Небанковские кредитные организации, виды и классификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 16:35, реферат

Краткое описание

Предмет исследования – система отношений в части Небанковские кредитные организации.
Цель работы – полное раскрытие темы Небанковские кредитные организации, виды и классификации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические вопросы Небанковские кредитные организации;
2. Рассмотреть их виды и классификации;

Содержание

Введение……………………………………….……………..…..…..………3
1.Создание и регулирование деятельности НКО……….……….…………5
2. Операции выполняемые НКО.……………………..……..…………..…29
3. НКО как часть банковской системы …………………………….......…31
Заключение………………………..…..……………………………….……44
Список используемой литературы. …………………….…… ………...…48

Вложенные файлы: 1 файл

готовый реферат.docx

— 50.06 Кб (Скачать файл)

Небанковские  кредитные организации, виды и классификации

 

 

Содержание. 
Введение……………………………………….……………..…..…..………3 
1.Создание и регулирование деятельности НКО……….……….…………5 
2. Операции выполняемые НКО.……………………..……..…………..…29 
3. НКО как часть банковской системы …………………………….......…31

Заключение………………………..…..……………………………….……44 
Список используемой литературы. …………………….…… ………...…48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
Кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные ФЗ «О банках и банковской деятельности». 
Современное банковское законодательство России выделяет два вида кредитных организаций: банки и небанковские кредитные организации. Номенклатура услуг, оказываемых небанковскими кредитными организациями своим клиентам, меньше, чем у банков. 
    В последнее время заметно возрос интерес к небанковским кредитным организациям со стороны ученых и практиков. Вместе с тем  противоположные   позиции, противоречивые данные, встречающиеся в отдельных публикациях, а также изменения законодательства порождают необходимость их дальнейшего изучения. 
Следует отметить, что термин НКО не достаточно ясен для понимания, так как содержит в своем определении взаимоисключающие понятия «небанковская» и «кредитная», однако их деятельность по осуществлению расчётов выгодно отличается от аналогичной деятельности банков тем, что является финансово устойчивой и не подвержена классическим банковским рискам. Но, к  сожалению, преодолеть негативную окраску термина «небанковские» довольно сложно. При этом,  как показывает практика, российская банковская система довольно слаба и подвержена резким колебаниям в экономике. Возможно, следует рассмотреть работу с небанковской кредитной организацией как достойную альтернативу работы с банком. 
Объект работы  - Небанковские кредитные организации. 
Предмет исследования – система отношений в части Небанковские кредитные организации. 
Цель работы – полное раскрытие темы Небанковские кредитные организации, виды и классификации. 
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 
1. Рассмотреть теоретические вопросы Небанковские кредитные организации; 
2. Рассмотреть их виды и классификации; 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
1. Создание и  регулирование деятельности НКО 
Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. 
Небанковские кредитные организации (далее по тексту НКО) сравнительно новый вид кредитных организаций, созданных Банком России для осуществления без рисковых расчетов между кредитными организациями и юридическими лицами клиентами – участниками расчетов, имеющими расчетные счета в НКО. 
Впервые НКО появились на банковском рынке в начале 90-х годов прошлого столетия по рекомендации Международного валютного фонда в условиях банковских неплатежей и системы суррогатных расчетов на основе бартера с перспективой обслуживания новых систем расчетов: межбанковских, биржевых, корпоративных и т.д. 
В середине 90-х годов в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» появился и термин «небанковская кредитная организация». 
Кредитная организация имеет фирменное (полное официальное) наименование на русском языке, может иметь наименование на другом языке народов Российской Федерации, сокращенное наименование и наименование на иностранном языке. Кредитная организация имеет печать со своим фирменным наименованием. 
Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов "небанковская кредитная организация", а также указание на его организационно-правовую форму. 
1 Учредительные документы кредитной организации 
 
Кредитная организация имеет учредительные документы, предусмотренные федеральными законами для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы. 
Устав кредитной организации должен содержать: 
1) фирменное наименование; 
2) указание на организационно-правовую форму; 
3) сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений; 
4) перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона; 
5) сведения о размере уставного капитала; 
6) сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях; 
7) иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы. 
Кредитная организация обязана регистрировать все изменения, вносимые в ее учредительные документы. Документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", нормативными актами Банка России, представляются кредитной организацией в Банк России в установленном им порядке. Банк России в месячный срок со дня подачи всех надлежащим образом оформленных документов принимает решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы кредитной организации, и направляет в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. 
На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросу государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы кредитной организации, осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом 
1.2 Уставный капитал кредитной организации 
Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. 
Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 90 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении такой лицензии, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 18 миллионов рублей. 
Банк России устанавливает предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала. 
Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные денежные средства. Оплата уставного капитала кредитной организации при увеличении ее уставного капитала путем зачета требований к кредитной организации не допускается. Банк России вправе установить порядок и критерии оценки финансового положения учредителей (участников) кредитной организации. 
Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. 
Средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации на основании соответственно законодательного акта субъекта Российской Федерации или решения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. 
Приобретение и (или) получение в доверительное управление (далее - приобретение) в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, свыше 1 процента акций (долей) кредитной организации требует уведомления Банка России, более 20 процентов - предварительного согласия Банка России. Банк России не позднее 30 дней с момента получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, приобретение акций (долей) кредитной организации считается разрешенным. Порядок получения согласия Банка России на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации и порядок уведомления Банка России о приобретении свыше 1 процента акций (долей) кредитной организации устанавливаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. 
1.3 Государственная регистрация кредитных организаций и выдача им лицензий на осуществление банковских операций 
Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации кредитных организаций. 
Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации кредитных организаций осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом. 
Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. 
 
