Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 17:20, лекция
1) Кредитование базируется на ресурсах каждого конкретного банка (собственных и привлеченных).
2)Кредитование осуществляется на договорной основе. Отношения между банком-кредитором и заёмщиком регулируются кредитным договором.
1. Основные принципы и черты кредитования.
2. Порядок и способы предоставления и погашения кредитов.
3. Этапы экономической работы с клиентом.
4. Кредитный договор. Перечень документов, предоставляемых заёмщиком (юр.лицом) в банк
Тема 5.2.Кредитные правоотношения. Кредитный договор.
1. Основные принципы и черты кредитования.
2. Порядок и способы предоставления и погашения кредитов.
3. Этапы экономической работы с клиентом.
4.
Кредитный договор.
Перечень документов,
предоставляемых заёмщиком (юр.лицом)
в банк
1. Основные принципы и черты кредитования.
1) Кредитование базируется на ресурсах каждого конкретного банка (собственных и привлеченных).
2)Кредитование осуществляется на договорной основе. Отношения между банком-кредитором и заёмщиком регулируются кредитным договором.
3) Кроме традиционных принципов кредитования (срочность, платность, возвратность) должны соблюдаться следующие: целевой характер кредита; обеспеченность кредита, которая определяется наличием рынка сбыта продукции, высоким качеством продукции, т.е. наличием постоянной выручки; использование дополнительных форм обеспечения возвратности кредита (залога, поручительств, гарантий, страхования кредита, цессии); оценка кредитоспособности клиента.
4) При недостатке кредитных ресурсов коммерческий банк может получить кредит в ЦБ РФ, другом коммерческом банке или договориться о выдаче консорциального кредита.
2. Порядок и способы предоставления и погашения кредитов.
Метод кредитования - это способ выдачи и погашения кредита в соответствии с принципами кредитования. Кредит предоставляется в следующем порядке:
а) юридическим лицам – только в безналичном порядке, т.е. зачислением денежных средств на расчётный или корреспондентский счёт.
б) физическим лицам - в безналичном порядке (зачислением денежных средств на банковский счёт клиента); наличными денежными средствами через кассу банка. Предоставление кредита в иностранной валюте (юридическим и физическим лицам) – уполномоченными банками в безналичном порядке.
В зависимости от характера деятельности и потребностей клиента кредиты могут предоставляться следующими способами:
1)Целевой разовый кредит: разовое зачисление суммы кредита на счёт заёмщика или разовая выдача наличных денег заёмщику-физическому лицу;
2)Открытие кредитной линии, т.е. заключение соглашения (договора), по которому заёмщик имеет право получать и использовать в течение обусловленного срока денежные средства в пределах лимита. Лимит кредитования рассчитывается исходя из потребностей заёмщика и его финансового положения. Кредитная линия открывается надёжным клиентам и, как правило, под обеспечение ликвидного имущества заёмщика, гарантии или поручительства;
3)Кредитование банковского счёта заёмщика (расчётного, корреспондентского) т.е. овердрафт. Овердрафт – вид краткосрочного кредита, который предоставляется заёмщику для осуществления платежей при недостатке или отсутствии средств на его счёте, т.е. для оплаты расчётных документов на сумму, превышающую остаток средств на его счёте. Возможность овердрафта оговаривается при открытии счёта; овердрафт допускается по счетам юридических и физических лиц. Банк устанавливает предельный размер овердрафта, срок и размер платы за него. При овердрафте в погашение задолженности банку направляются все суммы, зачисляемые на счёт клиента; 4)Консорциальный (синдицированный кредит)- предоставляется несколькими банками одному заемщику;
5)Кредиты для финансирования долговых обязательств: учёт векселей; факторинг.
Кредит выдаётся на основании распоряжения. Заёмщику открывается ссудный счёт. Все документы подшиваются в кредитное дело (досье). Банк – кредитор обязан создавать резервы на возможные потери по ссудам (РВПС). РВПС формируется за счёт отчислений по установленным нормативам, в зависимости от группы риска, к которой относится выданный кредит. За счёт РВПС списываются потери по нереальным для взыскания ссудам. РВПС относится на расходы банка.
Порядок погашения кредитов: 1)Юридическими лицами (только в безналичном порядке): а) списанием денежных средств со счёта заёмщика по его платёжному поручению; б) списанием денежных средств со счёта заёмщика (безакцептным) на основании платёжного требования банка – кредитора, в очередности, установленной законодательством, если в договоре предусмотрена возможность безакцептного списания.
2)Физическими лицами (в безналичном порядке или наличными деньгами): а) перечислением средств со счёта заёмщика на основании письменного распоряжения; б) переводом денежных средств заёмщиков через органы связи или другие кредитные организации; в) взносом наличными в кассу банка – кредитора на основании приходного кассового ордера; г) удержанием из заработной платы (если заёмщик – работник банка, выдавшего кредит) на основании заявления или договора.
