Кредитование корпоративных клиентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Сложившаяся в экономике нашей страны ситуация требует создания условий для активизации деятельности предприятий реального сектора экономики. Этому в значительной степени способствовало бы формирование в нашей стране цивилизованного рынка банковских услуг для корпоративных клиентов. Его создание и развитие положительно сказалось бы не только на работе кредитных учреждений и состоянии межбанковской конкуренции, но и на функционировании самих корпоративных клиентов, а, следовательно, и реального сектора отечественной экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 80.17 Кб (Скачать файл)

Прием от населения платежей в пользу юридических лиц и предпринимателей, как правило, характерно при централизованном оказании услуг (регистрационные, страховые, агентские, коммунальные и др.) в одном или нескольких местах (офисах) при широком географическом охвате территории и отсутствии собственной филиальной сети или касс приема платежей, при большом количестве клиентов — физических лиц.

Наибольшей популярностью пользуются также такие активные услуги банка, как кредитование, затем вексельные схемы расчетов и электронный документооборот с использованием системы «Банк-клиент», но самым доходным остается пакет с использованием кредитования. Учитывая отраслевое разделение клиентской базы и проведя выборку клиентов, пользующихся данными пакетами услуг, можно сделать вывод, что данные пакеты услуг наиболее востребованы торговыми организациями (оптовая торговля), заинтересованными в быстром документообороте (Банк-клиент), имеющими потребность в пополнении оборотных средств (Кредитование), в крупных налично-денежных расчетах (Векселя).

Также данный пакет популярен у строительных организаций и предприятий, осуществляющих введение новых производственных мощностей, офисов, т. е. имеющих долговременные финансовые вложения в создание основных средств, и нуждающихся в кредитных ресурсах.

Сегодня по-прежнему важной составляющей бизнеса для большинства российских банков остается оказание услуг корпоративным - клиентам.

Существующие критерии для классификации корпоративных клиентов, традиционно применяемые банками, можно обобщить в форме, которая представлена в таблице 2., в которой перечислены возможные критерии для классификации корпоративных клиентов.

 

Таблица 2.

Критерии для классификации корпоративных клиентов*

Критерий

Вид корпоративного клиента

по форме собственности

государственные, негосударственные, ООО, ОАО, ЗАО, ПБОЮЛ, некоммерческие партнерства

по источникам финансирования деятельности

бюджетные, небюджетные (коммерческие, общественные)

по объему операций

крупные, средние, мелкие

по сложности организационно-правовой структуры

Отдельные самостоятельные предприятия, с доч./зав. общ.

по отраслевой принадлежности

Производственные/промышленные предприятия, торговые предприятия, предприятия сферы обслуживания, сельскохозяйственные предприятия и др.

по индивидуальному восприятию

«осторожные», «открытые», «закрытые»


 

* Источник: [10, с. 150]

Как правило, в список корпоративных клиентов попадают те клиенты, которые имеют значительный объем выручки и высокий уровень суммарных оборотов по всем счетам в банке, который устанавливается индивидуально каждой кредитной организацией. Дополнительно могут учитываться такие критерии, как особенности производства клиента, величина оборотных средств, величина обязательств, величина краткосрочной и долгосрочной задолженности клиента. На практике банки используют этот подход для любых целей отнесения существующих корпоративных клиентов к категориям крупного, среднего и малого бизнеса. Причем в зависимости от специфики бизнеса банка, могут приниматься различные вариации. Если банк имеет ряд стратегически важных клиентов, то используется следующая градация: стратегические корпоративные клиенты, крупные корпоративные клиенты, и т.д.

Следует отметить, что ряд крупных российских банков использует в своей работе деление корпоративных клиентов по определенной социально — демографической схеме. Банк предлагает корпоративному клиенту ряд ориентированных банковских услуг, сущность которых заведомо связана с характеристиками определенного социального сегмента и сотрудников клиента.

