Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 13:08, курсовая работа
цель работы: изучить организацию безналичного денежного оборота в России. В соответствии с целью, можно определить задачи данной курсовой работы:
* дать понятие сущности безналичного оборота, его значению в денежном обороте страны;
* изучить основные правовые документы, связанные с организацией безналичного денежного оборота в РФ;
* определить роль ЦБ и коммерческих банков в организации безналичного оборота;
* рассмотреть основные принципы организации безналичного оборота;
* охарактеризовать межбанковские расчеты;
* проанализировать применение различных форм безналичных расчетов в современных условиях;
* коснуться основных проблем организации безналичных расчетов;
* рассмотреть возможные перспективы развития безналичного денежного оборота в условиях развития современных платежных систем;
Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие безналичного денежного оборота и его роль в экономике современного государства
1. Понятие безналичного денежного оборота и его связь с наличным денежным оборотом……………………………………………………….5
2. Место и роль безналичного денежного оборота в экономике РФ и зарубежных стран……………………………………………………………11
2. Организация безналичного денежного оборота в Российской Федерации
1. Правовые основы регулирования безналичного денежного оборота и принципы его организации………………………………………………..13
2. Роль ЦБ РФ и коммерческих банков в организации безналичного денежного оборота…………………………………………………………16
3. Эволюция и характеристика современных форм безналичных расчетов………………………………………………………………………17
4. Способы организации межбанковских расчетов…………………..22
3. Проблемы в организации безналичного денежного оборота и изменение его роли в связи с развитием современных платежных систем
1. Проблемы в организации безналичного денежного оборота в Российской Федерации и пути их решения………………………………25
2. Перспективы развития безналичного денежного оборота в условиях развития современных платежных систем………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………..34
Список используемой литературы…………………………………………….36
Приложение А…………………………………………………………………38
Приложение Б………………………………………………………………….40
Приложение В…………………………………………………………………41
Приложение Г………………………………………………………………….42
Приложение Д…………………………………………………………………43
Классической формой корреспондентских отношений служат отношения между разными коммерческими банками. Для проведения взаимных расчетов коммерческие банки должны располагать в значительных объемах временно свободными, реальными собственными ресурсами, либо оперативно привлекать должные ресурсы с рынка для поддержания более или менее стабильного уровня ликвидности.
К достоинствам данной схемы платежей можно отнести скорость осуществления расчетов обычно "день в день", низкая себестоимость.
Главный недостаток нет полной гарантии в ликвидности банка корреспондента, следовательно, не ликвидность одного банка может повлечь цепь не платежей вплоть до банковского кризиса.
Также банк не может установить прямые корреспондентские отношения со всеми другими банками. Установление прямых корреспондентских отношений необходимо для покрытия постоянных (имеющих большой удельный вес в денежном потоке банка) платежей.
Главной операцией крупных коммерческих банков-корреспондентов является клиринг (взаимный зачет) чеков и других расчетно-платежных документов. По мере развития банковской системы и возрастания значения депозитов банки-корреспонденты стали оказывать друг другу и иные услуги. Например, крупные банки предлагают мелким банкам услуги по управлению активами, предоставляют им кредиты для пополнения резервов. Мелкие банки также, получают от своих банков-корреспондентов консультации по инвестиционным и правовым вопросам, информацию об оценке кредитоспособности коммерческих заемщиков, содействие в подборе кадров и помощь в международных операциях. Наконец, банки-корреспонденты могут выдавать друг другу ссуды, а также сотрудничать в выдаче крупных ссуд ценным клиентам.
Обычно
небольшие банки открывают
Через систему межфилиальных оборотов (МФО) рассчитываются в основном учреждения ЦБ, которые имеют свой счет МФО. Учреждение банка, начинающее МФО, посылает другому учреждению поручение на зачисление или списание средств – авизо. Различают авизо кредитовые (деньги перечисляются) и дебетовые (деньги списываются). В учреждении банка, получившим авизо, совершается ответный оборот, подтверждающий, что полученное авизо принято к исполнению. Банки регулярно следят за совпадением начальных и ответных оборотов, что достигается их сличением – квитовкой.
Межбанковские
расчеты могут также иметь место между
коммерческими банками и специальными
межбанковскими организациями типа клиринговых
палат (клиринговые центры, расчетные
палаты). Данные учреждения могут проводить
местные и межрегиональные клиринговые
расчеты. Такие межрегиональные клиринговые
системы создаются в Сибири, на Урале,
в Поволжье, в Санкт-Петербурге.
На сегодняшний день в РФ наиболее ярко выражены следующие проблемы безналичного денежного оборота: скорость совершения платежей, их очередность, проблема задержки расчетов, отсутствие безналичных расчетов, основанных на общенациональном чековом обращении; проблема использования аккредитивов во внутрироссийских расчетах, проблема вексельного обращения, создание специальной банковской почты, защита межбанковских переводов от несанкционированного доступа и т.д.
Рассмотрим основные из них.
Значительной проблемой является задержка расчетов банками, РКЦ, предприятиями. Эти задержки связаны с большим потоком бумажных носителей с финансово-денежной информацией и нарушением в расчетах по вине самих коммерческих банков. С введением расчетов банков через корсчета появляется следующие проблемы: сбои и задержки расчетов в РКЦ, Представив в банк платежное поручение о перечислении средств в трех экземплярах, предприятие получает от банка третий экземпляр с распиской в приеме поручения и штампом банка. Затем предприятие по выписке из своего лицевого счета может удостовериться в списании со счета перечисленной суммы. Но если банк ведет расчеты через РКЦ, такие бухгалтерские проводки – лишь предпосылки межбанковских платежей, которые совершаются РКЦ и начинаются в тот момент, когда там производится списание средств с корсчета банка. В документообороте также иногда происходят заминки. Известно, что некоторые банки задерживают платежные поручения на стадии передачи их в РКЦ и в течение какого-то времени используют средства, предназначенные для перевода, в качестве кредитного ресурса. И наоборот, поступившим через РКЦ на счет предприятия средствам банк может задержать бухгалтерскую проводку по их зачислению на расчетный счет предприятия. Такие факты не единичны. Владельцы счетов далеко не во всех случаях используют свое право требовать от банка уплату 0,7% несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день просрочки.
