Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 09:04, контрольная работа
Краткое описание
Цель работы – рассмотреть ликвидацию и реорганизацию проблемных банков. Для этого необходимо решить ряд задач: - рассмотреть понятие несостоятельности кредитного учреждения; - изучить меры по предупреждению банкротства и финансовому оздоровлению кредитной организации; - рассмотреть порядок ликвидации и реорганизации банков. Предметом работы является ликвидация и реорганизация кредитных учреждений. Объект работы – кредитное учреждение, работающее на территории РФ.
- приведение в соответствие
размера уставного капитала кредитной
организации и величины собственных средств
кредитной организации - если величина
собственных средств кредитной организации
по итогам отчетного месяца оказывается
меньше размера уставного капитала;
- изменение организационной
структуры кредитной организации, которая
может заключаться в изменении состава
и численности сотрудников кредитной
организации; изменение структуры, сокращением
и ликвидацией обособленных и иных структурных
подразделений кредитной организации,
а также иными способами, способствующими
устранению причин, вызвавших необходимость
мер по финансовому оздоровлению кредитной
организации.
Кредитная организация, принимающая
меры по финансовому оздоровлению самостоятельно
либо по требованию Банка России, должна
представлять в территориальное учреждение
Банка России, контролирующее ее деятельность,
план мер по финансовому оздоровлению
кредитной организации, который должен
содержать сведения и пакет документов,
указанных в Методических рекомендациях
по составлению планов санации кредитными
организациями.
По итогам рассмотрения плана
мер по финансовому оздоровлению кредитной
организации территориальное учреждение
Банка России вправе подготовить отрицательное
заключение, признав его нереальным.
Если план мер по финансовому
оздоровлению кредитной организации признан
нереальным, при отсутствии оснований
для отзыва у кредитной организации лицензии
на осуществление банковских операций,
территориальное учреждение Банка России
вправе предъявить требование о реорганизации
кредитной организации.
Кредитная организация обязана
обеспечить выполнение мероприятий в
объеме и сроки, предусмотренные планом
мер по финансовому оздоровлению кредитной
организации. Ход выполнения кредитной
организацией плана мер по финансовому
оздоровлению кредитной организации оценивается
на основании количественных и качественных
показателей, в том числе выполнение кредитной
организацией ежемесячных показателей
деятельности, достижение которых планируется
в результате проведения мероприятий
по ее финансовому оздоровлению, доведение
норм пруденциальной деятельности до
уровня, установленного нормативными
актами Банка России, выполнение мероприятий
предусмотренных планом мер по финансовому
оздоровлению кредитной организации.
Отчет о выполнении плана мер
по финансовому оздоровлению кредитной
организации представляется кредитными
организациями в территориальное учреждение
Банка России ежемесячно. Территориальное
учреждение Банка России проверяет деятельность
кредитной организации по осуществлению
мер по предупреждению банкротства.
3 Ликвидация и
реорганизация банков
Ликвидация или реорганизация
кредитной организации осуществляется
в соответствии с федеральными законами
с учетом требований Федерального закона
«О банках и банковской деятельности»
(№395-1 от 02.12.1990г. с поправками в 2013г). При
этом государственная регистрация Банка
в связи с его ликвидацией и государственная
регистрация Банка, создаваемым путем
его реорганизации, осуществляются в порядке,
предусмотренном Федеральным законом
«О государственной регистрации юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей»,
с учетом особенностей, установленных
указанным Федеральным законом и принимаемыми
в соответствии с ним нормативными актами
Банка России [1].
Сведения и документы, необходимые
для осуществления государственной регистрации
Банка в связи с его ликвидацией и государственной
регистрации кредитной организации, создаваемой
путем реорганизации, предоставляются
в Банк России. Перечень указанных сведений
и документов, а также порядок их предоставления
определяется Банком России. Банк России
после принятия решения о государственной
регистрации кредитной организации в
связи с ее ликвидацией или государственной
регистрации кредитной организации, создаваемой
путем ее реорганизации, направляет в
уполномоченный регистрирующий орган
сведения и документы, необходимые для
осуществления данным органом функций
по ведению единого государственного
реестра юридических лиц. На основании
указанного решения, принятого Банком
России, и предоставленных им необходимых
сведений и документов уполномоченный
регистрирующий орган в течение пяти рабочих
дней со дня получения необходимых сведений
и документов вносит в единый государственный
реестр юридических лиц соответствующую
запись и не позднее рабочего дня, следующего
за днем внесения соответствующей записи,
сообщает об этом в Банк России. Взаимодействие
Банка России и уполномоченного регистрирующего
органа по вопросу о государственной регистрации
кредитной организации в связи с ее ликвидацией
или о государственной регистрации кредитной
организации, создаваемой путем реорганизации,
осуществляется в порядке, согласованном
Банком России с уполномоченным регистрирующим
органом.
