Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 16:15, курсовая работа
Современная экономика любого государства представляет собой широко разветвленную сеть сложных отношений миллионов входящих в нее хозяйствующих субъектов между собой, а также с внешними агентами из других стран. Основой этих взаимосвязей выступают расчеты и платежи, в процессе которых удовлетворяются взаимные требования и обязательства.
Безналичные расчеты составляют основу денежных расчетов между предприятиями и организациями за различные товары и услуги. Безналичные расчеты позволяют осуществить платежи в короткие сроки. Благодаря автоматизированному учету потоков денежных средств их можно легко контролировать. Определение четкого порядка осуществления расчетных операций позволяет кредитным организациям и юридическим лицам выбирать такие формы и пути прохождения платежей, которые будут наиболее оптимально обеспечивать поступление денежных средств (платежей) к их конечному получателю.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основы организации безналичных расчётов…………………………………4
1.1. Безналичный денежный оборот………………………………………4
1.2. Принципы организации безналичных расчётов..………………….10
2. Формы безналичных расчётов……………………………………………….16
2.1. Расчеты платежными поручениями…………………………………20
2.2. Расчеты в порядке плановых платежей……………………………..22
2.3. Аккредитивная форма расчетов……………………………………..23
2.4. Расчеты чеками…………………………………………...…………..27
2.5. Расчеты платежными требованиями-поручениями………………..29
2.6. Зачет взаимных требований…………………………………………30
2.7. Акцептная форма расчетов……………………………………….….32
2.8. Межбанковские расчеты………………………………………….….35
3. Перспективы развития безналичной системы расчетов в РФ……………...38
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………43
При установлении между банками корреспондентских отношений непокрытый (гарантированный) аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента (рис. 4).
Каждый аккредитив должен быть отзывным или безотзывным. При отсутствии такого определения аккредитив считается отзывным. Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком (например, при несоблюдении условий, предусмотренных договором, досрочном отказе банка-эмитента гарантировать платежи по аккредитиву).
Рис. 6.4. Аккредитивная форма расчетов с использованием банковской гарантии:
1 - заключение договора о расчетах с использованием аккредитивной формы расчетов
с предоставлением банком покупателя гарантии платежа;
2 - передача в банк заявления на открытие аккредитива под гарантию банка
и отражение открытия аккредитива по внебалансовому счету «Гарантии и поручительства банка»;
3 - сообщение об открытии
аккредитива и отражение
4 - сообщение поставщику об открытии аккредитива;
5 - поставка товара (оказание услуг);
6 - расчетные документы, подтверждающие отгрузку товара (оказание услуг),
в соответствии с условиями договора направляются в банк поставщика
и осуществляется зачисление средств на счет поставщика;
7 - дебетовое авизо направляется в банк покупателя, где производится списание средств со счета
покупателя, при отсутствии средств на счете покупателя банк предоставляет плательщику кредит;
8 - сообщение покупателю о списании средств с его счета
Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он был открыт. Поставщик может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива.
В России аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком и не может быть переадресован. Выплата с аккредитива наличными деньгами не допускается.
Использование аккредитивов в международных расчетах регламентируется Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов, утвержденных Международной торговой палатой в декабре 1993 г.
Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре между плательщиком и поставщиком.
Открытие банком-эмитентом гарантированных аккредитивов осуществляется по договоренности с покупателем и в соответствии с условиями корреспондентских отношений с другим банком. Выплаты по аккредитиву производятся в течение срока его действия, установленного в договоре сторон.
При аккредитивной форме расчетов полностью соблюдаются все основные правила осуществления расчетов: продукция оплачивается после ее отгрузки; оплата производится с согласия плательщика, выраженного в данном случае самим фактом открытия аккредитива; плательщику предоставляется право отказаться от оплаты, если обнаружены нарушения условий договора; аккредитив открывается за счет средств покупателя или кредита банка, если покупатель имеет право на его получение. Положительной стороной аккредитивной формы расчетов является гарантия платежа. Вместе с тем этой форме расчетов присущ ряд существенных недостатков, которые и предопределили ограниченную сферу ее применения: средства покупателя в сумме аккредитива отвлекаются из его хозяйственного оборота на срок действия аккредитива; замедляется товарооборот, так как поставщик до извещения об открытии аккредитива не может отгрузить уже готовую продукцию и несет дополнительные затраты по ее хранению.