Не менее важной является проблема скорости совершения платежей. Скорость платежа в значительной мере обусловлена его срочностью. Т.е. не смотря на то что стадии платежа совершаются во время, на некоторое время денежные средства находятся в расчетах, т.е. изымаются из полезного хозяйственного оборота.
Эта проблема может решаться с помощью современной электронной техники, позволяющей соединить сроки отдельных стадий платежа воедино. Оптимальная скорость безналичных расчетов достигается совпадением трех показателей: времени получения товара покупателем, срока его оплаты и времени зачисления средств на счет поставщика.
Один из острых вопросов денежно-кредитной политики – регулирование очередности платежей. Внешне очередность платежей по усмотрению плательщиков укрепляет их самостоятельность, в наибольшей мере соответствует условиям рынка. Однако такая очередность может наносить ущерб ряду кредиторов, требования которых, несмотря на их длительность, откладываются плательщиком.
Для решения этой проблемы предлагают следующее подразделение платежей (периодическая очередность): периодические платежи в доходы бюджета, по зарплате, электроэнергию и другие платежи по наращенной кредиторской задолженности; текущие платежи в погашение кредиторской задолженности; авансовые платежи. В каждой из трех групп расчетные документы располагаются в календарной последовательности, так как каждая группа представлена в основном однотипными платежами.
Проблема
вексельного обращения в нашей
стране главным образом связана
с нерешенными правовыми
Проблема
использования аккредитива
Также
существует ряд проблем, связанных с использованием
пластиковых карточек. Во-первых, большинство
карточек в России дебетовые и по ним нельзя
получит кредит. Во-вторых, потребители
в основном используют карточки только
для снятия денег через банкомат, а не
для оплаты с их помощью покупок в магазине.
В частности, опрос, проведенный на сайте
СКБ-банка, показал, что 41 процент опрошенных
расплачиваются картой при любой возможности,
36 процентов - категорически отказываются
использовать свою банковскую карту для
оплаты покупок и услуг. И 23 процента держателей
карт используют их в качестве «запасного
варианта» - когда наличных денег с собой
недостаточно. В – третьих, трудность
по их использованию связана с тем, что
пластиковые карточки принимаются далеко
не во всех магазинах. Кроме того, рядовому
потребителю чисто психологически приятнее
иметь туго набитый бумажник, а не пластиковую
карточку. Развитие кредитных карточек
также затруднено тем, что клиентам достаточно
сложно предоставить гарантии своей будущей
платежеспособности. Подводя итог, хотелось
бы отметить все более возрастающий (несмотря
ни на что) интерес российских банкиров
к платежным системам на основе пластиковых
карт. Он продиктован жесткой необходимостью
выжить в условиях резко усилившейся в
последнее время конкуренции между банками.
И есть все основания полагать, что платежные
системы самообслуживания на базе пластиковых
карт в России будут в ближайшее время
интенсивно развиваться. Подробнее я рассмотрю
этот вопрос в следующем параграфе.
Во-первых, следует отметить, что платежная система – это совокупность инструментов и методов, которые применяются в хозяйстве для перевода денег и осуществления расчетов между юридическими и физическими лицами. Она находится под общим руководством ЦБ РФ, который обеспечивает ее эффективность, стабильность, надежность и безопасность.
Кроме того, на российском рынке представлены все основные международные карточки, получившие распространение во всем мире. Российский рынок пластиковых банковских карточек поделен между иностранными платежными системами в следующей пропорции:
American Express – 47%;
Visa – 27%;
Europay – 19%;
Diner Club – 7%;
JCB – мене 1%.
2003 г.
- это год старта активного
потребительского кредитования
в России. Кредитная карта - следующая
ступень развития
Наиболее распространенными в настоящее время являются магнитные карточки. Банк гарантирует открытие кредита владельцу карточки. Держатель карточки ежемесячно получает сообщение из компании, выдавшей карту. Там подводятся итоги расходов предыдущего месяца. Оплата долга должны быть произведена до конца месяца, в котором получено сообщение. С владельцев ежегодно взимается взнос за карточку, некоторые виды карт являются бесплатными.
Сейчас также все большее развитие получают дебетовые пластиковые карточки. Как правило, их распространение происходит через предприятия, которые перечисляют на карточки заработную плату работникам.
В настоящее время для увеличения доли использования пластиковых карточек при расчетах, банки предоставляют держателям карт ряд дополнительных услуг: от стандартных, таких как страховка, до эксклюзивных, а также целый пакет дисконтных карт торговых сетей, которые работают с банком. При поведении дисконтных программ, банкам следует оценивать возможный финансовый результат, т.к. по данным исследования, проведенного Аналитическим банковским журналом, интерес к бонусным программам возникмет при размере скидки выше 10%.
К примеру, у Росбанка есть трехвалютные карты, двухвалютные карты в рублях и долларах, планируются в рублях и евро. Практически для всех клиентов предоставляются SMS-сообщения по остаткам денежных средств на картах.
Необходимо совершенствововать систему расчетов банковскими картами, увеличивать долю использования кредитных карт.
Кроме,
активного использования