Письменное уведомление о начале
процедуры реорганизации Банка с приложением
решения о реорганизации Банка направляется
кредитной организацией в Банк России
в течение трех рабочих дней после даты
принятия указанного решения [9, с.89]. В
случае участия в реорганизации двух и
более кредитных организаций такое уведомление
направляется кредитной организацией,
последней принявшей решение о реорганизации
кредитной организации либо определенной
указанным решением. Банк России размещает
данное уведомление на своем официальном
сайте и не позднее одного рабочего дня
с даты поступления от кредитной организации
этого уведомления направляет в уполномоченный
регистрирующий орган информацию о начале
процедуры реорганизации кредитной организации
с приложением указанного решения, на
основании которого указанный орган вносит
в единый государственный реестр юридических
лиц запись о том, что кредитная организация
находится в процессе реорганизации. Государственная
регистрация кредитной организации в
связи с ее ликвидацией осуществляется
в течение 45 рабочих дней со дня предоставления
в Банк России всех оформленных в установленном
порядке документов.
Государственная регистрация
кредитной организации, создаваемой путем
реорганизации, в случае, если не принято
решение об отказе в такой регистрации,
осуществляется в течение шести месяцев
со дня предоставления в Банк России всех
оформленных в установленном порядке
документов. Банк России имеет право запретить
реорганизацию Банка, если в результате
ее проведения возникнут основания для
применения мер по предупреждению несостоятельности
(банкротства), предусмотренные Федеральным
законом «О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций» [3]. В случае прекращения
деятельности кредитной организации на
основании решения ее учредителей (участников)
Банк России по ходатайству кредитной
организации принимает решение об аннулировании
лицензии на осуществление банковских
операций. Порядок предоставления кредитной
организацией указанного ходатайства
регулируется нормативными актами Банка
России. Если после принятия решения учредителями
(участниками) Банка о его ликвидации Банк
России на основании статьи 20 указанного
Федерального закона принимает решение
об отзыве у нее лицензии на осуществление
банковских операций, решение учредителей
(участников) кредитной организации о
ее ликвидации и иные связанные с ним решения
учредителей кредитной организации или
решения назначенной учредителями (участниками)
кредитной организации ликвидационной
комиссии (ликвидатора) утрачивают юридическую
силу. Кредитная организация подлежит
ликвидации в порядке, предусмотренном
статьей 23.1 Федерального закона «О банках
и банковской деятельности» [1]. В случае
аннулирования или отзыва лицензии на
осуществление банковских операций кредитная
организация в течение 15 дней со дня принятия
такого решения возвращает указанную
лицензию в Банк России.
Учредители (участники) кредитной
организации, принявшие решение о ее ликвидации,
назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора),
утверждают промежуточный ликвидационный
баланс и ликвидационный баланс кредитной
организации по согласованию с Банком
России. Ликвидационная комиссия обязана
передать подлежащие обязательному хранению
документы кредитной организации на хранение
в порядке, установленном федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, в соответствии
с перечнем, который утверждается уполномоченным
Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти
и Банком России. Ликвидация кредитной
организации считается завершенной, а
кредитная организация прекратившей свою
деятельность после внесения уполномоченным
регистрирующим органом соответствующей
записи в единый государственный реестр
юридических лиц.
Заключение
Теперь обобщим весь выше изложенный
материал. Как было сказано выше, постоянное
и продолжительное состояние неплатежеспособности
может перерасти в состояние абсолютной
неплатежеспособности, при котором организация
(предприятие) не может восстановить свою
платежеспособность и продолжение ее
деятельности представляется невозможным
и нецелесообразным. Такая организация
становится банкротом и подлежит ликвидации
и продаже в целях соразмерного удовлетворения
требований кредиторов.
Дело о банкротстве может рассматривать
только арбитражный суд (оно не может быть
передано в третейский суд), но не по собственной
инициативе, а лишь на основании обращенного
к нему особого заявления с ходатайством
объявить определенного должника банкротом.
Были рассмотрены условия признания кредитной
организации.
