Кредитование малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы на рынке кредитования малого бизнеса происходят достаточно значимые изменения.
Первое, что хотелось бы отметить — банки, и государство стали уделять этому сегменту больше внимания. Например, уже реализуется ряд программ — и на уровне областей, и на уровне Минэкономразвития — связанных с разделением в том или ином виде рисков по кредитованию банками малого бизнеса. Это и система компенсации стоимости поручительства, и инструментарий поручительства со стороны государственных фондов.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Кредитование малого бизнеса.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Кредитование  малого бизнеса

 

Оглавление

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В последние  годы на рынке кредитования малого бизнеса  происходят достаточно значимые изменения.

Первое, что  хотелось бы отметить — банки, и  государство стали уделять этому  сегменту больше внимания. Например, уже реализуется ряд программ — и на уровне областей, и на уровне Минэкономразвития — связанных с разделением в том или ином виде рисков по кредитованию банками малого бизнеса. Это и система компенсации стоимости поручительства, и инструментарий поручительства со стороны государственных фондов.

Начата реализация программы по поддержке экспортно-ориентированных  предприятий.

В целом, все  эти позитивные изменения позволяют  говорить о том, что начинает появляться реально работающий механизм по государственному содействию развитию малого бизнеса.

В 2011 году портфель кредитов МСБ вырос только на 19%, до 3,8 трлн рублей, заметно отстав по темпам развития от розницы и ссуд крупному бизнесу.

Сказались уход заемщиков в тень из-за роста социальных страховых взносов и смещение приоритетов банков из топ-301 в сегмент крупного бизнеса на фоне перебоев с ликвидностью.

В 2012 году крупные  банки смогут нарастить долю рынка, сделав ставку на консультирование заемщиков и адаптацию к сегменту МСБ розничных технологий.

Небольшие банки, напротив, могут замедлить рост из-за изменений в продуктовой линейке МСП Банка.

Поэтому итоговые темпы прироста ожидаются на уровне 20-22%, что немногим лучше результата 2011 года.

 

Кредитование  малого бизнеса в России – настоящее  и будущее

Кредитование малого бизнеса в России одно из самых актуальных и перспективных направлений деятельности банков. Минэкономразвития говорит о том, что в 2010 году потребность предприятий в кредитовании оценивалась примерно в 700-800 млрд. рублей, хотя сумма реально выданных банками кредитов оказалась в несколько раз меньшей – около 250 млрд. рублей. На рынке кредитования России возникла очень интересная ситуация: банки вроде бы готовы кредитовать, малый бизнес нуждается в кредитах, но, согласно статистике, количество предпринимателей, пользующихся кредитованием, не превышает 50 %.

Банкиры, говоря об этой проблеме, акцентируют внимание на том, что положительно на кредитование малого бизнеса влияет “прозрачность” деятельность предприятия. Если предприятие использует в своей деятельности не совсем легальные схемы, работает так сказать «в тени», то банк неохотно будет сотрудничать с такими бизнесменами.

Повышение социальных страховых взносов обернулось снижением прозрачности заемщиков, а не повышением объема собираемых средств. По данным Минфина, в 2011 году взносов было собрано только на 1% больше, чем в 2010-м. Как и прогнозировал «Эксперт РА», бизнес с большой долей оплаты труда в расходах массово ушел в тень. Сами банки ставят фактор непрозрачности заемщиков на первое место среди барьеров для роста кредитования МСБ.

Зачастую “выход из тени” грозит потерей конкурентных преимуществ, по причине того, что  конкуренты обеспечат себе более  стабильное финансовое положение, продолжая работать по “серым” схемам.

Таким образом, низкая легитимность бизнеса, фигурирующая в бухгалтерских отчётах, становится основанием для отказа в получении  кредита.

Однако более  высокая прибыль сопряжена с  увеличением налогового бремени.

Это чревато  для предприятия значительным снижением  прибыли и потерей конкурентоспособности. Получается замкнутый круг. Тем бизнесменам, кто всё-таки хочет из него вырваться, банкиры приводят следующую закономерность.

