Национальная валютная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 00:00, контрольная работа

Краткое описание

С точки зрения материально-вещественной формы валютой есть любые выраженные в той или другой национальной денежной единице платежные документы или денежные обязательства, используемые в международных расчетах. Обычно речь идет о банкнотах, казначейских билетах, разных видах банковских счетов, а также чеках, векселях, аккредитивах и других платежных средствах.
Эти платежные документы, выраженные в разных валютах, покупаются и продаются на специальном рынке – валютном.

Вложенные файлы: 1 файл

Деньги, кредит, банки. Женя.docx

— 43.26 Кб (Скачать файл)

3. Российский рубль не  имеет официально установленного  паритета.

4. Режим валютного курса рубля (политика валютного курса) был одним из наиболее подверженных изменению элементов НВС России. В 1992 г. было введено понятие единого обменного курса рубля. ЦБ начал устанавливать официальный курс по итогам торгов на Московской межбанковской валютной бирже. В 1995 г. ЦБ и Правительство ввели валютный коридор, пределы которого регулярно менялись. В 1996 г. был введен механизм установления официального обменного курса рубля на основе ежедневных котировок Банка России. В ноябре 1997 г. Правительство и ЦБ объявили об очередном изменении политики валютного курса рубля, определив на 1998-2000 гг. центральный обменный курс российского рубля на уровне 6,2 руб. за 1 долл. США с возможными пределами отклонений ±15%. Однако разразившийся в России (август 1998 г.) валютно-финансовый и банковский кризис привел к отказу ЦБ поддерживать верхнюю границу валютного коридора. Методика установления официального курса российского рубля также менялась. В настоящее время в стране действует режим управляемого плавающего курса рубля, а в качестве официального курса ЦБ РФ используется курс, устанавливаемый на единой торговой сессии ММВБ по итогам торгов между продавцами и покупателями иностранной валюты.

5. Во внешнеэкономических  отношениях российских резидентов  с зарубежными партнерами используются  общепринятые в мировой практике  международные кредитные средства  обращения и платежа и формы  расчетов. Вексель с конца 90-х годов широко применяется не только в международных расчетах РФ, но и во внутрихозяйственном обороте. Закон РФ «О переводном и простом векселе» (март 1997 г.) основан на Женевской конвенции 1930 г., является основным нормативным документом. Чек как средство расчетов в настоящее время практически не используется внутри страны; во внешнеэкономических связях чеками расплачиваются лишь зарубежные партнеры российских резидентов. Правовое регулирование расчетов чеками осуществляется ГК РФ (§ 5 гл. 46). В этой же главе ГК РФ (§ 3, 4) содержатся нормы, регулирующие расчеты по аккредитиву и инкассо между российскими организациями. Эти важные документарные формы расчетов во внешней торговле российских участников внешнеэкономической деятельности подчиняются унифицированным правилам и обычаям, разработанным Международной торговой палатой.

6. Регулирование валютного рынка и рынка золота как элемент российской валютной системы является неизбежным и необходимым в условиях сохранения элементов валютного регулирования и валютного контроля, свойственным переходному периоду. Главный валютный закон страны (сегодня это Федеральный закон № 173) сосредоточил осуществление всех операций с иностранными валютами в уполномоченных банках, которые проводят валютно-обменные операции на биржевом, главным образом, и внебиржевом рынке. В современных условиях в России функционируют восемь валютных бирж. Ведущее место (свыше 90% оборота всех российских бирж) занимает Московская межбанковская валютная биржа — ММВБ.

7. В настоящее время  в России четко определен статус учреждении, на которые возложено управление и регулирование валютными отношениями страны. Основными исполнительными органами валютного регулирования в РФ являются Правительство России и Центральный банк. ЦБ РФ как орган валютного регулирования и валютного контроля выдает лицензии на право осуществления операций с иностранными валютами и другими валютными ценностями; самостоятельно или вместе с другими органами валютного контроля готовит необходимые нормативные документы; осуществляет контроль за движением капитала из страны и в страну; ежедневно определяет официальный курс рубля и т.д.

Агентами валютного контроля по Закону «О валютном регулировании и валютном контроле» являются прежде всего уполномоченные коммерческие банки, непосредственно осуществляющие все виды операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями и контролирующие благодаря своему статусу своевременную репатриацию в страну иностранной валюты и российских рублей.

Перечисленные характерные черты национальной валютной системы РФ свидетельствуют, что это все еще система переходного периода, находящаяся в состоянии формирования и развития. Но вместе с тем в ее элементах мы находим их соответствие основным требованиям Устава МВФ к построению национальной системы страной — членом Фонда.

 

Валютное регулирование и валютный контроль

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке России (Банке России)» к числу основных целей его деятельности относятся защита и обеспечение устойчивости рубля. Для реализации данной цели Банк России организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ.

