Контрольная работа по «Деньги, кредит, банк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 12:38, контрольная работа

Краткое описание

С точки зрения мотивационного критерия выделяют методы материальной, моральной и властной, принудительной мотивации деятельности объекта управления. В той или иной мере они используются при регулировании государством денежного обращения. Так, введение налога на покупку иностранной валюты формирует материальную мотивацию для обращения национальных денежных знаков. Властная, принудительная мотивация проявляется через установление Центральным банком доли обязательной продажи валюты фирмами-экспортерами от объема выручки.
По содержанию методы государственного регулирования связаны с организационно-распорядительными, экономическими, социально-психологическими способами воздействия на обращение денег.

Содержание

1. Основные методы регулирования денежного обращения 3
2. Банк России, как орган регулирования денежного обращения и ее метода 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 18

Вложенные файлы: 1 файл

Ячменева ТЕ_деньги,кредит,банки_контр_1.docx

— 53.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

 

 

 

Кафедра «финансов, кредита и бухгалтерского учета»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Деньги, кредит, банки

 

 

 

                                                                                                    Выполнила студентка

заочного обучения

Специальность: Экономика предприятий

и организаций

Шифр: 12041030927

Ячменева Т.Е.

Хабаровск, 2013

Оглавление

 

 

1. Основные методы регулирования  денежного обращения

В основе государственного регулирования обращения денег лежит множественность целей, преследуемых управляющей системой.

В условиях рынка основными объектами государственной регулирующей деятельности являются: денежное обращение и цены, условия конкуренции, экономический цикл, условия инвестирования, поддержание уровня занятости, торговый и платежный баланс страны, внешнеэкономические связи, социальные отношения (социальное обеспечение, трудовые и иные отношения), окружающая среда. В соответствии с классификацией объектов выделяются следующие составные элементы экономической политики государства: денежно-кредитная, налогово-бюджетная, инвестиционная, научно-техническая, промышленная, структурная, антимонопольная, региональная, внешнеэкономическая политика [5].

Реализация определенного вида политики связана с разработкой методов управления объектом, его регулирования. Метод регулирования — это способ воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей.

Методы регулирования обращения денег, как составная часть денежно- кредитной политики государства, в целом подразделяются на прямые и косвенные. Они дифференцируются по содержанию, мотивации, сферам применения. Прямые методы представляют собой непосредственное вмешательство органов государства в процесс денежного обращения. Косвенные методы могут быть финансовыми, бюджетными, налоговыми, планово-индикативными.

С точки зрения мотивационного критерия выделяют методы материальной, моральной и властной, принудительной мотивации деятельности объекта управления. В той или иной мере они используются при регулировании государством денежного обращения. Так, введение налога на покупку иностранной валюты формирует материальную мотивацию для обращения национальных денежных знаков. Властная, принудительная мотивация проявляется через установление Центральным банком доли обязательной продажи валюты фирмами-экспортерами от объема выручки.

По содержанию методы государственного регулирования связаны с организационно-распорядительными, экономическими, социально-психологическими способами воздействия на обращение денег.

Организационно-распорядительные методы регулирования обращения денег. Организационно-распорядительные методы включают в себя построение и совершенствование структур управления, установление круга полномочий, регламентацию прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, издание носящих методический характер административных распоряжений, инструкций и руководящих документов.

Классификация организационно-распорядительных методов обусловливается разделением ветвей власти на законодательную, административную и судебно-надзорную. В области государственного регулирования денежного обращения основное внимание уделяется его законодательным и административным аспектам.

Для законодательного регулирования современного устройства денежной системы Российской Федерации наибольшее значение имеют Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «О валютном регулировании и валютном контроле», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации» И др.

Так, в соответствии со ст. 140 ГК РФ «Деньги (валюта)» «рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке». Согласно ст. 141 ГК РФ «Валютные ценности» «виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законом о валютном регулировании и валютном контроле» [1].

Законодательные акты характеризуют цели и направления деятельности органов, осуществляющих регулирование денежного обращения. В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» целью валютного контроля и валютного регулирования является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций [2].

На базе законодательных актов строятся административные способы государственного воздействия на денежное обращение. Они связаны с управляющей системой (исполнительной властью страны и ее организациями) и управляемой системой. К управляющей системе относятся соответствующие правительственные министерства и комитеты (прежде всего Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Таможенный комитет), Банк России, которые издают постановления, приказы, относящиеся к вопросам денежного обращения. Так, порядок проведения валютных операций в Российской Федерации утверждается приказом Центрального банка России.

Указом Президента страны регламентируется обязательная продажа части валютной выручки и взимания экспортных пошлин.

К институтам управляемой системы относятся прежде всего кредитные организации, деятельность которых регламентируется Федеральным законом «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации».

Основные административные обязанности в области денежного обращения возложены на Центральный банк России. В частности, в соответствии со ст. 41 Закона «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации» «надзор за деятельностью кредитной организации осуществляется Банком России в соответствии с федеральными законами» [3].

Судебно-надзорные методы регулирования денежного обращения связаны:

а) с контролем за деятельностью учреждений, обеспечивающих исполнение принятых законов, соблюдение изданных указов, постановлений, инструкций (например, о наличных и безналичных расчетах, о купле-продаже иностранной валюты и др.);

б) с разбирательствами в арбитражных судах по вопросам банкротства финансовых организаций;

в) с подавлением теневой экономики, разрушительно влияющей на национальную хозяйственную систему, и др [6].