За государственную регистрацию кредитных организаций взимается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации. 
Кредитная организация обязана информировать Банк России об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Банк России не позднее одного рабочего дня со дня поступления соответствующей информации от кредитной организации сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о кредитной организации. 
Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. 
Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России. 
1.4  Лицензирование банковских операций 
Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, указанных в части девятой настоящей статьи и в статье 13.1 настоящего Федерального закона. 
Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций. 
Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр. 
В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. 
Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия. 
Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России. 
Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции, если получение такой лицензии является обязательным. 
Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность. 
Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" вправе осуществлять банковские операции, право на осуществление которых предоставлено ей на основании Федерального закона "О банке развития". 
1.5 Документы, необходимые для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций 
Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций в Банк России в установленном им порядке представляются следующие документы: 
1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций; в заявлении также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому осуществляется связь с кредитной организацией; 
 
2) учредительный договор (подлинник или нотариально удостоверенная копия), если его подписание предусмотрено федеральным законом; 
3) устав (подлинник или нотариально удостоверенная копия); 
4) бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитной организации, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении устава кредитной организации, а также кандидатур для назначения на должности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации. Порядок составления бизнес-плана кредитной организации и критерии его оценки устанавливаются нормативными актами Банка России; 
5) документы об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию кредитной организации и за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании кредитной организации; 
6) копии документов о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения налоговыми органами выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года; 
7) документы (согласно перечню, установленному нормативными актами Банка России), подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями - физическими лицами в уставный капитал кредитной организации; 
 
8) анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения: 
о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет; 
о наличии (отсутствии) судимости. 
1.6 Основания для отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций 
Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций допускается только по следующим основаниям: 
1) несоответствие кандидатов, предлагаемых на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации и его заместителей, квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. Под несоответствием кандидатов, предлагаемых на указанные должности, этим квалификационным требованиям понимаются: 
отсутствие у них высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом, иным подразделением кредитной организации, деятельность которых связана с осуществлением банковских операций, либо отсутствие двухлетнего опыта руководства таким отделом, подразделением; 
наличие судимости за совершение преступлений в сфере экономики; 
совершение в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях; 
наличие в течение двух лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации на основаниях, предусмотренных пунктом 2 статьи 254 Кодекса законов о труде Российской Федерации; 
предъявление в течение трех лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, к кредитной организации, в которой каждый из указанных кандидатов находился на должности руководителя кредитной организации, требования о замене его в качестве руководителя кредитной организации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"; 
несоответствие деловой репутации указанных кандидатов требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России; 
наличие иных оснований, установленных федеральными законами; 
2) неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или неисполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года; 
3) несоответствие документов, поданных в Банк России для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, требованиям федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России; 
4) несоответствие деловой репутации кандидатов на должности членов совета директоров (наблюдательного совета) квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России, наличие у них судимости за совершение преступления в сфере экономики. 
Решение об отказе в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций сообщается учредителям кредитной организации в письменной форме и должно быть мотивировано. 
Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций, непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд. 
Под деловой репутацией в соответствии с настоящей статьей понимается оценка профессиональных и иных качеств лица, позволяющих ему занимать соответствующую должность в органах управления кредитной организации. 
1.7 Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях: 
1) если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2 процентов. 
Если в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту, когда в соответствии с настоящей статьей у кредитной организации должна быть отозвана указанная лицензия, Банк России изменял методику расчета достаточности капитала кредитных организаций, в целях настоящей статьи применяется та методика, в соответствии с которой достаточность капитала кредитной организации достигает максимального значения; 
2) если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации кредитной организации. Указанное основание для отзыва лицензии на осуществление банковских операций не применяется к кредитным организациям в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций; 
3) если кредитная организация не исполняет в срок, установленный Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала); 
4) если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом; 
5) если банк, размер собственных средств (капитала) которого на 1 января 2007 года равен 180 миллионам рублей или выше этой суммы, в течение трех месяцев подряд допускает снижение размера собственных средств (капитала) ниже 180 миллионов рублей, за исключением снижения вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), и не подает в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации; 
6) если банк, размер собственных средств (капитала) которого на 1 января 2007 года менее 180 миллионов рублей, не достиг на соответствующую дату размера собственных средств (капитала), установленного частями пятой и шестой статьи 11.2 настоящего Федерального закона, или если этот банк в течение трех месяцев подряд допускает уменьшение размера собственных средств (капитала) (за исключением случаев такого снижения вследствие применения измененной методики определения размера собственных средств (капитала) банка) менее большей из двух величин: размера собственных средств (капитала), достигнутого им на 1 января 2007 года, или размера собственных средств (капитала), установленного частями пятой и шестой статьи 11.2 настоящего Федерального закона, и не подает в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации; 
7) если банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере, равном 180 миллионов рублей и выше, и допустивший снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального размера, установленного статьей 112 настоящего Федерального закона, вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), в течение 12 месяцев не достиг указанного минимального размера собственных средств (капитала) и не подал в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации; 
8) если банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере менее 180 миллионов рублей и допустивший уменьшение размера собственных средств (капитала) по сравнению с уровнем, достигнутым на 1 января 2007 года или установленным на соответствующую дату частями пятой и шестой статьи 11.2 настоящего Федерального закона, вследствие применения измененной методики определения размера собственных средств (капитала) банка, в течение 12 месяцев не достиг большей из двух величин: размера собственных средств (капитала), имевшегося у него на 1 января 2007 года, или размера собственных средств (капитала), установленного на соответствующую дату частями пятой и шестой статьи 11.2 настоящего Федерального закона, и не подал в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации. 
В случаях, предусмотренных частью второй настоящей статьи, Банк России отзывает у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в течение 15 дней со дня получения органами Банка России, ответственными за отзыв указанной лицензии, достоверной информации о наличии оснований для отзыва этой лицензии у кредитной организации. 
 
Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, за исключением оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается. 
Решение Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций вступает в силу со дня принятия соответствующего акта Банка России и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации сообщения об отзыве лицензии на осуществление банковских операций в "Вестнике Банка России". Обжалование указанного решения Банка России, а также применение мер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не приостанавливают действия указанного решения Банка России. 
Сообщение об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций публикуется Банком России в официальном издании Банка России "Вестник Банка России" в недельный срок со дня принятия соответствующего решения. 
После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями статьи 23.1 настоящего Федерального закона, а в случае признания ее банкротом - в соответствии с требованиями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". 
После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банк России: 
не позднее рабочего дня, следующего за днем отзыва указанной лицензии, назначает в кредитную организацию временную администрацию в соответствии с требованиями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"; 
совершает действия, предусмотренные статьей 23.1 настоящего Федерального закона. 
1.8 Процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям кредитной организации 
Процентные ставки по кредитам и (или) порядок их определения, в том числе определение величины процентной ставки по кредиту в зависимости от изменения условий, предусмотренных в кредитном договоре, процентные ставки по вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом. 
Кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам и (или) порядок их определения, процентные ставки по вкладам (депозитам), комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров с клиентами - индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором с клиентом. 
По договору банковского вклада (депозита), внесенного гражданином на условиях его выдачи по истечении определенного срока либо по наступлении предусмотренных договором обстоятельств, банком не может быть односторонне сокращен срок действия этого договора, уменьшен размер процентов, увеличено или установлено комиссионное вознаграждение по операциям, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. 
По кредитному договору, заключенному с заемщиком-гражданином, кредитная организация не может в одностороннем порядке сократить срок действия этого договора, увеличить размер процентов и (или) изменить порядок их определения, увеличить или установить комиссионное вознаграждение по операциям, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. 
1.9 Обязательные нормативы НКО 
     1.9.1  Настоящей  Инструкцией  устанавливаются  следующие обязательные нормативы НКО (далее - обязательные нормативы): 
 
