Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 13:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретическое изучение ликвидности коммерческих банков, а также рассмотрение и оценка ликвидности на примере ЗАО КБ «Кедр».
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты оценки и управления ликвидностью коммерческого банка;
2. Охарактеризовать ликвидность, её факторы;
3. Рассмотреть методы управления банковской ликвидностью;
4. Охарактеризовать положение ЗАО КБ «Кедр» в банковской системе РФ и рассмотреть основные направления деятельности банка;
5. Провести оценку ликвидности ЗАО КБ «Кедр» в динамике и дать краткий анализ причин сложившейся динамики;
6. В случае установления значимых проблем в управлении ликвидностью сформулировать основные подходы к совершенствованию политики управления ликвидностью банка.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………….……………………………...3
Глава № 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОХОДНОСТИ И ЛИКВИДНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА.……………5
1.1. Понятие ликвидности коммерческих банков………………………...5
1.2. Характеристика ликвидности, факторы ликвидности банка………..6
1.3. Методы управления банковской ликвидностью…………..................9
Глава № 2. АНАЛИЗ ЛИКВИДНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ЗАО КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА «КЕДР»……………………………………………15
2.1. Характеристика деятельности КБ «Кедр»…………………………….15
2.2. Положение КБ «Кедр» в банковской системе РФ и приоритетные направления деятельности банка….………………………………………………16
2.3. Оценка ликвидности банка, характеристика политики управления ликвидностью……………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...31
ПРИЛОЖЕНИЕ №1…………………………………………………………32
ПРИЛОЖЕНИЕ №2…………………………………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ №3…………………………………………………………36
По состоянию на 1 ноября 2010 года в России насчитывалось 1025 действующих кредитных организаций. При этом более 93% активов, 93% клиентских средств и 94% прибыли приходится на 200 крупнейших по размеру активов банков.
За 11 месяцев 2010 года банки существенно
нарастили прибыль. В целом по
банковской системе она выросла
более чем в 5 раз относительно
аналогичного периода 2009 года — до
495 млрд. рублей. Наибольший темп роста
прибыли показал «средний класс»
банков: прибыль 200 крупнейших банков выросла
почти в 7 раз /468 млрд. рублей/, в то
время как топ-30 увеличили прибыль
«всего» в 4 раза /387 млрд. рублей/. В
том числе и по этой причине
банки, занимающие с 31 по 200 место по
размеру активов, представляют наибольший
интерес для слияний и
Тем не менее, по эффективности топ-30 удерживают лидерство: отношение прибыли к активам у них составляет 1,6% против 1,5% по сектору в целом [14].
ЗАО КБ «КЕДР» является крупнейшим банком на территории Красноярского края. По большинству ключевых показателей деятельности ЗАО КБ «КЕДР» занимает второе место среди кредитных организаций, осуществляющих деятельность на территории Красноярского края, включая филиалы банков других регионов, уступая лишь «Восточно - Сибирскому банку Сбербанка РФ» [8].
По состоянию 01.01.2011 в Красноярском крае осуществляют деятельность банковские организации (по данным ГУ Банка России по Красноярскому краю):
а) действующие коммерческие банки края (5 банков);
б) филиалы коммерческих банков края, расположенные на территории края (2 филиала);
в) филиалы банков других территорий (57 филиалов).
Основные операции, выполняемые ЗАО КБ «КЕДР» [8]:
Результаты проведенного специалистами ЗАО КБ «КЕДР» анализа тарифов банков региона свидетельствуют о том, что размер тарифов, действующих в ЗАО КБ «КЕДР», является средним на краевом рынке, что подтверждает позицию ЗАО КБ «КЕДР» как универсального банка, придерживающегося сдержанной тарифной политики.
По итогам регионального тура конкурса «Элита фондового рынка 2008» по Восточно - Сибирскому региону (проводимого НАУФОР начиная с 2000 года) ЗАО КБ «КЕДР» стал победителем в номинации «Лучший инвестиционный банк». Так же Банк «КЕДР» стал лауреатом V Ежегодной международной премии «Банковское дело – 2009» в номинации «За высокие показатели в развитии банковских услуг в России и за рубежом». В июне 2010 года Председателю Правления банка «КЕДР» Игорю Яковлевичу Стернину на церемонии награждения премии «Банковское дело» вручен орден «За личный вклад в развитие банковской системы России». Приз «Банковская корона» за большой личный вклад в развитие банковской системы получила Надежда Юрьевна Колофидина, Первый заместитель Председателя Правления банка «КЕДР».
ЗАО КБ «КЕДР» в настоящее время является [8]:
Ключевыми факторами
Финансовая устойчивость и доверие к ЗАО КБ «КЕДР» отражается в установленных и подтвержденных рейтингах, как международных, так и российских агентств.