Так, в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» на денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, арест может быть наложен не иначе как судом или арбитражным судом, судьей, а также по постановлению органов предварительного следствия при наличии санкции прокурора [4].

Судебно-надзорная ветвь власти действует на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

При разрешении спорных отношений учитываются обычаи делового оборота. В случае возникновения спорных отношений и отсутствия норм права применяются нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм — исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

Экономические методы государственного регулирования обращения денег. Приоритет в области регулирования денежного обращения принадлежит экономическим методам. Экономические методы государственного регулирования обращения денег включают в себя косвенные способы воздействия на него, применение определенного набора экономических инструментов.

Инструменты экономической политики государства достаточно условно в целом подразделяются на рыночные и нерыночные.

Все государства мира используют богатый инструментарий воздействия на хозяйственную жизнь. Экономическая политика исполнительных органов власти включает в себя: лицензирование, регламентацию, антимонопольные и антидемпинговые мероприятия, мониторинг состояния наиболее важных рынков, регистрацию, квотирование, разработку планов, программ, прогнозов, стандартов и нормативов, установление раздела продукции при разработке природных месторождений, пределов заработной платы, тарифов, налогов, сборов, пошлин, изменение ставки рефинансирования, предоставление финансовых и иных льгот, определение направлений государственных капиталовложений, проведение операций на открытом рынке, валютных интервенций, манипулирование нормой обязательных резервов, выдачу кредитов (для малого предпринимательства, сельскому хозяйству, иностранным государствам), предоставление гарантий и поручительств и др.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными инструментами и методами денежно-кредитной политики являются: а) процентные ставки по операциям Банка России; б) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

в) операции на открытом рынке; г) рефинансирование кредитных организаций; д) валютные интервенции; е) установление ориентиров роста денежной массы; ж) прямые количественные ограничения; з) эмиссия облигаций от своего имени.

По сфере применения экономические методы могут быть общими, направленными на всю систему денежного обращения, и локальными, используемыми к ее отдельным частям, например только к безналичным расчетам или валютным операциям.

Социально-психологические методы государственного регулирования обращения денег. Социально-психологические методы государственного регулирования обращения денег — наименее разработанная проблема в теории и практике. О них вспоминают, как правило, только в периоды тяжелых финансовых потрясений, когда возникает паника на рынках, резко проявляются инфляционные ожидания, т. е. предчувствие негативных изменений в денежном обращении.

Грамотное применение социально-психологических методов позволяет их своевременно нейтрализовать и избежать неконтролируемого роста цен в периоды денежных реформ. Непонимание и недооценка необходимости использования и содержания социально-психологических методов в управлении денежным обращением способны привести к разрушению товарного и денежного рынка, как это было в августе 1998 г.

Сегодня в России инфляционные ожидания питаются несоответствием ощущений большинства населения тону официальной пропаганды, проблемами внешнего и внутреннего государственного долга и непомерным бременем его обслуживания, коррумпированностью непрерывно разбухающего государственного аппарата, непрерывной пропагандой предстоящих «непопулярных» мер в области тарифов на жилье и бытовые услуги, неудачами в борьбе с системой неплатежей, практически полной зависимостью состояния дел во внутренней экономике от конъюнктуры мировых цен на энергоносители, незатухающим очагом гражданской войны, масштабами преступности, открытой пропагандой насилия в средствах массовой информации и т. д. За последние пятнадцать лет в общественном сознании понятие «реформа» оказалось прочно увязано с негативным воздействием на благосостояние большинства населения страны. 
2. Банк России, как орган регулирования денежного обращения и ее метода

Регулирование денежного кредитного обращения в РФ возложено на Банк России. В соответствии с Федеральным законом  «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 12 апреля 1995 г. основными инструментами и методами являются:

    • процентные ставки по операциям Банка России;
    • нормативы обязательных резервов;
    • операции на открытом рынке;
    • рефинансирование банков;
    • депозитные операции;
    • валютное регулирование;
    • установление ориентиров роста денежной массы;
    • прямые количественные ограничения.

Процентные ставки по операциям Банка России. Последний может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Процентные ставки Банка России - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Это ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки «репо» и др. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. Примером могут служить депозитные операции этого банка, которые осуществляются с 1997 г. Свободные средства коммерческих банков принимались в депозит в январе-сентябре 1999 г. по фиксированной ставке - от 0,6 до 28% годовых (средневзвешенная ставка составила 18,02% годовых). В 1999 г. депозитные операции осуществлялись на стандартных условиях на один день, на одну неделю, на две недели. Банк России ежедневно объявляет рынку процентные ставки по привлечению средств в депозиты и заключает депозитные сделки.

Нормативы обязательных резервов - это беспроцентные обязательные вклады кредитных организаций в Банке России. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров Банка России в процентах к обязательствам кредитных организаций. Нормативы не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов.

Резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами. Однако основное назначение нормативов обязательных резервов - регулирование денежного обращения. Рассмотрим механизм этого регулирования. Фактические резервы банка равны сумме обязательных резервов и избыточных резервов. Банк выдает кредит только в размере избыточных резервов. Банковская система, как известно, создает деньги. Количество новых кредитных денег определяется с помощью банковского мультипликатора, который представляет собой процесс увеличения объема денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому:

Информация о работе Контрольная работа по «Деньги, кредит, банк»