     норматив достаточности собственных средств (капитала) НКО; 
     норматив  соотношения  суммы  ликвидных  активов  сроком исполнения в ближайшие 30 календарных дней к сумме обязательств - норматив текущей ликвидности НКО; 
     (абзац в ред. Указания ЦБ РФ от 02.09.2009 N 2285-У) 
     максимальный  размер  риска  на  одного заемщика или группу связанных заемщиков; 
     максимальная  совокупная  величина  кредитов  клиентам  -  участникам расчетов на завершение расчетов; 
     норматив  максимального  размера  риска  по  кредитным  требованиям, возникшим  по  предоставленным  РНКО  средствам заемщикам, кроме кредитов, предоставленных РНКО от своего имени и за свой счет, клиентам – участникам расчетов на завершение расчетов по совершенным сделкам; (абзац в ред. Указания ЦБ РФ от 02.09.2009 N 2285-У) 
     совокупная величина риска по инсайдерам РНКО; 
     норматив   использования  собственных  средств  (капитала)  РНКО  для приобретения акций (долей) других юридических лиц; 
     норматив максимального размера вексельных обязательств РНКО. (абзац введён Указанием ЦБ РФ от 02.09.2009 N 2285-У) 
       Иные обязательные нормативы, установленные Федеральным законом "О  Центральном  банке  Российской  Федерации  (Банке  России)", а именно: 
предельный  размер  имущественных  (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной  организации,  а  также  перечень  видов  имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала; минимальный размер  резервов,  создаваемых  под риски; размеры валютного и процентного рисков - устанавливаются иными нормативными актами Банка России.  (в ред. Указанием ЦБ РФ от 02.09.2009 N 2285-У) 
       При расчете обязательных нормативов РНКО должны выполнять пункт 1.3   Инструкции  Банка  России  от  16  января  2004  года  N  110-И  "Об обязательных  нормативах банков", зарегистрированной Министерством юстиции Российской  Федерации  6  февраля 2004 года N 5529; 27 августа 2004 года N 5997;  28  июля  2005  года  N 6833; 19 августа 2005 года N 6926 ("Вестник Банка  России" от 11 февраля 2004 года N 11, от 8 сентября 2004 года N 53, от  10  августа  2005  года  N  40, от 31 августа 2005 года N 46) (далее - Инструкция Банка России N 110-И). 
1.10. Числовые значения и методики расчета обязательных нормативов НКО 
       Норматив достаточности собственных средств (капитала) НКО (H1) 
рассчитывается  по  формуле,  приведенной  в  пункте  2.1 Инструкции Банка России N 110-И. 
     В  расчет  норматива  H1  НКО  включают активы, взвешенные по уровню риска  в  порядке,  установленном  Инструкцией  Банка  России  N  110-И, и собственные  средства  (капитал), определенные в соответствии с Положением Банка  России  от  10  февраля  2003  года N 215-П "О методике определения собственных  средств (капитала) кредитных организаций", зарегистрированным Министерством  юстиции  Российской  Федерации  17  марта  2003 года N 4269 ("Вестник  Банка  России"  от  20 марта 2003 года N 15) (далее – Положение Банка России N 215-П). 
     При  расчете  норматива  H1  кредиты,  предоставленные НКО от своего имени  и  за свой счет клиентам - участникам расчетов на завершение расчетов  по совершенным сделкам, классифицируются во вторую  группу  активов  с   коэффициентом кредитного риска 10% при условии одновременного выполнения  следующих условий: (абзац в ред. Указания ЦБ РФ от 02.09.2009 N 2285-У) указанные кредиты предоставлены НКО в пределах специально созданного участниками расчетов фонда (далее - фонд поддержания ликвидности) на  срок  не более трех рабочих дней; (абзац в ред. Указания ЦБ РФ от 02.09.2009 N 2285-У) договором  о  создании  и использовании фонда поддержания ликвидности предусмотрена солидарная ответственность участников расчетов перед НКО за исполнение    обязательств  по  возврату  кредитов,  предоставленных  НКО клиентам - участникам расчетов; срок  действия  договора о создании и использовании фонда поддержания ликвидности  превышает  сроки исполнения обязательств участниками расчетов по полученным кредитам. 
     В  договоре  о создании и использовании фонда поддержания ликвидности рекомендуется  также  предусмотреть порядок его расформирования и передачи денежных   средств  участникам  расчетов  в  случае  прекращения  действия договора. 
     Минимально   допустимое  числовое  значение  норматива  H1  для  РНКО устанавливается в размере 12 процентов. 
     Остатки    фонда   поддержания  ликвидности  могут  быть  отнесены  к обеспечению I категории качества в целях применения Положения Банка России от  26  марта  2004  года  N  254-П  "О  порядке  формирования  кредитными организациями  резервов  на  возможные  потери  по  ссудам,  по  ссудной и приравненной   к  ней  задолженности",  зарегистрированного  Министерством юстиции  Российской  Федерации  26 апреля 2004 года N 5774 ("Вестник Банка России" от 7 мая 2004 года N 28) (далее - Положение Банка России N 254-П), и  Положения  Банка  России  от  20  марта  2006  года  N  283-П  "О порядке формирования  кредитными  организациями  резервов  на  возможные  потери", зарегистрированного  Министерством  юстиции Российской Федерации 25 апреля 2006 года N 7741, 2 июля 2007 года N 9739, 6 декабря 2007 года N 10639, 10 сентября  2008  года  N 12260, 5 августа 2009 года N 14477 ("Вестник Банка России"  от 4 мая 2006 года N 26, от 11 июля 2007 года N 39, от 17 декабря 2007  года  N 69, от 17 сентября 2008 года N 49, от 12 августа 2009 года N 47) (далее - Положение Банка России N 283-П), если договором о создании и использовании  фонда  поддержания ликвидности предусматривается солидарная ответственность  участников расчетов перед НКО за исполнение обязательств по  возврату кредитов,   предоставленных    НКО     клиентам – участникам расчетов,    порядок  его  расформирования  и  передачи  денежных  средств участникам  расчетов  в случае прекращения действия договора, а также если срок  действия  договора  о  создании  и  использовании  фонда поддержания ликвидности  превышает  сроки исполнения обязательств участниками расчетов по полученным кредитам. (в ред. Указания ЦБ РФ от 25.07.2007 N 1871-У, от 02.09.2009 N 2285-У) 
