Кредит и его роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является более детальное следование экономической сущности кредита и его роли в рыночной экономике. Для достижения указанной цели предстоит решить задачи:
- определить понятие, экономическую сущность, принципы и функции кредита;
- показать классификацию форм и видов кредита;
- охарактеризовать кредитную систему Российской Федерации;
- определить сущность, роль и значение международного кредита;
- исследовать кредитный аспект государственной программы развития сельского хозяйства.

Вложенные файлы: 1 файл

кредит и его роль в экономике.docx

— 88.26 Кб (Скачать файл)

Фирменный (частный) кредит предоставляется экспортером иностранному импортеру в виде отсрочки платежа (от двух до семи лет) за товары. Он оформляется  векселем или по открытому счету. При вексельном кредите экспортер  выставляет переводной вексель (тратту) на импортера, который акцептует  его при получении коммерческих документов. Кредит по открытому счету основан на соглашении экспортера с импортером о записи на счет покупателя его задолженности по ввезенным товарам и его обязательстве погасить кредит в определенный срок (в середине или конце месяца). Такой кредит применяется при регулярных поставках и доверительных отношениях между контрагентами.

К фирменным кредитам относится  также авансовый платеж импортера.

Покупательский аванс (предварительная  оплата) является не только формой кредитования иностранного экспортера, но и гарантией  принятия импортером заказанного товара (например, ледокола, самолета, оборудования и др.), который трудно продать.

Банковские кредиты выступают  в денежной форме в виде учёта  векселей, подтоварных и прочих ссуд, кредитов по контокоррентному счёту, банковских акцептов и т.п.

Как отмечает С.В. Якунин, банковские международные кредиты предоставляются банками репортерам и импортерам, как правило, под залог товарно-материальных ценностей, реже предоставляется необеспеченный кредит крупным фирмам, с которыми банки тесно связаны. Общепринято создавать банковские консорциум, синдикаты, пулы для мобилизации крупных кредитных ресурсов и распределения риска. Банки экспортеров кредитуют не только национальных экспортеров, но и непосредственно иностранного импортера: кредит покупателю активно развивается с 60-х гг. Здесь выигрывает экспортер, так как своевременно получает инвалютную выручку за счет кредита, предоставленного банком экспортера покупателю, а импортер приобретает необходимые товары в кредит.

Крупные банки предоставляют  акцептный кредит в форме акцепта  тратты. При этом акцептант становится непосредственным плательщиком по векселю, но за счет средств должника (трассата акцептном рынке акцептованные переводные векселя в разных валютах свободно продаются. брокерский кредит - промежуточная форма между фирменным и банковским кредитами. Брокеры заимствуют средства у банков; роль последних уменьшается.

Межгосударственные кредиты  предоставляются на основе межправительственных соглашений. Международные финансовые институты ограничиваются небольшими кредитами, которые открывают доступ заемщикам к кредитам частных  иностранных банков.

С 2000-х гг. активно развивается проектное финансирование (кредитование) совместно с несколькими кредитными учреждениями (иногда до 200) без привлечения средств из государственного бюджета.

Структура иностранных обязательств банковского сектора Российской Федерации по секторам кредиторов с 2006 года по 2012 год.

Специфической формой кредитного обслуживания внешнеэкономических  связей являются операции по лизингу, факторингу форфейтированию.

Лизинг (от англ, lease - брать и сдавать имущество во временное пользование) - соглашение об аренде движимого и недвижимого имущества сроком от трех до пятнадцати лет. В отличие от традиционной аренды объект лизинговой сделки выбирается лизингополучателем, а лизингодатель приобретает оборудование за свой счёт. Срок лизинга короче срока физического износа оборудования. По истечении срока лизинга клиент может продолжать аренду на льготных условиях или купить имущество по остаточной стоимости. В мировой практике лизингодателем обычно является лизинговая компания, а не коммерческий банк.

Лизинг имеет широкое  распространение в международной  коммерческой практике. Его регулированию  посвящена Конвенция УНИДРУА  о международном финансовом лизинге, подписанная в Оттаве 28 мая 1988 г., участницей которой является Россия.

Лизинговые операции рассматриваются  государством как действенная форма  инвестиций в экономику. Поэтому  участникам лизинговых отношений, как  правило, предоставляются значительные льготы, в том числе и налоговые.

2.2 Кредитный аспект государственной программы развития сельского хозяйства

В истории России, как  известно, государство неоднократно проводило те или иные масштабные аграрные преобразования. Каждое их них было обусловлено велением времени и преследовало определенные цели и задачи. Принятие Федерального закона от 29.12.2006 г. №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» можно считать эпохальной вехой в истории аграрного комплекса страны. В соответствии с этим законом Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с рядом научно-исследовательских организаций разработали программу действий на ближайшие пять лет.

