Международные гарантии конституционного права граждан на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 22:38, доклад

Краткое описание

Международной тенденцией развития права на образование является тенденция расширения содержания права на образование с точки зрения объёма прав и гарантий различных категорий субъектов, участвующих в осуществлении права на образование. В Российской Федерации в настоящий момент превалирует тенденция снижения гарантий права на образование для различных субъектов. Хочется верить, что дальнейшее развитие права на образование в России пойдёт по пути интеграции в мировую систему образования и по пути расширения гарантий права на образование.

Вложенные файлы: 1 файл

Международные гарантии конституционного права граждан на образование.docx

— 16.59 Кб (Скачать файл)

Международные гарантии конституционного права граждан на образование

 

Международной тенденцией развития права на образование является тенденция  расширения содержания права на образование  с точки зрения объёма прав и гарантий различных категорий субъектов, участвующих в осуществлении  права на образование. В Российской Федерации в настоящий момент превалирует тенденция снижения гарантий права на образование для  различных субъектов. Хочется верить, что дальнейшее развитие права на образование в России пойдёт по пути интеграции в мировую систему  образования и по пути расширения гарантий права на образование.

 

Согласно п. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (Принята  Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), каждый человек имеет право на образование. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным  и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. В Конвенции  о борьбе с дискриминацией в области  образования (принята Генеральной  конференцией ЮНЕСКО 14.12.1960) определено, что под доступностью образования  понимается равные для всех права  и возможности его получения. Это предполагает, во-первых, экономическую  доступность получения любого уровня образования, т.е. установление бесплатного  образования, но компенсируемого государством на удобных для оплачивающего условиях. Во-вторых, физическую доступность, под которой международное сообщество понимает досягаемость образования либо посредством возможности посещать учебное заведение, находящееся на разумном географическом удалении, либо путём получения доступа к современным технологиям обучения, в частности, дистанционного образования.

В ст. 13 Пакта (международного договора) об экономических, социальных и культурных правах, действующего на территории России с 3 января 1976 года, сказано, что государство-участник этого Пакта признаёт право каждого  человека на образование и для  полного осуществления этого  права должно принять все необходимые  меры чтобы:

  • Начальное образование было обязательно и бесплатно для всех;
  • Поощрять или интенсифицировать получение элементарного образования, по возможности, для тех, кто не проходил или не закончил курса своего начального образования;
  • Активно проводилось развитие сети школ всех ступеней;
  • Установить удовлетворительную систему стипендий;
  • Постоянно улучшать материальные условия преподавательского персонала;
  • Постепенно ввести бесплатное среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, которое должно быть открыто и доступно для всех;
  • Постепенно ввести бесплатное высшее образование, которое должно быть одинаково для всех на основе способностей каждого.

Остановимся на уяснении важной информации, указанной в преамбуле  Закона об образовании, а именно на том, что получение образования  возможно по правилам, изложенным в  законодательстве России. Учтём при  этом, что ч.4 ст. 15 Основ конституционного строя России определено следующее: общепризнанные нормы и нормы международного права являются составной частью российской правовой системы, а на основании разъяснения, данного Верховным Судом РФ, отклонение от них недопустимо и применение их юридически обязательно. Применяя по аналогии закона указание, содержащееся в той же ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о приоритете над законом правил международных договоров России, нужно сделать вывод, что общепризнанные принципы и нормы международного права доминируют по юридической силе при правоприменении над противоречащими и правилам, содержащимися в иных актах национального законодательства. Следовательно, ан правила, изложенные в вышеуказанных и иных международных актах (декларациях, конвенциях, пактах и т.д.), должны опираться все лица в тех случаях, когда они собираются, в частности, реализовать свои права в сфере получения образования и при этом обнаружат расхождение этих норм с нормами, содержащимися в национальных законах и подзаконных актах.

 


Информация о работе Международные гарантии конституционного права граждан на образование