     1.2 Норматив соотношения суммы ликвидных активов сроком исполнения в ближайшие    30    календарных   дней  к  сумме  обязательств  НКО -  норматив текущей ликвидности НКО  (H15)  Минимально  допустимое   числовое   значение   норматива  H15 устанавливается в размере 100 процентов. 
     1.3.  Норматив  максимальной  совокупной величины кредитов клиентам - участникам   расчетов  на  завершение  расчетов  (H16)   Максимально    допустимое    числовое    значение    норматива    H16 устанавливается в размере 100 процентов. 
     1.4.  Норматив максимального размера риска по кредитным требованиям, возникшим  по  предоставленным  НКО  средствам заемщикам, кроме кредитов, предоставленных НКО от своего имени и за свой счет, клиентам – участникам расчетов    на    завершение  расчетов  по  совершенным  сделкам  (Н16.1). 
     Числовое  значение норматива H16.1 устанавливается в размере 0 (ноль) процентов. 
     1.5.  Норматив  максимального размера вексельных обязательств НКО (Н16.2)  Числовое  значение норматива Н16.2 устанавливается в размере 0 (ноль) процентов (пункт введён Указанияем ЦБ РФ от 02.09.2009 N 2285-У) 
     1.6.  Расчет  обязательных нормативов Н10.1, Н12 производится НКО по методикам, установленным Инструкцией Банка России N 110-И, при этом величина кредитного требования  к  инсайдеру НКО, кредитного риска по условным обязательствам кредитного  характера и срочным сделкам, заключенным с инсайдером, а также величина  инвестиции  НКО  в  акции  (доли)  других  юридических  лиц, не уменьшается    на  величину  резерва  на  возможные  потери  по  указанным требованиям  (инвестициям),  сформированного  в  соответствии с Положением Банка России N 254-П и Положением Банка России N 283-П.  (в ред. Указания ЦБ РФ от 02.09.2009 N 2285-У) 
     1.7.  Максимально  допустимое  числовое значение норматива совокупной величины  риска  по  инсайдерам  НКО  (Н10.1) устанавливается в размере 0 (ноль) процентов. 
     1.8.  Норматив  использования собственных средств (капитала) РНКО для приобретения   акций  (долей)  других  юридических  лиц  (H12)  регулирует (ограничивает)  совокупный  риск  вложений  НКО  в  акции  (доли)  других юридических  лиц.  Числовое  значение  норматива использования собственных средств  (капитала) РНКО для приобретения акций (долей) других юридических лиц  (H12)  устанавливается  в  размере  0  (ноль)  процентов  от величины собственных средств (капитала) НКО. 
1.9.  Расчет  норматива  максимального размера риска на одного заемщика  или  группу  связанных  заемщиков (H6) осуществляется по формуле, приведенной в пункте 4.1 Инструкции Банка России N 110-И. В  расчет  показателя К   включаются кредиты, предоставленные НКО от  своего  имени  и  за  свой счет клиенту - участнику расчетов в пределах  фонда  поддержания  ликвидности  и кредитов, депозитов и иных  привлеченных  средств,  полученных  НКО  от  Банка  России, кредитные  требования,  возникшие  в  результате  размещения  НКО денежных  средств  в  финансовые активы, перечисленные в подпункте 1.5.2  пункта  1.5  настоящей  Инструкции, а также кредитный  риск по условным обязательствам  кредитного  характера  и срочным сделкам, рассчитываемый в соответствии  с  Приложениями  2  и  3  Инструкции  Банка  России N 110-И, соответственно. (в ред. Указания ЦБ РФ от 02.09.2009 N 2285-У) 
     Кредитные  требования  и  условные обязательства кредитного характера включаются в расчет обязательного норматива максимального размера риска на одного    заемщика    или  группу  связанных  заемщиков  (H6)  за  вычетом сформированного  резерва  на возможные потери по соответствующим кредитным требованиям  в соответствии с Положением Банка России N 254-П и Положением  Банка России N 283-П  и  с использованием соответствующего коэффициента риска,  применяемого  в  целях расчета норматива достаточности собственных средств (капитала) H1.   (в ред. Указания ЦБ РФ от 02.09.2009 N 2285-У) 
     Максимально  допустимое  числовое  значение  норматива  максимального размера  риска  на одного заемщика или группу связанных заемщиков (H6) для НКО устанавливается в размере 10 процентов. 
     1.10.  НКО  обязана  соблюдать  размеры  (лимиты)  открытых  валютных позиций,  установленные  Инструкцией  Банка  России от 15 июля 2005 года N 124-И  "Об  установлении  размеров  (лимитов)  открытых  валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными    организациями",   зарегистрированной  Министерством  юстиции Российской Федерации 5 августа 2005 года N 6889 ("Вестник Банка России" от 19 августа 2005 года N 44). 
     1.11.  В целях регулирования рыночных рисков НКО осуществляет расчет величины  рыночного  риска  для включения в расчет норматива достаточности собственных    средств  (капитала)  (H1)  в  соответствии  с  требованиями Положения  Банка  России от 14 ноября 2007 года N 313-П "О порядке расчета кредитными  организациями  величины  рыночного риска", зарегистрированного Министерством  юстиции  Российской  Федерации  6 декабря 2007 года N 10638 ("Вестник Банка России" от 12 декабря 2007 года N 68). (п. 3.10. в ред. Указания ЦБ РФ от 14.11.2007 N 1908-У).