Правительство Российской Федерации  одобрило Государственную программу  развития сельского хозяйства и  регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (на 2008-2013 годы). Цели этой программы следующие:

- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

- повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции;

- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Как отмечает Председатель Правления ОАО «Россельхозбанк» Ю.В. Трушин, общая стоимость программы на период с 2008-го по 2013 г. составит 551 млрд. руб., выделяемых из федерального бюджета.

Еще 544 млрд. руб. на реализацию программных мероприятий планируется  направить из бюджетов субъектов  Российской Федерации. Программой предусмотрено  достижение среднего уровня рентабельности по отрасли на уровне 10%, сокращение удельного веса убыточных хозяйств до 30%, увеличение доли отечественных  продуктов на рынке, что позволит обеспечить продовольственную безопасность страны.

В настоящее время ключевым звеном системы кредитно-финансового  воздействия на процесс функционирования АПК является ОАО «Россельхозбанк», который начал свою биографию с 2000 г.

Основываясь на предварительных  итогах реализации приоритетного национального  проекта «Развитие АПК», а также  на значительном опыте Россельхозбанка в кредитовании сельхозпредприятий и сельского населения, исследователи провели оценку потребностей сферы АПК в кредитных ресурсах на период 2008-2013 гг., которая в значительной степени может быть обеспечена Россельхозбанком.

Кредитование личных подсобных  хозяйств населения (ЛПХ). По данным Всероссийской  сельскохозяйственной переписи 2006 г., в России насчитывалось 17 млн. личных подсобных хозяйств. Вместе с тем товарное производство продукции ведет лишь 15% ЛПХ (по данным ВНИЭСХ на конец 2005 г.), т.е. 2,4 млн. единиц.

Расчеты потребности в  кредитных ресурсах ЛПХ специалистами  Россельхозбанка проведены исходя из целевой задачи - охвата к 2012 г. кредитованием не менее 500 тыс. ЛПХ при среднем объеме кредитования в 150 тыс. руб. (по итогам 2006 г. средний размер кредита этой категории хозяйств составил 140 тыс. руб.). При предлагаемых объемах к 2012 г. кредитованием будет охвачено около 15% экономически активных товарных ЛПХ, или 4,5% всех ЛПХ России.

Исходя из числа потенциальных  заемщиков - владельцев ЛПХ и среднего объема кредита, потребности в денежных ресурсах на пятилетний период составят 75 - 90 млрд. рублей.

Кредитование крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ). На 1 июля 2012 г. в России хозяйственную деятельность вели 126 тыс. КФХ и 21 тыс. индивидуальных предпринимателей. С учетом роста их численности, потенциальный круг этой категории заемщиков банка может быть оценен в 180 - 200 тыс. хозяйств. Расчеты потребности в кредитных ресурсах проведены исходя из охвата к 2012 г. кредитованием не менее 20 тыс. КФХ при среднем объеме займа в 2 млн. руб. (по итогам 2012 г. средний размер был 1,7 млн. руб.).

При этом к 2011 г. будет охвачено кредитованием более 10% экономически активных КФХ. В этом случае к 2013 г. общий объем финансирования составит около 40-50 млрд руб. Такие масштабы кредитования позволят увеличить объем валовой продукции КФХ не менее чем в 2 раза.

Кредитование сельскохозяйственных потребительских и кредитных  кооперативов. Одной из задач приоритетного  национального проекта «Развитие  АПК» определена модернизация и развитие инфраструктурной сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

По состоянию на середину 2012 г. банком выданы кредиты более 1 тыс. сельскохозяйственных потребительских кооперативов на сумму 3,7 млрд руб. При этом предполагается расширение кредитования по этому направлению, а также масштабов участия банка в качестве ассоциированного члена в кредитовании сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, что повысит доступность кредитных ресурсов для КФХ и ЛПХ. При сохранении и наращивании взятых темпов кредитования потребности этого направления в финансировании могут составить 20-25 млрд рублей.

Кредитование строительства  и реконструкции животноводческих комплексов (ферм). В 2012 г. общий объем кредитных ресурсов, полученных заемщиками на эти цели, составил 26,6 млрд. руб.

Инвестиционными проектами, кредитуемыми банком, предполагается строительство, реконструкция и  модернизация животноводческих комплексов по содержанию 200 тыс. голов крупного рогатого скота молочного стада  и 210 тыс. голов крупного рогатого скота  на откорме, около 3 млн. голов свиней и свыше 83 млн. голов птицы всех видов.