Классифицируя корпоративных клиентов по финансовым показателям, большинство экономистов разделяют корпоративных клиентов в зависимости от классности клиента в качестве заемщика. Первоклассные корпоративные клиенты − компании, продажа банковских продуктов которым рассматривается банком в качестве наиболее предпочтительной (приоритетной), вследствие чего сотрудничество с такими клиентами производится на более выгодных для них, нежели для остальных клиентов, условиях.

Обобщая современную банковскую практику классификации корпоративных клиентов, можно выделить две группы критериев: абсолютные и относительные.

К абсолютным можно отнести: объем выручки, финансовую устойчивость, положение на рынке, характер управления бизнесом, финансовые потоки, опыт работы на рынке, рентабельность деятельности.

Из относительных критериев можно выделить следующие: кредитная история, открытость, суммарный объем исковых рисков.

 

 

 

Глава 2. Виды кредитов, выдаваемые корпоративным клиентам

К наиболее значимым видам кредитования корпоративных клиентов относят следующие:

  1. краткосрочное кредитование;

  1. кредитование расчетного (текущего) счета (овердрафт);

  1. предоставление долгосрочных кредитов;

  1. организация проектного финансирования;

  1. организация синдицированного кредитования;

  1. лизинговые операции;

  1.  ипотечное кредитование;
  1. факторинг;

  1. предоставление банковских гарантий;

  1. авалирование векселей третьих лиц.

Краткосрочное кредитование

Краткосрочное коммерческое кредитование предназначено для удовлетворения потребностей клиента в краткосрочном финансировании. Краткосрочные коммерческие кредиты используются для финансирования разрывов платежного баланса торговых и производственных предприятий, при недостатке средств на расчетном счете, краткосрочных коммерческих операциях, ускорении оборота активов предприятий в качестве страховки при задержке платежей поставщиков и иных целей. Краткосрочные кредиты, как правило, могут быть предоставлены на срок до 30 дней на следующие цели:

- пополнение оборотных  средств (покупка товаров, комплектующих, расходных материалов и т.п.);

- финансирование краткосрочных  разрывов в платежах.

Наибольший интерес краткосрочные кредитные продукты могут представлять для следующих групп: предприятия оптовой и розничной торговли для увеличения оборота; производственные предприятия, производящие продукцию для конечного потребителя для: увеличения оборота; производственные предприятия в целом, в целях выплаты заработной платы, налогов или покрытия дефицита, возникающего при стабильном функционирования предприятия в силу структуры денежного потока; дистрибьюторы; импортеры.

Краткосрочное кредитование может осуществляться в виде возобновляемой кредитной линии с установлением общего лимита и предоставлением кредитных траншей. Размер лимита кредитования определяется финансовым состоянием заемщика. Ставка по кредиту определяется в зависимости от срока кредита и категории риска заемщика, присваиваемого в рамках процедуры анализа его кредитоспособности [17, с.457].

Кредитование расчетного (текущего) счета (овердрафт)

Представляет собой банковский кредит, проводимый через текущий счет клиента, что позволяет снимать деньги со счета постепенно в пределах данного кредита.

Иными словами, овердрафт — банковский кредит, который выглядит как возможность тратить с текущего счета больше, чем есть в наличии. То есть, овердрафт берется в любой момент в случае необходимости и гасится при первой возможности. Как правило, максимальный срок овердрафта невелик. Овердрафт (англ. Overdraft — сверх плана) — особая форма предоставления краткосрочного кредита клиенту банка в случае, когда величина платежа превышает остаток средств на счете клиента. В этом случае банк списывает средства со счета клиента в полном объеме, то есть автоматически предоставляет клиенту кредит на сумму, превышающую остаток средств. В результате овердрафта у банка образуется, говоря бухгалтерским языком, дебетовое сальдо. Право пользования овердрафтом предоставляется наиболее надежным клиентам банка по договору, в котором устанавливается максимальная сумма овердрафта, условия предоставления кредита по овердрафту, порядок его погашения. Овердрафт отличается от обычных кредитов тем, что в погашение задолженности направляются все суммы, поступающие на текущий счет клиента [18, с.102].