Порядок погашения кредита и уплаты процентов указывается в кредитном договоре.
Проценты начисляются на остаток задолженности по основному долгу на начало операционного дня. В первую очередь со счёта списывается сумма процентов, а затем сумма основного долга. Погашение кредита в иностранной валюте – только в безналичном порядке. При отсутствии средств у заёмщика сумма долга и процентов переносится на соответствующие счета по учёту просроченной задолженности по кредиту и процентам. Задолженность, признанная безнадёжной и/или нереальной для взыскания списывается за счёт созданного резерва на возможные потери по ссудам, а при его недостатке относится на убытки отчётного года. Списанная непогашенная задолженность отражается за балансом (т.е. не аннулируется) в течение не менее 5 лет с целью наблюдения за возможностью взыскания.
3. Этапы экономической работы с клиентом.
Следует рассматривать несколько этапов экономической работы с клиентом при кредитовании, подробное содержание которых изложены в теме 5.4.
1 ЭТАП: Рассмотрение кредитных заявок и представленных документов.
2 ЭТАП: Оценка кредитоспособности заёмщика и принятие решения о возможности предоставления кредита. Результат 1 и 2 этапов – составление специалистом кредитного отдела заключения о целесообразности выдачи кредита. Работа кредитного отдела тесно связана с другими подразделениями банка: юридическим, бухгалтерией, службой безопасности, отделом методологии кредитных операций и др.
3 ЭТАП: Подготовка и заключение Кредитного договора, документов по обеспечению кредита, выдача кредита.
4 ЭТАП: Кредитный мониторинг. В процессе индивидуального контроля работник банка должен оценить: качество кредита (изменение финансового положения клиента и его способности погасить кредит), соблюдение условий кредитного договора, состояние залога, гарантий, поручительств (изменились ли условия, влияющие на стоимость залога или возможность поручителя выполнить взятые на себя обязательства), прибыльность (продолжает ли кредитная операция давать достаточную прибыль). В результате контроля должны выявляться проблемные кредиты, т.е. кредиты, по которым вероятно возникновение проблем с выплатой процентов и основной суммы долга. Подробнее о признаках таких кредитов говорится в теме 5.4.
4. Кредитный договор.
Кредитный договор составляется в письменной форме. Форма типового кредитного договора разрабатывается кредитным и юридическим отделом. Претензии сторон по договору могут рассматриваться в судебном порядке. Составляется на весь срок пользования ссудой и на всю ее сумму; подписывается руководителем банка и заемщиком; визируется экономистом, начальником кредитного отдела, юристом, начальником службы безопасности. В случае объективной необходимости с согласия сторон в договор могут вноситься изменения. В договоре не должно быть пунктов, противоречащих друг другу, взаимоисключающих друг друга, допускающих двойное толкование. В договоре фиксируются основные условия кредита, разработанные применительно к конкретному заемщику. Типовое содержание договора: стороны по договору, цель и сумма кредита, условия предоставления и погашения (вид, форма), размер процентной ставки и возможность пересмотра, порядок уплаты основного долга и процентов по нему, обязательство заемщика по обеспечению возвратности кредита, функции заемщика и кредитора, санкции за полное или частичное неисполнение обязательств, возможность проверки целевого использования заемных средств, финансового состояния заемщика, наличия, сохранности и достаточности обеспечения, перечень отчетных документов и сроки их представления.
Возможна
пролонгация кредита: заемщик представляет
в банк обоснованное ходатайство на перенос
срока погашения кредита; далее кредитный
комитет рассматривает этот вопрос после
тщательного изучения причин, вызвавших
финансовые затруднения заемщика и проводит
оценку кредитоспособности заемщика на
данный момент. Пролонгация оформляется
дополнительным соглашением к кредитному
договору и подписывается обеими сторонами.
Перечень
документов, предоставляемых
заёмщиком (юр.лицом)
в банк
Для рассмотрения кредитной заявки и решения вопроса о возможности выдачи ссуды клиент представляет в банк определенный перечень документов (характер документов может быть различным для разных групп заёмщиков, для разных объектов кредитования).
1. Заявление (ходатайство) заёмщика: реквизиты заёмщика, сумма, срок и цели кредита.
2. Анкета заёмщика
3. Если заёмщик не является клиентом данного банка:
- учредительные
документы (устав,
- карточка
с образцами подписей и
4. Финансовые документы:
5. Технико-экономическое
обоснование использования
6. Документы,
подтверждающие кредитуемую
7. Для
новых предприятий (фирм): бизнес-план,
в котором даётся описание
предприятия и отрасли,
8. Документы,
подтверждающие наличие
Информация о работе Кредитные правоотношения. Кредитный договор