Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:54, курсовая работа
Главным звеном финансовой системы страны являются финансы предприятий отраслей народного хозяйства. Именно в производстве лежит реальная основа всевозможных экономических отношений, в основе которых задействованы денежные отношения: финансовые, кредитные и т.п.
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЛИЗИНГА В ЭКОНОМИКЕ
1.1 ПОНЯТИЕ ЛИЗИНГА
1.2 ЗАРОЖДЕНИЕ ЛИЗИНГА
1.3 СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.4 КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
2. ЛИЗИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
3. ЛИЗИНГ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
3.1 ПРИЧИНЫ ПАССИВНОСТИ БАНКОВ 2-ОГО УРОВНЯ
3.2 СТРАХОВАНИЕ В ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Получив перечисленные документы, лизингодатель подписывает заказ, и высылает его поставщику оборудования.
Вместо бланка заказа может использоваться договор купли-продажи оборудования, заключаемый поставщиком и лизинговой фирмой, или наряд на поставку, в котором излагаются общие условия поставки. Поставщик оборудования отгружает его лизингополучателю, который принимает на себя обязанности по приемке оборудования. Поставщик, как правило, осуществляет монтаж и ввод в эксплуатацию объекта сделки. По окончании работы составляется протокол приемки, свидетельствующий о фактической поставке оборудования, его монтаже и вводе в действие без претензий к поставщику. Протокол приемки подписывается всеми участниками лизинговой операции, и лизингодатель оплачивает стоимость объекта сделки поставщику.
В основе лизинговой сделки лежат следующие документы:
В последние годы государство принимает различные меры, направленные на активизацию деятельности банков по кредитованию реального сектора экономики, включая малый бизнес и сельское хозяйство. Весомая роль в решении этих вопросов отводится использованию финансового лизинга, благодаря которому предприятия имеют возможность получать необходимую финансовую и материальную поддержку для технического перевооружения производства, даже при отсутствии и них залогового имущества.
Однако пока отмечается некоторая пассивность банков второго уровня в финансировании лизинговых сделок, которую можно объяснить несколькими обстоятельствами. Во-первых, банки ведут многоплановую деятельность с учетом собственной кредитной политики, которая не всегда может включать вопросы финансового лизинга.
Во-вторых, определенная часть банков по-прежнему предпочитает получать доходы от операций, не связанных с финансированием производственной деятельности. А отсутствие четких процедур организации и проведения лизинга в различных отраслях производства пока не позволяет банкам разработать соответствующие стандарты его обслуживания и определить эффективность своего участия в них. Проведение лизинговых сделок пока сопряжено с множеством дополнительных формальностей. В их числе требование о государственной регистрации договора финансового лизинга движимого имущества, выполнение условий по сертификации и стандартизации приобретаемого оборудования, когда оно поступает из-за рубежа, проблемы правильного отражения в бухгалтерском учете объекта лизинга. Значителен и круг участников (прямых и косвенных) лизинговых отношений, от добросовестности и платежеспособности которых зависит выполнения цепочки обязательств. Но, несмотря на всевозможные сложности в оформлении документов, производители заинтересованы в участии в лизинговых сделках.
Кредитная активность коммерческих банков республики в целом достаточно высока и имеет постоянную тенденцию к увеличению. Значительная часть кредитов, выдаваемых банками, поступает в такие отрасли экономики, как промышленность и торговля. Их удельный вес в общем объеме кредитов экономике на первое августа текущего года составляет соответственно 33,4% и 29,8. Доля кредитов, выданных на эту дату субъектам малого предпринимательства, составляет 23,5%. В 2000 году банками второго уровня было выдано кредитов на приобретение основных средств на сумму 27 717,6 млн. тенге, в 2001 году - на 40 954,8 млн. тенге, а на 1 августа 2002 года - на 57 216,2 млн. тенге. Удельный вес кредитов, предоставленных на пополнение оборотных средств предприятий, за эти же годы соответственно составил 61,5%, 64,4%, и более 63,5%.
По данным Министерства финансов, на обновление основных фондов предприятий потребуется не менее 800 млрд. тенге инвестиций, что почти в двое превышает объемы всех выданных банками кредитов за истекший год.
