Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 17:29, курсовая работа
Сложившаяся в экономике нашей страны ситуация требует создания условий для активизации деятельности предприятий реального сектора экономики. Этому в значительной степени способствовало бы формирование в нашей стране цивилизованного рынка банковских услуг для корпоративных клиентов. Его создание и развитие положительно сказалось бы не только на работе кредитных учреждений и состоянии межбанковской конкуренции, но и на функционировании самих корпоративных клиентов, а, следовательно, и реального сектора отечественной экономики.
Прием от населения платежей в пользу юридических лиц и предпринимателей, как правило, характерно при централизованном оказании услуг (регистрационные, страховые, агентские, коммунальные и др.) в одном или нескольких местах (офисах) при широком географическом охвате территории и отсутствии собственной филиальной сети или касс приема платежей, при большом количестве клиентов — физических лиц.
Наибольшей популярностью пользуются также такие активные услуги банка, как кредитование, затем вексельные схемы расчетов и электронный документооборот с использованием системы «Банк-клиент», но самым доходным остается пакет с использованием кредитования. Учитывая отраслевое разделение клиентской базы и проведя выборку клиентов, пользующихся данными пакетами услуг, можно сделать вывод, что данные пакеты услуг наиболее востребованы торговыми организациями (оптовая торговля), заинтересованными в быстром документообороте (Банк-клиент), имеющими потребность в пополнении оборотных средств (Кредитование), в крупных налично-денежных расчетах (Векселя).
Сегодня по-прежнему важной составляющей бизнеса для большинства российских банков остается оказание услуг корпоративным - клиентам.
Существующие критерии для классификации корпоративных клиентов, традиционно применяемые банками, можно обобщить в форме, которая представлена в таблице 2., в которой перечислены возможные критерии для классификации корпоративных клиентов.
Таблица 2.
Критерии для классификации корпоративных клиентов*
Критерий |
Вид корпоративного клиента |
по форме собственности |
государственные, негосударственные, ООО, ОАО, ЗАО, ПБОЮЛ, некоммерческие партнерства |
по источникам финансирования деятельности |
бюджетные, небюджетные (коммерческие, общественные) |
по объему операций |
крупные, средние, мелкие |
по сложности организационно-правовой структуры |
Отдельные самостоятельные предприятия, с доч./зав. общ. |
по отраслевой принадлежности |
Производственные/промышленные предприятия, торговые предприятия, предприятия сферы обслуживания, сельскохозяйственные предприятия и др. |
по индивидуальному восприятию |
«осторожные», «открытые», «закрытые» |
* Источник: [10, с. 150]
Как правило, в список корпоративных клиентов попадают те клиенты, которые имеют значительный объем выручки и высокий уровень суммарных оборотов по всем счетам в банке, который устанавливается индивидуально каждой кредитной организацией. Дополнительно могут учитываться такие критерии, как особенности производства клиента, величина оборотных средств, величина обязательств, величина краткосрочной и долгосрочной задолженности клиента. На практике банки используют этот подход для любых целей отнесения существующих корпоративных клиентов к категориям крупного, среднего и малого бизнеса. Причем в зависимости от специфики бизнеса банка, могут приниматься различные вариации. Если банк имеет ряд стратегически важных клиентов, то используется следующая градация: стратегические корпоративные клиенты, крупные корпоративные клиенты, и т.д.
Следует отметить, что ряд крупных российских банков использует в своей работе деление корпоративных клиентов по определенной социально — демографической схеме. Банк предлагает корпоративному клиенту ряд ориентированных банковских услуг, сущность которых заведомо связана с характеристиками определенного социального сегмента и сотрудников клиента.
Классифицируя корпоративных клиентов по финансовым показателям, большинство экономистов разделяют корпоративных клиентов в зависимости от классности клиента в качестве заемщика. Первоклассные корпоративные клиенты − компании, продажа банковских продуктов которым рассматривается банком в качестве наиболее предпочтительной (приоритетной), вследствие чего сотрудничество с такими клиентами производится на более выгодных для них, нежели для остальных клиентов, условиях.
Обобщая современную банковскую практику классификации корпоративных клиентов, можно выделить две группы критериев: абсолютные и относительные.
К абсолютным можно отнести: объем выручки, финансовую устойчивость, положение на рынке, характер управления бизнесом, финансовые потоки, опыт работы на рынке, рентабельность деятельности.
Из относительных критериев можно выделить следующие: кредитная история, открытость, суммарный объем исковых рисков.
Глава 2. Виды кредитов, выдаваемые корпоративным клиентам
Иными словами, овердрафт — банковский кредит, который выглядит как возможность тратить с текущего счета больше, чем есть в наличии. То есть, овердрафт берется в любой момент в случае необходимости и гасится при первой возможности. Как правило, максимальный срок овердрафта невелик. Овердрафт (англ. Overdraft — сверх плана) — особая форма предоставления краткосрочного кредита клиенту банка в случае, когда величина платежа превышает остаток средств на счете клиента. В этом случае банк списывает средства со счета клиента в полном объеме, то есть автоматически предоставляет клиенту кредит на сумму, превышающую остаток средств. В результате овердрафта у банка образуется, говоря бухгалтерским языком, дебетовое сальдо. Право пользования овердрафтом предоставляется наиболее надежным клиентам банка по договору, в котором устанавливается максимальная сумма овердрафта, условия предоставления кредита по овердрафту, порядок его погашения. Овердрафт отличается от обычных кредитов тем, что в погашение задолженности направляются все суммы, поступающие на текущий счет клиента [18, с.102].