Организация безналичных расчетов в Сбербанке России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта конкретизируется в постановке и решении следующих задач:
- раскрыть понятие безналичных расчетов;
- провести классификацию безналичных расчетов;
- исследовании современных банковских технологий безналичных расчетов;
- проанализировать организацию безналичных расчетов на примере Сбербанка России.

Вложенные файлы: 1 файл

курс.проект введение.docx

— 112.90 Кб (Скачать файл)

Объем операций торгового  эквайринга по банковским картам за 1 квартал 2011 года составил 4,6 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2010 года более чем в 2,4 раза.

Средняя сумма одной операции за отчетный период не изменилась и  составила 1 080 рублей. Основной объем  операций приходится на карты международных  платежных систем – 81% от общей суммы  операций (уменьшение доли за год на 4%). Средняя сумма операции по международной  карте составила 2 600 рублей. Для сравнения  средняя сумма 1 операции для карт Сберкарт, "Золотая корона" и Union card составила соответственно 234 руб., 251 руб. и 154 рубля (указанные карты интенсивно используются для микроплатежей и в локальных расчетах). Активно в течение года рос торговый оборот по картам "Русский стандарт", что позволило этому банку увеличить долю на рынке до 1,0% при самой высокой среди всех платежных систем средней сумме покупки, равной 10 300 рублям.

Характерным моментом является тот факт, что значительно возросла в объеме операций торгового эквайринга по международным картам доля оборотов по картам российских банков – с 39% в 2009 году до 57% в 2010 году. В торговых точках, обслуживаемых Сбербанком России, доля операций по российским картам была еще выше в среднем за год 68% (в декабре 2010г. – 76%). Указанная тенденция ведет к снижению себестоимости обслуживания операций эквайринга Сбербанка России, поскольку в общем объеме количество операций возрастает по собственным картам банка, по которым не выплачивается комиссия взаимообмена (для Сбербанка России доля операций ON-US в общем эквайринговом обороте составила в прошедшем году 15,2%, увеличившись на 2,4%)(рис. 5)

Рис.5. Доли платежных систем на рынке торгового эквайринга банковских карт России

 

Высокими темпами в 2010 году продолжался рост инфраструктуры обслуживания банковских карт в стране. Общее количество банкоматов увеличилось. Сбербанком России установлено 5194 банкомата (по состоянию на 01.01.2011 – 4816 шт., что на 33% превышает показатели предыдущего года 01.01.2010 г.-3202 шт. ), из них:

- 4884 банкомата принимают  карты международных платежных  систем Visa и MasterCard;

- 3300 банкоматов принимают  карты СБЕРКАРТ;

- 4615 банкоматов принимают  карты American Express;

- 3899 банкоматов осуществляют  прием платежей за услуги предприятий  (операторов сотовой связи, спутникового  телевидения и т.д.).

Количество электронных  терминалов, обслуживающих карты, составило 61,1 тысячи штук (год назад 41,4 тыс. штук), число торговых и сервисных точек, с которыми были заключены договоры на прием банковских карт, достигло 49,0 тысяч организаций, увеличившись за период на 52%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Проблемы совершенствования  систем безналичных расчетов  в России

Первая группа проблем  систем безналичных расчетов в России связана с ее низкой эффективностью. В рамках традиционного обслуживания предприятий комиссионные доходы покрывают  только 79% издержек, а прибыль зарабатывается в основном на размещении остатков текущих счетов в рисковые активы. При этом обслуживание счета малого предприятия приносит банкам убытки в размере 3,7 тыс. руб. в год и  субсидируется за счет доходов от крупных клиентов.

Вторая группа проблем  посвящена определению возможностей адаптации зарубежных банковских технологий проведения расчетных операций к  российской практике. На основании  компаративного анализа функционирования зарубежных и отечественных платежных  систем кредитных организаций, также  применяемых технологий проведения безналичных расчетов мы пришли к  выводу, что отечественные банки  не уступают сегодня своим западным коллегам в освоении современных  платежных технологий. В качестве примера можно привести появление  и активное развитие таких систем доставки банковских услуг, как интернет-банкинг, SMS-баккинг, управление счетом по телефону, посредством e-mail сообщений, вплоть до создания отделений самообслуживания, коренным образом меняющих представление о развитии сети банковского обслуживания. Однако значимый эффект от использования перечисленных технологий отечественные кредитные организации смогут получить только при их массовом использовании, что уже давно практикуется зарубежными банками.

Третья группа проблем  связана с минимизацией платежных  рисков. На наш взгляд, существует необходимость  осуществления мониторинга рисков, сопутствующих проведению безналичных  расчетов в разрезе применяемых  технологий. Под мониторингом такого рода мы понимаем совокупность мероприятий, включающих организацию постоянного наблюдения за технологиями проведения расчетных операций, оценку их текущего состояния и прогнозирование развития банковских технологий в системе безналичных расчетов. Его проведение необходимо осуществлять как на уровне коммерческих банков, так и на уровне Банка России. Однако ведущая роль в организации данного процесса должна все-таки принадлежать коммерческим банкам. Организация двухуровневой системы мониторинга рисков, сопутствующих проведению безналичных расчетов, а так же решение правовых, технических, экономических и организационных проблем управления банковскими платежными рисками позволит минимизировать последние, упростить процедуру проведения платежа, что будет способствовать расширению сферы безналичных расчетов и повышению их эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Модернизация расчетов, совершенствование  банковских технологий в целях создания современной системы расчетов является одним из основных направлений деятельности Банка России. Цель – создание к  началу следующего столетия современной  автоматизированной системы расчетов, работающей преимущественно в режиме реального времени.