По данным рейтинга РБК (РосБизнесКонсалтинг) за 2010 год по величине чистых активов ЗАО КБ «КЕДР» занимает 109 место среди 500 крупных банков России, 39 место среди 100 самых филиальных банков России, 109 место по кредитному портфелю среди 500 банков России, 114 место по кредитам выданным организациям и ИП среди 500 банков по кредитам ЮЛ и ИП, 81 место по кредитам населению среди 500 банков России по кредитам населению, 64 место по депозитам населения среди 500 банков по депозитам населения [12].
Для ЗАО КБ «КЕДР» приоритетными являются следующие направления деятельности [8]:
а) клиентская политика (корпоративный сектор).
Основными принципами организации работы с корпоративными клиентами являются максимальное удовлетворение потребностей каждого клиента в банковских услугах, индивидуальный подход, учет особенностей деятельности и ориентация на взаимовыгодное сотрудничество. Большое внимание уделяется созданию комплексного сервиса для клиентов, т.е. предоставление полного перечня услуг. Стремясь оказывать конкурентоспособные услуги, менеджеры Банка адаптируют банковские продукты к потребностям клиентов, осуществляют консалтинговые мероприятия, используют индивидуальный подход к каждому клиенту.
С начала своего становления банк
«КЕДР» выбрал правильное направление
развития: консервативную политику, ориентированную
на реальный сектор экономики, и осторожное
отношение к спекулятивным
Особенностью клиентской политики Банка «КЕДР» является то, что специалисты Банка внимательно относятся к проблемам предприятий и в каждом отдельном случае стараются обеспечить всестороннее банковское обслуживание. ЗАО КБ «КЕДР» предлагает клиентам не только традиционное расчетно-кассовое обслуживание, но и предоставляет широкий спектр банковских услуг, а именно [8]:
Общее количество корпоративных клиентов по состоянию на 01.01.2011г. превышает 12000 клиентов, которым открыто более 14500 счетов в разных валютах (по которым имелись обороты в течение 2010 года). За 2010 год прирост по работающим расчетным счетам составил 971 расчетный счет. Число клиентов, обслуживающихся по электронной системе расчетов «Банк - клиент» превышает 2550, т.е. каждый пятый клиент осуществляет платежи по системе «Банк-клиент».
б) клиентская политика (розничный сектор).
Основные стратегические цели в развитии розничного сектора направлены на прирост и развитие клиентской базы, совершенствование программного обеспечения и информационных технологий в автоматизации банковских операций с расширением предоставляемых услуг.
Банк «КЕДР» обладает большим потенциалом к росту вкладов, предоставлению кредитов, денежных переводов, валютообменных операций для населения за счет широкого спектра предлагаемых продуктов и тарифов, безупречной деловой репутацией на рынке, партнерскими отношениями с клиентами.
Доверие к банку «КЕДР» со стороны
населения подкрепляется
Развитие систем безналичных платежей привело к внедрению в конце 2008 года терминалов самообслуживания. Для банка «КЕДР» направление безналичных платежей является одним из приоритетных. За 2010 год количество терминалов в торгово-сервисных предприятиях и банкоматов увеличилось на 31% (прирост составил 101 шт.). Также приоритетным направлением является развитие клиентской политики в части расширения спектра предоставляемых услуг с использованием пластиковых карт в терминальных устройствах и внедрением новых кредитных продуктов с использованием банковских карт.
в) клиентская политика (частное банковское обслуживание).
Обслуживание VIP клиентов для банка «КЕДР» является одним из приоритетных и стратегически важных направлений. В основу политики работы с VIP клиентами в Банке «КЕДР» положены принципы установления и дальнейшего развития долгосрочных партнерских отношений с индивидуальным подходом к каждому VIP клиенту.
Основной принцип при продаже
услуг клиенту - комплексное предоставление
услуг с учетом потребности клиента.
На базе стандартных услуг
На территории присутствии ЗАО КБ «КЕДР» (в каждом филиале) открыты площадки по обслуживанию VIP клиентов.
Для удобства клиентов в Банке «КЕДР» работает круглосуточная единая справочная служба. В интернет представительстве ЗАО КБ «КЕДР» размещена не только самая актуальная информация, но и «выложены» основные пакеты документов, как для физических, так и для юридических лиц.
С целью объективной
2.3. Оценка ликвидности
банка, характеристика
По данным годовых отчетов о деятельности КБ «Кедр» составим таблицу 3.1 динамики показателей ликвидности и отобразим данную динамику графически (см. рис. 1.1.).
Таблица 1.1
Динамика показателей
Условное обозначение (номер) норматива |
Название норматива |
Допустимое значение норматива |
Фактическое значение норматива | |||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |||
Н2 |
Мгновенной ликвидности |
min 15% |
50,6 |
64,3 |
87,7 |
85,7 |
Н3 |
Текущей ликвидности |
min 50% |
95,7 |
89 |
131,3 |
101,5 |
Н4 |
Долгосрочной ликвидности |
max 120% |
95,9 |
78,6 |
67,5 |
96,5 |