Предоставление долгосрочных кредитов

Долгосрочный кредит — кредит, предоставляемый на срок свыше года и используемый в основном в качестве инвестиционного капитала.

Изучение долгосрочного кредитования проводится в соответствии с системообразующими атрибутами, среди которых:

1) элементы: кредиторы, заемщики, инициаторы проектов, объекты кредитования, конкуренты, поставщики, товары или  услуги и другие;

2) отношения между элементами: отношения сотрудничества, конкуренции, нейтралитета, а также вещественные, энергетические, транспортные, денежные потоки;

3) законы: экономические  законы: закон стоимости, закон спроса  и предложения, законы кредита  и др.; основополагающие законы  функционирования сложных систем: рамки существующего правового «поля».

Объект кредитования является важным звеном любой кредитной сделки и в значительной степени определяет характер кредитных отношений. Объекты представляют собой то, на что направлена ссуженная стоимость. Из данного нами выше определения долгосрочного кредита следует, что объект долгосрочного кредитования — капитальные вложения.

Организация проектного финансирования

Инвестиционный кредит выступает как форма предоставления долгосрочной ссуды на условиях платности, срочности и возвратности, при которой банк имеет право на возврат основной суммы долга и процентных платежей, но не приобретает права по совместной хозяйственной деятельности. Вместе с тем этот вид кредитования имеет определенные отличия от других кредитных сделок, в числе которых специфика целевого назначения кредита, более значительный срок предоставления и высокая степень риска. Для уменьшения инвестиционных рисков российские банки, осуществляющие инвестиционное кредитование, предъявляют ряд дополнительных условий. Наиболее распространенными из условиями являются следующие:

- приобретение контрольного  пакета акций предприятия;

- обеспечение финансовыми  гарантиями правительства, надежных  банков;

- обеспечение высоколиквидным  залогом;

- долевое участие.

Поскольку инвестиционный кредит выдается на длительные сроки, при оценки инвестиционных рисков в ходе рассмотрения кредитной заявки или инвестиционного проекта важное значение имеет не только анализ текущей кредитоспособности заемщика и его кредитная история, но и учет динамики финансового состояния предприятия [23, с.24].

Инвестиции в создание и развитие предприятий и организаций включают два вида: вложения в хозяйственную деятельность других предприятий и вложения в собственную деятельность банка. Вложения банка в хозяйственную деятельность сторонних предприятий и организаций осуществляются посредством участия в их капитальных затратах, формирований или расширении уставного капитала. При участии в уставном капитале путем покупки акций, паев, долей коммерческие банки становятся совладельцами уставного капитала и приобретают все права, которыми в соответствии с законом обладают акционеры и участники предприятия. Вложение в создание и развитие сторонних предприятий также имеют место при учредительской деятельности банка, когда последний является учредителем (соучредителем) финансовых и нефинансовых компаний и их объединений.

Учреждаемые коммерческими банками организации относятся преимущественно к финансовой сфере (инвестиционные фонды и компании, брокерские фирмы, инвестиционные консультанты, лизинговые и факторинговые фирмы, депозитарные и клиринговые институты, страховые фирмы, негосударственные пенсионные фирмы, холдинги, финансовые группы и т.п.) или сфере услуг (финансовое консультирование, информация и пр.).

Участие банков в хозяйственной деятельности предприятия и организации обусловлено различными мотивами:

- установление финансового контроля над инвестициями;

- диверсификация рисков и повышения прибыльности банковского бизнеса;

  • расширение зоны влияния, видов услуг, предоставляемых клиентам с целью упрочнения положения банка на различных рынках;

  • расширение ресурсной и клиентской базы посредством создания сети дочерних финансовых институтов;

  • увеличение денежных потоков в распоряжении банка через каналы дочерних и зависимых организаций;

Информация о работе Кредитование корпоративных клиентов