Степень износа оборудования на промышленных предприятиях составляет 40-70 % и выше. Ежегодно в республике обновляется лишь 0,8 - 1,2 основных производственных фондов, в то время как в развитых странах эти показатели составляют 6 - 8 %. Значительная часть инвестиций в основной капитал финансируется за счет собственных и привлеченных средств предприятий. Национальная банковская система в ближайшие годы объективно не имеет возможности полностью удовлетворить потребность экономики в кредитах. Капитал банковской системы, достаточный для обслуживания нормального воспроизводственного процесса, согласно мировой практике должен составлять 6 - 7 % от ВВП
Имеются и другие проблемы: отсутствие прозрачности финансовой деятельности большинства предприятий, низкий уровень их менеджмента, отсутствие надежной системы защиты прав кредиторов. Повышенная рискованность кредитных операций для банков обусловлена отсутствием легальных возможности получения полных и достоверных данных о потенциальном заемщике, позволяющих адекватно оценить его кредитоспособность.
На инвестиционную активность банков в значительной степени может повлиять ожидаемый переход всех предприятий на международные стандарты финансового учета и отчетности, создание эффективной системы идентификации их деловой и финансовой репутации, собственников и менеджеров этих организаций.
Условием взаимной открытости кредиторов и заемщиков является создание государственного кредитного бюро, накапливающего и представляющего заинтересованным лицам достоверную информацию о потенциальных заемщиках, включая недобросовестных. С этой целью Национальный банк разработал проект Закона "О кредитном бюро", который подлежит рассмотрению Правительством и соответствующими министерствами.
Банки участвуют в проведении лизинговых операций непосредственно или через создаваемые ими специализированные дочерние компании ("БТА - лизинг", "Халык - лизинг" и др.) По состоянию на 1 августа 2008 года остатки на балансовых счетах банков второго уровня по предоставленным им клиентам суммам в рамках финансового лизинга составляют 9 058 540 тысяч тенге, а полученного банками - 42 149 тысяч тенге.
На сегодняшний день лизинг, включая финансовый, остается недостаточно востребованным в Казахстане, хотя использование этого финансового инструмента позволит решить многие проблемы развития экономики и социальной политики. Основная причина - отечественный рынок лизинговых услуг имеет нерешенные проблемы правового, институционального и организационно-технического характера. К сдерживающим факторам можно отнести, в первую очередь, несовершенство законодательной базы осуществления лизинговых сделок, поскольку Закон "О финансовом лизинге", Гражданский, Налоговый и Таможенный кодексы подлежат значительной конкретизации. А также отсутствие современной инфраструктуры рынка лизинговых услуг, включая ограниченность условий для получения необходимой информации; недостаточность современных технологий по организации и проведению более сложных лизинговых операций, в том числе на международном уровне. Казахстан еще не присоединился к международной конвенции "О финансовом лизинге" 1988 года. На рынке присутствуют высокие риски, ограничены сроки финансирования при высоком уровне при высоком уровне первоначального взноса и стоимости ресурсов. Отсутствует методика оперативной оценки эффективности лизингового инвестиционного проекта. Лизинговые компании недостаточно полно изучают потребности различных производителей и регионов республики в оборудовании и технологиях. При этом у многих субъектов мелкого и среднего бизнеса нет понимания выгодности и перспективности лизинга. Как показывает практика, лизинговые операции будут привлекательны и эффективны для всех участников лишь при наличии качественного бизнес-плана, составления которого пока представляется многим проблемным.
Учитывая зарубежный опыт, можно предположить, что дальнейшее развитие должен получить оперативный лизинг. В этом случае лизингополучатель возвращает оборудование его владельцу по истечении срока лизинга, а лизингодатель получает основной доход именно при реализации этого оборудования на вторичном рынке. Должны произойти секьюритизация лизинговых обязательств, эмиссия ценных бумаг на базе договоров лизинга, организация долевого финансирования со стороны поставщиков, а также лизинговые операции.
Представляется целесообразным использование договорных механизмов распределения рисков между несколькими банками, страховых принципов обеспечения обязательств сторон.
На нынешнем этапе экономического развития Казахстана одним из оптимальных вариантов диверсификации кредитного и предпринимательского риска является проведение комбинированной товарно-денежной схемы лизинговых операций, где в качестве инвесторов одновременно выступают три субъекта лизинга: производитель, банк, лизингополучатель. Значительный импульс развитию лизинга, возможно, придаст опыт использования государством механизма лизинга в авиационной отрасли и в сельском хозяйстве.