Запланированные объемы кредитования должны создать такие мощности, которые  позволят обеспечить в 2013-2014 г. прирост производства молока на 485,2 тыс. т, а мяса - на 323,8 тыс. т (в живом весе).

После выхода на плановые мощности (в 2012 г.) эти предприятия, по оценкам инвесторов, обеспечат дополнительное производство около 960 тыс. тонн молока и порядка 750 тыс. т мяса. По проектам, которые реализуются в последующие годы, объемы дополнительного производства будут увеличиваться пропорционально объемам кредитования. Потребность в финансировании по этому направлению в период 20111-2013 гг. оценивается на уровне 100-110 млрд. рублей.

Кредитование закупок  сельскохозяйственной техники и  производственного оборудования для  сельского хозяйства в 2013 г. оценивается примерно в 93 млрд. руб. При этом объемы кредитования ОАО «Россельхозбанк» закупок новой техники (по программе поставок техники под ее залог) за 2012 г. составили 25 млрд. руб. Вместе с тем парк тракторов в России насчитывает около 560 тыс., что составляет 45% от потребности сельского хозяйства, зерноуборочных комбайнов - 148 тыс., или 44% от потребности, кормоуборочных комбайнов - 36 тыс., или 67% от потребности.

Обеспеченность комбайнами из расчета на 1000 га посевов зерновых культур составляет в среднем 2,8 единицы при расчетном нормативе - 7,6 единицы, тракторами - 5,0 единицы  на 1000 га пашни при норме 12 единиц. Средний показатель изношенности парка  техники составляет 70%. Для полного  восполнения парка техники до уровня, обеспечивающего потребности рынка (с учетом замены изношенной техники), необходимо в течение пяти лет поставить: тракторов - 1070 тыс., зерноуборочных комбайнов - 290 тыс., кормоуборочных комбайнов - 42 тысячи.

Сегодня ситуация складывается так, что наиболее вероятно сохранение темпов обновления техники на уровне 12-15% в год, т.е. общий объем закупок  может составить к 2012 г. 150-170 млрд. руб. [28; с. 35]

Кредитование мероприятий  по строительству, реконструкции и  переоснащению мелиоративных и  водохозяйственных объектов в рамках комплекса мер по поддержанию  почвенного плодородия. Площадь орошаемых  угодий в сельхозорганизациях и КФХ составляет 2,5 млн. га, а осушенных земель - 1,9 млн. га. Вместе с тем фактически орошается и находится в эксплуатации осушенных земель лишь 1,1 и 1 млн. га, соответственно. Таким образом, свыше 2,3 млн. га мелиорированных земель не используются в хозяйственном обороте. В этой связи банком планируется расширить кредитование восстановления мелиорированных земель (включая культурно-технические работы) до 8-10 млрд. руб. (средние затраты 1,5 млн руб. на 1 га), что позволит за 2011-2014 гг. вернуть в хозяйственный оборот не менее 12 тыс. га сельхозугодий.

Банковское кредитование в первую очередь для закупок  топлива, средств химизации и  запасных частей позволяет решить две  задачи: во-первых, улучшить доступ сельхозпроизводителей  к финансовым ресурсам, а во-вторых - сократить применение схем товарного  кредитования сельского хозяйства  со стороны закупочных организаций, которые широко используют «серые»  схемы финансирования, завышают цены на ресурсы и занижают стоимость  сельхозпродукции.

Учитывая изложенное, объемы краткосрочного сезонного кредитования в период 2011-2014 гг. предполагается довести до 100-110 млрд. рублей.

Кредитование сельского  населения на нужды, не связанные  с сельскохозяйственным производством. Это направление предусматривает  потребительское кредитование сельского  населения, предоставление образовательных  кредитов для подготовки кадров для  села, жилищно-ипотечное кредитование жителей села (до 10 млрд. руб. к 2014 г.), кредиты на газификацию, водоснабжение и другие цели общим объемом до 30-40 млрд. рублей.

Таким образом, суммарные  потребности отрасли в кредитовании Россельхозбанком по всем изложенным направлениям в период 2011-2014 гг. оцениваются в 600-700 млрд. руб. При этом, по прогнозам, для достижения целевых параметров программы общая потребность отрасли в субсидируемом финансировании со стороны всех кредитных организаций составит не менее 2 трлн. рублей.

Основными банками - участниками  приоритетного национального проекта  «Развитие АПК» являются ОАО «Россельхозбанк» и Сбербанк России, в совокупности выдавшие более 80% объема кредитов (при этом более 50% выдано Россельхозбанком).

Таким образом, Россельхозбанк, как банк со 100% участием государства, по праву можно считать основным исполнителем Программы развития сельского хозяйства в части финансово-кредитной поддержки сельхозпроизводителей.

Информация о работе Кредит и его роль в экономике