2.4. Расчеты чеками.
При расчетах чеками владелец счета (чекодатель) дает письменное распоряжение банку, выдавшему расчетные чеки, уплатить определенную сумму денег, указанную в чеке, получателю средств (чекодержателю).
Чек удобен для расчетов в случаях, когда плательщик не хочет совершать платеж до получения товара, а поставщик - передавать товар до получения гарантии платежа или когда продавец заранее не известен.
Расчетный чек, эмитированный российским банком, имеет хождение только на территории Российской Федерации.
Чек служит ценной бумагой. Чековая книжка представляет собой бланки чеков «Расчетный чек», сброшюрованные в книжки установленного образца. Бланки чековых книжек - документы строгой отчетности и их форма устанавливается ЦБ РФ. Для получения чековой книжки предприятия представляют в обслуживающий их банк заявления. Банк депонирует средства заявителя на отдельном счете, с которого оплачиваются чеки. Клиент получает в банке чековую книжку с указанием суммы, депонированной банком, в пределах которой он может выписывать чеки.
Приобретая товар или получая услуги, предприятие выписывает расчетный чек и передает его поставщику-получателю средств (рис. 5). Чеки, поступившие в платеж, как правило, должны сдаваться чекодержателем в банк на следующий день со дня выписки. После проверки банк зачисляет сумму, указанную в чеке, на счет получателя денежных средств, списав ее со счета, на котором депонированы средства, или с расчетного или ссудного счетов (если книжка выдана под гарантию банка).
Рис. 5. Расчеты чеками.
1 - покупатель направляет в банк заявление на выдачу чековой книжки;
2 - банк выдает ему чековую книжку (или разовый чек);
3 - отгрузка товара или оказание услуг; За - оплата товара чеком;
4 - поставщик предъявляет чек в банк к оплате и последний списывает средства со счета покупателя и зачисляет их на счет поставщика
В мировой банковской практике в зависимости от того, кто указан получателем платежа, чеки делят на именные, ордерные, предъявительские. Платеж по именному чеку может быть совершен только в пользу лица, указанного в чеке, по ордерному - как в пользу лица, указанного в чеке, так и по его приказу другому лицу, по предъявительскому - в пользу любого лица, предъявившего чек в банк. Именные чеки передаче не подлежат. Предъявительские могут передаваться другому лицу путемвручения, ордерные - путем оформления передаточной надписи (индоссамента).7
В России «Положение о безналичных расчетах» конкретизировало порядок расчетов чеками и одновременно несколько ограничило возможности их использования. Последнее выразилось в том, что:
• чекодателю запрещен индоссамент чека;
• чекодатель не может передать чеки поставщику путем индоссамента;
• требуется обязательно предварительное депонирование чекодателем средств на отдельном счете.
Вместе с тем Положением о безналичных расчетах предусматривается возможность использования в платежном обороте и других видов чеков. Это дает банкам возможность эмитировать свои чеки. В настоящее время многие российские банки эмитируют и размещают свои чековые книжки. При расчетах чеками из чековых книжек с депонированием средств гарантируется платеж поставщику, но средства отвлекаются из хозяйственного оборота плательщика на достаточно длительный срок.
2.5. Расчеты платежными требованиями-поручениями.
Относительно новым для нашей экономики расчетным документом и, соответственно, новой формой безналичных расчетов являются расчеты платежными требованиями-поручениями.
Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг и поручение плательщика списать средства с его счета.
Платежные требования-поручения выписываются поставщиками и вместе с коммерческими документами отправляются в банк покупателя, который передает требование-поручение плательщику для акцепта (рис. 6). Плательщик обязан вернуть в банк акцептованное платежное требование-поручение или заявить отказ от акцепта в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика. Платежное требование-поручение принимается к оплате при наличии средств на счете плательщика.
Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение этих трех дней. Требования-поручения вместе с приложенными отгрузочными документами и извещениями об отказе в оплате возвращаются непосредственно поставщику. При согласии оплатить полностью или частично платежное требование-поручение плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом и оттиском печати, а затем сдает их в обслуживающий банк.
2.6. Зачет взаимных требований.
В сложной системе хозяйственных связей существует возможность появления встречных потоков движения товарно-материальных ценностей и услуг. Эта ситуация служит основой применения такой специфической формы безналичных расчетов как зачет взаимных требований, т.е. перечисление со счета одной организации на счет контрагента только разницы (сальдо) встречных требований. Основное преимущество данной формы безналичных расчетов состоит в относительной простоте и экономичности.