Для более эффективного функционирования системы электронного обмена информаций по безналичным расчетам между учреждениями Банка России и кредитными организациями  необходимы активные действия по подключению  к системе электронного обмена информацией.

Результаты внедрения  системы многогранны. Это:

  • сокращение сроков прохождения платежей, то есть если банк плательщика и банк получателя работают по новой технологии обмена информацией, то время прохождения платежа от плательщика до получателя занимает от одного до полутора часов;
  • заинтересованность кредитных организаций во внедрении системы "клиент-банк", что в свою очередь повышает скорость и надежность прохождения платежей в банковской системе;
  • сокращение затрат ручного труда в расчетно-кассовых центрах и в банковской системе в целом.

Эффективное проведение денежно-кредитной  политики зависит от быстродействия и надежности платежной системы, в том числе создания совершенной  банковской технологии и инструмента  перевода денежных средств. Хорошая  работающая платежная система способствует сокращению избыточных ресурсов в виде остатков средств банков на корреспондентских  счетах в Банке России.

Важную роль в развитии безналичных расчетов могут играть негосударственные расчетные и  клиринговые организации, система  прямых расчетов кредитных организаций  через взаимные корреспондентские  счета, которые Центральный Банк РФ намерен стимулировать и поддерживать их развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».
  3. Федеральный закон от 03.02.96 №17-ФЗ «О банках и банковской деятельности».
  4. Положение Банка России от 03.10.2002. №2-П «О безналичных расчетах в РФ».
  5. Положение Банка России от 01.04. 2003. №222-П «О порядке осуществления безналичных расчётов физическими лицами в РФ».
  6. Ануриев, С. В. Платежные системы и их развитие в России / С. В. Ануриев. - М.: Финансы и статистика. 2004. - 288 с.
  7. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы: Учебник. - М.:ИД ФБК – ПРЕСС, 2000. -760с.
  8. Банки и банковские операции: Учебник для вузов /Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, О.М. Маркова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. – 471с.
  9. Березина М.П. Безналичные расчеты в экономике России. М: Консалтбанкир, 2005. - 346 с.
  10. Лаврушин, О. И. Деньги, кредит, банки: учебник - 3-е изд., перераб. и доп. / О. И. Лаврушин - М.: КНОРУС, 2006. - 560 с.
  11. Печникова, А.В. Банковские операции: Учеб. для сред. проф. образования / А.В. Печникова, О.В. Маркова, Е.Б. Стародубцева. - М.: Инфра - М, 2005. - 250 с.
  12. Тедеев, А.А. Электронные банковские услуги и Интернет-банкинг: правовое регулирование и налогообложение / А. А. Тедеев - М.: Новый Индекс, 2006. - 243 с.
  13. Гаврилова, О. А. Преимущества и тенденции развития системы банковских электронных срочных платежей // Финансы и кредит – 2008. №17 С. 19 – 23.
  14. Кораблёв, Ю. В., Сафронова, В. В. Расчёты в режиме реального времени // Деньги и кредит – 2008. №5 С. 33 – 34.
  15. Обаева, А. С. Национальная платёжная система: формирование и направления развития // Деньги и кредит – 2008. №3 С. 11 – 16.
  16. Образцов, М. В. К вопросу о путях дальнейшего развития платежной системы Банка России // Деньги и кредит – 2009. № 7 С. 46 – 55.
  17. Смирнов, Е.Е. О совершенствовании безналичных расчетов в РФ// Расчеты и операционная работа в коммерческом банке - 2006. №11(75). С. 24.
  18. Спицин, С. Ф. Платежная система России – важнейший объект наблюдения и регулирования // Деньги и кредит – 2008. №8 С. 43 – 46.
  19. Тедеев, А. А. Проблема развития интернет – банкинга в России // Банковское дело – 2008. №6 С. 95 – 98.
  20. Агупов, В. Г. Merchant Account или Person-to-Person? (См. http://www.e-commerce.ru/analytics).
  21. Годовой отчет Центрального банка Российской Федерации за 2008 год. (См. http://www.cbr.ru/publ/main.asp).
  22. Кравчук, А. Г. Электронные деньги: прошлое и настоящее. (См. http://www.russianlaw.net/law/law.htm).
  23. Наумов, В. Б. Краткая методика юридической поддержки проекта e-Commerce. (См. http://www.russianlaw.net /law/doc/a24.htm).
  24. Платёжная система Банка России. Краткий обзор. (См. http://www.cbr.ru/today/BESP/).
  25. Рамзаев, М. Г. Интернет-банкинг: медленно, но верно! (См. http://www.ecommerce.al.ru).

 


Информация о работе Организация безналичных расчетов в Сбербанке России