следствие - к политической дестабилизации. При этом резко возрастают инвестиционные риски, что может спровоцировать и провоцирует утечку капитала из страны.
Таким
образом, можно констатировать, что наиболее
рациональным является сочетание обоих
направлений регулирования экономической
ситуации в стране. Схематично это можно
проиллюстрировать в виде таблицы:
Макроэкономическое равновесие: специфика воздействия инструментов | |||
Кейнсианский вариант регулирования | Макроэкономическое равновесие | Монетаристский вариант регулирования | |
Финансовая политика (преимущественное воздействие) | AD |
AS |
Денежно-кредитная политика (преимущественное воздействие) |
В
экономической политике Российской Федерации
отрабатываются оба инструмента.
3.
Особенности антиинфляционной политики
в России
Антиинфляционная политика - комплекс мер, разработанных государством, по предотвращению или сдерживанию возникшей инфляции.4
Инфляция является неотъемлемой частью рыночной системы хозяйствования. В мире накоплен богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. Целью этой политики является создание таких условий функционирования рыночной системы, при которых инфляция была бы управляема, а ее уровень - умеренным.
В настоящее время доминируют два варианта антиинфляционной политики.
1-ый вариант предполагает максимальное использование рыночных регуляторов:
введение свободных цен при ограниченности роста зарплаты;
поддержание плавающего и по возможности стабильного курса национальной валюты;
либерализация деятельности предприятий;
постепенное сокращение сферы экономической деятельности государства (ограничение деятельности государства проблемами бюджета, регулированием темпов прироста денежной массы в обращении);
2-ой вариант состоит в более активном вмешательстве государства в экономические процессы:
регулирование внешней торговли и валютных операций;
стимулирование предпринимательства;
стимулирование накоплений населения;
развитие инфраструктуры рынка;
поддержка жизненно важных отраслей и производств;
замораживание роста цен и зарплаты;
Опыт борьбы с инфляцией показывает, что:
необходимо осуществлять смешанные антиинфляционные программы, содержащие как монетаристского (1-ый вариант), так и немонетаристского характера (2-ой вариант);
целесообразно сочетание долговременных (стратегических) и краткосрочных (тактических) мер.
Долгосрочные меры (поддержка малого бизнеса и предпринимательства, ослабление таможенных и иных барьеров, контроль и борьба с монополизмом и др.) неэффективны, если они не подкреплены работой по гашению инфляционных ожиданий. Решение проблемы погашения инфляционных ожиданий лежит в достижении доверия народа государственной политике. Для этого правительство: разрабатывает комплекс мер по антиинфляционному регулированию, постоянно информирует об их выполнении и результатах, добивается реализации поставленных задач по борьбе с инфляцией. В результате постоянного соблюдения правительственных обещаний в течение продолжительного времени у населения начинает появляться доверие к объявляемым очередным правительственным мерам по обузданию инфляции, срабатывает так называемый «эффект объявления».
Все меры антиинфляционной стратегии должны быть подкреплены процессом стабилизации и развития производства. С этой целью государство обязательно должно разработать политику стимулирования передовых научно-технических разработок, четко определить основные направления структурной политики, проводить политику поддержания инвестиционных вложений.
Одновременное использование стратегических и тактических мер (увеличение предложения без изменения спроса и наоборот; разумная организация приватизации; единовременный массированный выброс потребительских товаров на рынок; увеличение процента по вкладам) в итоге ведут к созданию условий для достижения и поддержания низких темпов инфляции, не влияющих на развитие рыночной экономики.
Экономика России находится в переходном периоде от скрытой инфляции к открытому ее виду. Как таковой инфляция, как считают ученые5, стала с 1992 года. За истекший период правительство России применяло различные варианты борьбы с инфляцией. В ходе реформ большое внимание уделено кредитно-денежной политике, уровень которой колебался от умеренного до жесткого. Это позволило подавить инфляция спроса и частично погасить инфляционные ожидания. Однако денежному ограничению слабо поддаются такие факторы, имеющие место в отечественной рыночной экономике, как: быстрорастущие цены на топливо и энергоресурсы; транспортные тарифы; структурные диспропорции; положение в сельском хозяйстве; разрыв хозяйственных связей; суровые природно-климатические условия; внешний и внутренний долг и т.д. В связи с этим первоначальный толчок росту цен дают не денежные, а производственные и рыночные факторы.
Резкое сжатие денежной массы, которое предприняло правительство России по настоянию МВФ, привело к снижению уровня инфляции, но одновременно и к кризисному сокращению производства, неплатежам, задержке выплаты заработной платы. А это, в конечном счете, делает крайне неопределенным само замедление темпов инфляции.
С целью разрешения денежного кризиса в стране предпринимаются шаги по:
разработке эффективной и регулируемой государством инвестиционной политике с привлечением иностранных и репатриированных российских капиталов;
совершенствованию налоговой системы с акцентом на массу прибыли, рост производства товаров, прибылей и доходов населения;
совершенствованию платежно-расчетного механизма: использование кредитных карточек; выплата зарплаты через банкоматы и т.п.;
заключению межотраслевых отношений по тарифам и ценам;
Важной составляющей антиинфляционной стратегии в России является борьба с теневой экономикой, коррупцией в органах власти и организованной преступностью. Для чего в стране разработаны и разрабатываются законы, регулирующие сферы рыночной экономики. Прежде всего, это касается финансового, фондового и валютного рынков.
Значительные усилия прилагаются по борьбе с «импортируемой» инфляцией, прежде всего из США. Однако эта часть антиинфляционной стратегии реализуется весьма медленными темпами.
Правительству президента В. Путина удалось добиться значительных успехов в контроле за инфляцией. В 2003 г. Банк России достаточно последовательно проводил политику, направленную на снижение инфляции до 12--14% за год, что соответствует приросту объема ВВП примерно на 4--5%.
В 2004 г. он составил 14-15%, а в последующие годы - снизился до 8-10%.
Уровень инфляции в 2007 году (январь-ноябрь): 10,5%
январь - 1,8%
февраль - 1%
март - 0,8%
апрель - 1%
май - 0,7%
июнь - 0,8%
июль - 0,9%
август - 0,4%
сентябрь - 0,4%
октябрь - 1,1%
ноябрь - 1,1%
Умеренные темпы инфляции способствуют увеличению благосостояния населения и компаний.
В
целом необходимо отметить, правительство
Российской Федерации проводит большую
работу по борьбе с инфляцией, используя
накопленный опыт мировой практики. Тем
не менее, рассмотренные выше особенности
российской действительности вносят существенные
изменения в предполагаемые результаты
антиинфляционных мер. Без своевременной,
постоянной и умелой адаптации к условиям
России, опыта мировой теории и практики
на значительные успехи борьбы с инфляцией
рассчитывать не приходиться.
Информация о работе Контрольная работа по "Деньгам, кредиту, банку"