Целью Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Он устанавливает:

  • правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ;
  • полномочия органов валютного регулирования;
  • права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами;
  • права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля. 
      Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в РФ являются:
  • приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  • исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
  • единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютное регулирование в широком смысле – это регламентация государством основных принципов организации национальной валютной системы и механизмов ее функционирования. Сущность валютного регулирования заключается в создании такой системы воздействия на конвертируемость национальной валюты, валютного курса, внутреннего валютного рынка и платежного баланса, которая отвечала бы стратегическим задачам развития национальной экономики и вместе с тем отражала бы потребности текущего момента. 
  Содержание понятия «валютное регулирование» многообразно. Это по существу совокупность таких процессов, как:

  • контроль государства за валютными операциями;
  • деятельность государственных органов по управлению обращением валюты;
  • воздействие на курс национальной валюты;
  • ограничение использования иностранной валюты;
  • совокупность законодательных, административных, экономических и организационных мероприятий, определяющих порядок проведения операций с валютными ценностями.

Функции государства в сфере валютного регулирования включают в себя:

  • накапливание статистических данных об экспорте из страны и импорте в страну;
  • регулирование вывоза из страны стратегического сырья;
  • регламентирование ввоза или вывоза национальной валюты из страны, куплю-продажу ценных бумаг;
  • покупку резидентами и нерезидентами недвижимости на территории страны или за ее пределами;
  • определение курса валюты данной страны по отношению к прочим валютам;
  • регулирование порядка проведения операций с валютой резидентами и нерезидентами (осуществление ими платежей, инвестиций);
  • регламентирование порядка репатриации прибыли, полученной от проведения экспортных операций.

Валютное регулирование в узком смысле – это элемент валютной политики, выражающийся во введении различных видов ограничений на проведение операций резидентов и нерезидентов с иностранной валютой и другими валютными ценностями путем лицензирования, дифференциации и контроля. 
  Валютное регулирование может быть:

  • прямым и косвенным. Прямое валютное регулирование – совокупность законодательных и административных действий, определяющих порядок проведения операций с валютными ценностями. Косвенное валютное регулирование – совокупность экономических методов воздействия на участников внешнеэкономических связей путем создания у них экономической заинтересованности в осуществлении определенных валютных операций;
  • либеральным или ограничительным. Либеральное валютное регулирование направлено на текущую конъюнктуру валютного рынка, оно не затрагивает структурных основ валютной системы и валютного курса. Ограничительное валютное регулирование целенаправленно воздействует на формирование валютного курса и платежного баланса. Его законченной формой выступают валютные ограничения, т. е. законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентирование операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.

Органами валютного регулирования в России являются ЦБ РФ и Правительство РФ. Органами валютного контроля являются ЦБ РФ и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет ЦБ РФ. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право:

  • проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
  • проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  • запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Срок для представления документов не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право:

  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений;
  • применять установленные законодательством меры ответственности за нарушение валютного законодательства.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

  • осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства;
  • представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием.

Органы и агенты валютного контроля, их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, а также защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая стала им известна при осуществлении их полномочий. 
  Резиденты и нерезиденты, осуществляющие валютные операции, обязаны:

  • представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные законом;
  • вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов в течение не менее трех лет со дня совершения операции;
  • выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений. 
    Помимо обязанностей предусмотрены и права резидентов и нерезидентов, в частности, они имеют право:
  • знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;
  • обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ;
  • возмещать в установленном законодательством РФ порядке реальный ущерб, причиненный неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Ответственность за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования в большинстве случаев применяться исходя из норм, закрепленных в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

 

Заключение

Международные валютные отношения – совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве, позволяющие осуществлять постоянный «перелив» денежных капиталов, формирующихся в процессе национального производства.

Особенности и стабильность системы зависит от степени соответствия принципов построения её структуры принципам построения структуры мирового хозяйства, расстановке сил на мировой арене и интересам ведущих стран. Важным элементом международных валютных отношений является валютный курс как измеритель стоимостного содержания валют.

Международные расчёты – регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам – важная составная часть валютных отношений.

В настоящее время главная задача валютного регулирования и валютного контроля состоит в том, чтобы ограничить масштабы утечки капитала из страны при одновременном поддержании предложения валюты на внутреннем валютном рынке. Проблема оттока капитала из страны является сейчас во многом определяющей для дальнейшего развития нашей экономики. Имея ряд общих черт с зарубежными аналогами, российский феномен бегства капитала отличается большим своеобразием как по мотивам оттока, так и по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим последствиям. При дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала из страны может стать основным фактором ухудшения состояния платежного баланса, поскольку «бегство» капитала имеет ряд отрицательных последствий для экономики страны: сокращается предложение валюты и уменьшается в целом денежная масса; сокращаются валютные резервы: сокращаются инвестиционные ресурсы и создается искусственный спрос на зарубежные кредиты; уменьшается налогооблагаемая база; не инвестируется прибыль, полученная от ушедшего за границу капитала; снижается устойчивость финансового рынка.

Информация о работе Национальная валютная система