Чаще всего, повышение легитимности бизнеса на 25-30% даёт предприятиям возможность воспользоваться кредитными инструментами, выгода от которых уже через небольшой период времени покроет увеличившуюся налоговую нагрузку.

Таблица 1 –  Главной проблемой рынка остается непрозрачность заемщика

Фактор

Место по значимости

Непрозрачность  заемщика МСБ

1

Отсутствие  залогового обеспечения у МСБ

2

Плохое качество залогового обеспечения МСБ

3

Необходимость создавать повышенные резервы по ссудам, выданным заемщикам МСБ, из-за неполноты отчетности и/или искажения финансового результата субъекта МСБ

 

4

Неразвитость  законодательства

5

Отсутствие  у МСБ понимания сути банковских продуктов

6

Высокие процентные ставки по кредитам МСБ

7

Нехватка квалифицированных  кадров

8

Недостаточность наработанного банками опыта кредитования МСБ

9

Недостаточное развитие филиальных сетей банков

10


 

По мнению «Эксперта  РА», три первых пункта, указанные  в таблице 1, являются главными системными точками, используя которые государство способно придать рынку сильный импульс развития.

Примечательно, что свои собственные проблемы (нехватка квалифицированных кадров, недостаточность  опыта кредитования МСБ, недостаточное  развитие филиальных сетей банков) банки ставят на последние места.

Таблица 2 - Рэнкинг банков по объемам выданных МСБ кредитов

 

Место по итогам 2011г.

Рейтинг кредито-способ-ности «Эксперта РА»

 

 

лицензии

 

 

 

Банк

 

Объем кредитов, выданных МСБ, тыс.руб.

Темп прироста 2011/2010 %

 

2011г.

 

2010г.

1

-

1481

ОАО «Сбербанк  России»

712 802 947

515 907 885

38,16

2

-

3251

ОАО «Промсвязьбанк»

367 846 685

77 249 026

376,18

3

-

2275

ОАО «УРАЛСИБ»

272 011 310

229 205 006

18,68

4

-

1623

ВТБ 24 (ЗАО)

131 353 242

41 554 823

216,10

5

-

1439

Банк «Возрождение»

94 803 375

63 875 160

48,42

6

А+

2210

ТКБ (ЗАО)

59 501 741

28 487 964

108,87

7

-

2590

ОАО «АК БАРС»  Банк

38 967 651

18 240 885

113,63

8

А+

918

«Запсибкомбанк» ОАО

28 860 650

18 515 232

55,88

9

-

2771

КБ «ЮНИАСТРУМ БАНК» (ООО)

27 993 192

16 327 433

71,45

10

-

2225

ОАО КБ «Центр-инвест»

25 954 661

21 157 006

22,68


 

 

 

 

 

Таблица 3 - Рэнкинг банков по объему выданных в Уральском федеральном округе кредитов

 

 

 

№ лицензии

 

Банк

Объем ссуд, выданных в УФО,

млн.руб.

1

918

«Запсибкомбанк» ОАО

27 592 211

2

485

ОАО «ЧЕЛИНДБАНК»

22 273 496

3

493

Челябинвестбанк

21 181 961

4

705

ОАО «СКБ-Банк»

12 246 880

5

1623

ВТБ 24 (ЗАО)

10 582 537

6

429

ОАО «УБРиР»

8 643 928

7

107

АКБ «Инвестбанк» (ОАО)

5 803 634

8

1557

ОАО «ВУЗ-Банк»

4 930 280

9

2216

ЗАО «Банк Интеза»

3 603 109

10

2995

КБ «СТРОЙЛЕСБАНК» (ООО)

2 123 650


 

Еще одним важнейшим  условием банков, предъявляемым к  малому бизнесу, является регистрация  предприятия и осуществление  деятельности предприятия в том  регионе, где находится банк. Причем деятельность предприятия должна вестись не менее шести месяцев и быть прибыльной, поскольку гарантировать возврат выданного кредита сможет только стабильный и доходный бизнес.

