Назначение, особенности формирования и использования Фонда национального благосостояния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 02:58, реферат

Краткое описание

В период интенсивного развития экономической сферы жизнедеятельности стало известно, что экономика развивается циклично, то есть происходят регулярные колебания уровня деловой активности от экономического подьема (бума) до спада. Поетому важно быть уверенным в “завтрашнем дне”. Отсюда и следует, что актуальность создания различных фондов очень высока. Они создаются для стабилизации экономической ситуации и смягчении неблагоприятных колебаний в стране. А в связи с большой концентрацией полезных ископаемых в нашей стране фонды формируются в основном от доходов продаж этих полезных ископаемых. Что касается фонда национального благосостояния, то он формируется от остатков нефтегазовых продаж и средствами, используемых для финансирования расходов федерального бюджета.

Вложенные файлы: 1 файл

Эссе Назарова М.Е. на тему Назначение, особенности формирования и использования Фонда национального благосостояния..docx

— 26.30 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

“ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”

 

 

Кафедра “Денежно-кредитные  отношения и монетарная политика”

Дисциплина: Денежно-кредитная  и финансовая система

 

 

ЭССЕ

на тему:

Назначение, особенности  формирования и использования Фонда  национального благосостояния.

 

 

Выполнил:

Студент группы ФК 1-11

Назаров М.Е.

 

Научный руководитель:

Ахмедова И.Ш.

 

 

Москва 2012

Введение

В период интенсивного развития экономической сферы жизнедеятельности стало известно, что экономика развивается циклично, то есть происходят регулярные колебания уровня деловой активности от экономического подьема (бума) до спада. Поетому важно быть уверенным в “завтрашнем дне”. Отсюда и следует, что актуальность создания различных фондов очень высока. Они создаются для стабилизации экономической ситуации и смягчении неблагоприятных колебаний в стране. А в связи с большой концентрацией полезных ископаемых в нашей стране фонды формируются в основном от доходов продаж этих полезных ископаемых. Что касается фонда национального благосостояния, то он формируется от остатков нефтегазовых продаж и средствами, используемых для финансирования расходов федерального бюджета. Принимая во внимание всё выше сказанное, фонд национального благосостояния в наше время играет важную роль в развитии страны в целом.

 

Основная часть

Для того, чтобы понять как  и зачем был сформирован фонд национального благосостояния давайте  обратимся к истории создания первого фонда России – Стабилизационный фонд. Говоря о создании кого-то фонда нужно отметить что государственный бюджет может иметь несколько состояний:

  • Сбалансированный бюджет, когда доходы бюджета равны его расходам.
  • Дефицит – когда расходы превышают доходы бюджета.
  • Профицит – когда доходы превышают расходы бюджета.

И только при состоянии бюджетного профицита, который вызван экономическим ростом, государство может использовать дополнительные доходы на различные цели, не вызывая инфляционных процессов в экономике. Обобщая можно сказать, что бюджетный профицит наполняет денежное обращение излишней денежной массой, которое нужно правильно использовать. И в этот момент встает вопрос – “как?”

Оживление российской экономики  и благоприятные цены на мировом  рынке на основные товары нашего экспорта (нефть, газ) сказались на государственных  доходах. Начиная с 2002 года Федеральный  бюджет РФ сводится с профицитом. Правительством было принято решение об использовании профицита бюджета для погашения государственного долга РФ и о создании финансового резерва государства. Так был создан в первый фонд России – Стабилизационный фонд (1 января 2004 года), который является частью бюджета России. Он призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть и газ ниже базовой, уменьшая инфляционное давление, снижая зависимость национальной экономики от импорта сырьевых товаров итд.

Но 1-го января 2008 года Правительством было принято решение поделить Стабилизационный фонд на две части – Резервный  фонд и фонд Национального благосостояния. Дабы появилась возможность вкладывать часть средств в более рискованные, но и более доходные проекты (в том числе в акции частных компаний).

Резервный фонд сосредоточил в себе большую часть бывшего  Стабилизационного фонда. Целью  существования Резервного фонда  является: покрытие дефицита бюджета при понижении цены на нефть, погашение внешней государственной задолженности итд.

А фонд Национального благосостояния призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Но Правительство Российской Федерации вправе до 1 января 2014 г. без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете направлять средства Фонда на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета, в том числе с превышением общего объема расходов федерального бюджета в случае и в пределах увеличения бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов в целях обеспечения сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.1

Фонд Национального благосостояния формируется в несколько этапов:

  1. Сначало происходит финансирование расходов федерального бюджета путем перечисления туда нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта, а нефтегазовые доходы федерального бюджета в свою очередь формируются за счет:
      1. Налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий и природный, газовый конденсат);
      1. Вывозных таможенных пошлин на нефть, сырую;
      2. Вывозных таможенных пошлин на газ, природный;
      3. Вывозных таможенных пошлин на товары, выроботанные из нефти.

Величина нефтегазового  трансферта утверждается федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 % прогнозируемого  на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в  федеральном законе о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

  1. После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта.
  2. И только после наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

Другими словами фонд Национального благосостояния аккумулирует доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для финансирования расходов федерального бюджета.

Аудит операций со средствами Фонда национального благосостояния происходит посредством того, что счетная палата Российской Федерации проводит контрольные мероприятия с целью проверки формирования, использования и управления средствами Фонда национального благосостояния.2 Счетная палата Российской Федерации ежеквартально должная предоставлять Федеральному Собранию Российской Федерации оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах, в том числе о формировании, использовании и управлении средствами Фонда национального благосостояния.

 

Заключение

Таким образом, совокупный объем средств фонда Национального благосостояния на сегодняшний день (1.11.2012) составляет 2 748,67 в млрд. рублей и по сравнению с датой создания фонда (1.02.2008) когда он составлял лишь 783,31 млрд. рублей очевидно, что фонд Национального благосостояния уже является неотъемлемой частью мировой финансовой системы. И следует предположить, что его влияние будет только расти. На мой взгляд, можно утверждать, что для государства функционирование данного фонда является безусловно позитивным фактором, и мы находимся в преимущественном положении относительно стран, не имеющих подобных фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Материалы Business FM
  2. Информация с сайта www.minfin.ru
  3. Статья Сергея Куликова «Нефтегазовые доходы разделятся на три части»
  4. Информация с сайта ru.wikipedia.org
  5. Статья Эльвиры Чукмаровой: «О разделении стабилизационного фонда»

 

 

 

1 В соответствии с Федеральным законом от 30.09.2010 № 245-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации".

2 На основании Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».


Информация о работе Назначение, особенности формирования и использования Фонда национального благосостояния