 
2. Операции выполняемые НКО

 
     1.1.  НКО  вправе  осуществлять  в  сочетании  следующие  банковские операции: 
  -  открытие и ведение банковских счетов юридических лиц; 
  -  осуществление  расчетов  по  поручению  юридических  лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; 
  -   инкассацию    денежных   средств,  векселей,  платежных  и  расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц; 
  -  куплю-продажу иностранной валюты в безналичной форме; 
  -  осуществление  переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов). 
     1.2.  НКО  могут  осуществлять  деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии  со  статьей  6  Федерального  закона  "О банках и банковской деятельности". 
     1.3.  НКО  помимо  перечисленных  в  пункте 1.1 настоящей Инструкции банковских  операций  вправе  осуществлять сделки, перечисленные в части 3 статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". 
     1.4. Если иное не предусмотрено лицензией на осуществление банковских операций,  выданной  до  вступления  в  силу настоящей Инструкции, НКО не вправе осуществлять следующие банковские операции: 
   -   привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады; 
  - открытие и ведение банковских счетов физических лиц; 
  -  осуществление  расчетов  по поручению физических лиц по их банковским счетам; 
-   куплю-продажу иностранной валюты в наличной форме; 
-   привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; 
-    выдачу банковских гарантий. 
     1.5.  В  целях  минимизации  риска  ликвидности  и кредитного риска в деятельности    НКО    рекомендуется   в  учредительных  документах  НКО (создаваемых  -  при их учреждении; действующих - при внесении изменений в существующие учредительные документы) предусматривать: 
     1.5.1.  исключение  деятельности  по привлечению средств физических и юридических лиц (например, путем выпуска НКО собственных векселей); 
     1.5.2.  размещение  денежных средств от своего имени и за свой счет в пределах,  установленных обязательными нормативами в соответствии с главой 2 настоящей Инструкции, исключительно: 
     в долговые обязательства Российской Федерации; 
     в депозиты в Банке России; 
     в облигации Банка России; 
     в кредиты и депозиты, размещенные в имеющих инвестиционный рейтинг не ниже  "BBB" по классификации иностранного рейтингового агентства "Standard &  Poor's"  или  не  ниже  аналогичного по классификациям "Fitch Ratings", "Moody's" банках-нерезидентах стран, входящих в группу развитых стран, и в кредитных организациях - резидентах Российской Федерации;  
в  государственные  долговые  обязательства  стран  из  числа  группы развитых    стран,   имеющих  инвестиционный  рейтинг  не  ниже  "BBB"  по классификации  иностранного рейтингового агентства "Standard & Poor's" или не ниже аналогичного по классификациям "Fitch Ratings", "Moody's"; 
     1.5.3.открытие корреспондентских счетов, помимо корреспондентского счета  в  Банке  России,  только  в имеющих инвестиционный рейтинг не ниже "BBB"  по  классификации  иностранного  рейтингового агентства "Standard & Poor's"  или  не  ниже  аналогичного  по  классификациям  "Fitch Ratings", "Moody's",  банках-нерезидентах стран, входящих в группу развитых стран, и в кредитных организациях - резидентах Российской Федерации. 
 