Говоря о страховании в лизинговой деятельности, хотелось бы отметить следующее. Страхование производится на добровольной основе и обязательно для участников лизинга лишь в случаях, если такое условие прямо предусмотрено в соответствующем договоре. При заключении лизинговой сделки (или в ее обеспечение) можно предусмотреть использование страховой защиты от следующих рисков: имущественных рисков; финансовых рисков; политических рисков; рисков связанных с различными видами гражданской и профессиональной ответственностью: рисков, связанных с жизнью и здоровьем персонала, руководства; рисков акционеров; рисков связанных с объектами интеллектуальной собственности; рисков, связанных с просчетами в маркетинговой стратегии; рисков, связанных с административным произволом или криминальными действиями.
Право на проведение перечисленных видов страхования и лицензии на осуществление лизинговых операций имеют практически все страховые организации и банки второго уровня. Национальный банк Казахстана как надзорный орган не вправе вмешиваться в оперативную деятельность банков и страховых организаций, в т. ч. по сделкам, связанных с лизингом. Однако в целях дальнейшего механизмов кредитования, оптимизации финансовых потоков и обеспечения их прозрачности, совершенствования платежной системы Национальный банк готов участвовать в обсуждении проблем лизинга.
Лизинг становится гибким и многообещающим экономическим рычагом способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т.п. На лицо огромный потенциал лизинга в России.
Власти, продекламировав политику благоприятствования лизингу как инвестиционному инструменту за последние годы подготовили солидную нормативную базу. К сожалению не все льготы, определенные законом, подкреплены инструкциями на местах и фактически не выполняются.
В заключение стоит еще раз подчеркнуть, что лизинг не является дешевой заменой кредита. Существуют определенные преимущества финансирования оборудования основных средств, но навыки кредитования и оценка финансовых потоков оказывается настолько же критичными, как при необеспеченном кредите. Другими словами, пропадает основной привлекательный момент для лизингополучателей (в частности для малого бизнеса), заключающийся в том, чтобы начать дело без достаточных средств, но с высокоэффективным проектом, так как и при лизинге банки требуют предоставления залога (объект лизинговой сделки может представлять ценность для проекта, но не обладать ликвидностью в той мере, чтобы покрыть издержки банка).
Таким образом, лизинг стал эффективным инструментом обслуживания инвестиционных проектов “своих” клиентов банка. Но потенциал лизинга в Казахстане очень велик и государством и лизинговыми компаниями проделана огромная работа.
На мой взгляд, нашей стране не хватает комплексной программы в рамках которой был бы из следующих элементов:
была бы продуманна и создана более развитая инфраструктура рынка лизинговых услуг, которая включала бы: подготовку квалифицированных кадров, информационное освещение предоставляемых услуг;
предоставление банкам более широкого спектра льгот при долгосрочном кредитовании лизинговых сделок (более 3-х лет);
развитие системы гарантий, чтобы избежать 100 % залога при лизинге (например страхование).
наряду с уже принятыми мерами (отсутствие валютного контроля при контрактах международного лизинга), усилить комплекс мер по привлечению иностранных инвестиций в рамках лизинга.
Такая программа смогла бы подтолкнуть коммерческие банки вместо получения сомнительных, рисковых прибылей в краткосрочном периоде переориентироваться на долгосрочное инвестирование средств в российскую экономику для получения уверенной прибыли.
Такого рода программа отделяет нашу Республику от лизингового бума.
Закон Республики Казахстан "О финансовом лизинге" от 5 июля 2000 г. № 78-II
Закон Республики Казахстан "Об иностранных инвестициях" от 28 декабря 1994 года. (с изменениями)
Анвар Сайденов "Операция Лизинг"", газета "Казахстанская правда" № 209-210 от 28.09.2002г, стр.6
Национальное Статистическое Агентство Республики Казахстан http://www.kazstat. asdc. kz/
Национальный Банк Республики Казахстан http://www.natonalbank. kz/
Адриасова И.В. Лизинг: быть или не быть? // Бизнес и банки, №2, 1998
Козлов Д. “Лизинг: новые горизонты предпринимательства”, // Экономика и жизнь, №29, июнь, 1997.
Гладких Р.А. “Лизинг как форма инвестиционной деятельности”, // Бизнес и банки, - М, №30, 1998.
Кожемяков А. “Лизинг в Центральной и Восточной Европе”, // Финансовый бизнес, - М, № 7, 1996.
Размещено на Allbest.ru
Информация о работе Лизинговые операции коммерческих банков в Республике Казахстан