Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 13:34, доклад
Курсовая политика является неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики и имеет многофункциональную природу. Она должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность курсовой политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий.
Курсовая политика является неотъемлемой
частью общегосударственной социально-
В условиях экономики переходного периода проблемы определения направлений курсовой политики особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и курсовой в частности, эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации и инструментов регулирования экономических процессов.
Курсовая политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант курсовой политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.
Сегодня можно говорить о том, что последовательное проведение данной политики позволило обеспечить ряд положительных результатов.
1. Беларуси одной из немногих стран бывшего СССР удалось избежать системного банковского кризиса. Конечно, случались и банкротства банков, и определенные сбои в работе. Но даже во время российского дефолта августа 1998 г., оказавшего весьма существенное негативное влияние на банковскую систему и всю экономику РБ, платежи осуществлялись стабильно, вкладчики при желании беспрепятственно могли получить свои деньги.
2. В последние годы в республике достигнуты определенные качественные сдвиги в уровне стабильности национальной валюты и инфляционной ситуации. После перехода к единому курсу белорусского рубля (14 сентября 2000 г.) темпы девальвации последовательно снижались: с 33,9% в 2001 г. до 21,5% в 2002 г. По темпам инфляции имеет место следующая динамика: в 2001 г. индекс потребительских цен составил 46,1%, в 2002 г. – 34,8% (снижение более чем в 1,3 раза).
Таким образом, можно отметить , что в Республике Беларусь продолжалась дедолларизация экономики, что было обусловлено стабильным обменным курсом национальной валюты, устойчивым снижением инфляции и действующей курсовой политикой.
Курсовая политика Национального Банка Республики Беларусь вносит существенный вклад в подавление инфляционных процессов и одновременно содействует повышению эффективности внешней торговли.
И в заключение, хотелось бы отметить некоторые положения, из которых Национальный Банк Республики Беларусь должен исходить при разработке курсовой политики республики.
Во-первых, важно иметь в виду, что стратегической целью белорусского государства является обеспечение социально-экономической стабильности в республике, проведение взвешенных реформ, направленных на повышение уровня жизни народа. Это означает, что курсовая политика должна разрабатываться и реализовываться таким образом, чтобы не допускать или, по крайней мере, обеспечивать максимальное смягчение возможных «шоков».
Во-вторых, следует учитывать, что, несмотря на то, что основу производственного комплекса экономики республики составляют высококонцентрированные предприятия, относящиеся к сложным, довольно наукоемким отраслям обрабатывающей промышленности (машиностроение, металлообработка, химия и нефтехимия и др.), в целом технологическая структура сложилась в условиях «дешевизны» сырьевых, энергетических, трудовых, а также финансовых ресурсов. Модернизация такой структуры, которая является весьма инерционной, требует времени и значительных инвестиций. С другой стороны, функционирование такой технологической структуры сопряжено с рядом других фундаментальных отношений в экономике и социальной сфере. Речь идет о системе перекрестного субсидирования, поддержании низких цен, не покрывающих издержек, на сельскохозяйственную продукцию, услуги жилищно-коммунального хозяйства и ряда других отраслей. И с этой точки зрения «завышенный» уровень официального валютного курса является «составным элементом» сложившейся, искаженной по отношению к мировому уровню, структуры цен ресурсоемкого типа технологического базиса производства. Учитывая первую установку, все это означает, что курсовая политика должна осуществляться в комплексе с финансовой, фискальной и создавать условия для модернизации производства, достижения нормальных, по мировым меркам, ценовых соотношений на предметы конечного спроса, ресурсы и факторы производства.
Третья установка – общего характера, которая, тем не менее, непосредственно определяет возможные параметры, направления курсовой политики, результаты реализации ее мероприятий и заключается в том, что экономика Беларуси в целом отвечает критериям «малой открытой экономики», или модели Манделла-Флеминга. Малая открытая экономика тесно связана с внешним миром, но сама не в состоянии оказать ощутимого влияния на конъюнктуру мирового финансового рынка. При этом она характеризуется определенными закономерностями, которые нельзя не учитывать при проведении денежно-кредитной политики:
1) Динамика валютного курса тесно связана с относительной доходностью операций в национальной валюте, которая определяется разницей между реальными уровнями внутренней и мировой процентных ставок .
2) При заниженной (относительно мировой) внутренней ставке процента происходит девальвация национальной валюты, что должно привести к увеличению чистого экспорта и росту ВВП. Это вызывает повышение внутренней нормы процента, и теоретически экономика должна достигнуть устойчивого равновесия.
Тем не менее в реальной действительности девальвация не обязательно автоматически приводит к росту экспорта. Он может быть ощутимым только при наличии соответствующего экспортного потенциала. Но в любом случае важный вывод практического характера, следующий из модели Манделла-Флеминга, заключается в том, что в условиях малой открытой экономики для того, чтобы обеспечить укрепление национальной валюты, необходимо определенное ужесточение курсовой политики.
В конце своей работы я бы хотела привести планы Национального Банка РБ относительно проведения курсовой политики.
Национальный банк в 2012 году продолжит курсовую политику в режиме «управляемого плавания». Это означает, что обменный курс белорусского рубля будет формироваться при минимальном непосредственном участии Национального банка исходя из спроса и предложения иностранной валюты под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов.
Валютные интервенции (значительное разовое целенаправленное воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс, осуществляемое путем продажи или закупки банком крупных партий иностранной валюты) будут проводиться Национальным банком в ограниченном объеме и исключительно в целях сдерживания резких колебаний курса. В результате устойчивость обменного курса будет поддерживаться не за счет прямых интервенций Нацбанка, а за счет мер эмиссионной и процентной политики. Касаясь стратегических задач, стоящих перед Нацбанком в нынешнем году, остается крайне важным формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны. «Задача минимум» заключается в том, чтобы не допустить снижения резервов по сравнению с величиной, сформированной на начало года. При этом основными источниками обеспечения устойчивой динамики увеличения золотовалютных резервов в 2012 году должны стать прямые иностранные инвестиции в экономику страны, не увеличивающие долговую нагрузку. Кроме этого, Нацбанк декларирует намерение задействовать «все свои инструменты, включая курсовую, эмиссионную и процентную политику» для достижения главной цели – снижения уровня инфляции в 2012 году
В 2012 году Национальный банк продолжит жесткую эмиссионную политику и выстроит свою работу с банками по рефинансированию таким образом, чтобы не допустить незапланированной эмиссии. Кредитная эмиссия будет осуществляться исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков. Это необходимое условие для достижения ценовой стабильности и стабильности обменного курса белорусского рубля.
Банкам необходимо
это учитывать при
Кредитные ресурсы будут направлять в первую очередь в те отрасли и на такие инвестиционные проекты, которые дадут возможность создать высокотехнологичный, инновационный или экспортный продукт. Так же крайне важным является создание всех необходимых условий для того, чтобы как можно быстрее в полную силу заработал Банк развития, через который должно было начаться финансирование государственных программ.
Что касается уровня и ставки рефинансирования то планируется, что к концу 2012 года она составит от 20% до 23% годовых.
Процентная политика в 2012 году будет направлена на достижение положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике как важного условия сохранности сбережений вкладчиков.