3. Небанковские кредитные организации как часть банковской системы. 
 
    В последнее время заметно возрос интерес к небанковским кредитным организациям со стороны ученых и практиков. Вместе с тем противоположные позиции, противоречивые данные, встречающиеся в отдельных публикациях, а также изменения законодательства порождают необходимость их дальнейшего изучения. 
     В соответствии со ст. 1 Закона «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон) небанковской кредитной организацией называется кредитная организация, которая имеет право осуществлять отдельные виды банковских операций. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. В настоящее время Банк России установил допустимые сочетания банковских операций для двух видов небанковских кредитных организаций: расчетных небанковских кредитных организаций и небанковских депозитно-кредитных организаций. 
      Стоит отметить, что с момента возникновения данного определения и до сих пор оно ставит в тупик как профессионалов, так и участников рынка, заставляя их размышлять над явными противоречиями: почему организация небанковская, а осуществляет банковские операции? В юридической литературе неоднократно звучали предложения о необходимости замены этого термина. 
       Некоторые задаются вопросом: почему расчетные небанковские кредитные организации, не имеющие кредитной лицензии, все равно называются кредитными организациями?  По мнению автора, использование термина «кредитные» можно допустить по двум причинам: во-первых, законодательство не определяет кредитную организацию как организацию, имеющую право на совершение всех девяти банковских операций, предусмотренных Законом, во-вторых, расчетные небанковские кредитные организации вправе представлять кредиты клиентам — участникам расчетов на завершение расчетов по совершенным сделкам в порядке, определенном Банком России. 
        К сожалению, преодолеть негативную окраску термина «небанковские» довольно сложно. Будет правильным поддержать мнение специалистов о целесообразности его замены. В качестве приемлемого варианта можно использовать формулировку, содержавшуюся в Законе РСФСР от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности», где употреблялся термин «другие кредитные учреждения». В современном варианте он будет звучать как «другие кредитные организации», которые можно подразделить на соответствующие виды: расчетные кредитные организации, депозитно-кредитные организации. 
        Первые небанковские кредитные организаций возникли в 1992 — 1993 гг. В это время были зарегистрированы (и до сих пор продолжают свою деятельность) НКО «Банковские информационные технологии», НКО «Международная расчетная палата», НКО «Центральная расчетная палата», НКО «Московский клиринговый центр». В то время как количество банков постепенно уменьшается, численность небанковских кредитных организаций незначительно растет, например, в 2001 г. их было 40, а в настоящее время в России действуют 50 небанковских кредитных организаций, подавляющее большинство которых представлено небанковским расчетными организациями и лишь одна организация является небанковской депозитно-кредитной организацией. 
В литературе встречается мнение, что небанковские кредитные организации являются «низкорисковыми кредитными учреждениями». Сказанное справедливо для расчетных небанковских кредитных организаций, деятельность небанковских депозитно-кредитных организаций, напротив, является высокорисковой.  
Как было замечено ранее, в настоящий момент законодательством предусмотрено два вида небанковских кредитных организаций — расчетные небанковские кредитные организации и небанковские депозитно-кредитные организации. В связи с тем что для небанковских кредитных организаций сокращен перечень разрешенных для совершения банковских операций и иных сделок из числа указанных в ст. 5 Закона, законодатель снизил для них требования к уставному капиталу.  
Выполняя низкорисковый круг банковских операций и вообще не привлекая депозитов, РНКО вместе с тем имеют одинаковый норматив минимального размера уставного капитала с высокорисковыми небанковскими депозитно-кредитными организациями. В связи с этим возникающие проблемы предпринимателей, связанные с избыточным пруденциальным регулированием, видятся особенно очевидными. Для дальнейшего развития РНКО представляется возможным снижение норматива минимальной величины уставного капитала. Эта возможность (создание дифференцированного режима пруденциального регулирования) предусмотрена законодательством и соответствует современным международным стандартам финансово-кредитной деятельности. Нормативы должны зависть не от формального статуса кредитной организации, а от круга выполняемых операций, быть не повышенными, а соответствующими. 
Ко второму виду небанковских кредитных организаций, предусмотренных законодательством, относятся небанковские кредитные организации, осуществляющие депозитные и кредитные операции (НДКО). Создание НДКО было названо одним из стратегических направлений развития банковского сектора России еще в 2001 г. в совместном заявлении Правительства РФ и Банка России от 30 декабря 2001 г. «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации» (п. 4.1.3). Регулирование и надзор за деятельностью НДКО осуществляется на основании Положения Банка России от 21 сентября 2001 г. (ред. 16.12.2003) N 153-П «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции». 
НДКО могут осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные ст. 5 Закона, на основании лицензии на осуществление банковских операций, выданной Банком России, в валюте Российской Федерации и, при наличии соответствующей лицензии, в иностранной валюте. НДКО также вправе совершать сделки, разрешенные к осуществлению кредитными организациями в соответствии со ст. 5 Закона. 
За все время начиная с 1990 г. в России имеется единственный пример создания небанковской депозитно-кредитной организации — в 2005 г. было создано ЗАО НДКО «Женская микрофинансовая сеть», в результате чего можно сделать вывод, что закрепленный законодателем вид НДКО не удовлетворяет потребностям рынка. 
На сегодняшний день в системе институтов микрофинансирования сформировалась группа организаций, для которых важнейшей проблемой является поиск источников средств для расширения кредитной деятельности. Среди столкнувшихся с данной проблемой организаций следует выделить: 
— частные фонды поддержки малого бизнеса, созданные на целевые средства спонсоров и учредителей; 
— муниципальные и государственные региональные фонды поддержки малого бизнеса, перспективы развития которых связаны в том числе с ходом реформы местного самоуправления; 
— кредитные кооперативы регионального и федерального уровня, потенциально способные аккумулировать средства, объем которых сравним с показателями малых и средних кредитных организаций. 
Одним из возможных путей решения проблемы нехватки ресурсной базы могла бы стать трансформация перечисленных институтов в НДКО. 
Однако, для того чтобы субъекты малого и среднего предпринимательства получили доступ к кредитным ресурсам, необходима прогрессивная политика Банка России. В числе мер, стимулирующих развитие НДКО, можно назвать следующее: 
— создание упрощенной процедуры регистрации НДКО по сравнению с банками (сокращение перечня необходимых документов и сроков их рассмотрения); 
— установление специальных требований к составу и структуре органов управления; 
— наличие специальных обязательных нормативов и резервных требований; 
— упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета и представления отчетности. 
Трансформация институтов микрофинансирования в НДКО позволит создать устойчивый канал взаимодействия названных организаций с финансовым рынком, что откроет для них дополнительные возможности по привлечению кредитных ресурсов. Помимо этого, форма небанковской кредитной организации, предполагающая соответствующие меры контроля за рисками, пруденциального надзора и отчетности, повысит надежность рассматриваемых финансовых посредников, существенно расширит перечень разрешенных им операций, включая такие банковские операции, как кредитование, выдача банковской гарантии, привлечение депозитов от юридических лиц. 
 