Так же в работе был определен
порядок ликвидации и реорганизации кредитных
организаций: в какой последовательности
происходят эти процессы, какая документация
необходима для этого и какие последствия
за собой влекут данные мероприятия.
Что касается процессов ликвидации
и реорганизации коммерческих банков
в РФ, то в целом можно отметить, что российская
банковская система нуждается в укрупнении
действующих кредитных организаций, поскольку
более высокий уровень капитализации
позволит им предоставлять услуги в объемах,
адекватных потребностям хозяйствующих
субъектов, конкурировать с иностранными
банками и другими финансовыми институтами.
Одним из направлений решения данной проблемы
может стать реорганизация коммерческих
банков в форме слияний и присоединений.
Основными преимуществами,
достигаемыми в результате реорганизации
банков на основе слияний или присоединений,
следует считать:
- быстрое достижение желаемых
темпов роста и увеличение уровня рентабельности
за счет увеличения объема операций;
- достижение высокого уровня
знаний и квалификации персонала;
- возможность банка попасть
в число крупных банков страны, региона
или города.
Реализовать эти преимущества
можно в том случае, если кредитные организации
уделили должное внимание причинам неудач,
правильно провели оценку стоимости объекта
присоединения (слияния), а также вновь
созданного банка. Процессы концентрации
банковского капитала должны приобрести
в России в более активную форму, основные
побудительные мотивы слияний и присоединений
в экономике страны и банковской системе
присутствуют. Базой для активизации этих
процессов должно стать более совершенное
законодательство, а успех реализации
намерений кредитных организаций во многом
будет зависеть от серьезного анализа
позитивного и негативного опыта, накопленного
в этой области, а также от результатов
оценки стоимости банка.
Исследование проблем банкротства
и несостоятельности коммерческих банков,
определение путей их диагностирования,
предупреждения и регулирования процессов
банкротства приобретают в настоящее
время особую актуальность. К основным
проблемам банкротства и несостоятельности
кредитных учреждений можно отнести:
- необходимость в формировании
единой системной основы в разработке
и применении методов, моделей, средств
и технологий контроля, анализа, оценки
и прогнозирования деятельности коммерческих
банков;
- необходимость оптимизации
методов и инструментов раннего предупреждения
о несостоятельности коммерческих банков;
- необходимость совершенствования
деятельности по санации проблемных банков
в условиях кризиса доверия, как к коммерческим
банкам, так и органам внешнего регулирования.
Список литературных
источников
1. Федеральный закон от 02.12.1990
№395-1 (ред. от 29.12.2012) «О банках и банковской
деятельности» (с изм. и доп., вступающими
в силу с 27.01.2013)
2. Федеральный закон от
10.07.2002 №86-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке
России)» (с изм. и доп., вступающими
в силу с 06.01.2013)
3. Федеральный закон от
25.02.1999 №40-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций»
(с изм. и доп., вступающими в силу
с 01.01.2013)
4. Федеральный закон от
26.10.2002 №127-ФЗ (ред. от 29.12.2012, с изм. от
30.12.2012) «О несостоятельности (банкротстве)»
5. Инструкция Банка России
от 11.11.2005 №126-И (ред. от 30.11.2009) «О порядке
регулирования отношений, связанных
с осуществлением мер по предупреждению
несостоятельности (банкротства) кредитных
организаций» (Зарегистрировано в
Минюсте РФ 13.12.2005 №7266)
6. Инструкция Банка России
от 12.07.1999 №84-И (ред. от 21.06.2002) «О порядке
осуществления мер по предупреждению
несостоятельности (банкротства) кредитных
организаций»
7. «Положение о временной
администрации по управлению
кредитной организацией» (утв. Банком
России 26.11.2003 №241-П) (ред. от 18.02.2005) (Зарегистрировано
в Минюсте РФ 26.12.2003 №5369)
8. Указание Банка России
от 31.03.2000 №766-У (ред. от 21.12.2000) «О критериях
определения финансового состояния
кредитных организаций»
9. «Деньги, кредит, банки», под
ред. Лаврушина О.И., изд. КноРус, 2009, 560 с.
10. Организация деятельности
Центрального банка: Учебник / Ю.С. Голикова,
М.А. Хохленкова. - 2-e изд., перераб. и доп.
- (Высшее образование), Издательство: Инфра-М,
2012 г.
11. Фетисов Г.Г. Организация деятельности
центрального банка: Электронный учебник
/ Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова.
- М.: Кнорус, 2010.