Малый бизнес парирует это тем, что полная легитимность бизнеса, которая отражается в бухгалтерских  отчётах, непременно приведет к увеличению бремени налогов. Выход из тени для малого бизнеса вроде бы и нужен, но это может привести к снижению прибыли и потере  конкурентоспособности на рынке услуг. А ведь легитимная деятельность, по мнению банкиров, в частности специалистов Росинтербанка, более чем на 30% увеличивает возможность малого бизнеса пользоваться разнообразными кредитными инструментами.

Гибкая система  кредитования и индивидуальный подход к клиенту-заемщику позволит уже  через небольшой промежуток времени  снизить увеличившуюся налоговую нагрузку. Вторая проблема кредитования малого бизнеса, о которой говорят банкиры, это низкая финансовая грамотность предпринимателей. Выражается это, во-первых, в незнании, какой лучше из банковских продуктов выбрать, а, во-вторых, представители малого бизнеса не всегда эффективно используют полученные кредитные денежные средства.

Но это мнение банкиров. Предприниматели же говорят  о том, что главное проблемой, которая приводит к нежеланию  пользоваться банковскими кредитами, являются высокие процентные ставки. Специалисты отмечают, что усредненные показатели процентных ставок по кредитам для малых предпринимателей составляют порядка 15-19 % в рублях и 12-15 % в долларах США. Величина процентной ставки по кредитам во многом зависит от суммы кредита, периода пользования кредитом, от залогового обеспечения кредита, валюты, в которой он выдается.

Еще одна проблема, о которой говорит более 20 % малых  предпринимателей – это требования банка по предоставлению поручителей. В то же время, появляются банки, которые в качестве залога принимают до 50% товаров в обороте. Еще одним выходом является и предоставление гарантий и поручительства Фонда содействия кредитованию малого бизнеса, но это возможно только в тех банках, которые сотрудничают с такими Фондами.

Ситуация с  кредитованием малого бизнеса в  чем-то схожа с другим набирающим популярность банковским продуктом, таким, как кредит образовательный. Вроде и спрос есть, и предложения банков есть, а вот пользуются обучающиеся в ВУЗах кредитами пока неохотно. Но развитие экономики страны и реформа образования позволяют специалистам с оптимизмом смотреть в будущее, считая, что данный сегмент рынка кредитных услуг будет только увеличиваться, а российский рынок кредитования будет работать на уровне ведущих европейских стран.

По итогам 2011 года лидером рынка кредитования МСБ по-прежнему остается Сбербанк России, хотя за год его кредитный  портфель увеличивался медленнее рынка (на 15,6 против среднерыночных 19%). Лидер российского банковского сектора в 2011 году сделал ставку на внедрение инновационных подходов к кредитованию клиентов МСБ, что предопределило его динамику. Два ключевых подхода Сбербанка в сегменте МСБ можно назвать кредитной фабрикой (предоставление небольших кредитов на основе скоринговых программ) и фабрикой бизнес-проектов (создание набора типовых бизнес-планов, под которые заемщикам предлагается брать кредиты). Оба направления активно начали развиваться в конце 2011 года, и пока их эффективность оценивать рано.

Среди отличительных  черт кредитных фабрик – небольшой  объем займа (до 3 млн рублей), поточное принятие решений о кредитовании (иногда за счет скоринговых моделей), принципиальное обособление фронт-офиса  и бэк-офиса, практика беззалоговых кредитов. Также некоторые программы предусматривают кредитование не самого бизнеса, а предпринимателя как физического лица. 64% опрошенных «Экспертом РА» банков предлагают предпринимателям выбор из стандартных продуктов с четкими условиями. Эта модель может быть использована при кредитовании исключительно малого и микробизнеса. Малый бизнес значительных объемов кредитования абсорбировать не может. Банки начинают активнее работать с высокомаржинальным сегментом рынка – микро. Определяющим фактором становится скорость принятия решения.

Информация о работе Кредитование малого бизнеса