Попробуем сравнить преимущества и недостатки обычных банков и НКО. Насколько оправдана популярность банков? Как показывает практика, российская банковская система довольно слаба и подвержена резким колебаниям в экономике. Стоит вспомнить не только глобальный кризис 1998 года, но и локальный кризис 2005 года, а теперь и текущий, еще более масштабный кризис 2008–2009 года. В первую очередь, шаткость системы связана с невысоким качеством активов российских банков, в том числе и довольно крупных, входящих в Топ-100 по активам. При этом можно отметить, что действия Центрального банка, направленные на стабилизацию денежных потоков осенью 2008 года, которые отразились в решении о представлении беззалоговых кредитов, сыграли серьезную роль в поддержании жизнедеятельности банков. 
Все познается в сравнении. Тарифы на расчетно-кассовое обслуживание в РНКО вполне схожи с банковскими, пожалуй, кроме цены за подключение и обслуживание «Клиент–Банка»:  
·   платежи в рублях – 20–50 рублей за платеж, за исключением налоговых и приравненных к ним платежей, которые осуществляются бесплатно;  
·   платеж в иностранной валюте – $25–40 (по курсу ЦБ на день платежа) плюс возмещение комиссий банков корреспондентов;  
·   комиссия валютного контроля – 0,15% от суммы операции (максимально $900);  
·   кассовые комиссии и комиссии по расчетам аккредитивами равны комиссиям средних банков. 
При продаже своему клиенту валюты, например доллара США, к собственной цене приобретения НКО добавит от 5 до 12 копеек, в зависимости от объема купленной валюты. РНКО не начисляет проценты на остатки на клиентских счетах, поскольку не пользуется ими, а лишь сохраняет. Ведь, как можно убедиться из самого названия этого финансового института, основная его цель и источник существования – расчеты. 
Самое главное отличие РНКО от кредитной организации становится очевидным уже из названия – расчетная небанковская кредитная организация. То есть, исходя из вида лицензии на проведение банковских операций, во главе функционирования этого финансового института ставятся расчеты между клиентами. Инструкция Банка России 110-И от 16.01.2004 г. устанавливает обязательные нормативы деятельности кредитных организаций, банков и НКО в целях осуществления контроля за состоянием ликвидности кредитной организации, то есть ее способности обеспечить своевременное и полное выполнение денежных и иных обязательств перед клиентами и кредиторами. Способность кредитной организации исполнить своевременно, не позже следующего дня после поступления в банк платежного документа от клиента (ст. 849 ГК РФ), определяется соответствием нормативу мгновенной ликвидности (Н2). Он рассчитывается как отношение суммы высоколиквидных активов, то есть финансовых активов, которые банк должен получить в течение ближайшего календарного дня и (или) может незамедлительно востребовать и (или) в случае необходимости реализовать в целях получения денежных средств, к обязательствам по счетам до востребования (в том числе расчетным счетам), по которым клиент кредитной организации и (или) кредитор могут потребовать незамедлительного погашения. 
Значение норматива Н2 для банков установлено в размере ≥ 15%, а для НКО – ≥ 100%. Это означает, что последние, имея в высоколиквидных активах все 100% средств клиентов и собственные средства, в любой момент могут исполнить требование платежа каждого клиента, каким бы значительным по сумме оно не было. 
Данное обстоятельство и позволяет осуществлять наиболее важную функцию РНКО – производить расчеты бесперебойно, срочно и полно. Таким образом, клиент РНКО может быть уверен в сохранности своих средств, не испытывая сомнений в неоплате договорных обязательств по вине РНКО, связанной с отсутствием ликвидности (а именно средств на корреспондентском счете РНКО в Банке России). Особенно актуальным для клиента это преимущество может стать при осуществлении расчетов в иностранной валюте, поскольку международные контракты, как правило, предусматривают жесткие штрафные санкции в случае просрочки исполнения обязательств по оплате. Свою лепту в себестоимость продукции компании, а значит, в цену ее реализации на рынке вносит и срочность исполнения операций по покупке валюты. Речь идет о курсе приобретения валюты, который в последние 9 месяцев подвержен резким и значительным колебаниям. 
При всех достоинствах РНКО можно отметить одинаковые требования к документам клиента, необходимым для заключения договора на открытие счета, – они не отличаются от стандартных банковских и определяются той же инструкцией Банка России № 28-И от 14.09.2006 г. Так, для открытия счета организации, в соответствии с законодательством, необходимо представить правоустанавливающие документы, договор банковского счета, заявление на открытие счета, документы, подтверждающие полномочия лиц, имеющих право распоряжаться счетом, банковскую карточку. 
За последние месяцы можно отметить приток новых клиентов в РНКО, среди которых большинство составляют юр.лица, чьи счета были открыты в банках, пострадавших от экономического кризиса. 
Как правило, клиентам удобнее проводить расчеты с использованием системы «Клиент-Банк». РНКО также предоставляет эту услугу, а стоимость комиссий и прочих платежей за ведение счета соразмерна тарифам кредитных организаций, однако стоимость расчетных операций в них немного выше. Прежде всего это связано с тем, что доходы РНКО в значительной степени формируются комиссиями именно за расчетные операции. Следует заметить, что кредитные организации, в свою очередь, платят Банку России за каждый платеж (например, в Москве и Московской области сумма комиссии варьируется от 5 до 15 рублей, в зависимости от времени осуществления платежа, основная часть которых происходит после 16:00 и обходится по максимальной цене). 
Не будет лишним повторить, что основное преимущество РНКО – сохранность средств клиента и срочность расчетов, которая не зависит от текущей экономической ситуации, что, пожалуй, в настоящее время является приоритетным для клиента. Поэтому важнейшим бонусом (в ожидании прогнозируемой многими второй волны банковского кризиса) для клиента будет не преумножение, а сохранение и доступность использования средств компании.  
Вследствие того, что РНКО нет необходимости «удерживать» платеж и средства клиента на своем корреспондентском счете в Банке России в целях поддержания собственной ликвидности и исполнения обязательных нормативов, платеж может быть осуществлен любым рейсом (положение Банка России «О многорейсовой обработке платежей в Московском регионе» от 20.02.1998 г. № 18-П). РНКО проводит транзакции клиента обязательно в день подачи платежного поручения или поручения на перевод иностранной валюты. Данное преимущество касается не только клиентов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории РФ, но также и экспортно-импортную деятельность. При этом иностранную валюту для клиента РНКО приобретает у банка-контрагента либо на ММВБ. Естественно, Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ при осуществлении подобных операций соблюдается в полном объеме. 
Подводя итоги, можно отметить, что главными преимуществами РНКО являются скорость расчетов, сохранность средств компании в любом экономическом климате, что дает возможность топ-менеджменту организаций, обслуживающихся в РНКО, вести плановую деятельность, соблюдать график собственных платежей и получать полную информацию о поступлении средств от дебиторов. Действительно, в настоящее время банки предлагают максимально выгодные на первый взгляд условия для обслуживания клиентов, вплоть до бесплатного пользования удаленным доступом к счету или бесплатной инкассации средств. Однако стоит помнить, что самому банку оказание этих услуг обходится весьма недешево. 
Современные экономические условия вскрыли проблемы банковского сектора, заставили банки пересмотреть клиентскую политику, а также линейку своих продуктов, изменили тарифы. Целью борьбы за клиента является стремление увеличить собственную ликвидность, пусть даже за счет повышенных ставок по привлеченным средствам, предоставлением бесплатных услуг. Необходимость «отрабатывать» возросшие расходы вынуждает банки придерживаться более рискованной тактики размещения «временно свободных» средств. 
Зарабатывая лишь на осуществлении расчетных операций, РНКО в некоторой степени можно сравнить с швейцарскими банки – выгоды почти никакой, однако есть спокойствие за сохранность средств предприятия.


Информация о работе Небанковские кредитные организации, виды и классификации