К зачету могут быть представлены различные расчетные документы. При зачете взаимных требований происходит резкое сокращение движения средств. Они требуются только в сумме разницы, оставшейся после зачета.
Рис. 6. Расчеты платежными требованиями-поручениями:
1 - поставка товара (оказание услуг); la - передача платежного требования-поручения в банк покупателя;
2 - расчетные документы
передаются покупателю для
3 - акцептованные расчетные документы возвращаются в банк,
где производится списание средств со счета покупателя;
4 - перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет поставщика;
5 - сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счет
Зачеты взаимных требований бывают постоянно действующие и разовые. Постоянно действующие расчеты по сальдо производятся между двумя хозяйственными организациями на основе встречных, примерно равных поставок. Оба участника зачетов ведут у себя счета взаимных расчетов, на которых учитываются все суммы к платежам. Расчетные документы не сдаются в банк, а направляются покупателю с отражением их суммы на счете взаимных требований. Периодически представители сторон выверяют счета расчетов, устанавливают, в чью пользу имеется сальдо.
Разовые зачеты взаимных требований между двумя юридическими лицами осуществляются в том случае, если одна сторона при совершении платежа в пользу другой стороны имеет к ней встречные требования и претензии. Незачтенный остаток средств погашает сторона, которая должна была больше заплатить. Разовые групповые зачеты могут проводить банки на определенную дату для устранения образовавшейся взаимной просроченной задолженности юридических лиц по расчетам друг с другом.
Особенно широко зачет взаимных требований применялся в России в условиях командной системы экономики (1933-1987 гг.). Наибольшее распространение в те годы получили зачеты через отделы взаимных расчетов (ОВР) или бюро взаимных расчетов (БВР), создававшиеся в крупных организационных структурах, например, в министерствах для взаимозачета платежей предприятий одной отрасли или объединениях для зачета среди предприятий данного объединения, связанных единым производственным циклом. Такой подход позволял рационализировать платежный оборот.
В настоящее время предприятия и организации, могут осуществлять взаимозачеты через клиринговые палаты (центры). Банки, их учреждения могут вводить расчеты путем зачета взаимных требований, организовывать свои расчетные центры для совершения расчетов обслуживаемой клиентуры, проводить в них зачетные операции взаимных требований хозорганов, а также открывать корреспондентские субсчета в других банках, их учреждениях для расчетов своих клиентов. Сальдо взаимных платежей погашается путем перевода средств по корреспондентским счетам этих банков, их учреждений, а также в РКЦ Банка России. Клиринговые центры создаются обычно банками на акционерных началах, на условиях взаимной выгоды с целью ускорения и рационализации платежного оборота8.
2.7. Акцептная форма расчетов.
В безналичном обороте при расчетах за товарно-материальные ценности и услуги длительное время доминирующей формой безналичных расчетов была акцептная форма с применением платежных требований. В 1989 г. ее удельный вес составлял 44% всего платежного оборота и 66,2% (в 1988 г.) общего объема оплаченных счетов за товары и услуги.
Введенная в хозяйственную практику в ходе проведения кредитной реформы 1930-1932 гг. данная форма расчетов оказалась хорошо приспособленной к решению многих задач в области расчетов. Эти обстоятельства позволили акцептной форме пройти долгий путь совершенствования и при этом оставаться основной при оплате товаров, услуг, работ. Процесс ее совершенствования шел по пути упрощения техники совершения операций и ускорения документооборота.
Суть расчетов платежными требованиями (акцептной формы расчетов) состояла в том, что получатель средств представлял в обслуживающий его банк на инкассо расчетный документ, содержащий требование к плательщику об уплате получателю определенной суммы через банк.
Бланк платежного требования мог быть совмещен со спецификацией либо к нему должны были быть приложены товарно-транспортные документы, в которых содержалась характеристика поставки: наименование товара, его количество, цена и стоимость. Кроме вышеперечисленных обязательных реквизитов поставщик должен был указать в требовании: дату и номер договора; дату отгрузки, номера товарно-транспортных документов (приемосдаточных актов, если продукция принималась представителем покупателя на месте), способ отправки.
Информация о работе Организация безналичных расчетов в России